Причины и ход раскулачивания в СССР. Часть 2.

6 6398

Начало https://cont.ws/@ralexd/119867...

       К 1928 году стало ясно, что существующий в СССР способ ведения сельского хозяйство полностью себя исчерпал, и не может дать заметного роста производства. Вопрос реформы сельского хозяйства встал в полный рост.

      При этом было несколько вариантов ее проведения - полное огосударствление с изьятием земли у крестьян и созданием крупных государственных сельхозпредприятий - совхозов; в противоположность этому варианту предлагалось разрешить частную собственность на землю и ее куплю продажу с изьятием земли у общины (как вариант - передача ее в аренду на длительный срок кулакам), создание коммун с полным обобществлением по типу израильских кибуцев (да -да, кибуцы образовались раньше советских колхозов и результаты их деятельности были известны уже всему миру, в том числе и в СССР), либо кооперация крестьян с целью совместной обработки земли.

      Оценивать плюсы и минусы каждого варианта в данной статье я не буду, скажу лишь, что варианты с полным изьятием земли у общин (только совхозы и разрешение частной собственности на землю) не рассматривались, так как огосударствление ее, равно как и открытая поддержка кулака вызвали бы социальные потрясения и протесты, сравнимые с гражданской войной. Нужен был другой способ .

       Сначала за основу был взят существовавший в США вариант кооперации в виде ТОЗов - товариществ по совместной обработке земли, при котором крестьяне обьединялись в кооператив, который мог , например, нанимать трактор для обработки земли у всех участников кооператива , или взять кредит для постройки мельницы, зернотока и так далее. Однако собранный с каждого надела урожай принадлежал владельцу надела, и налоги каждый крестьянин платил при этом самостоятельно.

      ТОЗы были созданы во многих общинах, однако не получили широкого распространения, да и кулаки видели в них своих конкурентов - сельчане вместо того, чтобы каждому брать кредит у кулака для найма лошади и сельхозинвентаря, делали это сообща , поэтому кулаки всячески отговаривали их от вступления в ТОЗ.

      Однако, ТОЗы так и не получили широкого распространения, потому что в СССР не было инфраструктуры, с которой мог бы работать ТОЗ - семенных станций, владельцев машин и мезанизмов, структуры по хранению зерна , и так далее - все это тому же ТОЗу приходилось выпрашивать у кулаков, которые ставили свои условия при заключении договоров.

      Поэтому в некоторых регионах в порядке опыта на добровольных началах стали создавать колхозы, где уже обьединялись и земельные наделы, инвентарь и рабочий скот членов артели, она платила единый налог , закладывала семена и так далее, а все оставшееся распределялось между колхозниками. При этом  часть вырученных денег колхозы могли оставлять на развитие своей производственной базы.

     Руководство СССР долго сомневалось , по какому пути идти, и 10 лет, с 1918 по 1929 год, крестьяне жили и работали практически так , как планировали это сделать эсеры - земля была "отнята и поделена", отдана крестьянам, те обрабатывали ее и с собранного урожая платили налог, а все остальное реализовывали по собственному усмотрению.

     Однако, в 1928 году стало ясно - тянуть больше нельзя, нужно принимать решение. причем срочно.

     Зимой 1928 года Сталин лично выезжает на хлебозаготовки в Сибирь, и даже участвует (по утверждениям некоторых авторов) в изьятии хлеба, припрятанного кулаками (лично я в этом сомневаюсь - не тот масштаб ).

     О его действиях и результатах поездки говорит такой факт - когда он проводил совещание в Рубцовске (это граница Семипалатинской области и Алтая), на нем присутствовали руководители Семипалатинской области.

     Перед этим Сталину доложили, что Семипалатинцы, чтобы быстрее отрапортовать об окончании хлебозаготовок , без согласования с Минфином подняли цену на 4 копейки за пуд по сравнению с твердой госценой, в результате чего перетянули к себе часть Алтайского урожая, сорвав план алтайцам. Сталин просто выгнал с совещания семипалатинцев, обьявив их спекулянтами и растратчиками.

     Хотя он до этого сомневался , каким путем идти (об этом говорят материалы XV сьезда партии) , по результатам поездки он принял решение - на кулака как производителя надеяться не стоит, нужно самим браться за сельское хозяйство.

     Основа для "самим браться " была - в решениях XV сьезда партии о коллективизации сельского хозяйства - пока еще не полной . Именно на основе этих решений и начали создавать  колхозы .

     Как и в любом случае большого дела, оказалось, что сделать это на так то просто. Поначалу считали , что если крестьянам все правильно обьяснить, то они согласятся. где то придется уговаривать, где то, может быть, и поднажать. Решение проблемы кулаков тоже казалось простым - пусть кулак или любой крестьянин - единоличник живет себе рядом на своем участке, ковыряет себе землю, а когда увидит, что в колхозе лучше и легче, сам попросится в него. К тому же предполагалось, что крестьяне , обьединенные в колхоз, будут иметь весь нужный инвентраь, тягловый скот, а государство поможет им механизмами, в результате чего не придется обращаться к кулаку за помощью и он сам по себе захиреет.

     Более того, некоторые руководители местные партийно советские руководители считали, что кулаки могут быть допущены в колхоз, если они полностью откажутся от личного владения средствами производства, сдадут имеющееся у них имущество и скот в общий неделимый фонд, если колхозы имеют крепкое ядро из бедняков и середняков и если обеспечено правильное руководство.

     Действительность оказалась куда сложнее и непредсказуемее . Во первых, при создании первых колхозов во многих из них председателями оказались кулаки или их ставленники - многие крестьяне были у них в долгах или обязаны им чем нибудь другим, и поэтому при выборе председателя по просьбе кулака голосовали за него, и на первых порах власти смотрели на это сквозь пальцы - считали, что раз кулак заботится и развивает свое хозяйство, он так же будет относится и к общественному.

     Однако, на деле таких оказалось мизер - хотя и были, в основном кулаки, получив власть в хозяйствах, тут же превращались в нечто вроде современных Цапков - старались подмять под себя хозяйство, а колхозников рассматривали как наемных батраков .

     В результате в такие колхозы крестьяне отказывались вступать, а зачатую там разыгрывались драмы, не меньшие, чем в известной нам станице Кущевская.

     Поэтому большинство партийных организаций на местах были против допуска кулака в колхозы, справедливо считая, что, вступив в колхоз, кулацкие элементы превратят его из кооператива по совместной обработке земли в организацию по борьбе с советской властью.

     В результате в районах сплошной коллективизации во многих регионах местными решениями было запрещено принимать в члены колхоза кулаков .

     Однако тут же возникла другая проблем - на этот раз технического характера. Дело в том, что земля у крестьян до коллективизации была в общинной собственности, и время от времени происходил ее передел. К тому же специфика общины была в том, что редко когда весь земельный надел крестьянина был сосредоточен в одном месте - общинная земля была разнородной, какие то участки были плодородны, другие находились в неудобных местах и не годились для выращивания хлеба. В результате надел крестьянина обычно состоял из нескольких , расположенных в разных местах полосок, часть из которых была на плодородной земле, часть - на "неудобях" и так далее.

     "Для справедливости" земля в общине время от времени перераспределялась , хозяева полосок менялись, в результате при создании колхоза получалось, что при создании колхоза земли единоличников, в том числе и кулаков, перемежались с землями колхозников, и при проведении передела и обьединения колхозных земель в единую карту , "справедливость" соблюсти не удавалось, что вызывало протесты со стороны единоличников, чем также пользовались кулаки для пропаганды против колхозов.

     События 1927-1929 года очень драматичны, тогда принималось много противоречивых решений, часть партии считала, что наряду с коллективизацией нужно продолжать поддерживать кулака, другая часть считала, что коллективизация и сохранение кулачества несовместимы. Однако уместить все это в одну статью невозможно, они заслуживают отдельного рассмотрения.

     Дальнейшие события подтвердили правильность взгляда о несовместимости кулачества с колхозами, и 30 января 1930 года Центральный комитет принял решение о раскулачивание, приняв резолюцию «О мерах по ликвидации кулацких хозяйств в районах полной коллективизации»

Продолжение следует https://cont.ws/@ralexd/1200494

Результаты мультикультурализма в России
  • pretty
  • Вчера 18:15
  • В топе

СЕРГЕЙ  МАРДАНИстория, которая должна была приключиться давным-давно, но произошла именно сейчас. Вопрос довольно простой. Кто эти юноши, завернутые в азербайджанские флаги и орущие аллахакбар и ...

Решили как-то абхазы 150 лет назад поднять восстание против России. Рассказываем, чем для неё это закончилось

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Есть одна очень интересная история, которую многие сегодня почему-то подзабыли. Ещё 210 лет назад, Абхазия находилась под управлением Османской ...

«Осталось недолго»: Хазин рассказал об одной фразе Путина Трампу, вызвавшей панику у либералов Москвы

Владимир Путин одной фразой, адресованной США и их новому президенту, вызвал панику в либеральных кругах России. Об этом рассказал экономист Михаил Хазин. Российский лидер отреагировал н...

Обсудить
  • По-моему вообще первая попытка в нынешнее время честно без истерики разобраться с вопросом. :clap: Жду продолжения.
  • Не умно ,тогда почему вы в Израиле взяли это на вооружение и организовали кибуцы.