На самой известной картине Шагала «Над городом», где по небу летят влюбленные, в левом углу произведения изображен… справляющий большую нужду мужик.
Сидит себе, спустив портки… А ведь все смотрят только летящие фигуры над городскими заборами.
И тут я предвижу критику, дескать, «кто из себя что представляет, тот и видит вокруг только это». А как быть с тем, кто рисует подобное?
Например. Есть в Витебске художник Крошкин. Вероятно, под впечатлением от этого шагаловского персонажа, намалевал на одной из своих «картин»… готовую к испражнению блондинку. Расселась этакая дама, спиной к зрителю, раздвинув ягодицы… И как только не хвалят доморощенные искусствоведы этого УНОВИСта! Тут даже и говорить больше не о чем. Как известно, есть чёткие критерии, определяющие произведение искусства. Этим и отделяется, слава Богу, живопись от ...
Но вернёмся к искусству. Вот что пишет о картине Шагала директор шагаловского музея Л. Хмельницкая: «Шагал, пожалуй, как никакой другой художник умел передать на своих полотнах «гений места» — субстанцию тонкую, загадочную и отнюдь не материальную. Погружаясь в мир маленьких домиков и покосившихся заборов, однажды ловишь себя на мысли, что начинаешь жить в шагаловском Витебске».
Ну и странно, согласитесь, если бы одна из самых известных шагаловедов вдруг произнесла, мол, спадары, все заметили под забором мужичонку? – это всего лишь «загадочная и тонкая субстанция».
Объяснение склонности Шагала к изображению мужиков с оголенным задом в «орлиной позе» мы можем найти в книге Марка Захаровича «Моя жизнь»:
«Еще водилась за нами привычка по... вечером у крылечка.
Простите за грубость! Впрочем, невелика и грубость.
Это так понятно: темно, луна, страшно отойти от дома, ноги не слушаются.
А наутро отец ругал нас, детей, за свинство».
Вероятно, художник хотел усилить возвышенное, показав низменное. Может быть, может быть. Ему можно, он – гений.
Дмитрий Рубаник
Оценил 1 человек
1 кармы