Современные студенты выросли в атмосфере запрета на какую-либо идеологию. До недавнего времени слово патриот, было чуть ли не ругательным, и упоминать его было дурным тоном. Тогда было популярно либеральное выражение, о том, что патриотизм это последнее прибежище негодяя, приписываемое Л.Н. Толстому. На самом деле это неправильный перевод высказывания английского поэта, критика, историка литературы и лексикографа Сэмюэля Джонсона (1709—1784). Авторский смысл данного высказывания такой: не все пропало даже для самого отъявленного негодяя, если в нем еще живо чувство патриотизма, подчиняясь которому он может совершить благое дело, благородный поступок на войне или в мирной жизни. То есть патриотизм для такого человека – последний шанс морально возродиться, оправдать свою жизнь.
В 2012 году наметился поворот власти в сторону патриотизма. В феврале 2014 года Президент России В.В. Путин заявил: "Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе…».
В советское время функцию патриотического воспитания брала на себя коммунистическая партия, имевшая свои структуры и в любых учебных заведениях. После развала СССР в 1991 г. образовался идеологический вакуум, который быстро заполнился идеей потребительства – это стало новой национальной идеей, точнее идейным суррогатом. К сожалению, на сегодняшний день преобладает денежная мотивация. Современный студент искренне не понимает, как можно что-то делать за идею, т.е. бесплатно. Это вступает в противоречие с нашим менталитетом. Коллективизм присущий русскому человеку заключается во взаимопомощи вне зависимости от материальной выгоды в противоположность индивидулистическому Западу, где отношения между людьми (даже брак между мужчиной и женщиной) построены на сделках купли-продажи («брачный контракт»). Связи людей на почве денег хрупки и недолговечны. В качестве исторического примера разрушительного влияния монетаризма на общества традиционного типа (к коим относится и Россия) можно привести такой. Была в Южной Америке процветающая (насколько возможно) индейская община. Люди охотно и весело сообща работали, строили дороги, школу, жилища друг другу. Приехали протестантские миссионеры и восхитились. Только, говорят, одно неправильно: нельзя работать бесплатно, каждый труд должен быть оплачен. И убедили! Теперь касик (староста) получил "бюджет" и, сзывая людей на общие работы, платил им. И люди перестали участвовать в таких работах, всем казалось, что касик недоплачивает. Социологи, наблюдавшие за этим случаем, были поражены, как быстро все пришло в запустение и как быстро спились жители этих деревенек [1].
Следует отметить, что потребительство и патриотизм несовместимы. Нельзя быть и тем и другим одновременно, поскольку потребитель находится в зависимости от вещей («брэндов»), в большинстве своём произведённых в недружественных нам западных странах. Потребитель, как правило, презрительно относится к своей стране «не умеющей» производить качественные товары удовольствия (о том, что российские конкурентоспособные предприятия в 90-х годах были перекуплены и закрыты через западных посредников он естественно не догадывается).
Становится всё ясней, что для тесной связи между людьми нужны связи не материального характера…
Как бы либералы нас не успокаивали, реальность стучится в дверь всё громче. Международная обстановка такова, что наши западные партнёры всё чаще называют Россию врагом № 1, вводят санкции, в СМИ нагнетается истерия о российской угрозе, устраиваются военные провокации на наших границах (Грузия в 2008 году, Украина в настоящее время). В условиях конфронтации с Западом необходимо быть готовым к различным последствиям. Пришло время «собирать камни». Патриотизм это любовь к Родине. Любовь к Родине, это любовь к своему городу или селу, улице, где ты вырос, людям, стране в целом. Причём эта любовь никак не связана с выгодой. Патриотизм это то, что объединяет с землёй и между собой. Так, российские футбольные фанаты болеют за команду не потому, что выгодно, а потому, что она наша. Кстати, как ни парадоксально, но в объединении есть большая выгода, выражающаяся, в том числе, и в материальном виде. Человек, находясь в общине, всегда более защищён в материальном отношении – община как минимум не даст умереть с голоду. Таким образом, патриотизм нивелирует внешнюю угрозу.
Уроки патриотизма, славных страниц истории нашего отчества, интересные исторические факты, вызывающие гордость за нашу страну могут быть предметом проведения и обсуждения на кураторских часах. Это особенно актуально на технических специальностях, где имеет место «дефицит» гуманитарных предметов. Причём куратору не обязательно обладать специальным историческим образованием. В качестве лекционных материалов здесь можно порекомендовать работы современных философов и публицистов В.В. Кожинова, С.Г. Кара-Мурзы, А.А.Панарина, В.Р. Мединского.
1. С.Г. Кара-Мурза. Демонтаж народа. – М.: Изд-во Алгоритм, 2007. с. 356.
А.А. Соболев
ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет
им. И.И. Ползунова»
г. Барнаул
Оценили 8 человек
8 кармы