Имяславие – забытая драма в Русском Православии

9 1913

«Имяславие» – это, довольно, малоизвестная страница в истории России и ее Православия. Но, в самом начале 20го века, это был громкий скандал и Россия была вынуждена отправить военные корабли к берегам Греции, для его разрешения! Но, об этом, чуть позже.

Вам часто приходилось читать книги, «замечательно» переведенные с иностранного на русский, современными горе-переводчиками? Это когда, вроде, и буквы знакомые, и слова понятные, но только слова в предложениях никак в логический смысл не укладываются.

И вот, на фоне такого чтива, начинаешь особо чтить хороший и качественный перевод. Если это Вильям наш Шекспир, то это, конечно, Маршак или Пастернак. А если это греческие авторы, то Маршак не поможет.

На мой взгляд, одним из лучших переводчиков с древнегреческого на русский, является академик А.Ф.Лосев. Читая все больше книг в его переводе, а затем и его собственные материалы, он стал одним из моих любимых ученых философов – академик Алексей Федорович Лосев (1893 – 1988). Я считаю Алексея Федоровича последним большим и настоящим русским/советским/российским специалистом по древнегреческой философии. А еще, он был богословом «Имяславом».

Понимая, какой душевной глубиной должен обладать такой человек, я начал читать его биографию и наткнулся на понятие «Имяславие». Никогда до этого, об этом не слышал. Оказывается, было в Православии такое течение, которое стало большим скандалом и даже сохранилось страницей истории в Российской Империи с вовлечением российского флота, и с драматическихм финалом.

Итак, все началось на горе Афон. В 1907 году, вышла книга схимонаха Иллариона "На горах Кавказа", посвященная теме мистического единения с Богом через призвание Его имени в молитве. Книга была одобрена духовной цензурой и пользовалась популярностью как на Афоне, так и в России, выдержав несколько изданий.

Одно из центральных мест в книге занимала мысль о присутствии в призываемом подвижниками, имени Иисуса Христа, самого Христа и божественности его имени:

«В этом имени [Пресвятой Троицы, или Господа Саваофа, или Господа Иисуса Христа] ты имеешь все существо Господа: в нём Его благость бесконечная, премудрость беспредельная, свет неприступный, всемогущество, неизменяемость…»,

«Имя Господа, или Богоматери, или Ангела и святаго, да будет тебе вместо Самого Господа, Богоматери, Ангела или святаго...»

Центральное положение учения имяславцев заключается в том, что имя Божие неразрывно связано с самим Богом. Согласно имяславию, Имя Божие есть Его энергия и Сам Он.

Однако часть афонской братии негативно отнеслась к учению Иллариона. Завязавшийся спор вскоре вышел за пределы Афона. Все споры велись вокруг развиваемой Илларионом идеи о том, что имя Божие есть Сам Бог, ставшей главным тезисом его сторонников (имяславцев). Имяславцы учили об энергийном соприсутствии Бога в Его Имени, призываемом в молитве, а их противники, напротив, считали, что имя Божие - лишь символ, косвенно напоминающий нам о Нем.

Эти мысли были восприняты Синодом резко негативно. 18 мая 1913 года, послание Священного Синода, признал тезисы имяславцев еретическими.

Предпринятые Синодом практические меры носили еще более радикальный характер. Было решено вывезти с Афона всех имяславцев. Для этой цели был привлечен российский военный флот.

В соответствии с предписанием Святейшего синода, 4 июня 1913 года русский военный корабль «Донец» доставил архиепископа Вологодского Никона и профессора Троицкого на гору Афон с целью «усмирения монашеского бунта» (11 июня к ним на помощь подошёл пароход «Царь» с пятью офицерами и 118 солдатами). Перепись, проведённая архиепископом, показала, что среди 1700 российских монахов, 661 записали себя противниками имяславия, 517 — имяславцами, 360 уклонились от переписи, а остальные записались нейтральными. В течение июня архиепископ Никон вёл переговоры с имяславцами и пытался заставить их поменять свои убеждения добровольно, но потерпел неудачу.

3 июля 1913 года прибыл пароход «Херсон», направленный с целью выдворения монахов с Афона. Российский консул в Константинополе, Шебунин, приказал солдатам 6-й роты 50-го Белостокского полка взять мятежников приступом, но без кровопролития. Монахи оказывали активное сопротивление, некоторых из них поливали водой из двух пожарных шлангов (согласно некоторым имяславским источникам, были раненые и даже убитые). После взятия Пантелеимонова монастыря, монахи из Андреевского скита сдались добровольно.

Пароход «Херсон» доставил 621 монаха с Афона в Россию и 13 июля бросил якорь в Одессе. Сорок монахов, признанных неспособными пережить транспортировку, были оставлены в больнице на горе Афон. 17 июля пароход «Чихачёв» доставил ещё 212 монахов с горы Афон. Часть монахов добровольно покинули монастырь, некоторые уехали на Камчатку к миссионеру отцу Нестору. Оставшаяся часть монахов подписала бумаги, что отвергает имяславие.

После допроса в Одессе восьмеро задержанных монахов были возвращены на Афон, 40 отправлены в тюрьму, а остальные были лишены духовного сана и сосланы в различные области Российской империи в соответствии с их пропиской. Основного руководителя имяславцев на Афоне, Антония (Булатовича), сослали в его родовое имение в село Луцыковку Лебединского уезда Харьковской губернии.

Это был, пожалуй, самый драматический эпизод в истории имяславческих споров. Солдаты избивали безоружных иноков штыками и прикладами, итог борьбы с "ересью" - сорок шесть раненых и четверо убитых монахов. Больше шестисот иноков были вывезены в Россию. Из них, сорок после допроса, отправлены в тюрьму, а остальные расселены по местам приписки.

Этот случай в новой истории Русской Церкви стал просто беспрецедентный.

Однако, даже само выдворение с Афона и расселение по России, во многом способствовало укреплению позиций имяславцев. Враждебное отношение к ним на местах, постепенно сменилось сочувствием. Церковные власти, во многом, благодаря поддержке императора Николая II, также смягчили свое отношение к имяславцам.

Несмотря на негативное отношение церковной власти, имяславие нашло широкую поддержку среди русской интеллигенции и духовенства.

Несмотря на то что вопрос об имени Божием разрабатывали многие известные богословы, в послевоенные годы он был почти забыт, однако в наше время интерес к нему снова резко возрос.

Сам А.Ф.Лосев принял для себя имяславие в 1920-х гг. В 1922 г. начались регулярные имяславские собрания в доме Лосевых на Воздвиженке, но это уже другая история.

Вот, такой была одна из самых интересных и драматичных страниц в истории России и ее Православия...

https://o-pifagore.livejournal...

Франция против AUKUS

США, Великобритания и Австралия создали новый военный блок, зоной ответственности которого является Азиатско-тихоокеанский регион и который, следовательно, направлен в первую очередь пр...

Обсудить
  • Алексей Федорович членом АН не был, исправьте
  • Согласно имяславию, Имя Божие есть Его энергия и Сам Он. Вот только подлинное Имя Божие не дано знать человеку, помраченному грехом. Наш человеческий язык не вмещает такого понятия. Так что о чем был спор?
  • какой же дурью Церковь маялась, вместо подготовки к войне
    • MAVR
    • 28 февраля 09:37
    21.02.21 состоялась молитва Израиля о даровании Машиаха. 14.03.21 о даровании России Мессии будет молиться Параклет (новое воплощение ветхозаветного пророка Илии). Поможем вымоленному Иисусом Духу Истины всенародным масленичным гулянием(!): https://cont.ws/@7seals/1928345 PS 18.01.21 Параклет встретился с Богом галактики и попросил Его остановить пандемию коронавируса в РФ. Изменения - очевидны.
  • Спасибо. Не знал. :thumbsup: