
Смутное время. Тяжелейший исторический период, поставивший Русь на грань выживания. Катастрофа, погрузившая страну в пучину бедствий. Официальная история датирует этот период 1598-1613 годами, от смерти сына Иоанна Грозного Федора Иоанновича до воцарения Романовых.

Трагическая гибель старшего сына Ивана Грозного (1581 г.), злодейское убийство царевича Дмитрия (1591 г.), приход к власти Бориса Годунова, неурожаи в течение нескольких лет, вызванные небывалыми холодами, голод, крайнее недовольство и народа, и бояр, первый самозванец, ведущий поляков и прочий сброд к Москве и, наконец, смерть Годунова – первый акт драмы под названием «Смута».

Воевода Петр Басманов и армия предали наследника Годунова. Оно и понятно – пока был жив царь Борис, его боялись, а тут все припомнили – и смерть царевича Дмитрия, и голод (во время которого Годунов раздавал зерно из своих закромов), и последовавшие разброд и разбой. Летом 1605 г. Лжедмитрий I с польским войском вступает в Москву. Открывают ворота ему убийцы сына и супруги Бориса Годунова – московские бояре.

Лжедмитрия I венчают на царство. Даже несчастная царица Марфа «признала» в нем своего сына… А уж как он разбрасывался русскими землями! Обещал полякам Смоленск и Северские земли, а Марине Мнишек (читай – ее отцу) – Новгород и Псков.

Хорошо ли было русским с польским католическим царем? Так хорошо, что ранее уличенный в заговоре против Лжедмитрия, приговоренный к смертной казни и помилованный перед плахой Василий Шуйский сотоварищи

организовал новый заговор, и, воспользовавшись недовольством народа (не радовало засилье поляков в Москве) и «заручившись поддержкой стоявшего под Москвой новгородско-псковского отряда, который готовился к походу на Крым, Шуйский организовал переворот».

Лжедмитрий I и его верный «пес» Басманов были убиты, Марине Мнишек, пробывшей царицей всего 10 дней, удалось бежать. Василий Шуйский взошел на вожделенный трон, но мир и покой в стране не наступили. Восстание Болотникова, осада Москвы, народное брожение, метания воевод и бояр к тому, кто больше заплатит. К столице подступил Иван Болотников, собиравший отряды недовольных. Болотникова сопровождал «царевич Петр», якобы сын Федора Иоанновича. Снова гражданская война!

Не успел в 1607 г. Василий Шуйский разделаться с Болотниковым, сдавшимся под обещание пощады (а в действительности Болотников был сослан в монастырь, и там ослеплен и утоплен), как на Русь свалился новый претендент на престол – Лжедмитрий II с серьезным войском.

История помнит его, как Тушинского вора (именно в подмосковном Тушино он стоял лагерем, осаждая Москву). К этому несчастью прибавились стотысячная ногайская орда, безнаказанно, ввиду деградации пограничного службы «окраины» государства, крымские татары, польско-литовское войско, осаждавшее Троице-Сергиев монастырь… Интервенты грабили города и поселения.


Предлагаю вашему вниманию историю малоизвестного персонажа, который, тем не менее, сыграл большую роль в преодолении смуты. Минина и Пожарского все мы знаем? А Михаила Скопина-Шуйского?

В 1605 г на историческую сцену выходит молодой воевода, дальний родственник Василия Шуйского, Михаил Скопин-Шуйский (1586 – 1610 г. г.). Именно он сопровождал Марию Нагую (инокиню Марфу), признавшую Лжедмитрия I своим сыном. Талантливый полководец, он встал на защиту Родины, под знамена Василия Шуйского. Активно и успешно участвовал в подавлении восстания Болотникова. Отбил нападения «тушинцев» на Новгород. Разбил польско-литовских интервентов в Старой Руссе. Торжке и Твери. Народ, измученный грабежами войск Тушинского вора, стекался под знамена Скопина-Шуйского. Под Калязиным Скопин-Шуйский, собравший 20-тысячное войско, разбил и заставил отступить польско-литовских интервентов, вышедших ему навстречу.

Под Александровской слободой Скопин-Шуйский разбил знаменитую конницу Сапеги, вынудив его вернуться к Троице-Сергиевой лавре. «Победа Скопина-Шуйского под Александровом вызвала ликование в Москве и ещё выше подняла его авторитет. Многие начали открыто называть молодого полководца царём, а рязанский воевода Прокопий Ляпунов прислал к Скопину-Шуйскому посольство с грамотой, в которой просил его взойти на престол вместо ненавистного Василия Шуйского. Скопин-Шуйский не стал изменять своему дяде и демонстративно разорвал грамоту, сохранив молчание об этом инциденте».

Тем временем польский король Сигизмунд III официально объявил войну, вознамерившись посадить на московский трон уже не Лжедмитрия II, а королевича Владислава, а сам Тушинский вор не смог выплатить войску жалованье, был взят, по сути, под арест, но сумел бежать, переодевшись крестьянином. А Сапега в январе 1610 г. при подходе большого войска Скопина-Шуйского перепугался и, сняв осаду Троице-Сергиевой лавры, отступил в Дмитров.

Основной целью Скопина-Шуйского была деблокада Москвы. Но подбираться к ней пришлось, уничтожая стоявшие на пути войска. Дмитров, Можайск – и вот, наконец, Москва деблокирована. Тушинский вор и Марина Мнишек, ставшая женой второго самозванца, бежали.
А Михаил Скопин-Шуйский с великими почестями входил в Москву. Но не только народная благодарность, государевы дары и любовь черни ждали его в Москве. Ждала его и черная зависть со стороны царева брата Дмитрия Шуйского, бездарно проигравшего сражения, и паранойя благодетеля, Василия Шуйского, отчаянно боявшегося измены, народа и судьбы сына Годунова.
Скопин-Шуйский (в частности, по совету шведского военачальника Делагарди, соратника в нескольких битвах с поляками) не собирался задерживаться в Москве и планировал выступить с войском на помощь осажденному Смоленску. Но… как отказать князю Воротынскому, который попросил Михаила стать крестным отцом своего сына? А крестной матерью была младшая дочь Малюты Скуратова Екатерина, жена того самого завистника Дмитрия Шуйского, и именно она поднесла куму чашу с вином. Скопин-Шуйский выпил вино, и тут же ему стало плохо, пошла носом кровь. Умер 23-летний полководец в сильных мучениях через две недели. Такова легенда.

Помогло ли это Шуйским удержаться на престоле? Ненадолго. Как ни старался Василий Шуйский, рыдаючи над гробом Михаила, в Архангельском соборе, отвести от себя подозрения, народ в ярости бросился к палатам Дмитрия Шуйского, дабы учинить расправу над отравителями. Только войско смогло отогнать толпу. Дмитрий сам возглавил поход в Смоленск, разгромно проиграл битву при Клушине, первым бежал и потерял в результате все войско.
Воевать с поляками оказалось некому. Разгневанные бояре «свергли царя Василия и постригли в монахи. Временное боярское правительство присягнуло польскому королевичу Владиславу, в Москву вошел польский гарнизон. Василия и Дмитрия Шуйских поляки отправили в Варшаву. Их провезли по городу в открытой повозке, под звон колоколов. Василий Шуйский целовал руку польскому королю, клялся, что Россия никогда не нападет на Польшу. Князь Дмитрий, стоя на коленях, отвешивал королю земные поклоны. Оба умерли в плену через год».

Это был второй акт Смуты. Шуйский погубил талантливого полководца, который мог бы спасти Отечество и погиб сам. Гибла и сама Россия под гнетом иноземных захватчиков.

Надо отметить, что Лжедмитрий II, обладавший властью, большей, чем у Шуйского, был гораздо более сильным претендентом на престол, нежели Михаил Скопин-Шуйский. «Семибоярщина» во главе с Федором Мстиславским боялась «доброго царя Дмитрия» гораздо больше, чем поляков. Потому и «целовали крест королевичу». Но многие, питая отвращение к иноземцам, бежали к Лжедмитрию II. И так по всей Руси – какие-то города присягали Владиславу, какие-то Лжедмитрию, видя в нем настоящего государя, успешно сражающегося с польскими интервентами.

Русь была разорена. Лжедмитрий, видевший в каждом боярине «измену», жестоко расправлялся с вызывавшими подозрения. Но в декабре 1610 г. Лжедмитрий II был убит князем Петром Урусовым, крещеным татарином, отомстившим за смерть касимовского хана Ураз-Мухаммеда (своего родственника). Лжедмитрий подозревал хана в измене.

И этот государь погиб! Наступил третий акт. Понимая, что государство гибнет, а вместе с ним и весь русский народ, люди начали собирать ополчение.
Во главе первого ополчения стал рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. В марте 1611 г. стоявшие гарнизоном в Москве поляки, приняли вспыхнувший на рынке спор за начало восстания и устроили резню в столице. «В одном только Китай-городе погибло 7 тысяч москвичей».
Первое ополчение во главе с Ляпуновым освободили столицу и взяли в осаду Кремль, в котором укрылись поляки. К сожалению, Ляпунов был убит соратниками, не поделили славу. Осаду держали до прихода второго ополчения.

Рязанский край разорили татары. Поляки после долгой осады захватили Смоленск. Шведские наемники, бывшие союзниками русским при Шуйских (за часть русских земель) захватили и разорили Новгород. Мало было двух самозванцев – появился Лжедмитрий III, ему присягнул Псков. Поляки и запорожцы завоевали Северские земли, взяли Белгород и Путивль.

И вот тогда нижегородский купец Кузьма Минин создает Второе ополчение, призывает князя Пожарского, и в феврале 1611 г. ополчение выдвигается к Москве. Казалось – объединенные ополчения выбьют поляков из Кремля, и можно привлекать к себе под знамена в столицу новых бойцов и идти освобождать Русь! Не тут-то было. Первое ополчение присягнуло… третьему самозванцу.

Минину и Пожарскому ничего другого не оставалось, как начать строить и войско, и управление не присягнувших Лжедмитрию земель, заново. Ополченцы сделали своей столицей Ярославль и четыре месяца собирали силы и средства. Лжедмитрий III засел в Пскове. Судьба его также печальна – он оказался бездарным военачальником и не смог даже от Пскова отогнать поляков. Против него возник заговор, его пленили и отправили в Москву, но не доехал – по дороге его убили поляки.
Полное отсутствие государя, даже с приставкой «лже». Князь Пожарский предлагал срочно собрать Земский собор для выбора царя. Предлагалась, на безрыбье, даже кандидатура шведского королевича, обещавшего креститься в православную веру. Но собор не собрали, и в августе 1612 г. Второе ополчение выдвинулось к Москве. По дороге от Троице-Сергиевой лавры было разбито польское войско и отнят обоз с продовольствием для «кремлевских сидельцев». А те уже съели кошек и собак и пробавлялись… человечиной.

«22 октября (1 ноября) ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город. Гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль, 26 октября (5 ноября) был заключен договор о капитуляции польско-литовского гарнизона Кремля. 27 октября (6 ноября) 1612 года последние остатки польского гарнизона вышли из Кремля».

Дмитрий Пожарский шел в поход со списком иконы Казанской Божьей матери, и после победы над поляками он «повелел воздвигнуть «храм Пресвяте́й Богородице честна́го Ея́ в церковь Введения и о́ную икону внесе́ и постави ту в церкви в своем приходе. Царь Михаил Феодорович слышав о чудесе́х уста́ви… ход Октября в 22 день, егда́ царствующий град очистися», а икона была перенесена из Введенского храма на Лубянке в Казанский храм на Никольской улице».

Финал. То, что без царя государство не восстановится, не сможет существовать, стало ясно всем в прошлом противникам, любившим Родину. После бурных дебатов отмели и польского, и шведского королевича, и «воренка» Ивана (сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II), и в конечном итоге патриарх Гермоген убедил Земский собор 1613 г. в том, что лучшая кандидатура – сын патриарха Филарета Михаил Романов. С его избранием и закончилась Смута – теперь был избранный всеми сословиями Государь, на которого следовало опираться и надеяться.

Судьба Марины Мнишек и ее сына печальна. Подступившее к Москве земское ополчение заставило Марину с её окружением бежать сначала в Рязанскую землю, потом в Астрахань, наконец, вверх по Яику (Уралу), где они укрылись на Медвежьем острове. В июне 1613 г. московские стрельцы их нашли, взяли штурмом острог и отправили беглянку с сыном и новым мужем Иваном Заруцким в Москву. Здесь ребенка повесили а, ее… то ли утопили, то ли «умерла от тоски». Страшное дело. Видимо, решили в корне пресечь появление очередного претендента на трон.

Результаты Смуты для российского государства трагичны. С одной стороны. Территориальные потери – полякам были отданы Смоленск и земли вокруг него, а также шведам – побережье Финского залива. Выход в Балтийское море был потерян. Погибло треть населения. Некоторые области почти обезлюдели. Размер пашни уменьшился в 20 раз, число крестьян – в 4 раза. Для того, чтобы хоть как-то удерживать крестьян на земле, были приняты законы, закрепощавшие крестьян. Так укрепилось крепостное право.
Но были и положительные итоги. Православие было основой жизни Руси, и так и осталось. Поляки навязали бы побежденным католичество, а для современников это было неприемлемо. Вспомните, русский народ не принял Лжедмитрия I именно из-за того, что он католик, и, наоборот, считали Лжедмитрия II «добрым царем» за правую веру. Сохранение Православия сделало Русь независимой. Страшные беды вынудили объединиться вокруг избранного царя, поддерживать его, и это дало нам три века расцвета. И, конечно, политическая независимость. Ни поляки, ни шведы, ни татары не смогли завоевать нас. Через три поколения мы отвоюем потерянные земли. И еще из плюсов – на смену боярству, погрязшему в спорах и преступлениях зародилось новое сословие – дворянство, верно служившее Отечеству последующие три столетия.

Кошмар. Катастрофа. Чудом уцелевшее государство. Голод и обнищание, разорение, подвиги и предательство. Но с чего-то ведь началось?

Я прошу меня извинить за долгое предисловие, я-то обещала про картины Павла Рыженко, а вышло про Смуту. Но без освежения в памяти основных событий описываемого периода мы его работы не прочитаем.
Согласитесь, не могло государство российское все в одночасье слететь с катушек и пойти вразнос. И, мне кажется, мы можем объединить несколько работ Павла Рыженко и посмотреть его глазами на Смутное время.
Работа первая. «Царево молчание». 2005 г., 160х240 см.

Это первый царь Руси, Иван IV, Иван Васильевич, прозванный Грозным. По общепринятому не так давно мнению Грозным его прозвали за казни, пытки и прочий беспредел, творимый по его указаниям опричниками. Ну и за убийство сына заодно... Интересно, что «в исторических документах известны случаи употребления прозвания "Грозный" и по отношению к Великому Князю Василию III Иоанновичу, поддержавшему борьбу с новгородской духовной ересью. Поэтому по отношению к Царю Иоанну прозвание "Грозный" современниками воспринималось почти как родовое, хотя именно так молодого Государя по праву стали именовать только после взятия Казани в 1552 году». Неверная интерпретация прозвища была начата еще князем Андреем Курбским, бывшим приближенным государя Ивана IV.

15 лет князь верой и правдой служил русскому государству, а потом поддался на уговоры литовцев, изменил и бежал в Литву. Чтобы оправдать свою измену, он начал искать себе оправдания и нашел – он действительно опасался, что военная неудача под Невелем, за которую Государь его упрекал, будет стоить ему головы. И сбежал. И потом воевал против русских. А оправдал он себя якобы тиранией и безумством Иоанна Грозного. Кстати, в Литве сам Курбский проявил себя как самый настоящий тиран и хулиган. «Воевал с панами, захватывал силой имения, посланцев королевских бранил «непристойными московскими словами», истязал свою жену (дело дошло даже до развода).

Интересно, что Иоанн Грозный был глубоко религиозным человеком. Вот и на картине Рыженко «молчит и молится, обозревая свои дела, Царь всея Руси Иоанн Васильевич Грозный. Не мельтешит, не оправдывается, не составляет пиар-кампаний. Знает он, что будет оболган, завален смрадом брехни «воспоминаний» его врагов и прощенных им бояр. Знает и молчит. Дела его, а не болтовня о нем свидетельствуют громче и громче. Возможно, и эта картина послужит для русского зрителя поводом задуматься: почему первый и последний русские цари подвергались в истории такому охаиванию? Почему без фактов, но опираясь лишь на воспоминания, принято судить у нас тех, кто несет самый тяжелый ответ - ответ не только за себя, но и за свой народ?» Это сам Рыженко написал о своей картине.

А протоиерей Александр Иванников, лично знакомый с Рыженко, добавляет: «На полотне художника "Царево молчание" я вижу Государя в пору Его опричного служения Богу, Церкви и Отечеству: Царь облачен в полувоенный-полумонашеский долгополый черный кафтан и скифскую шапку-подшлемник - скуфью. На коленях Самодержца Великокняжеский посох - древний духовный символ власти Московской Державы, а в левой руке - зеленая березовая веточка. Очевидно, что Государь присел отдохнуть после продолжительного Богослужения на праздник Пресвятой Троицы».
Великокняжеский посох под правой рукой. Как меч, всегда при Государе. И в левой руке веточка – как знак мира и добра. А вот загадка. Государь кормит голубей. На скамье рядом с Библией – сума, полная пшена. Голуби – это же подданные Государя. Он задумчив, но одновременно напряжен. Посмотрите, на заднем плане – черный ворон. Уж не враг ли это, ожидающий, когда можно напасть на голубок, отнять у них корм, а то и жизнь? Сиди, сиди, ворон, не надейся. Под правой рукой Государя – посох, царь на страже своих голубков.
Павел Рыженко написал и портрет Малюты Скуратова – «Царский указ» (120х70 см, 2006 г.).

Малюта Скуратов, «пес» Государя, обвиненный потомками в страшных преступлениях, совершенных опричниками. Или верный слуга престола, стоящий денно и нощно на страже? Мнения историков разделились, но оба лагеря согласны с тем, что при Иоанне Грозном произошло оформление российского государства как православной сильной державы, было присоединено много земель, боярство перестало быть главное правящей силой, власть перешла к царю. Во время правления Грозного было казнено до 4000 человек. Это, безусловно, трагедия. Но в последовавшую Смуту (а возникла она не в последнюю очередь благодаря боярской измене, не до конца искорененной) погибло гораздо больше людей. Кратно больше.

Воинский орден – вот чем была опричнина. И на картине Рыженко Малюта Скуратов получает царский указ, в котором ему предписано возглавить государев полк и направиться в поход на затянувшуюся Ливонскую войну со шведами.
Это был уже конец опричнины. Возможно, Малюта понял, что ему, ставшему пугалом в глазах «общества», велено сослужить последнюю службу Государю – погибнуть за Отечество.
Вот что написал сам автор об этой работе.
«Уже издавна принято считать Опричнину сворой маньяков-убийц. Ими пугают, их боятся по сию пору. Но характерно и то, что верных законной власти людей тоже называют опричниками. Этим выдают себя враги Отечества. Для них ненавистен создатель могучей Российской империи, первый ее царь Иоанн Грозный и его верная гвардия - Опричнина. Пусть всякий знает, что можно и поныне узнать правду об этих воинах-рыцарях, вынесших на своих могучих плечах Ливонскую войну и победивших ордынское войско в битве при Молодях, очистивших Россию от алчных олигархических боярских кланов и создавших возможность для государства вести войну на три фронта. Вождем Опричнины был великий человек - Малюта Григорьевич Бельский. Оболганный слуга своего государя, от которого он получает последний приказ погибнуть за Россию на стенах Ливонской крепости».
Малюта Скуратов возглавил штурм вражеской крепости и погиб в самом начале битвы.
Если вы вспомните, в начале статьи я писала о Михаиле Скопине-Шуйском, по легенде отравленного вином, поднесенным… дочерью Скуратова. Если самого Малюту оболгали, представили маньяком и садистом (как и Грозного), то в эту легенду отравления соперника царя Василия Шуйского можно поверить. А если Скуратов не был моральным уродом? Если опричники были верными слугами Государя и Отечества, то, может, и история с отравлением – всего лишь предположение, смутная сказка?

Единственного оставшегося в живых наследника Иоанна Грозного, Федора, в советское время представляли слабоумным. Слабым духом и дурачком. Интересно, что А. Толстой, написавший драматическую трилогию (пьесы «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис» 1866-1870 г.г.) в исторической части опирался на «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина. Из этого труда мы как раз и «знаем», что Грозный был полоумным тираном, убившим своего сына, а Федор – идиотиком. Но из пьесы (мне посчастливилось смотреть ее в Малом театре, с Ю. Соломиным в заглавной роли https://my.mail.ru/inbox/vi...) это не следует. Царь Федор показан как человек, безусловно, плохо подходящий для единоличного жесткого правления, но его мягкость – не слабость. Федор Иоаннович был глубоко верующим православным человеком. И он не собирался быть царем, он мечтал стать монахом. А стал царем. И пропасть между Светом Христа и шапкой Мономаха для него непреодолима. Или остаться собой, незлобивым, прощающим, стремящимся к Богу, или – что же, потерять душу, утратить Божью благодать?
«Тайна царёва» (2005 год)

Павел Рыженко о картине «Тайна царева»: «Царь Федор Иоаннович казался своим ближайшим боярам дурачком. Он был юродивым на троне. Очень многие из бояр были людьми волевыми, одаренными умом и широчайше образованными. Но власть царская «по недосмотру» была не в их руках, а в руках юродивого Федора Иоанновича.
Однако шли годы его царствования. Россия успешно воевала, отстраивалась, множилось ее население, и только когда по смерти бездетного Государя власть оказалась в руках боярских кланов, началось жуткая смута. В этом и скрывается тайна. Почему именно одному, а не другому дается власть? Почему царь, не имеющий видимого изощренного ума, может пожалеть свой народ, как котенка, и не воспринимает царский посох как средство для личного обогащения, почему он в Его руках, а не в руках его ближайшего окружения?!»
Посмотрите на эти волевые лица! Боярам стыдно за своего Государя. Им досадно, что такой дурачок вознесен недостижимо. А он… почему он не может погладить котенка? «Я что-то делаю не так?» Он спрашивает дозволения? Нет. В руке Федора – отцовский посох, символ власти. Он не спрашивает разрешения проявить добрые чувства. Государь делает то, что считает нужным – остается добросердечным человеком, вопреки «требованиям власти» быть жестким и суровым. Таким, как эти надутые бояре, делающие вид, что ничего не замечают, скорбящие о слабоумии Государя.

Иоанн Грозный очень страдал от того, что некому продолжить его дело строительства России, что сын Федор не справится с этой задачей. Как ему казалось, он подстелил соломку на каждом шагу сына – женил его на сестре ближайшего приспешника, Бориса Годунова, приставил к сыну совет из пяти выдающихся бояр, опекунский совет с правом принятия решений. Не учел Государь, что Борис Годунов возжелает остаться единственным опекуном и возмечтает о царском престоле.
Царствовал Федор Иоаннович долго и успешно, несмотря на свое незавидное положение «юродивого» - с 1584 по 1598 г. При нем были основаны Архангельск, Царицын, Воронеж, Саратов, Сургут, была закончена Русско-шведская война 1590—1595 годов, по результатам которой России возвращено побережье Балтийского моря (именно эти земли будут отданы Шуйским во время Смуты в обмен на военную помощь Швеции), отражен последний крупный набег Крымского ханства на Москву.
Умер Федор Иоаннович бездетным. И вот тут-то началось. Борис Годунов и «мальчики кровавые в глазах», страшный голод, предательство, измены… смерть Годунова и – как с цепи сорвались бояре. Открылся желанный путь наверх! Ловить рыбку в мутной воде подано!

Один из драматичных эпизодов Смуты Рыженко описал в картине, которая так и называется – «Смутное время» (160х220 см, 2003 г.).

Художник о своей картине:
«...На картине изображен подвиг князя Волконского. Он защищал мощи святого Пафнутия Боровского от поляков, глумившихся над нашими святынями. Князь погиб, изрубленный поляками. А оставшийся в живых старый священник утешает ребенка-алтарника, который сжался от ужаса.
Я писал эту картину под впечатлением от гибели АПЛ «Курск». Так же, как этот мальчик, был подавлен и я. Но так же, как и тогда, Россия выстояла. Сейчас, когда мы должны сделать внутренний выбор, на чьей мы стороне - исторической Великой многовековой Руси или Запада, - каждый человек показывает свою суть...»
Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь, основанный в 1444 г., оказался на пути Лжедмитрия II, вышедшего в 1610 г. из Калуги в Москву. Князь Михаил Волконский, успешно приводивший «под руку русского царя» сибирские ханства, был отправлен царем Василием Шуйским «в Боровск для обороны от Лжедмитрия II — «Тушинского вора», обосновавшегося в Калуге».
Деревянный Боровский острог не был серьезно укреплен, и князь Волконский с войском перешли в каменный монастырь. Вокруг монастыря, под его стенами, пытались найти убежище окрестные крестьяне, не уместившиеся за стенами монастыря.

«Гетман Сапега не смог взять крепость с ходу, все приступы поляков были отбиты. Однако 15 июля 1610 года (по новому стилю) враги неожиданно получили помощь от двух изменников — Якова Змеева и Афанасия Челищева, открывших ворота входной башни, названной позднее в народе «башней измены». Противник оказался в стенах монастыря. Сапега бросил в бой все свои силы и вскоре только собор остался оплотом для гибнущих русских воинов и монахов. Когда поляки ворвались в церковь, Волконский, изнемогая от многочисленных ран, упал у левого клироса, успев воскликнуть, что он рад принять смерть у гроба святого Пафнутия-чудотворца.
Монастырь был разграблен и сожжен. По польским сведениям, погибло пять тысяч русских воинов и монахов».
«О судьбе мощей преподобного Пафнутия. Несколько старцев прятались с мощами во время битвы в тайной комнате над алтарем. Дождавшись ухода неприятеля, они сокрыли мощи святого, а сами с их частицей ушли в Троице-Сергиев монастырь.
После погрома, устроенного людьми самозванца в Пафнутьевом монастыре, не осталось в Боровске и окрестностях такого семейства, в котором кто-либо не погиб от рук интервентов».
Мальчик и старый монах у тела князя Волконского – одни из немногих уцелевших. Надолго ли? Погибнут ли они от удушья, задохнувшись в пожарище? Или их добьют поляки? Бежать некуда, как с подводной лодки. Только Бог их спасет, примет к себе.
Вот такой увидел Смуту Павел Рыженко. Он часто будет обращаться к этой теме – страданию невинных в распрях гражданских войн и смут.

Прошли страшные времена. Россия обрела нового Государя – Михаила Федоровича Романова. У Павла Рыженко есть прекрасный портрет его сына – Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим. Не в том смысле, что он был тихим, как Федор Иоаннович. А в том, что в государстве Российском было все ровно, устойчиво, тихо. Да, были бунты, но не такие кровавые, как Смута. Да, были и войны. И раскол Православия пришелся на время правления Алексея Михайловича. И все равно – Тишайший.
Тишайший, 2001 год

Художник о своей картине:
«...Тишайшим прозвал его, русского Царя, народ.
Это Государь Алексей Михайлович Тишайший. Это он без революционных свор и прорубаний окон в Европу начал вводить элементы профессиональной армии. При нем произошел раскол, но не была гонима вера. При нем велись победные войны с Литвой. Он был всегда спокоен, хоть и очень тяжел был его Крест царский.
...Мне бы хотелось, чтобы зритель встретился глазами с его взглядом. Подумал о том, нужен ли нам путь демократического буйства - или власть Отца над детьми, Царя над своими подданными?»
В руке его Царский посох, в другой – крест, в вазе – вербочка – значит, Вербное Воскресенье? И кошка, ей уютно рядом с Государем. И Николай Чудотворец – как будто склонился над царем, и Евангелие. Задумчив Алексей Михайлович, погружен в молитвенную тишину.
В его портрете, как мне кажется, есть загадка. Первым Романовым был его отец, Михаил Федорович, русский человек. Последним – Николай II, в его крови было около 1 % русской крови. И при этом он был более русским, чем многие ивановы, потерявшие человеческий облик и создавшие новую кровавую смуту в начале 20 века.
У Павла Рыженко есть несколько портретов Николая II. И, возможно, он сознательно написал Алексея Михайловича похожим на последнего русского Государя.
Смотрите.

Портреты Алексея Михайловича, прижизненные, не такие.

Как рождается сюжет картины? Как художник видит воплощение своей идеи, своего видения мира? Художники, они же видят мир не так, как мы, зрители. Не спросишь уже у Павла Рыженко, правильно ли мы поняли его замысел.
А его сын, Тихон Рыженко, написал так:
«Духовную «тишину» России прервет лишь трагический 1917 год. Как и в XVII столетии, ее созерцательную, молитвенную «тишину» вероломно нарушат предательство и измена…
Покаяние вернуло нам самодержавный Престол в конце Смутного времени. Вернем ли мы утраченную нами национальную державность и неразрывно связанную с ней смиренную, молитвенную «тишину» в наше непростое время?»
Чтобы закончить статью на позитивной ноте, предлагаю послушать балладу в исполнении Кубанского казачьего хора «Матушка Добрынюшке наказывала». Солисты – М. Ищенко и А. Дедов. Муз. В. Захарченко, сл. Иеромонаха Романа.
https://ok.ru/video/2785752117...
Или https://www.youtube.com/watch?...
Благодарю вас за прочтение!
Предыдущая статья цикла о П. Рыженко "Калка" - https://cont.ws/@proctotanya/2...
В статье использованы материалы
https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/smutnoe_vremya_v_rossii/itogi_smutnogo_vremeni/
http://klex.narod.ru/2015/03/01/rizhenko.html
https://history.snauka.ru/2015/06/2202 опричнина
https://iosif-vm.ru/monastery/skuratov про Малюту
https://topwar.ru/125970-car-kotorogo-obolgali.html
https://ru.wikipedia.org/
https://ruskline.ru/analitika/2006/05/01/realizm_ne_ot_mira_sego#:~:text=%D0%9D%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B5%20%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%22%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%20%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%22,%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B5%20%2D%20%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0
https://posmotrim.by/article/razgrom-pafnuteva-monastyrya-1610.html
https://ruskline.ru/analitika/2012/11/13/vo_imya_vernosti_i_chesti
https://dzen.ru/media/id/60ad03833ab1f5695c86e5a2/skolko-russkoi-krovi-v-poslednem-imperatore-rossiiskoi-imperii-nikolae-ii-60ae6ccbdb3cee42eee6391b
Оценили 93 человека
206 кармы