И.А.Крылов, “Свинья под дубом” (часть 1)

32 8849

“…Крылов. Выбрал он себе форму басни, всеми пренебреженную, как вещь старую, негодную для употребленья и почти детскую игрушку — и в сей басне умел сделаться народным поэтом. <…> Его басни отнюдь не для детей. Тот ошибется грубо, кто назовет его баснописцем в таком смысле, в каком были баснописцы Лафонтен, Дмитриев, Хемницер и, наконец, Измайлов. Его притчи — достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа. Звери у него мыслят и поступают слишком по-русски: в их проделках между собою слышны проделки и обряды производств внутри России. Кроме верного звериного сходства, которое у него до того сильно, что не только лисица, медведь, волк, но даже сам горшок поворачивается как живой, они показали в себе еще и русскую природу. <…>”
(Н.В.Гоголь)



Следующим литературным заданием будет басня Ивана Андреевича Крылова “Свинья под дубом”. Как обычно, стихотворения я привожу не в виде ссылок, а непосредственно в статье, поскольку их размер позволяет это сделать.

К творчеству И.А.Крылова мы ещё не обращались, и его известнейшая басня “Свинья под дубом” первая, которую мы рассматриваем в творчестве баснописца. Однако, как справедливо заметил в приведённом эпиграфе Н.В.Гоголь, басни Крылова отнюдь не “детские”. Их смысл куда как более глубокий. Поэтому предлагаю читателю поразмышлять над смыслом этой басни.


Хочу ещё раз обратить внимание читателя на то, что разбор классики – одна из важнейших составляющих работы блога. Без участия в этой работе бессмысленно претендовать на какое-то понимание происходящих в мире (и в собственной жизни) процессов. И совершенно не важно, понимает ли это кто-то или нет. Понимание придёт через практический опыт спустя определённое время. Или не придёт, если такого опыта так и не будет.

Не игнорируйте нашу работу над классикой для собственной же пользы!


Как обычно, читаем и пишем в комментариях о своём понимании произведения. Потом мы вместе посмотрим на эту басню ещё раз.


СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

“Ведь это дереву вредит, —
Ей с Дубу Ворон говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может”.
“Пусть сохнет, — говорит Свинья, —
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею”.

“Неблагодарная! — примолвил Дуб ей тут, —
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут”.

Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

И.А.Крылов, 1823 год

Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

Обсудить
  • помоему Крылов сам расшифровал свое произведение последним абзацем)
  • Добрый вечер. Часто с сыном перечитываем эту басню. Обычно объясняю ему через пословицу : " Не пили сук на котором сидишь." Дополняю примерами из жизни. Сегодня взглянул возможно чуть глубже и увидел как всё человечество подкапывает корни своего дуба ( планеты). Ворон ( человек )как первый вестник уже предупредил всех о неверном направлении развития на планете и чувствуется , что и земля ( а она живая ) вскоре воскрикнет:" Неблагодарные ! На вверх вы посмотрите и вдумайтесь ,куда вы полетите, коль рушите меня. Вот такой образ сложился.
  • Становясь на путь потребления, люди уподобляются свиньям, которые подрывают собственные корни, уничтожая своё будущее, будущее своих потомков, а в конечном итоге и жизнь на планете. Очень актуальная тема. Без срока давности.
  • Здесь практически перечень пороков людских описан: неблагодарность, упрямство (неразумное стремление сделать по-своему), равнодушие, ограниченность (не видит дальше собственного рыла), мещанство "себя-любимых" ("после нас хоть потоп"). Крылов здесь печалится о распространённом (да и сейчас, к сожалению) среди многих людей эгоизме и невежестве. То и другое растёт от сознания собственного "совершенства", этакого "Я"-центризма.
  • Тут даже и говорить не о чем, примеров таких "свиней" каждый может назвать десятки, если не сотни и среди известных персонажей, и среди своих знакомых! Я уже отмечал, что многие не улавливают причинно-следственных связей даже тогда, когда грабли бьют по лбу, а если последствия отдалённы, то тут и подавно!