• РЕГИСТРАЦИЯ

Животные страсти. Что общего у Босха с «весёлыми картинками» из средневековых манускриптов.

3 189
Фрагменты триптихов Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» и «Искушение святого Антония».

Фантазия Иеронима Босха, сколь бы уникальной она ни была, не возникла «из ничего», не самозародилась в отдельно взятой эксцентричной голове. Все эти его персонажи, то ли люди, то ли звери, то ли вообще не пойми что — ученая саранча, или любвеобильная свинка-монахиня, или дракон с лошадиными ногами и телом жареной индюшки, или птица в кардинальской сутане, с воронкой на голове и на коньках — они-то, конечно, принадлежат Босху и могут быть заверены его копирайтом. Но сам подобный тип мышления, при котором люди не только ведут себя странно и/или непристойно, но и в жизненных реалиях действуют наравне с животными, — этот тип мышления порождён отнюдь не Босхом. Задолго до Босха он уже существовал на полях средневековых рукописей (маргиналиях).

Тот, кто впервые листает богослужебные манускрипты ХI — XVI веков (благо, сейчас в цифровых библиотеках появилась такая возможность), рискует испытать культурное потрясение. Прямо на страницах часословов, требников и псалтирей доблестные рыцари сражаются с улитками, дамы куртуазно общаются с обезьянами и падают в объятия драконов, зайцы музицируют на органах, а медведи — на волынках, в то время как люди ведут себя как чистые животные, демонстрируя те физиологические акты, которые от людских глаз принято скрывать.

Кроме того, нас ждут разного рода безумные гибриды людей с лошадьми, скорпионами, птицами, улитками и прочими земноводными и парнокопытными, а также «франкенштейны», у которых ноги пришиты к голове, минуя туловище, а на заднице прорезалось дополнительное (часто краше основного!) лицо.

Приведённые ниже маргиналии взяты из Маастрихтского Часослова — нидерландской рукописной богослужебной книги первой половины XIV столетия, то есть теоретически (учитывая факторы и времени, и пространства) Босх даже мог быть с нею знаком.

 Демоны
Музыканты.
 Обезьяны. 
Часослов Маастрихта. 
Ваганты.
Часослов Маастрихта

Как такое вообще возможно?

Вот одно из остроумных объяснений возникновения столь странных и временами непристойных картинок на полях священных текстов.

Представьте себе, что вы монах 9-го, 11-го или 13 века, и ваше послушание, которое вы будете исполнять изо дня в день, из года в год, целые десятилетия (если чума или чахотка не телепортирует вас на тот свет пораньше) — это кропотливое переписывание богослужебных текстов. Месяц за месяцем, год за годом — десятилетия! С перерывами только на мессу и скудную трапезу. Гуттенберг изобретёт книгопечатание еще не скоро, а может, и вообще не изобретёт — откуда вам это знать в вашем 12-м веке? Кондиционером, эргономичными стульями и настольной лампой человечество тоже пока не озаботилось. В вашей келье, в зависимости от сезона, душно или промозгло. И — независимо от сезона — полутемно. И вот вы сидите, сгорбившись при свечном огарке, и выводите букву за буквой, виньетку за виньеткой.

Великолепные готические строчки появляются на свет из-под вашего пера. Год от года ваш почерк становится всё более отточенным, а рисунки — филигранными. Но никуда не деться и от «синдрома выгорания» (или происков дьявола): монотонная деятельность требует разрядки. Какого-то всплеска, чего-то такого, что прервёт рутину — например, вызовет взрыв смеха и, как следствие, благодатный прилив кислорода к мозгу. И тогда вы рисуете на полях вашего манускрипта курьёзную фигурку (точно так же, как кто-то через 7 веков после вас будет рисовать в блокноте рожицы на скучном совещании) и представляете, что это ваш маленький привет тому, кто через много лет будет читать книжку, на переписывание которой вы положили свою Богом данную, единственную жизнь.

Часослов Маастрихта

Ученые установили, что главный художник, иллюминировавший эту книгу (имя его, правда, до нас не дошло) также оформлял псалтирь, хранящуюся в Тринити-колледже, Кембридж. Но принадлежат ли получеловек - полужуравль, снёсший яйцо, а также ковыряющая в носу человеческая фигурка — настоящая эмблема прокрастинации — этому же мастеру или кому-то из его «подчинённых», неизвестно. Глядя на эти «весёлые картинки», как-то по-новому читаешь фразу из аннотации к английскому часослову о том, что «иллюстративный ряд книги отличается живой образностью».

То ли люди, то ли звери Часослова Симона де Вари

Средневековая культура очень любила создавать химеры, изобретательно соединяя в одном существе части тела человека и различных животных. Она изображала не только античных гарпий — злобных чудовищ с женской головой, когтями льва и крыльями хищной птицы. Средневековые художники — те еще генетики: скрестить человека с парнокопытным, льва с морским коньком или птицу с обезьяной им удавалось и без расшифровки кода ДНК.

Маргиналии из «Часослова Симона де Вари». 

Полагают, что большая часть оформления этого манускрипта принадлежит великому Жану Фуке (ок.1420−1480), который считается самым выдающимся французским художником XV века.

Страница «Часослова Симона де Вари»

А так выглядит страница «Часослова Симона де Вари» целиком. Одна из библейских сцен помещена на сплошном фоне, состоящем из сплетенных красочных виньеток. Пеликан внизу, скорее всего, является символом Христа, но что, о боги, символизирует мужчина-русалка на драконьих лапах?!

Справедливости ради заметим: не только у нас, современных зрителей, просмотр подобных изображений вызывает когнитивный диссонанс. Католический богослов и мистик Бернард Клервоский еще в XII веке удивлялся и возмущался не меньше нашего, когда вопрошал:

«В монастырях, переда глазами читающих братьев, что делает эта смешная чудовищность, эта странная безобразная красота или прекрасное безобразие? Что делают здесь эти нечистые обезьяны, эти дикие львы, эти уродливые кентавры, эти полулюди-полузвери, эти пятнистые тигры, эти сражающиеся воины, эти охотники, что трубят в свои роги? Увидишь при одной голове множество тел или, наоборот, при одном теле множество голов. Здесь у четвероногого зрится змеиный хвост, там у рыбы — голова четвероногого. Вот зверь: спереди конь, а сзади полу-коза. А вот рогатое животное сзади превращается в коня. Так велико и чудно повсюду разнообразие различных форм, что приятнее читать статуи, чем книги, весь день дивясь на них вместо того чтобы весь день размышлять о законах Божиих».

В тренде – воинственные улитки!

В рукописных маргиналиях Средневековья, как и во всяком дизайнерском деле, были свои актуальные тренды. К примеру, где-то между 1290—1330 годами одновременно в Англии, Франции и Фландрии свободное от букв пространство рукописей заполонили воинственные улитки.

Свирепые брюхоногие не боялись нападать на вооружённых до зубов доблестных рыцарей, а одному даже пришлось защищать от озверевшего моллюска свою прекрасную даму.

Но почему рыцарь опускается до того, чтобы сражаться с улиткой? Возможно, потому что он — осёл?

Медиевист Элизабет Мур Хант считает, что боевые улитки — это  жестокая сатира на измельчавших рыцарей, которые дрожат даже при виде улитки. 

Улитка также может символизировать невысокое общественное положение. Благородные рыцари теперь дерутся с теми, кто им далеко не ровня. А улитки, меж тем, медленно взбираются по социальной лестнице вверх.

И пока многоумные богословы красноречиво обосновывали, что улитка — это символ воскресения Христа (вообще-то, в средневековых изображениях на это может указывать любое животное), рядовые переписчики Евангелий и Псалтирей весело скрещивали улитку то с оленем, то с кошкой.

Шокирующие маргиналии Псалтири из Горлстоуна

Одним из самых скандальных манускриптов по части «весёлых картинок» является The Gorleston Psalter — Псалтирь из города Горлстоун, расположенного на востоке Англии в Норфолке. Разумеется, средневековые представления о приличиях значительно отличались от наших. 

Много усилий было потрачено, чтобы найти «приличное» обоснование тому факту, почему на страницах Книги Псалмов из Горлстоуна размещается так много неприличных рисунков.

Кощунственные, эротические или копрологические мотивы долгое время были источником беспокойства для учёных. Каких только теорий не выдвигалось! Одни говорили, что переписчик рисовал что Бог (или черт) на душу положит из-за «страха пустого листа» — распространённой фобии среди людей этой профессии. Вторые доказывали, что рисунки имеют произвольный характер и, по существу, никак не связаны с текстом, и потому их просто следует игнорировать. Третьи писали о том, что в средневековой культуре просто не было непроходимой границы между сакральным (божественным) и профанным (низменным). Четвёртые утверждали, что рисунки горлстоунской Псалтири — дело рук вандалов, желавших подорвать изнутри священную природу ветхозаветных текстов.

Среди маргиналий Псалтыри из Горлстоуна есть ряд обычных бытовых сценок, типичных для Англии 14 века, но они в меньшинстве. В основном же это изображения животных, которые действуют как люди, и людей, которые обнаруживают свою животную природу.


Тому, кто познакомился с картинками из Маастрихтского Часослова или Горлстоунской Псалтири, творчество Иеронима Босха уже не покажется особо шокирующим.

Автор Анна Вчерашняя




жирное многоточие

    ИСТИННЫЙ ЦАРЬ РОССИИ. КИРИЕНКО ЗАДУМАЛ ПЕРЕХВАТИТЬ УПРАВЛЕНИЕ СТРАНОЙ ВМЕСТО ПУТИНА. ЧТО ОН ДЕЛАЕТ?

    В последние дни в высших эшелонах власти Российской Федерации происходят серьезные перестановки. Они инициированы фейковым государственным переворотом, в котором убедил Путина Сергей Ки...

    «Уралвагонзавод» изучает секреты НАТО: «Койот» из Британии попался в русские сети вслед за немецким «Леопардом»

    Очередной трофейный танк наши инженеры разобрали по винтикам, и поняли, что интересного там естьРоссийские военные инженеры разобрали трофейные танки Leopard 2A6 и получили доступ к сам...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      СЕМЁН ПЕГОВ. БЛИЗНЕЦЫ

      БЛИЗНЕЦЫ…и неважно какого веса длины осанкиматерями выращенные или отцамидаже не братья сгорая в танкеавтоматически становятся близнецамиполуседые отцы и молочные мальчикиочень быстро вкушают как это веселовзять и стереть возрастные датчикипопадая во фронта чумное месивои пускай окопы сгущают краскив артиллерийского ада каменоломнемой неназванный братец...
      153

      Везде к столу. Путешествие «Любительницы абсента» по знаменитым картинам

      Если вы смотрели фильмы о Гарри Поттере или читали книги Джоан Роулинг, то наверняка помните, как герои «живых» полотен, украшавших стены Хогвартса, ходили друг к другу в гости из одной картины в другую. Приблизительно то же самое происходит в работах Андрея Сикорского из новой серии «Арт-трип Любительницы абсента». Правда путешественница здесь только одна, но куда ее...
      83

      Конец эпохи прекрасных: как мы потеряли женщин поразительной красоты

      Фото: Валентин Мастюков / ТАСС Михаил Дряшин. 07 апреля 2024, 09:00О смене типажа в кино и на телевидении – обозреватель «Абзаца» Михаил Дряшин.В британской корпорации Би-би-си давно уже решили, что ведущие новостей в телике не могут быть слишком красивыми. В эфир вместо эффектных берут никаких, среднестатистических. Мол, главное – содержание выпуска,...
      105

      Сладкая парочка

      Не удержалась. Сладкая парочка, а главное - неожиданная......
      306

      Художник

      ...
      73

      Салунъ "Вечерній Медвѣдь"

      Кот, который может отбить у тебя жену......
      174

      Владимир Высоцкий. Романс (Было так – я любил и страдал…) 1968

      ... ... Было так — я любил и страдал.Было так — я о ней лишь мечтал.Я её видел тайно во снеАмазонкой на белом коне.Что мне была вся мудрость скучных книг,Когда к следам её губами мог припасть я!Что с вами было, королева грёз моих?Что с вами стало, моё призрачное счастье?Наши души купались в весне,Плыли головы наши в вине.И печаль, с ней и...
      124

      Владимир Высоцкий. Песня о двух красивых автомобилях

      Без запретов и следов, Об асфальт сжигая шины, Из кошмара городов Рвутся за город машины, - И громоздкие, как танки, "Форды", "линкольны", "селены", Элегантные "мустанги", "Мерседесы", "ситроены". Будто знают - игра стоит свеч, - Это будет как кровная месть городам! Поскорей - тольк...
      101

      Салунъ "Вечерній Медвѣдь"

      ...На эти выходные я запланировала ничего не делать… и всё успела!Вот, что такое целеполагание и адекватная оценка своих возможностей!...
      115
      Елейная КиноиТеатр
      30 апреля 11:36

      ПоросЁнок. МультсериаЛ. КлЁвый ! ДоОбрый...

      В одном замечательном мире, в самом замечательном его месте живет замечательный маленький поросенок. Все, что с ним случается, интересно и радостно, его окружают милые и добрые создания... ну, каждый по-своему милый и по-своему добрый. А если и происходит с ним что-нибудь плохое, то оно все равно оборачивается чем-то хорошим. Во всяком случае, на его, п...
      104
      Елейная Православие
      30 апреля 09:51

      30.04.2024. Вторник. Божественная Литургия.

      Полунощница. Параклис. Часы, Изобразительны, Вечерня, Литургия Преждеосвященных Даров....
      47
      Елейная Рок-музыка
      30 апреля 09:41

      Агата Кристи / Live — Концерт "15 лет" (2003)

      агатакристи ...
      56
      Елейная Рок-музыка
      30 апреля 09:31

      Агата Кристи

      агатакристи сердцебиение моряк выпитьморе секрет сказочнаятайга опиумдляникого ,,,...
      76
      Елейная Музыка всё...
      30 апреля 09:09

      Георгиевская ленточка. Игорь Растеряев

      Георгиевская ленточкаЗа окнами весенний лес летит,Я еду в ленинградской электричке.Напротив меня девочка сидитС георгиевской ленточкой в косичке.Сегодня эту ленточку носитьНа сумке можно, можно — в виде брошки,Но я прекрасно помню и без лент,Как бабка не выбрасывала крошки.Как много лишнего мы слышим в дни побед,Но только этой патоке с ...
      113
      Елейная Hijo de la chingada!
      29 апреля 22:08

      Салунъ "Вечерній Медвѣдь"

      — Когда ты меня впервые увидел, о чём сразу подумал?— Капец нервной системе. А ты о чём?— Справится…...
      750
      Елейная Hijo de la chingada!
      29 апреля 17:22

      Мудры с ближайшего рынка с рыбными рядами

      так засели... вобла со скидкой )))...
      139
      Елейная ЖиГраСкуФо
      28 апреля 22:50

      Большой мир маленьких людей

      Мастер современного бурятского искусства Жамсо Раднаев создал мир своих образов. В сплаве традиций с мастерством и фантазией художника и заключается неповторимость этого мира.  Очень добрая, теплая и даже сказочная атмосфера в его работах. Сам художник родом из Еравны. Знаменитая Еравнинская долина изображена на полотнах со всей любовью ее сына. Жам...
      165
      Елейная Hijo de la chingada!
      28 апреля 21:38

      Пёсель отжал хату у котейкина. Срочно звоните в полицию

      ...
      905
      Елейная Hijo de la chingada!
      28 апреля 21:34

      Салунъ "Вечерній Медвѣдь"

      - Из-за того, что я курю на балконе голая, квартиры в доме напротив подорожали....
      953

      Жизнь и смерть отважной «Королевы обезьян». Дайан Фосси.

      Американку Дайан Фосси (Dian Fossey) называли «Королевой обезьян». Эта отважная женщина посвятила свою жизнь изучению и защите горных горилл и погибла, выполняя свой долг. Однажды она оказалась в Африке из-за желания узнать, как выглядит мир, неизмененный человеком. Но это приключение оказалось настолько увлекательным, что стало для Дайан призванием.  ...
      189
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика