А.П.Чехов, “Дачники” (часть 2)

48 10045

“Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в неё ясный смысл”.
(А.М.Горький)


Сегодня мы возвращаемся к предыдущему литературному заданию – рассказу Антона Павловича Чехова “Дачники”.



Как писателя А.П.Чехова всегда признавали как реалиста. А.М.Горький так писал о нём:

“В рассказах Чехова нет ничего такого, чего не было бы в действительности. Страшная сила его таланта именно в том, что он никогда ничего не выдумывает от себя, не изображает того, чего нет на свете…”

Поэтому у нас нет никаких оснований не верить в реальность событий, описанных в данном рассказе, опубликованном в 1885 году, то есть более 130 лет тому назад. Даже если герои данного рассказа и вымышленные, а не списанные с натуры, то они являются более чем типичными представителями своего времени, в этом вся суть творчества Чехова.

А осознав этот момент, мы приходим к осознанию одного из важнейших аспектов изучения классики – знания о людях в различное время и в различных странах. И, читая данный рассказ Чехова, мы не можем не увидеть точную кальку с нашей сегодняшней жизни. Разве не являются герои этого произведения Чехова героями сегодняшних дней? Разве не будут вести себя подобным образом сегодняшние молодожёны, которым (примерно) по двадцать (может быть двадцать с небольшим) лет? Разве не будут они говорить те же слова, думать то же самое, и испытывать те же самые чувства, что и герои чеховского рассказа? Всё это подводит нас к осознанию того, что факта, что люди не только из года в год, но и из столетия в столетие, а также из тысячелетия в тысячелетие совершенно не меняются.

Здесь впору вспомнить также слова Воланда из романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”:

“Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... Квартирный вопрос только испортил их”.

В этой фразе Булгаков сравнивает людей ХХ века с людьми, жившими две тысячи лет назад (современников Иисуса, в романе – Иешуа). За последние примерно 50 лет методом постепенного (по капле) промывания мозгов людям внушили мысль, что сейчас какое-то “новое” время, и что “прежние мудрости” – это всё-таки мудрости, но какие-то “устаревшие, не имеющие прямого отношения к сегодняшней жизни”. Это враньё, в которое может всерьёз верить только тот человек, который не читал классику, и данный рассказ тому отличное подтверждение. Люди из столетия в столетие не меняются ни на йоту, и проблемы, стоящие перед людьми, одни и те же, все эти проблемы типовые, и они описаны в классике (и что важно – решены в классике). А вся подобная пропаганда рассчитана только на то, что люди не будут читать классику, а следовательно, не будут знать, что люди всегда были и есть одни и те же; не будут знать, какие проблемы всегда стояли и продолжают стоять перед людьми; не будут знать, каковы ложные и реальные пути решения этих проблем.


Что мы видим в рассказе?

Герои рассказа – молодожёны, которые решили приятно провести время за городом. Как правильно заметили в комментариях читатели, дачниками тогда назывались люди, которые ехали за город именно наслаждаться жизнью, а отнюдь не пахать на своём земельном участке. В некотором смысле их можно сравнить с теми, кто использует сегодня дачу для поездки на шашлыки. Разница только в том, что шашлыки люди сегодня всё-таки готовят сами, а тогда отдых “дачников” обеспечивался прислугой, которая всё готовила и обеспечивала быт и уют.

Герои наслаждаются жизнью и друг другом, но из их разговоров ясно видно, насколько это наслаждение фальшивое. Каждый из них на самом деле любит только себя, а отнюдь не окружающий мир, и не свою другую “половинку”. Пока всё вокруг тихо и спокойно, и идёт по заранее намеченному сценарию, ничто не нарушает их мнимого счастья и желания предаваться сладкому самообману. Но вот приезжают родственники, которых они хотя и пригласили, но только из вежливости, на самом же деле, их совершенно не ждали, и не желали их приезда – и сразу всё мнимое счастье тает в одно мгновение. Тут же внутреннее состояние героев резко меняется – они уже не наслаждаются происходящим, а ненавидят весь мир вокруг себя, и друг друга в частности. Их воображение уже рисует картины “разрушенного уюта”, “потерянного времени” и “понесённых убытков”. Они уже ругаются, обвиняя друг друга в том, чьи это родственники, и к кому они приехали.

Внешне, однако, они продолжают приехавшим родственникам лицемерно улыбаться и вежливо их приветствуют, хотя в глубине души были бы рады, если бы те прямо сейчас провалились сквозь землю.


Несомненно, этот рассказ, прежде всего, о двух основных вещах.


Во-первых, это рассказ о паразитическом взгляде людей на жизнь.

Разве это утратило свою актуальность за те 130 лет, которые прошли с момента опубликования рассказа? Ничуть. Сегодня люди в обществе в своей массе относятся к окружающему миру, другим людям и обществу в целом точно также паразитически. Мы неоднократно разбирали эту тему в статьях блога, например, в статье “Достойная жизнь Эллочки-людоедки”. Рекомендую читателю вспомнить и перечитать эту статью ещё раз.

Все говорят о желаемой “достойной жизни”, и все при этом недовольны тем, что имеют. Но все эти разговоры сводятся лишь к материальной стороне вопроса. Жизнь для подавляющего большинства плоха тем, что они получают мало денег, имеют мало благ и не имеют возможности развлекаться так разнообразно и много, как они того хотели бы. Никто не считает, что он плохо живёт потому, что мало любит окружающих людей, мало читает книг, мало развивается (или вообще не развивается), мало трудится, имеет низкий культурный уровень, а уровень нравственности и того ниже. Между тем, достаточно беглого взгляда, чтобы понять, что большинство людей (особенно молодых) уверено, что у них-то всё в порядке, но вот “жизнь” по отношению к ним “несправедлива”, и не даёт то, чего они безусловно заслуживают. При этом каждый желает, чтобы весь мир (и особенно близкие люди, так называемые “любимые”) крутились вокруг них, а они просто потребляли прелести такого положения дел. Нетрудно понять, что когда оба молодых супруга относятся друг к другу подобным образом (что каждый ему самому должен, а он в ответ не должен ничего), они очень быстро разочаровываются друг в друге, и такая “семья” распадается. Всё это возникло не сегодня, и не вчера. Это было десятилетиями, столетиями, тысячелетиями. Всё это известно и старо как мир. Ничего нового в этом нет. Но есть одно отличие. Если раньше общественная мораль резко осуждала разводы, то сегодня лозунг “бери от жизни всё” подкреплён всевозможными заботами о “правах личности”, и людям никто не мешает разводиться, что они и делают, чтобы продолжать поиски того, на ком можно паразитировать дальше. Раньше же общество обязывало учиться любить своих ближних (супруга), а развод резко осуждался (практически не допускался). В результате люди находились в ситуации, когда они были вынуждены учиться друг друга любить, и у многих по прошествии десятков лет совместной жизни это даже получалось.

Однако, сам по себе паразитический подход к жизни как был реальностью 130 лет назад (и две тысячи лет назад), так и продолжает оставаться таковым. В классике есть куча произведений, описывающих и эту проблему, и пути решения этой проблемы. Но именно со знанием такого рода и борются современные “управленцы”, чтобы люди не дай бог не осознали, что в этой ситуации они делать должны, а что делать бесполезно и глупо. Такими людьми невозможно управлять как баранами. А вот если люди не знают всего перечисленного, то тогда ими можно легко манипулировать, разводя на примитивных эмоциях, и заставлять делать все те глупости, которые ни к чему не ведут, и которые уже давным давно известны человечеству. Разница только в том, что “управленцы” знают об этом и осознанно манипулируют “баранами” (зачем стадам дары свободы, их должно резать или стричь, наследство их из рода в роды ярмо с гремушками, да бич – Пушкин), а “бараны”, ничего не знающие, но считающие себя “обделёнными”, не знают, что ими просто манипулируют, и по незнанию (и в ложной уверенности, что “старые мудрости устарели”) готовы наступать в тысячный раз на одни и те же грабли, которые тысячу раз описаны в мировой истории и мировой классике.


Во-вторых, это рассказ о человеческом лицемерии,

когда реально люди относятся к себе, к близким и ко всему окружающему миру одним образом (презирают, ненавидят и рассматривают только как источник потребления и наслаждения), а внешне улыбаются, льстят, говорят общепринятые вежливые формулировки.

Люди стремятся определённым образом выглядеть. И то, как они хотят выглядеть, они рассматривают как правду о себе. Себя же настоящих они просто не знают, и более того, не хотят знать. Они чувствуют, конечно, что всё это ложь, но старательно гонят от себя эту мысль, предпочитая видеть себя “хорошими, белыми и пушистыми”. Именно отсюда вырастает отношение к миру, которое описано выше (я “достоин”, а “жизнь ко мне несправедлива”, в результате чего я незаслуженно страдаю, так как не могу паразитировать на жизни так много и хорошо, как я того заслуживаю).

Люди не хотят знать о себе правду, – им достаточно знать о себе сладкую ложь. В результате на планете живёт примерно семь (или уже восемь) миллиардов человек, каждый из которых считает, что с ним всё в порядке, а вот всех окружающих неплохо бы “улучшить”. Отсюда и все те проблемы и катаклизмы, которые переживает человечество из столетия в столетие. И пока люди не изменят своего отношения к происходящему, так и будет. Но единственно правильный путь другой, и он также известен человечеству очень давно. В блоге он описан в статье “Принцип яйца”, которую читателю также необходимо знать, если он с ней ещё не знаком. В простых словах это звучит так: “Измени себя, и мир вокруг изменится”. Можно в это верить, можно не верить, но любое развитие происходит только изнутри, это закон мира, в котором мы живём. Избыточное давление изнутри приводит к развитию. Избыточное же давление снаружи приводит к разрушению и гибели.

Человечеству также давно известны методы, которые позволяют действительно изменять себя. Здесь нет никаких чудес. Как и везде, здесь любой результат приходит через практический труд. Человеку нужно пересмотреть свою жизнь и изменить своё отношение к жизни. Для этого необходимо иметь технологии, как перепросматривать, как разбираться, как изменяться. Все эти технологии известны, и опять же, описаны в куче разных источников, и не только в трудах представителей разных школ знания, но и в той же литературе, и примеров тому масса. Мы в рамках нашего блога проводим соответствующую практическую работу на вебинарах, где помогаем участникам освоить эти технологии на реальных примерах из собственной жизни.

Посмотреть на свою жизнь и на своё отношение к жизни трезво и позволить себе принять правду – это первый и необходимый шаг. И он очень не простой сам по себе, потому что освоение нового (а людей этому никогда и нигде не учат в рамках общепринятой системы, и совершенно понятно, почему, мы это выше уже рассматривали) никогда не бывает простым. На освоение любого навыка требуется время. Тем более время требуется на переучивание и перестраивание своего взгляда, когда он формировался иным образом на протяжении многих лет жизни. Людей неосознанно держат в рамках мысли, что с ними в целом всё нормально, а всё важное в жизни происходит ВОКРУГ них, и даже освоение каких-то новых знаний всегда рассматривается исключительно как дополнение к тому, что уже есть, некое расширение взглядов на мир. Но на самом деле главное заключается именно в изменении себя, в изменении уже имеющегося отношения к миру. Расширение же своей картины мира без изменения основ означает лишь всё большее тиражирование своих первоначальных установок, которые заложены окружающей нас системой, и которые во многом вредят нашей жизни, переворачивая её (незаметно для нас) с ног на голову. А в таком “перевёрнутом” состоянии невозможно существовать адекватно. В результате вся жизнь превращается в некую виртуальность, не имеющую прямого отношения к реальному миру. Это проявляется в куче простых вещей. Обратите внимание, например, мы говорим о “дикой природе”, и нас даже не смущает это словосочетание, абсурдное по своей сути. Но при этом мы ничего не говорим о “диких людях”, диком обществе и диком человечестве, которые ведут совершенно неразумный (даже с позиции разума) образ жизни, ведущий к самоистреблению. Здесь можно также вспомнить ещё одну важную статью блога “Цивилизованность и человечность”, которую читателю также необходимо помнить и знать.

Важно понимать, что самая главная часть жизни происходит внутри нас, а не снаружи. Согласно терминологии статьи “Принцип яйца”, можно сказать, что каждый человек – это яйцо. И для него как для яйца важно то, что происходит внутри него, потому что через изменение себя можно развиться и перестать быть яйцом, перейти в некоторое новое качество. Если же внутри ничего не происходит, а всё внимание направлено только на то, что происходит за пределами яйца (вокруг), то такое яйцо рано или поздно, простите, просто протухнет.

Важно понимать, что если мы не меняем себя изнутри, а только “расширяем свой взгляд на мир”, то это в общем-то пустая трата жизненного времени. Если же мы даже не расширяем свой взгляд на мир (а большинство не делает даже этого), то мы тем более зря растрачиваем жизненное время.

Важно понимать, что лицемерие есть норма современного общества и человечества в целом. Будучи одним, человек воображает при этом о себе совершенно другое, а на реальное просто закрывает глаза.

Важно понимать, что все эти проблемы и пути их решения (развития) известны, нужно только лишь изучать это знание и применять его в своей жизни. И та же классика может очень много дать нам в этом плане. В частности, в рассматриваемом рассказе Чехова “Дачники” очень хорошо описаны и показаны на простом примере некоторые основные моменты имеющегося положения дел. Как бы “пафосно” и “громко” это ни прозвучало, но в общем-то, всё современное человечество – это “дачники”. Приехали на дачу (на Землю), чтобы “пожрать”, “оторваться” и “приятно провести время”, а что при этом будет и с Землей, и с ними самими в результате такого паразитического отношения к Земле и друг к другу, их вообще не волнует. Они наслаждаются мнимыми наслаждениями, якобы делающими их жизнь счастливой (счастливой, конечно, лишь поверхностно), но при первых же трудностях они ненавидят весь мир и друг друга, потому что полагают, что достойны лучшей доли и лучшего обращения (без малейших на то оснований).


И ещё один момент, который также хочется рассмотреть в рассказе. Поговорим о Луне и её образе. Это очень примечательная грань рассказа.

В образе Луны есть три слоя.

Первый слой – поверхностный, он явно описан в рассказе. Когда герои предаются мнимому счастью, Луна выглядит хмурой, ей якобы завидно и досадно, глядя на влюблённых. Когда же мнимое счастье героев рассыпается, Луна становится радостной, она улыбается, ей якобы становится приятно, что у неё нет родственников.

Помните, мы выше говорили о лицемерии, и о расширении своей картины мира, своих взглядов на мир? Человеку свойственно проецировать своё отношение к миру на всё вокруг, и во всём искать подтверждение своей правоты. Так и здесь Луна показана как якобы завидующая счастью людей, а затем якобы радующаяся тому, что у неё нет родственников (приезд которых испортил “счастье”).

На самом же деле, всё иначе, и этот слой – поверхностный, такой же пустой, как мнимое счастье молодожёнов.


Второй слой образа Луны – более глубокий, можно сказать, что он знаковый. Сначала Луна хмурится, глядя на лицемерие молодожёнов, на их реальный (паразитический) взгляд на жизнь. Она знает, что они лишь предаются самообману, что любят друг друга и окружающий мир. На самом же деле они ненавидят и мир вокруг себя, и друг друга, и только желают паразитировать за счет друг друга и за счет окружающего мира. Когда же ложь и лицемерие вскрываются, Луна становится радостной, она улыбается от того, что люди получили возможность увидеть себя реальных, что они получили шанс измениться благодаря этой возможности.


Но есть и третий слой – настоящий. На самом деле, Луне глубоко безразлично, станут ли герои более осознанными, или проживут свою жизнь во лжи, лицемерии, и умрут такими же паразитами¸ какими они и являются в рассказе. И Луна, и Земля равно приемлют обе эти возможности. Только человек должен быть по-настоящему заинтересован в том, чтобы развиваться. Окружающий мир великодушно предоставляет для этого возможности, но захотят ли люди измениться – это их личное дело. Земля же переживёт любой вариант, как она уже делала это неоднократно. Я думаю, что читатели блога достаточно любознательные и думающие люди, чтобы понимать, что те же пирамиды строило отнюдь не нынешнее человечество, и уж конечно, не с помощью рабского труда, верёвок и примитивных приспособлений, как это рассказывают в Египте туристам. Всё это бред, что совершенно понятно любому мало-мальски образованному человеку. Это строили совершенно другие люди. И этих людей здесь давно уже нет. И заметьте, Земля не плачет по этому поводу. Сгинули ли эти люди в пучине междоусобных войн, или ушли в какие-то другие миры – ей одинаково безразлично. Она просто предоставляет для этого возможности, а развиться в новое качество или самоубиться – выбор сугубо добровольный, перед которым стоит человек один на один. Луна же, как свидетель этого выбора, равно приемлет любую возможность.


P.S.

С сентября 2018 года блог продвигается только в рамках того бюджета, который он приносит. Возможности инвестировать в него свои средства у автора больше нет.

Поэтому частота появления новых материалов и их продвижение зависят напрямую от поддержки читателей.

На сегодняшний день возможны следующие варианты:
1) Пополнение карты Сбербанка 5469 4000 4064 2295 (Visa, MasterCard)
2) Пополнение карты Сбербанка 2202 2024 8326 2949 (МИР)
3) Пополнение яндекс-кошелька 4100 1126 170 091,
4) Взнос через систему PayPal на пользователя regul01pay@yandex.ru (в середине цифры 0 и 1).
5) Пополнить рублевый кошелек WebMoney (WMR) R412238946091
6) Пополнить долларовый кошелек WebMoney (WMZ) Z882719938327
7) Пополнить евро кошелек WebMoney (WME) E099914820138


P.P.S.

Октябрьский вебинар по технологии анализа и другим технологиям работы с информацией пройдёт в ближайшие выходные дни 19-20 октября. Подробности здесь. Записывайтесь на наши вебинары, чтобы учиться самостоятельно разбираться во всех происходящих событиях. Без владения технологией анализа это невозможно. А овладеть технологией анализа без реальной практики тоже невозможно. Доступная же практика же подобного рода есть только на наших вебинарах.

ЗВОНОК...

Сидели с мужем дома, читали. Вдруг - звонок на мой мобильный с неизвестного номера. Беру трубку, а оттуда незнакомый голос, слышно что какая-то старенькая бабушка говорит. "Помогите, я тут заперта, ед...

Обсудить
  • В середине 90-х я увлёкся чтением Библии, благо работал на торговом флоте и между вахтами время было! Именно тогда я внезапно "примерил" деяния и мысли тогдашних людей на окружающую меня действительность и осознал, что человек не меняется. Меняется антураж, типаж людей, одежда и аксессуары, а человек остаётся прежним. Об этом же сказано и в "Екклесиасте": "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после."
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: Спасибо! Ваш разбор вызывает опять бурю всяческих воспоминаний и умоверчений. Как сказала Ф.Раневская "В моей старой голове две, от силы три мысли, но они временами поднимают такую возню, что кажется, их тысячи!" Вот например вечная тема - раздвоение личности. Недавно где-то попалось - про аватарки в соцсетях. Кто как себя видит, что показывает и что "видит" про других ))))... Опять вспомнилось "совковое" прошлое, когда к нам каждое лето приезжали толпы дальних сибирских родственников и бабушкиных коллег и учеников. Почему-то это тогда не раздражало, "распихивали" их по квартире, и вкусной еды на всех хватало! Приехали как-то молодожены, а у нас ремонт. Спали они под столом, на котором громоздилась другая мебель )))). Им понравилось, типа в шалаше))), а сейчас "пацсталом" валяются только виртуально... :blush:
  • Благодарю за труд, очень полезно и доходчиво.
  • Прекрасный анализ не просто произведения, а вообще нынешнего состояния общества в целом!
  • Спасибо за статью! :thumbsup: :star: