• РЕГИСТРАЦИЯ

Как русские писатели проигрывались в карты

4 810

Карты появились в России в XVI веке — и уже при Петре I издали первые законы для борьбы с игроманами. В начале XIX века князь Петр Вяземский писал: «Нигде карты не вошли в такое употребление, как у нас: в русской жизни карты одна из непреложных и неизбежных стихий». Кто из русских писателей проигрывал и выигрывал баснословные деньги, собственные произведения и даже жену.

Как Гаврила Державин промотал все деньги матери

Известный поэт пристрастился к картам, когда служил в Преображенском полку в Петербурге. В начале 1767 года его перевели на ямскую подставу, где он в течение четырех месяцев надзирал за подготовкой лошадей к проезду императрицы Екатерины II и ее двора.
Там под руководством офицеров братьев Петра и Алексея Лутовиновых он и стал проводить вечера за картами. Чаще всего компания шумно и пьяно кутила в Валдае.

Кто не бывал в Валдаях, кто не знает валдайских баранок и валдайских разрумяненных девок? Всякого проезжающего наглые валдайские и стыд сотрясшие девки останавливают и стараются возжигать в путешественнике любострастие, воспользоваться его щедростью на счет своего целомудрия.
(Александр Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву», 1790 год)

Самый серьезный проигрыш случился с Державиным в тот же год в Москве. После летнего отпуска, проведенного вместе с родными в Оренбургской губернии, он направился в Петербург. Мать передала ему с трудом накопленные деньги и поручила заехать в Москву, чтобы купить небольшую деревушку в 30 душ на Вятке.
Дело затянулось, и Державин остановился у своего двоюродного брата — майора Ивана Блудова. Тот вместе с приятелем подпоручиком Максимовым «завели его сперва в маленькую, а потом и в большую карточную игру», в результате которой он заложил купленное имение и все проиграл. А в попытках отыграться, вместо планируемых двух месяцев Державин провел в Москве больше двух лет.

Попав в такую беду, ездил, так сказать, с отчаяния, день и ночь по трактирам искать игры. Спознакомился с игроками или, лучше, с прикрытыми благопристойными поступками и одеждою разбойниками; у них научился заговорам, как новичков заводить в игру, подборам карт, подделкам и всяким игрецким мошенничествам. <…> Если же и случалось, что не на что не токмо играть, но и жить, то, запершись дома, ел хлеб с водою и марал стихи при слабом иногда свете полушечной сальной свечки или при сиянии солнечном сквозь щелки затворенных ставней. Так тогда, да и всегда, проводил он несчастливые дни.
(Гаврила Державин, «Записки из известных всем происшествиев…», 1812 год)

Хотя он никогда не опускался до воровства или предательства, в 1769 году Державин обобрал с приятелем прапорщика Дмитриева в популярной игре фараон. Мать проигравшего обратилась с жалобой в полицию, обвинив их в выманивании векселя в 300 рублей и купчей на родовое имение. Об этом и других проделках узнали в Петербурге — и тогда Державина чуть не разжаловали в солдаты.
Раскаявшись в распутстве и карточном мотовстве, в марте 1770 года Державин занял у знакомого 50 рублей и срочно выехал в Петербург. Правда, раскаяние длилось недолго: до Петербурга поэт доехал проигравшись. Обуздать азарт его вынудило несчастье: в тот же год скончался от чахотки его брат, и поэт остался у матери единственной опорой. Впредь играл только по особой нужде и не гнался за крупными выигрышами.

Как Иван Крылов играл ради сильных ощущений

Иван Крылов увлекся картами в юности. Он имел страсть к математике и любил просчитывать наперед ходы соперников. В 19 лет Крылов анонимно опубликовал в петербургском журнале «Утренние часы» первые басни. Две из них — «Стыдливый игрок» и «Судьба игроков» — посвятил карточным играм.
Крылов рассказывал журналисту-издателю Фаддею Булгарину, что пристрастился к игре «вовсе не из корыстолюбия, но ради сильных ощущений». «Банкометы», как называли тогда отъявленных картежников, державших «банк», разъезжали по трактирам и ярмаркам. И «как хищные звери» искали добычи. В результате: «Не зная ни света, ни людей, Крылов попался в одну из этих шаек, и его обобрали, как говорится, будто липочку!».
В 1795 году Крылова даже привлекли к ответу по делу нескольких профессиональных шулеров. Он был вынужден переехать в поволжское имение Зубриловка князя Сергея Голицына. В 1801 году князя назначили рижским генерал-губернатором, и Крылов, как его секретарь, переехал в Ригу. Только вместо канцелярских дел он частенько пропадал на пирушки с карточными забавами. Сначала играл в маленький банк с дамами, а затем перешел к крупным ставкам.
И выигрывал, часто вплоть до 70 тысяч рублей. Для сравнения, чтобы прилично содержать семью, было достаточно шести тысяч рублей в год.
В 1806 году, «искушенный в превратностях жизни», он вернулся в Петербург. Вечерами он посвящал себя театру и снова карточным играм.

Нельзя сказать: он играл в карты; он жил ими, он видел в них средство разбогатеть. <…> По-прежнему он отыскивал игроков, вмешивался в их сборища — но уже не был так счастлив, как прежде. Вместе с какими-то шулерами он был призван к генерал-губернатору, который объявил им, что они, на основании законов, подлежат высылке из столицы; обратясь же к Крылову, он сказал: «А вам, милостивый государь, стыдно. Вы, известный писатель, должны были бы сами преследовать порок, а между тем не стыдитесь сидеть за одним столом с отъявленными негодяями». Ему также грозило изгнание из столицы; но он отделался, пренаивно сказав: «Если бы я их обыграл, тогда бы я был виновен; но ведь они меня обыграли. У меня осталось из 110 тысяч — всего 5; мне не с чем продолжать играть…»
(Владислав Кеневич. «Иван Андреевич Крылов» (из рассказа Н. И. Греча), 1868 год)

Азарт приутих после 1810 года, когда у баснописца отыграли все выигрыши.

Как Александр Пушкин едва не проиграл «Евгения Онегина»

Увлекаться картами Пушкин начал еще в Царскосельском лицее: на вечерних салонах он поигрывал в банк и наблюдал за светскими партиями. В 1819 году он писал в черновом наброске произведения «Наденька»:

Несколько молодых людей, по большей части военных, проигрывали свое именье поляку Ясунскому, который держал маленький банк для препровождения времени и важно передергивал, подрезая карты. Тузы, тройки, разорванные короли, загнутые валеты сыпались веером, и облако стираемого мела мешалось с дымом турецкого табаку.

В тот год поэт готовил к изданию по подписке свой первый сборник стихотворений. Весной 1820 года, когда подписные листы были готовы к печати, он проиграл сборник Никите Всеволожскому, основателю литературного общества «Зеленая лампа».

Помнишь ли, что я тебе полупродал, полупроиграл рукопись моих стихотворений? Ибо знаешь: игра несчастливая родит задор. Я раскаялся, но поздно — ныне решился я исправить свои погрешности, начиная с моих стихов, большая часть оных ниже посредственности и годится только на совершенное уничтожение, некоторых хочется мне спасти. Всеволожский милый, царь не дает мне свободы! продай мне назад мою рукопись, — за ту же цену 1000 (я знаю, что ты со мной спорить не станешь; даром же взять не захочу). Деньги тебе доставлю с благодарностью, как скоро выручу — надеюсь, что мои стихи у Сленина не залежатся.
(Пушкин — Николаю Всеволожскому, октябрь 1824 года)

Серьезно Пушкин пристрастился к игре во время первой, Южной ссылки (1820-1824). Игры в банк, штос и экарте приводили к дракам, дуэлям и крупным проигрышам.
В 1826 году после Михайловской ссылки в Москве он чуть не проиграл пятую главу «Евгения Онегина». В игре с Александром Загряжским, тестем брата Льва Пушкина, поэт поставил на кон новые строфы и дуэльные пистолеты. Отыграться удалось лишь в последний момент. Подобное случалось с ним не раз.

Ангел мой Вяземский или пряник мой Вяземский, получил я письмо твоей жены и твою приписку, обоих вас благодарю и еду к вам и не доеду. Какой! меня доезжают!.. изъясню после. В деревне я писал презренную прозу, а вдохновение не лезет. Во Пскове вместо того, чтобы писать 7-ую главу «Онегина», я проигрываю в штос четвертую: не забавно.
(Пушкин — Петру Вяземскому, 1826 год)

Уже в 1829 году Пушкин числился в полицейском списке московских картежников. Из 93 упоминавшихся человек у его 36-го номера даже была приписка«известный в Москве банкомёт» . Английский путешественник Томас Рейке вспоминал о фразе Пушкина на одном из приемов в Петербурге: «Я бы предпочел умереть, чем не играть».
Пушкин немного остепенился после женитьбы: он перестал проигрывать по-крупному. Тем не менее после его трагической гибели в 1837 году император Николай I выделил немалые суммы, чтобы уплатить долги поэта.

Ты баба умная и добрая. Ты понимаешь необходимость; дай сделаться мне богатым — а там, пожалуй, и кутить можем в свою голову. <…> Я перед тобой кругом виноват, в отношении денежном. Были деньги… и проиграл их. Но что делать? я так был желчен, что надобно было развлечься чем-нибудь. Всё тот виноват; но бог с ним; отпустил бы лишь меня восвояси.
(Пушкин — Наталье Гончаровой, 1834 год)

Как Николай Некрасов выиграл себе жену

Азарт к карточным играм передался Некрасову по наследству. Писатель сам называл эту склонность «органическим пороком» всего рода: его дед Сергей Некрасов за свой последний проигрыш в восемь тысяч ассигнациями заложил ярославское имение Грешнево, а отец Алексей Некрасов спустил практически все накопленное его предками.

Я пошел к отцу с вопросом: «Что это за документ?» Отец сказал: «Это подлинное, благодаря которому мы не умерли с голоду и нам что-нибудь осталось. Предки наши были богаты, прапрапрадед ваш проиграл семь тысяч душ, прапрадед две, дед (мой отец) одну, я ничего, потому что нечего было проигрывать, но в карточки поиграть тоже любил» (то же должен сказать и о себе).
(Николай Некрасов. «Мой отец», 1870-е годы)

17-летний Некрасов стал поигрывать в карты в Петербурге, когда решил поступить в университет. А в 1840-е годы Некрасов, уже будучи издателем, за карточными играми не только выручал деньги, но и заводил нужные знакомства.
Как вспоминали современники, он никогда не позволял себе «зарываться». Его увлекала возможность не только выиграть кучу денег, но и побороться со «слепой фортуной игрой». Играл Некрасов очень осознанно — только на специально отложенные деньги и по собственной системе. А перед важной игрой хорошенько высыпался и принимал ванну с ромом, чтобы взбодриться.

— Самое большое зло в игре — проиграть хоть один грош, которого вам жалко, который предназначен вами по вашему бюджету для иного употребления. <…> Вот, например, я в начале года откладываю тысяч двадцать — и это моя армия, которую я так уж и обрекаю на гибель. Начинаю я играть, — допустим, что несчастно, проигрываю я тысячу, другую, третью, — я остаюсь спокоен, потому что деньги я проигрываю не из своего бюджета, а как бы какие-то посторонние. Положим, что играю я в штос; вижу — в штос мне не везет. Тогда я бросаю его — принимаюсь за ландскнехт, играю в него — неделю, месяц. Если и ландскнехт не везет — принимаюсь за макао, за пикет, за мушку. И поверьте, что, перебравши таким образом три-четыре игры, я непременно натыкаюсь на такую, в которой мне так начинает везти, что я в два-три присеста не только возвращаю все проигранное в предыдущие игры, но выигрываю еще столько же.
(Николай Некрасов в воспоминаниях Александра Скабичевского. «Кое-что из моих личных воспоминаний», 1890 год)

В 1854 году он стал членом Английского клуба, и вскоре среди компаньонов Некрасова, которых он не раз очень крупно обыгрывал, были императорские сановники Александр Адлерберг и Александр Абаза. Самый большой выигрыш Некрасова достигал 600 тысяч.
В 1870 году писатель познакомился с 19-летней Фёклой Анисимовной Викторовой. По слухам, Некрасов выиграл Фёклу у её содержателя. Чтобы распрощаться с прошлым, Некрасов стал называть её Зинаидой Николаевной, дав отчество по своему имени.

Тематические картины русских художников

Константин Трутовский. Игра в карты. 1861. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Виктор Васнецов. Преферанс. 1879. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Павел Федотов. Игроки. 1852. Киевский музей русского искусства, Киев, Украина
Николай Неврев. Мальчики, играющие в карты. 1860-е. Тюменский областной музей изобразительных искусств, Тюмень
Борис Кустодиев. Игра в вист. Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Коляска». 1905. Частное собрание
Александр Дорогов. Игроки. 1840. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Культура.РФ






жирное многоточие

    Неопубликованные ранее версии и возможные причины гибели губернатора Михаила Евдокимова и почему сняли губернатора Александра Карлина

    Предыдущия  статья моя " Позывной Грибок или кто заказывает музыку иностранным агентам в крае и России" - вызвала большой резонанс не только в регионе Алтайского края, но и всей России. Силовым с...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Елейная ЖиГраСкуФо
      16 октября 20:17

      Русский импрессионист: искрящийся и яркий Константин Коровин

      Константин Коровин, Зимние сумерки, 1916О феномене русского импрессионизма искусствоведы спорят до сих пор: французское течение не получило большого распространения в нашей стране, но повлияло на отдельных художников. Особенно – на Константина Коровина, работы которого поражали современников взрывом цвета и непосредственностью мазка. Как художник з...
      209
      Елейная ЖиГраСкуФо
      16 октября 13:39

      Сюрреалистический бал Леонор Фини

      Сюрреалистическим по духу было не только искусство Леонор Фини, но и стиль ее жизни и восприятие мира. Там, где появлялась Леонор, в воздухе веяло серой и ладаном. «Голова львицы, разум мужчины, бюст женщины, туловище ребенка, ангельская грация, дьявольский дискурс», — описывал Фини американский арт-дилер Джулиан Леви. В средние века ее, пожалуй, отправили б...
      1066
      Елейная ЖиГраСкуФо
      15 октября 22:44

      Солнце – это Бог: 7 знаковых работ Уильяма Тернера

      Фрагмент картины «Дидона, основательница Карфагена» Английский пейзажист Уильям Тернер за свою жизнь создал более 500 картин и двух тысяч акварелей. С их помощью можно проследить эволюцию творчества художника от умиротворенных романтических пейзажей к полному расщеплению форм. «Автопортрет», около 1799 Фрагмент автопо...
      246
      Елейная ЖиГраСкуФо
      15 октября 22:13

      Успокоительное без побочных эффектов: 9 произведений искусства, избавляющих от тревоги

      Сегодня многие деятели искусства стремятся к более четким высказываниям в своих творениях, находя силу в том, чтобы донести до людей свои мысли. Однако не менее важны произведения, призванные вызывать конкретные чувства и эмоции, дарить радость, будоражить, злить или напротив — успокаивать.Фредерик Лейтон «Пылающий июнь», 1895 Английский художник предста...
      1240
      Елейная ЖиГраСкуФо
      15 октября 19:35

      Золотая, тревожная, оптимистичная: 10 картин художников, которые видят осень по-разному

      Умиротворенная осень — Эдвард Хоппер «Октябрь на полуострове Кейп-Код», 1946 Американский художник имеет репутацию пессимистичного, но его портреты одиночества приносят умиротворение и поощряют искать плюсы в изолированности. Так происходит и с этой картиной: на ней заброшенный дом изображен будто из окна проезжающей мимо машины. Хоппер ча...
      207
      Елейная Православие
      15 октября 10:21

      День памяти священномученика Киприана и святой мученицы Иустины 15 октября

      Святые мученики Киприан и Иустина (Миниатюра из рукописи Менологий Василия II, 985, Ватиканская библиотека, Рим, ) Дата по старому стилю: 2 октября.В этот день отмечается память трех мучеников, погибших за веру в начале 4 века: Киприана, Иустины и Феоктиста. Киприан жил в Антиохии и с детства обучался языческой философии, а достигнув зрелости, был пос...
      87

      Покров. Сегодня, 14 октября

      Покров всегда считался в народе важным праздником Дата по старому стилю: 1 октября.В этот день православные люди отмечают большой праздник — день Покрова Пресвятой Богородицы. В его основе лежит предание о явлении Божьей Матери в константинопольском храме, где хранились ее риза и часть пояса, в 10 веке. К Покрову крестьяне старались завершить все...
      748
      Елейная Православие
      14 октября 14:06

      Покров Пресвятой Богородицы 14 октября

      Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, Москва Великий праздник Русской Православной Церкви — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется ежегодно 14 октября по новому стилю (1 октября — по старому).Это главный осенний праздник, история которого восходит к 910 году, к периоду, когда Византийская империя вела войну ...
      155
      Елейная ЖиГраСкуФо
      13 октября 15:03

      Брейгель, Климт, Сезанн, Тернер, Моне… Какие шедевры скрывает коллекция Пола Аллена, соучредителя Microsoft?..

      Теперь это уже не секрет: ценитель искусства, щедрый меценат и компьютерный гений... Живописные «Видения натуры» легендарных мастеров, пять столетий, 39 работ, и имена от Каналетто и Мане до Хоппера и Джорджии О’Киф… А еще заглянем и в коллекцию бывшего соратника — Билла Гейтса! Пейзаж на острове Сан-Мартин (1881). Клод Моне. Коллекци...
      457
      Елейная ЖиГраСкуФо
      13 октября 12:56

      Называли советским Сезанном; сумел избежать репрессии. Художник Петр Петрович Кончаловский

      Не многим живописцам, оказавшим неповиновение социалистическому режиму во времена кровавых репрессий, удалось избежать наказания. Сегодня хотелось бы припомнить имя одного из них - Петра Петровича Кончаловского. Художник в те страшные годы умудрился остаться «чистым» живописцем, избежавшим воплощения в своих творениях социалистической действительности и...
      707
      Елейная ЖиГраСкуФо
      12 октября 22:51

      Ожившие сказки Виктора Низовцева

      «Я надеюсь, что мои картины дадут людям почувствовать вкус своего детства и вдохновят их на собственные истории, которые, возможно, не похожи на мои. Мы взрослые завидуем детской способности приостановить веру и видеть мир без предвзятых понятий. Я надеюсь, что мои картины обеспечат маленькое путешествие в мир детства….» (Виктор Низовцев)Что может быть лучше бабу...
      570
      Елейная ЖиГраСкуФо
      12 октября 22:16

      Художник Борис Индриков: "Это мой мир, в который я вернусь"

      01 Борис Индриков уверен, что картины – это дверь в другой, совершенно другой, мир. И художник предлагает заглянуть в неведомое.Работы художника Бориса Индрикова не спутаешь ни с каким другим художником. Настоящий талант, он выработал свой собственный стиль. Текущие линии, пластика, немного мрачноватый фон. Всё это создаёт необычное настроение, похоже...
      636
      Елейная Hijo de la chingada!
      10 октября 15:55

      Коты-иxтиандры

      https://t.me/savanichi/48180...
      170
      Елейная ЖиГраСкуФо
      9 октября 12:23

      Знаменитая актриса и неизвестный скульптор. Сара Бернар.

      Исключительный актерский талант принес Саре Бернар титул «Божественной Сары». Однако звезда «Комеди Франсез» добилась успеха еще в одной творческой профессии, редкой для женщины XIX века — она была скульптором.Мраморный рельеф «Офелия», представленный среди топ-лотов аукциона эротического искусства Sotheby’s в феврале 2017 года (еще один экземпляр был представлен...
      508
      Елейная ЖиГраСкуФо
      9 октября 11:14

      Франц Марк — художник, видевший мир глазами животных

      Франц Марк (08.02.1880— 04.03.1916) был известным немецким художником-экспрессионистом начала XX века, одним из основателей художественной группы «Синий всадник». Творчество Франца Марка всю жизнь было предано животным, которых он считал высшими существами. Его картины удивляют необычными анималистическими образами, которые мастер использовал для глубоких философских ...
      265
      Елейная ЖиГраСкуФо
      6 октября 18:28

      Мастера современного искусства. Тимоти Барр (1957 - …).

      Тимоти Барр( Timothy Barr) — современный американский художник, достойный продолжатель традиций Мастеров знаменитой Барбизонской школы. «В своих работах я стремлюсь к ритму, чтобы зритель мог слышать красоту природы, как музыку(Тимоти Барр)Он с раннего детства мечтал стать профессиональным художником. Мечтают многие, но далеко не у всех получается воплотить свою ...
      271
      Елейная ЖиГраСкуФо
      6 октября 16:34

      «Умение вызвать эмоцию зависит только от внутренних качеств художника» - Андре Балион

      Андре Балион — современный голландский художник, анималист, достойный продолжатель традиций великих голландских мастеров.Живописи учился начиная с раннего детства под руководством местных мастеров.Очень любит писать голландскую сельскую местность и её природу, а также любит, и главное, умеет писать животных.Его работы демонстрировались на крупнейших художественных фор...
      174
      Елейная ЖиГраСкуФо
      6 октября 15:26

      Варичев Иван Михайлович (1924-2016). «Пейзаж – моя жизнь, моя любовь...»

      Иван Михайлович Варичев — замечательный советский и российский живописец, мастер пейзажа, народный художник России, один из лучших представителей Ленинградской школы живописи.Его педагогами в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина были Иван Степашкин и Виталий Вальцев, а институт он закончил по мастерской самого Юрия Михайловича Неприн...
      145
      Елейная ЖиГраСкуФо
      5 октября 21:11

      Академия Жюлиана и её знаменитые ученицы

      Высокий уровень обучения, космополитизм и отсутствие сексизма – краеугольные камни успеха парижской художественной Академии Родольфа Жюлиана. Французский художник и педагог, воспитавший именитых мастеров живописи, создал свое учебное заведение вопреки всем устоявшимся канонам педагогической и художественной практики своего времени. Рассказываем о замечательном уч...
      1179
      Елейная ЖиГраСкуФо
      5 октября 17:26

      Какое послание зашифровал в своём гениальном полотне «Триумф смерти» Питер Брейгель Старший

      Он писал масштабные мифологические и библейские сюжеты, а прославился своими картинами, где изображал обычных крестьян и сельские пейзажи. Можно попробовать представить такой сюжет: армия скелетов совершает насилие над живыми, грабя их, повсюду сея смерть и страх. Похоже на дешёвый фильм ужасов? Нет! Гениальное полотно Питера Брейгеля Старшего «Триумф с...
      1182
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика