• РЕГИСТРАЦИЯ

НЕсложное существо

4 1907

Расхожее представление о том, что взгляд на литературу и искусство, как на нечто призванное воспитывать читателя и зрителя, родился одновременно с Советским Союзом и является неким отклонением - это весьма смешное заблуждение. Напротив, идея о том, что искусство - это суть чистое самовыражение, очень и очень молода. И многое указывает на то, что отклонением является именно она.

Например, в античном мире обвинение в "растлении молодежи" могло стоить деятелю искусств или философу не только аудитории, но и головы. А уж про Средневековье и говорить нечего. И разговор тут не о дикости (которой античность уж точно не грешила), а о том, что наши предки очень хорошо понимали, каким могущественным инструментом - или убийственным оружием может быть искусство в тех или иных руках.

Неким эксцессом стала так называемая эпоха Возрождения. Иногда сложно понять. что именно она возрождала (если припомнить "растление молодежи" и страшную кару за него в античном мире). Так или иначе "праздник непослушания" случился. И, как всякий праздник, закончился. Литература и искусство 18-го и 19-го веков по большей части весьма нравоучительны. Особенно у нас, в России. Подавляющее большинство наших классиков не занималось чистым самовыражением, они стремились передать что-то важное, чему-то научить, сделать мир немного лучше. А некоторые и напрямую воспринимали идею "сеять разумное, доброе, вечное" как свою миссию. И мечтали о тех временах, "когда мужик не Блюхера (имелись в виду популярные лубочные портреты прусского генерала) и не милорда глупого (тоже лубочное издание) - Белинского и Гоголя с базара понесет".

В СССР такой подход стал официальным. Искусство должно воспитывать и развивать - это не оспаривалось. А вот в постсоветские времена, точнее, еще в эпоху "перестройки" все изменилось разительно. Одни творцы усиленно занялись "самовыражением" - правда плодов это принесло до трагичного мало. Другие послушно начали отрабатывать совсем другой заказ. О том, что это за заказ, хорошо изложено в статье Марины Волчковой "НЕсложное существо", с которой я предлагаю ознакомиться читателю.


Главный редактор журнала «Искусство кино», культуролог Д. Дондурей, пытаясь анализировать состояние современной российской культуры, пишет: «В настоящее время встретились и как-то подталкивают друг друга несколько самостоятельно развивающихся кризисов <...> Куда ни посмотри — везде истлевающая содержательная ткань. Уже не действуют ни заклинания: «Спасем великий репертуарный театр!», «Возродим гениальное кино наших отцов!», ни прочие подпорки гигантского тела советской культуры. <...> Изношенность организационной, идейной и эстетической «инфраструктуры» российской культуры, возникший гигантский экономический и моральный кризис идей, а еще кризис самого понимания культуры грозят нам грядущими катастрофами, опасность которых ничуть не меньше катастроф техногенных, а причиненный ущерб исчисляется не деньгами, а поколениями».

Остается только с удивлением констатировать, что вот уже и представители «либерально-демократического» сообщества спохватились и встают в позу критиков, как будто не сами они привели к нынешнему печальному положению в российской культуре, растаптывая в течение 20 лет ненавистное им советское прошлое.

А тем временем молодые режиссеры, писатели, продюсеры, выросшие и сформировавшиеся в разрушительное постперестроечное время, активно продвигают свое представление о том, какими должны быть современный театр, современный кинематограф, современная литература.

Преобразование театров

После того, как Московский драматический театр им. Н. В. Гоголя был преобразован в Гоголь-центр, по схожему пути преобразований пошел и Московский драматический театр им. К. С. Станиславского, который стал теперь называться «Электротеатр «Станиславский». В соответствии с новой концепцией театры должны представлять собой некий досуговый (а по сути — торгово-развлекательный) центр — в котором есть не только сцена, но еще и кафе, и магазин, и кинозал, и прочее, и прочее. Кафе, в котором обязательно есть выход в интернет, работает с утра до позднего вечера для всех, а не только для зрителей (можно даже свой день рождения там отпраздновать). По большому счету, человеку (определенной возрастной категории и устремлений) подбрасывается очередная «досуговая жвачка». То есть формируется, по образному выражению Д. Дондурея, — «НЕсложный человек».

И вот уже появляются такие рекламные призывы на интернет-сайтах: «Для тех, кто хочет, но боится и попросту не знает, как подступить к театру, мы нашли весьма занимательный способ — отобрали 5 современных спектаклей, в которых актеры обнажаются. Да, метод не самый изысканный, но, возможно, именно он заставит вас наконец-то купить билеты. Мы за просвещение, в конце концов».

Какие же это спектакли? Балет-оратория «Конармия» в Центре им. Вс. Мейерхольда, «Отелло» в «Сатириконе», «Идеальный муж» в МХТ им. Чехова, «Девушка и революционер» в театре «Практика», «Две феи» в Гоголь-центре. Вот некоторые из них.

«Конармия». Режиссер Максим Диденко

Спектакль "Конармия"

«Конармия» начинается с мизансцены в духе Тайной вечери — артисты сидят за длинным столом и разглядывают рассаживающуюся публику.

Далее в спектакле неоднократно возникают христианские символы и аллюзии на христианские сюжеты. Появляются и распятие, и Христос, и снятие с креста. Завернутая в красное Богородица — это еще и Революция.

Конечно, не обошлось без провокаций. Всех участников мизансцены «оплакивание Христа» неожиданно тошнит перед распятием (натурально), а снятый с креста человек в венке из алых роз танцует и поет в стиле рэп: «Я принимал от них страдания как Иисус Христос, Я — спаситель, Я — спаситель, Я! Я!..».

Обозначением казни служит накинутый на голову мешок из красного знамени, куклы-руки, символизируя половой акт, обмазывают друг друга красной краской. А отряд красноармейцев в экстатической пляске, сбросив с себя одежды, превращается в красный хоровод обнаженных танцоров Матисса.

М. Диденко: «У спектакля есть четыре ритуальные опоры: еврейская, католическая, народная украинская и военная. В каждой этой культурной ветке есть группа ритуалов, на которых я строил спектакль».

Да, есть и ритуалы, и символы, но главное — есть их осквернение (поругание) и провокация (как обязательная составляющая современного театрального действа).

Нет в спектакле только 1-й Конной армии под командованием С. Буденного и того революционного вихря, сметающего всё на своем пути, и здоровой, а не извращенной народной былинности, которой так сильно бессмертное произведение Бабеля.

«Девушка и революционер». Режиссер Владимир Агеев

Спектакль "Девушка и революционер"

По версии автора пьесы писателя Игоря Симонова, 25 октября 1917 года Иосиф Сталин провел в постели с 16-летней Наденькой Аллилуевой, дочерью товарища по партии.

Все мы знаем, что такое принижающий сюжет. Это сюжет, в котором герой сидит на горшке, испражняется, совокупляется и так далее. Когда мы констатируем, что речь идет именно о принижающем сюжете в духе Бахтина, то есть об убийстве героя (или бога) путем помещения в так называемую карнавальную ситуацию, нам возражают: «А вам бы только на котурны поставить живого человека! Который, между прочим, и совокупляется, и испражняется, и так далее».

Пора бы перестать валять дурака! И признать, что возвышающие и принижающие сюжеты применялись всегда с определенными целями, чаще всего откровенно идеологическими и политическими.

Вряд ли христианин, или магометанин, или буддист захотят, чтобы священные для них герои оказывались вовлечены в такие сюжеты, не правда ли? И уж как минимум, всем понятно, что когда в такие сюжеты вовлекают Христа, то речь идет о сознательно совершаемой дехристианизации. И если в такие сюжеты включают Пророка Мухаммеда (к вопросу о «Шарли Эбдо» и других сходных вещах), то речь идет о деисламизации. И так далее.

Но предположим, что в каком-то талантливом варианте принижающий сюжет может вдруг выявить нечто существенное. И все мы, преодолев шок такого принижения, граничащий с десакрализацией чего-то священного, скажем: «Да, применены сомнительные средства! Но как они раскрыли героя! Мы ведь долго мучились, пытаясь разгадать те или иные его загадки. И надо же — принижающий сюжет помог нам сделать то, что никакие другие сюжеты не помогли сделать».

Может быть, «Девушка и революционер» — это опыт такого принижающего сюжета? Полно! В спектакле, помимо обнаженной натуры, есть и танцующий Сталин, и Сталин в кальсонах, и Сталин матерящийся, и Сталин, задумывающийся о будущем России. Но нет Сталина как такового. Принижающий сюжет в его постсоветском российском варианте превращает любого героя, наделенного сложностью, в существо, этой сложности полностью лишенное. Смотришь на героя, который опрощается, причем не только матерясь, но и рассуждая о будущем России, — и разводишь руками: «Так вести себя может любой примитивный представитель вида хомо сапиенс. И рассуждать он может так, и материться. И испражняться. Но ведь Сталин не примитивен. Он обладает некоей сложностью, которую надо предъявить в том или ином ее варианте, если, конечно, речь идет о Сталине».

То же самое, кстати, касается любого героя. Потому что любителям принижающих сюжетов абсолютно безразлично, каково сложное содержание этого героя. Им надо свести это содержание к нулю. И доказать, что мир состоит из примитивных людей. Пусть примитивные люди, сидящие в зале, радуются, что герои тоже примитивны. И учатся примитивности. А также понимают, что ее стесняться не надо. Ибо только она и правит бал. Только вот начинаешь читать тексты Сталина... Или Евангелие... Или Коран (я не сравниваю одно с другим, я говорю о сложности как таковой и не более)... И становится видно, что примитив — это примитив, а сложность — это сложность. Что она, существуя, притягивает человека, если он человек.

Но дело-то именно в том, чтобы на месте человека создать несложное существо, которое уже человеком не является. Что вся задача тех спектаклей только на поверхности является банально коммерческой (зазвать в зал примитив и дать ему насладиться). А на самом деле примитив не зазывают, а формируют. То есть расчеловечивают человека. И это обнаруживается, как только ты выходишь за рамки банальной трактовки предлагаемых нам банальностей.

В конце этого спектакля выясняется, что на самом деле герой пьесы вовсе не Сталин, а современный писатель, вообразивший себя Сталиным. Это, кстати, часто используемый ход.

Спектакль "Сон Гафта, пересказанный Виктюком"

В 2010 г. в театре «Современник» вышел спектакль под названием «Сон Гафта, пересказанный Виктюком». Некоему дяде Коле (В. Гафт) снится страшный сон, что в него вселился сам Сталин. После этого Сталин-Николай приходит к своему другу — писателю Э. Радзинскому (А. Филипенко), который в архиве работает над книгой об Иосифе Виссарионовиче. И здесь Сталин с Радзинским ведут разнообразные беседы о жизни, власти и искусстве.

Казалось бы, и что тут страшного? Маяковский беседовал с Пушкиным, точнее, с его статуей, которую он снял с пьедестала. Беда не в том, что «дяде Коле» снится сон, что в него вселился сам Сталин, что с Радзинским беседует некий странный персонаж Сталин-Николай... Беда в том, что мы в лучшем случае поймем что-то о «дяде Коле» и его снах, а не о Сталине. О Радзинском и его антисталинских химерах, а не о Сталине. Мы еще и еще раз понаблюдаем за примитивным и его потугами примитивизировать сложное. За жалким, мещанским. И за его потугами дегероизировать героизм. Но запрос на героизм и сложность не исчезнет до тех пор, пока есть человек. А значит, вся задача состоит в том, чтобы человека не было. Тогда несложные существа на сцене начнут радовать несложных существ в зале и наоборот. Но человека тогда уже не будет.

И что же Дондурей, фальшиво сетующий на отсутствие сложности? Он аплодирует подобного рода фокусам, характеризует их как культурные изыскания: «Появились новые авторы, художники, режиссеры, не только понимающие необходимость нового содержания, но и транслирующие его. <...> Эти авторы чувствуют время, его запах, воздух, травмы. Пресловутая «чернуха» — это их реакция на неопределенность настоящего и на невозможность увидеть себя в будущем».

Какое время чувствуют авторы? И во что они свои чувствования превращают? Если время смердит, то они радуются и смердят вместе с ним? Если время хромает, то они хромают вместе с ним? Полно. А есть ли время? Ведь понятие «безвременье» возникло не в постсоветскую эпоху. И не в момент, когда Запад стал переходить на рельсы постмодерна. Оно возникло столетиями раньше. И тогда же было сказано, что безвременье требует преодоления, а не погружения. Что погрузившиеся в безвременье предают человечество и человечность. Это было сказано Блоком. И задолго до него — Шекспиром («порвалась дней связующая нить, и я рожден ее соединить»).

Не отделять время от безвременья — это тоже один из приемов, позволяющих торжествовать примитиву.

(Продолжение следует)

    Грядущее мятежно, но надежда есть

    Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

    Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

    Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      pterozavtr 31 октября 2015 г. 13:03

      Нет, не рассосется!

      СМИ принесли горькую весть о крушении в Египте российского пассажирского лайнера и гибели всех, находившихся на борту. Вечная память погибшим. Сейчас лично я не вижу особого смысла смысла подробно рассматривать гипотезы о том, что послужило причиной - авария, человеческий фактор, теракт или несчастный случай, связанный с проходящими в регионе боевыми действиями. Рассл...
      12794
      pterozavtr 6 сентября 2015 г. 09:51

      Путешествие...в пропасть?

      О таком явлении как «клюква», проросшая на «полянке» современной отечественной мультипликации я уже писала, рассказывая о мультике «Белка и Стрелка: Звездные собаки». Та «клюква» была явно импортного сорта. Теперь же приходится говорить о совсем ином сорте, более ядовитом. Такие «ягодки» были выращены не в Голливуде, а где-нибудь на парижских белоэмигрантских подоконн...
      1880
      pterozavtr 6 сентября 2015 г. 09:49

      Клюква в космосе

      Есть такой оригинальный жанр - "русская клюква". Это когда много балалаек, медведей, красных звезд, кирзовых сапог, криков "ура!" по поводу и без и багровых морд кирпичом. Ну и, конечно, водки. Обычно это снимают "они" про "нас". И обычно все же для взрослых. Но бывают и исключения.В связи с полукруглой датой полета в космос двух замечательных собак - Белки и Стрелки,...
      1163
      pterozavtr 5 августа 2015 г. 08:01

      Сон на бегу

      Когда оглядываешься вокруг, понимаешь, сколько вокруг людей, спящих наяву, насколько действительно необходимо пробуждение, и какая же трудная это задача. Почему пробуждение необходимо, понятно - ничего из того, что происходит во сне, не может оказать влияния на реальность. Можно поедать во сне любые самые вкусные и сытные блюда, но если в реальности тебе нечего есть, ...
      1177
      pterozavtr 3 августа 2015 г. 21:10

      Страшное-ужасное

      Есть у меня знакомый - прекрасный во всех отношениях человек. Правда, взглядов... скажем так... абстрактно либеральных. То есть, любой намек на запрет чего бы то ни было воспринимается им почти как пылающие костры Инквизиции. Ну, что поделаешь, бывает.Вот на днях получаю от него очередную ссылку на очередной "ужас". С удовольствием поделюсь, ибо и правда страшно. Кто ...
      1002
      pterozavtr 29 марта 2015 г. 22:38

      "Ласковость" насильника

      Лидер "Правого сектора" Дмитрий Ярош рассказал о том, какая судьба припасена у него и его единомышленников для жителей Донбасса. По его мнению, Донбассу необходима "ласковая украинизация". Насколько "ласково" обращаются необандеровцы с теми, кто не хочет плясать под их дудку, мы узнали год назад, когда к возмущенному киевским госперево...
      1789
      pterozavtr 23 марта 2015 г. 17:57

      Принцессы на горошине

      Я думаю, они не лукавят. Это не полемический прием "сам дурак" или перекидывание с больной головы на здоровую. Они действительно так думают и чувствуют - крики про "атмосферу ненависти" и "травлю инакомыслящих" - это действительно отражение  их реальности. Им действительно больно и страшно. Сказки и анекдоты бывают глупыми, но пор...
      10179
      pterozavtr 6 марта 2015 г. 14:02

      Всадник без головы

      В наши дни только ленивый не рассуждает о месте России в современном мире. Но лично мне думать об этом как-то странно. Чтобы занимать какое-то место, необходимо в полной мере быть. То есть, иметь не только ноги или, пардон, задницу, которые можно поместить на то или иное место (искомое есть и у вешалки для пальто, и у мешка с песком), но и лицо. Быть полноценным и...
      6348
      pterozavtr 4 марта 2015 г. 20:42

      Рождение Бестии

      Все это уже было. Один в один. На Украине. Сначала людям, недовольным майданным беспределом, отказывали в праве на искренний, не проплаченный и не организованный административно протест. Называли "титушками", рассуждали о расценках за выход на улицы, об автобусах. Людьми их пока что все же считали - тупыми, продажными, с "рабской психологией"...
      2545
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика