Время яркое, стильное и очень фотогеничное.
И вообще довольно приятное. Уже окончилась Первая Холодная война, поскольку баланс противоборствующих мировых систем пришёл к устойчивому равновесию. Термин "разрядка" ещё не придумали, но "наведение мостов" шло полным ходом.
15-27 сентября 1959 г. состоялся первый визит советского лидера в США:
Во время этого вояжа было сделано знаменитое фото с кукурузным початком, попавшее на обложку журнала "Лайф":
В Америке Хрущев много чего увидел и много чего решил заимствовать, но последующая кукурузная кампания, пожалуй, стала самым памятным итогом того визита.
В Пекине отпраздновали первое десятилетие КНР (автор фото Brian Brake):
Злосчастный "Большой скачок" 1958 г. остался позади, впереди были отзыв советских специалистов, первое испытание собственной ядерной бомбы, а там уже не за горами и "Культурная революция".
Но в 1959 году, несмотря на первую трещину, советско-китайские отношения официально ещё считались дружественными и даже братскими.
Советский фотограф Дмитрий Бальтерманц запечатлел "церемониальную лодку" Мао Дзэдуна:
В завершение политического блока дадим парадный портрет президента де Голля 1959 г.:
ТЕХНИКА
Воплощением стремительного научно-технического прогресса того времени была "космическая гонка", в которой уверенно лидировал СССР.
"Гвоздём" советской выставки в Нью-Йорке были космические аппараты:
Американцы были всего на полшага позади.
Пуск с мыса Канаверал (штат Флорида, США) межконтинентальной баллистической ракеты Atlas-B в декабре 1959 г.:
Зато в области бытовой техники они безусловно опережали СССР.
«Чудесная кухня будущего» на американской Национальной выставке в Москве. Март 1959 года:
На той же выставке 1959 г. был продемонстрирован робот-уборщик, который стал хитом продаж в ... 2010-е:
Всегда интересно увидеть, как выглядели в далёком прошлом компьютеры.
Согласно подписи к снимку, на этой бумажной ленте можно было загружать в ЭВМ по нескольку килобайт данных в промежуток времени от 5 до 10 минут:
Наверное, это было очень круто по тем временам!
АВТОМОБИЛИ
1959 — пик американского "автомобильного барокко". Никогда ещё дизайн автомобилей не был таким далёким от утилитарности, смелым и причудливым, обворожительным и роскошным!
Buick Invicta 2-door Hardtop 1959:
Cadillac Sedan DeVille 1959 на вершине "ракетно-плавниковой" моды:
Американский автомобиль для европейцев уже гораздо скромнее, Opel Olympia Rekord P1 1959:
"Мерседес" в 1959 г. тоже немного поддался американской "плавниковой" моде. Это модель 220SE:
Но в целом европейский автопром того времени имел мало общего с американским. В Старом Свете стремились к компактности, утилитарности, экономичности и доступности.
Иногда даже доходили в этом до крайности.
Микроавтомобиль Messerschmitt KR200 на фото 1959 г.:
Представляю, чтобы тогда подумали американцы про этот "автомобиль"!
Довольно редкий для 1950-х образец европейского "универсала", шведский СААБ 95 (1959 - 1960):
Завод Renault в Париже, 1959 (автор фото Marc Riboud):
В социалистическом автопроме тон в тот год задавали чехи.
Шкода Октавия Купе (1959 - 1964):
МОДА
Американская мода в Нью-Йорке.
Автор фото - Уильям Кляйн, 1959:
КИНО
27 января 1959 г. Стенли Кубрик начал работу над фильмом "Спартак". Для съёмок использовалась кинематографическая система Technirama — цветная плёнка 35 мм с соотношением сторон кадра 2,25:1.
Кадр со съёмочной площадки:
Декорации в основном были возведены на землях, принадлежащих Universal в окрестностях Лос-Анджелеса. В качестве виллы Красса была использована загородная резиденция медиамагната Уильяма Рэндольфа Херста, возведённая в античном стиле
29 марта 1959 г. вышел в проект фильм "Некоторые любят погорячее" (в советском прокате - "В джазе только девушки"). В отличие от большинства американских картин того времени он был черно-белым. Вроде как из-за того, что на цветном варианте многослойный грим на актёрах-мужчинах, изображавших женщин, смотрелся слишком уж заметно и неестественно.
Зато остались цветные фотоматериалы со съёмочной плохадки.
Мэрилин Монро в роли "душечки" Даны Ковальчик и Джэк Леммон в роли Дафны:
На подобный обзор культурной жизни 1959-го нас уже не хватит, так что обозначим всего пару штрихов.
Студенты свингуют под джаз в центре Вены (фото Volkmar Wenztel):
ГОРОДА
В конце, как обычно, прогуляемся по городам.
В Берлине ещё не успели построить стену, но жизнь разделённого города уже давно текла изолировано, по секторам.
В Западном секторе наконец дошли руки для ремонта здания Рейхстага (автор фото Michael Sobotta):
Есть легенда, что купол специально не стали восстанавливать, поскольку якобы было какое-то соглашение, что с него не будут убирать красный флаг. А так, нет купола - нет флага.
Во Франкфурте на главной (Римской) площади всё ещё остаются руины:
А теперь посмотрим, как выглядел 60 лет назад самый знаменитый долгострой современности.
У собора Саграда Фамилия в Барселоне всё ещё только один фасад (Рождества), который и является полностью авторским (Антонио Гауди):
После долгого перерыва строительные работы возобновились только в 1952 г., однако вся точная документация сгорела при фашистской бомбёжке, поэтому дальше пришлось строить "по мотивам", основываясь на небольшом авторском макете.
Спустя 60 лет возведение выходит наконец на финишную прямую и должно быть завершено к 2026 году:
Возобновившееся строительство собора шло диссонансом со всей европейской (и мировой) архитектурой того времени, где уже почти безраздельно господствовал модернизм и стремление к упрощению форм.
Вся Европа строила то, что потом в СССР назовут "хрущёвками".
Это, например, "хрущевка" в Стокгольме 1959 г., на фото Уильяма Репса:
У нас в такой этажности строили в колхозах и небольших райцентрах.
Конечно, были архитекторы, которые даже многоквартирным домам-муравейникам пытались придать неповторимый вид.
Вот например, весьма оригинальный комплекс Christians Garden в Копенгагене на фото того же Уильяма Репса:
Не избежали экспериментов с кварталами типовых многоквартирников даже в США, где народ вообще-то тяготеет в массе своей к индивидуальным коттеджам в субурбии.
На этом фото Дмитрия Кесселя мы видим старый квартал в Нью-Йорке, зачищенный для строительства нового 20-этажногого жилого квартала:
Один старый домик ещё стоит, как бы напоминая, насколько более эстетичной была архитектура прошлого.
Как известно, у американцев все эти эксперименты провалились, поскольку уважающие себя люди не живут в типовых муравейниках, и кварталы-новостройки вскоре превратились в гетто.
Вечерние огни Лас-Вегаса, сентябрь 1959:
Самый главный строительный проект 1959-го — новая столица Бразилии (Бразилия), настоящая выставка модернистской архитектуры в чистом поле:
Оценили 12 человек
14 кармы