О «поганых татарах» или что скрывается за телесериалом «София»

30 4831

На телеканале «Россия 1» демонстрируется очередной исторический сериал «София». Он должен рассказать зрителям о том, как Московское княжество стало «Третьим Римом».

Сериал повествует о том, какие были у него враги: Запад в лице Папы римского, стремившегося подчинить его идеологически с помощью унии – неравноправного союза православия и католицизма, и персонифицированный противник – Великое княжество Литовское, ну и конечно же Орда, куда уж без нее.

Оставляя в стороне поляков и литовцев, а так же католиков в общем смысле этого слова, ибо не нам решать насколько точно сценарист и режиссер, а так же актеры передали всю враждебность их натуры по отношению к Московскому князю и его подданным, обратим внимание лишь ордынцев чей образ, судя по первым сериям, страдает схематичностью.

Вот «поганые татары» («поганые» от греческого «паганы» — «язычники») нападают на местную деревню, уводят в плен жителей, грабят и убивают. Вот устраивают засаду на брата московского князя, вот надменные татарские послы приезжают в Москву требовать дань за семь лет (почему не за тринадцать, как в советском мультфильме «Василиса Микулишна»?).

Ну и прочие дикости в виде отталкивающего вида степных борцов, за которыми, попивая нечто из золоченой пиалки (хорошо, что не нюхает и не курит. Реклама наркотиков, однако, запрещена) смотрит хан Ахмат до этого самолично участвовавший в грабеже безымянной деревеньки во владениях московского князя.

Ну это, так сказать, вольности авторов-постановщиков фильма. Как любит заявлять творческая интеллигенция «Я ТАК вижу!».

На эту реплику хочется ответить репликой не менее творческого интеллигента и известного театрального режиссера Станиславского: «Не верю!»

И все дело в том, что в угоду эффектному видеоряду как всегда страдает историческая правда, которая заключается в том, что, ханы никогда сами не собирали дань и не грабили деревень. Не ханское это дело.

До 1327 года дань собирали особые уполномоченные ханские чиновники-баскаки. 

После того как один из них, Чолхан, в Твери превысил свои полномочия и был убит недовольными этим жителями города сбор дани стали поручать русским князям. Она так и назвалась «ордынским выходом» и собирали ее не абы как, а облагая налогом каждый двор в княжеском владении, для учета числа которых проводились периодические переписи. Так что не таскали татары «красных русских дев» за косы, отнимая последние тряпки и домашнюю живность, а княжьи слуги назначали конкретные суммы для каждого двора.

Актриса в роли Сафии в Хиджабе

Особенно отличился в сборе дани Иван Калита – прапрадед героя фильма Ивана III. Он же добился от Орды в 1332 году ярлыка на великое княжение и права собирать дань для нее со всей Руси. Поэтому с этого времени ордынцы крайне редко появлялись на Руси, предпочитая все спорные вопросы решать либо через своих послов при княжеском дворе. Либо приглашая самих князей к себе в столицу.

Кроме этого Орда упорядочила получение ярлыка на великое княжение и старалась не допускать усобиц между князьями.

К тому же к указанному времени (1480 год) Золотая Орда уже прекратила свое существование. Хан Ахмат возглавлял Большую Орду, одно из государственных образований, возникших на ее развалинах, и считал себя ее наследником, что, по понятной причине, оспаривалось другими чингизидами, прежде всего крымскими ханами, которые были союзниками Ивана III в войне с Ахматом.

Крымские татары сорвали переброску польско-литовских войск на помощь Ахмату, а в его тылу действовал совместный русско-крымскотатарский «диверсионный» отряд под совместным командованием князя Василия Ноздреватого и крымского царевича Нур-Давлета.

Историки называют одной из главных причин отступления войска Ахмата после знаменитого стояния на Угре, в том числе и действия этого отряда, поставившего под удар столицу Белой Орды.

Что же касается самой царевны Софьи, через судьбу которой ведется повествование и с которой авторы фильма в значительной степени связывают превращение Московского княжества в независимое государство, то ее роль оценивали по-разному и при этом не всегда положительно.

Актриса в роли Сафии в Хиджабе

Современники и их ближайшие потомки не любили Софию; она считалась женщиной умной, но гордой, хитрой и очень коварной. Неприязнь к ней сказалась даже и в летописях. Так, по поводу ее возвращения с Белоозера, летописец замечает: «великая княгиня Софья… бегала от Татар на Белоозеро, а не гонял никто же; и по которым странам ходила, тем пуще татар — от боярских холопов, от кровопийцов христианских. Воздай же им, Господи, по делом их и по лукавству начинания их»!

Австрийский посол при дворе Великого князя Московского Сигизмунд Герберштейн в своих «Записках о Московии» указывает, что Софья была весьма хитрого нрава и под ее влиянием великий князь лишил царства своего внука Дмитрия, (который был от Ивана, его сына от первого брака с княжной Марией) и сделал своим преемником сына Василия, рожденного от Софьи.

Главные герои сериала. Актриса (слева) в Хиджабе

По его утверждению Софья с большой досадой переносила унижения своего мужа перед татарами и ежедневно говорила, что она вышла замуж за раба татар. Она убедила супруга притворяться больным при приездах ханских послов, чтобы не выполнять обряда встречи послов, когда князь пешим сопровождал конных ордынцев в Кремль.

