Вчера посмотрел случайный фильм под названием «Частоты». Признаюсь, я был потрясён! Такого глубокомысленного фильма на философские вопросы я почти не встречал. Сюжет, игра актёров на высоком уровне. В прямом смысле смотрел, не отрывая глаз!
Коротко о фильме:
Год: 2013
страна: Австралия, Великобритания
сценарист и режиссёр: Даррен Фишер
жанр: фантастика, драма, мелодрама
время: 105 мин. / 01:45
Не слишком отдаленное будущее. Детей оценивают не только по интеллекту, но и по фреквенции — особой характеристике, показывающей резонанс ребенка с судьбой. Высокая фреквенция — и ты никогда не опоздаешь на поезд, даже если специально выйдешь на час позже. А по пути еще найдешь банкноту в 20 фунтов. Низкая — и все трудности этого мира словно собираются против тебя одного. Даже просто прийти на экзамен вовремя — большая проблема.
А что, если парень с супернизкой фреквенцией встретит девушку с супервысокой? Что, если законы вселенной устроены так, что они не могут быть рядом больше одной минуты? Главный герой находит способ изменить свою фреквенцию, чтобы увеличить этот лимит, но обнаруживает весьма странный побочный эффект…
Отмечу, что имена всем героям фильма даны неспроста. В этом есть некий смысл. Каждое имя соответствует реально жившему крупному мировому мыслителю.
Советую не искать более подробного описания фильма, т.к. это испортит его просмотр.
Как только просмотрите фильм, можете читать статью дальше.
В конце фильма два влюблённых главных героя Исаак Ньютон и Мари-Кюри оказываются, судя по всему, в кабинете у психотерапевта.
Врач заходит и сразу пытается выключить магнитофон: «Простите. Никогда не умел обращаться с техникой... Но мы все постепенно привыкаем, не так ли?».
Затем он прописывает им курс лечения: ему – курс Моцарта и Брамса, ей – Пахельбель 1 раз в день.
Мари-Кюри: Значит то, что я сейчас чувствую – это всё настоящее?
Психотерапевт: <…> Ты абсолютно нормальна... Для машины.
Выйдя из его кабинета между Исааком Ньютоном и Мари-Кюри завязывается разговор:
- О чём ты думаешь?
- Ты всегда получала всего, чего хотела. А чего ты хотела больше всего на свете?
- Чувствовать, любить… Ты хочешь сказать, что природа создала тебя для меня? Чтобы ты мне дал чего я хочу? Но в этом случае у нас не было выбора. Если ты прав…
- Если я прав, то это означает, что эту минуту нам дала не любовь. Это была судьба. И я здесь лишь для того, чтобы угождать тебе. Значит, всё было предопределено. Нет свободы, нет ответственности, а знание никоем образом не определяет будущее.
- Да. Но какая разница?!
- Для меня никакой.
- И для меня тоже.
Ну как тут не вспомнить Великого Инквизитора из романа «Братья Карамазовы»?
Монолог Великого Инквизитора, адресованного Иисусу Христу, снова пришедшего на землю спустя 15 веков.
« …Ибо тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его всё были хлебы. Это так, но что же вышло: вместо того чтобы овладеть свободой людей, ты увеличил им ее еще больше! Или ты забыл, что спокойствие и даже смерть человеку дороже свободного выбора в познании добра и зла? Нет ничего обольстительнее для человека, как свобода его совести, но нет ничего и мучительнее.<…> О, мы разрешим им [людям] и грех, они слабы и бессильны, и они будут любить нас как дети за то, что мы им позволим грешить. Мы скажем им, что всякий грех будет искуплен, если сделан будет с нашего позволения.
<…> И мы, взявшие грехи их для счастья их на себя, мы станем пред тобой и скажем: „Суди нас, если можешь и смеешь“. Знай, что я не боюсь тебя.
<…> Повторяю тебе, завтра же ты увидишь это послушное стадо, которое по первому мановению моему бросится подгребать горячие угли к костру твоему, на котором сожгу тебя за то, что пришел нам мешать. Ибо если был кто всех более заслужил наш костер, то это ты. Завтра сожгу тебя».
Обратили внимание на схожесть мысли у Исаака Ньютона и Великого Инквизитора?
Можно выявить очень интересный тезис: Судьба - это и есть Великий Инквизитор, берущий на себя свободу выбора и ответственность за содеянное, тем самым освобождая Человека от совести (решения, что есть добро, а что зло).
Параллельно с этим шёл ещё один разговор, между другими главными героями – отцом (Мистер Штраус) и сыном (Теодор Адорно Штраус):
Сын: Нечего сказать, папа?
Отец: Если ты прав, то ты видел этот разговор.
Сын: Да.
Отец: И ты точно знаешь, что я скажу?
Сын: Да.
Отец: Тогда расскажи мне.
Сын: Ты скажешь мне, что, по-твоему, я никогда не доведу уравнение до ума. Что свободная воля – это не иллюзия. Что творчество и импровизация существуют. Я не соглашусь с тобой! Но… Меня не интересует судьба отдельного индивида. Что меня интересует? Это универсальная симфония.
Я скажу тебе, что когда я доведу уравнение до совершенства, то я узнаю истинный шаблон. Ты спросишь: «Какой от этого толк?». А я отвечу тебе: «Знание бесполезно, если оно частично. Таким образом не познать истину. Все остальные тоже будут знать лишь отрывки. Только я буду знать всё».
Ты спросишь, не скучаю ли я по сюрпризам. Я отвечу, что, не смотря на то, что я знаю финал, есть некоторая радость от наблюдения спектаклей.
Отец: И здесь я говорю: «Прощай!». Не так ли?
Сын: Да.
Отец не отрицает, что судьба есть, он лишь утверждает, что «свободная воля – это не иллюзия. Что творчество и импровизация существуют». То есть судьба недоопределена до конца.
На протяжении фильма часто мелькают слова - knowledge determines destiny или знание определяет судьбу (из разговора выше ясно, что Кюри и Ньютон с этим утверждением несогласны). Данная фраза также подтверждает, что человек кузнец своей судьбы.
Сын же склонен считать, что судьба есть «спектакль», неподдающийся изменению. Если это так, то как тогда он сумел изменить разговор со своим отцом?
Буду очень рад обсудить эту тему с вами, читателями данной статьи.
Источник: http://red-fellow.livejournal.com/2626.html
Оценили 3 человека
4 кармы