Мисс Россия 2015. Вице-Мисс Мира 2015. София Никитчук

…И напоследок я скажу… Старший брат Софьи Мануил Палеолог, который после смерти отца и помещения под опеку Папы римского считался законным наследником византийских императоров в 1477 году вернулся из Италии в Константинополь-Стамбул и передал права на византийский престол султану Баязиду II. Султан предоставил ему содержание, соответствующее отпрыску царского дома Палеологов. (по фильму он убит)По некоторым источникам, он принял ислам, завёл семью и служил в турецком флоте.

Он имел двух сыновей, один из которых умер бездетным, а другой принял ислам и служил новой родине. ..Вот они, невидимые гримасы истории.

В любом случае, на ум приходит простой вопрос: кому понадобилось ворошить уже подзабытые «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой?»

История, как известно, не знает сослагательного наклонения, но историки, и это также известно, умело жонглируют фактами, замечая те, которые им выгодны и игнорируя те, которые разрушают их стройные теории.

Обретение Россией своей государственности и ее отношения с соседями – слишком не линейны, чтобы сводить все к схеме противостояния «чистых» и «нечестивых» и исподволь утверждать, что одни хуже или лучше других.


Отсюда

Фото с официального сайта сериала

Утренний прилет по Южмашу — это крайне изящное и деликатное «послание» не Киеву, хотя и ему отчасти тоже. Это сигнал и «партии эскалации», и Трампу, если он решит использовать ее «таранный» потенциал. (с)

Последние два моих поста (про украинские «Канны 3.0» и действия «партии эскалации») многим не понравились. Прежде всего, своей жесткостью и циничностью. Понимаю людей, но от своего стиля – жесткой дек...

"ШОУБИЗ ИМЕНИ ПУГАЧЁВОЙ" – ВСЁ? РУССКИЕ ПОСТАВИЛИ ЗВЁЗД ПЕРЕД НЕПРИЯТНЫМ ФАКТОМ

"Шоубиз имени Пугачёвой" – всё, заканчивается? Русские зрители поставили "звёзд" перед неприятным фактом: организаторы констатируют существенное снижение интереса к надоевшим артистам.В очередной раз ...

"Можно разбить "Южмаш" сверху, а внизу будет все работать": Первое боевое применение межконтинентальной убийцы ПРО

Русские ударили по Украине ракетой-носителем ядерного оружия. Под раздачу попало легендарное космическое предприятие. НАТО пока переваривает новость. Подробности читайте в материале "Но...

Обсудить
    • ROK
    • 1 декабря 2016 г. 15:24
    Позорные конвульсии штатных археологов и исТОРЫков, пытающихся "не замечать" огромное государство Средних Веков под названием Великая Тартария,с каждым годом ВЫГЛЯДЯТ ВСЁ БОЛЕЕ ПОЗОРНО! Сотни (есле не тысячи) сохранившихся средневековых карт в Европе ( о Ватикане не говорим!) позволяют понять даже школьникам, что метрополия Великая Тартария ВЛАСТВОВАЛА не только над вассальными Киевской Русью и Московской Русью, но и над многочисленными "тартариями" на Евро-Азиатском континенте! Таким образом, это была громадная Мировая Империя и умалчивать об этом, стряпая позорные ФИЛЬМЫ-ПОДЕЛКИ говорит о намеренном ОБЫДЛЕНИИ народов всего мира и россиян в частности... ПОЗОР ЛГУНАМ И МОШЕННИКАМ ОТ исТОРЫи !!!
    • ROK
    • 1 декабря 2016 г. 16:18
    Люди добрые! Наступило время отделения Правды от Плевел иудейских и иудо-христианских (Ватиканских). Есть уже много доказательств намеренного обыдления наивных гоев с помощью исТОРЫков и ПОПов иудейских. Когда же мы все сбросим МОРОК ЖИДОВСКИЙ с глаз наших? Почитайте правду о том, что Православие и Христианство - антагонисты по Бытию и Реальности на планете нашей! http://www.lazarev.ru/news/17-news/985-2013-09-29-21
    • Зоя
    • 1 декабря 2016 г. 18:17
    Документальные съемки?? или Автор сочинил.? Не в кайф размышлния о ..м-м-м..... достоверности
  • Актриса в роли Сафии в Хиджабе ************************************** Это всё восточные штучки, как и все религии которые пришли с востока на запад, далее видоизменённые пошли на север где переплелись с суевериями типо: свят-свят-свят... тьфу-тьфу-тьфу! - через левое плечо. В древнерусском государстве, хиджаб назывался плат.
    • KAMAS
    • 2 декабря 2016 г. 05:39
    Увы, автора занесло на почве ислама. 1. Татарские орды (мусульмане) грабили русские земли, убивали население и уводили русских людей в рабство. Это факт и слов их песни не выкинешь. Работорговля крымских и казанских татар может с полным правом приравняться к геноциду русского народа. 2. Называть всякий женский головной платок хиджабом - это уже чистый и явный пропагандистский подлог, причем лживый. Что касается фильма, то смотреть его не стоит. Как всегда испортили прекрасный замысел. Когда в первой же серии видишь великого князя и бояр, которые говорят и ведут себя как братки-отморозки из 90-х, то просто стыдно становится за наше кино.