• РЕГИСТРАЦИЯ

Пять ключей к «Мастеру и Маргарите»

1 293

«Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо...» — этим эпиграфом начинается один из самых таинственных русских романов​ XX века. Уже в самом начале Михаил Булгаков​ заявляет о связи своего произведения с делом всей жизни Иоганна Вольфганга Гёте​ — философской драмой «Фауст». 

И о других любопытных отсылках​ к произведениям мировой литературы в тексте романа Булгакова...

Сатана, пришедший из «Фауста»

Владимир Кейдан. Пожар (фрагмент). Из серии «Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита». 1987. Вологодская областная картинная галерея, Вологда
Владимир Кейдан. Появление Воланда (фрагмент). Из серии «Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита». 1989. Вологодская областная картинная галерея, Вологда
Владимир Кейдан. Бал (фрагмент). Из серии «Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита». 1986. Вологодская областная картинная галерея, Вологда

Булгаков глубоко изучал немецкий мистицизм XIX века и много времени уделил «Фаусту».
В ранней версии его культового романа с черновым названием «Чёрный маг» главной фигурой выступал именно сатана.
Позднее Булгаков изменил концепцию, но оставил персонажу дьявола ключевую роль, при этом наделив его чертами сатаны из драмы Фауста.
Воланд, он же профессор чёрной магии, впервые появился в «Мастере и Маргарите» на Патриарших прудах.
При нём был неизменный атрибут — трость с черным набалдашником в виде головы пуделя:

«Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя». (Глава 1. Никогда не разговаривайте с незнакомцами)

Тот же образ возникал и в сцене Великого Бала у сатаны, когда Маргарите присвоили статус королевы:

«Откуда-то явился Коровьев и повесил на грудь Маргариты тяжелое в овальной раме изображение чёрного пуделя на тяжелой цепи». (Глава 23. Великий бал у сатаны)

Пудель появился в тексте Булгакова неспроста.
Именно форму черного пуделя принимал Мефистофель у Гёте, чтобы не открывать свой истинный облик, и именно в таком виде он впервые проник в келью Фауста.

«Мой пудель напыжился, как пузырь,
<…>
Нет, это не собачья стать!
Я нечисть ввел себе под свод!»
(Часть 6. Рабочая комната Фауста)

Сам Мефистофель во время Вальпургиевой ночи, которая так похожа на всё тот же Великий Бал, назвал себя юнкером (благородный господин) Воландом — что отметает все сомнения о немецкой природе сатаны Булгакова.

Шанс для бедной девушки

Елена Щедрина-Шергалина. Волшебная мазь. Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». 1982. Музей Михаила Булгакова, Москва
Андрей Харшак. Маргарита улетает (фрагмент). Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». 1990. Вологодская областная картинная галерея, Вологда
Елена Щедрина-Шергалина. Полет на шабаш. Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». 1984. Музей Михаила Булгакова, Москва

В драме Гёте был еще один образ, которым мог вдохновиться Булгаков, — несчастная Маргарита, или Гретхен.
По сюжету Гретхен, оставленная Фаустом, утопила новорождённого ребенка после того, как её изгнали из города.
 За это её приговорили к казни и заключили в тюрьму.
Мефистофель скрыл этот факт от Фауста, однако тот узнал о трагической судьбе девушки и обвинил Мефистофеля в обмане:

«В одиночестве! В отчаянье! В страданиях долго блуждала она по земле — и вот теперь заключена, заключена в темницу на ужасные мучения, как преступница, — она, это несчастное, милое создание!.. И ты, изменник, недостойный дух, смел скрывать все это от меня!» (Сцена 23. Пасмурный день. Поле)

Литературоведы считают, что Булгаков сознательно использовал историю Гретхен для создания образа детоубийцы Фриды. Маргарита прониклась милосердием к бедной девушке, покинутой возлюбленным, и попросила Воланда помиловать ее.

«Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребёнка». (Глава 24. Извлечение мастера)

Так осужденная на вечную кару мать-преступница получила у Булгакова второй шанс.

Истина от Достоевского

Вячеслав Бегиджанов. Суд Пилата (фрагмент). Правая часть триптиха «Повесть о Понтии Пилате». Из серии «Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита». 1978. Белгородский государственный литературный музей, Белгород
Вячеслав Бегиджанов. Наденьте голову (фрагмент). Центральная часть триптиха «Сеанс черной магии». 1978. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
Вячеслав Бегиджанов. Никогда не разговаривайте с неизвестными. Левая часть триптиха «Сеанс черной магии». 1978. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул

Булгаковский Понтий Пилат вынес обвинительный приговор Иешуа Га-Ноцри, поскольку посчитал его проповеди опасными.
Особое возмущение у него вызвали слова Иешуа о том, что настанет время, когда человек будет свободен от власти:

«В числе прочего я говорил… что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть...» (Часть вторая. Книга пятая. V Великий инквизитор)

Конфликт человеческой свободы и власти был актуальной для советской литературы темой, однако первым, используя схожие средства и схожих героев, ее раскрыл Фёдор Достоевский​. 
Так, в притче «Великий инквизитор» из романа «Братья Карамазовы» он описал схожие причины приговора Иисуса к казни.
Иван Карамазов рассказывал брату Алеше, как Иисус Христос возвращался на землю во время испанской инквизиции. 
По его воле происходили многочисленные чудеса, которыми он заслужил любовь последователей. 
Однако инквизитор осудил Христа и приговорил его к смерти через сожжение, а перед казнью явился в тюремную камеру Иисуса с речью о «ненужности» свободы:

«Ты хочешь идти в мир и идешь с голыми руками, с каким-то обетом свободы, которого они, в простоте своей и в прирожденном бесчинстве своем, не могут и осмыслить, которого боятся они и страшатся, — ибо никогда и ничего не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы!» (Часть 2. Книга 5. V Великий инквизитор)

Тайна свиты Воланда

Николай Федореев. Из серии «По мотивам «Мастер и Маргарита» Булгакова» (фрагмент). 1983. Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург
Николай Маркаров. Легенда (фрагмент). Правая часть триптиха «Мастер и Маргарита». 1972–1978. Вологодская областная картинная галерея, Вологда
Николай Федореев. Из серии «По мотивам «Мастер и Маргарита» Булгакова» (фрагмент). 1983. Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург

Сначала Азазелло предстал перед читателем маленьким, широкоплечим и безобразным, к тому же огненно-рыжим, мужчиной. Однако в финале романа он вернул свой истинный облик и превратился в рыцаря, холодного и беспощадного.

«Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. <…> Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца...» (Глава 32. Прощение и вечный приют)

Этот образ Булгаков мог позаимствовать из поэмы Джона Мильтона «Потерянный рай» 1667 года.
Истинный облик Азазелло напоминает сатану и его свиту в изображении Мильтона.
Азазиил у поэта был могучим знаменосцем в блестящих доспехах, несущим знамя всех сил ада:

«Азазиил — гигантский Херувим… / Великолепный княжеский штандарт / На огненно-блистающем копье / Вознесся, просияв как метеор, / Несомый бурей… / Грозный фронт… / …доспехами блестит, / Подобно древним воинам сровняв / Щиты и копья; молча ждут бойцы / Велений Полководца» (Книга первая)

Магия лунного света

Николай Домашенко. Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». 1992. Картинная галерея, Усть-Илимск, Иркутская область
Николай Домашенко. Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». 1993. Картинная галерея, Усть-Илимск, Иркутская область
Николай Домашенко. Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». 1992. Картинная галерея, Усть-Илимск, Иркутская область

В третьей части поэмы «Божественная комедия»​, в «Рае», Данте Алигьери описал историю своей любви с земной девушкой Беатриче.
В раю его земная возлюбленная встретилась ему в виде женщины неземной красоты.
Она утратила свою земную сущность и стала практически ангелом, ведущим Данте к райскому свету.
Булгаков также избавил свою героиню от земных оков, только Маргарите, примерившей на себя образ ведьмы, было не суждено стать ангелом.
И свет, к которому она в итоге привела Мастера, был лунным, а значит — двойственным, неоднозначным и сулившим не рай, а покой.

«Тогда лунный путь вскипает, из него начинает хлестать лунная река и разливается во все стороны. Луна властвует и играет, луна танцует и шалит. Тогда в потоке складывается непомерной красоты женщина и выводит к Ивану за руку пугливо озирающегося обросшего бородой человека» (Глава 33. Эпилог)

Места романа «Мастер и Маргарита»
...
...


culture.ru

жирное многоточие

    Невоенный анализ-74. Логика и математика. 17 ноября 2024

    Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

    Картинки для субботы

    Ну  што?  Пришла  пора  глянуть  "немножка картинкофф"?                              ...

    Что показал в Китае своим виртуозным полетом Су-57
    • pretty
    • Сегодня 15:08
    • В топе

    Человек в лампасахСоздать двигатель такого уровня на планете могут меньше государств, чем у вас пальцев на одной руке. Это сложнее, чем постройка ракеты, способной вывести на орбиту гроздь ядерных бое...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Видео с канала Э. Запашного

      "Предлагаю это видео для короткой перезагрузки! Поверьте,его стоит увидеть!"...
      114
      Елейная ЖиГраСкуФо
      13 ноября 15:52

      «Каждый цвет живёт своей таинственной жизнью». Василий Кандинский

      Василий Кандинский родился в 1866 году в Москве. Его отец, коммерсант Василий Сильвестрович, был представителем старинного кяхтинского рода. Семья была достаточно обеспеченной и часто путешествовала.Гимназические годы Василий провёл в Одессе. Тогда же проявился талант будущего художника — он начал заниматься рисованием. Кандинский вспоминал: «Ясно помню...
      122
      Елейная ЖиГраСкуФо
      13 ноября 15:15

      Василий Кандинский. Беспредметное искусство

      1936 год. Художник Александр Бенуа пишет о выставке Кандинского:«Появление в Париже художника, чуть ли не раньше всех прочих открывшего целую новую область искусства абстрактного может быть сочтено как сенсация. Такими же были все выступления Кандинского в Германии, где он закрепил себе широкую известность как живописными, так и графическими работами. К...
      151
      Елейная Музыка всё...
      11 ноября 22:32

      Утро туманное - И. С. Тургенев

      /?r=plwd Утро туманное, утро седое,Нивы печальные, снегом покрытые,Нехотя вспомнишь и время былое,Вспомнишь и лица, давно позабытые.Вспомнишь обильные страстные речи,Взгляды, так жадно, так робко ловимые,Первые встречи, последние встречи,Тихого голоса звуки любимые.Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,Многое вспомнишь ро...
      277
      Елейная ЖиГраСкуФо
      11 ноября 21:31

      Возрождение. Философия, живопись, мировоззрение

      Под эпохой Возрождения понимают период, начавшийся примерно в XIV веке и завершившейся в конце XVI, традиционно ассоциирующийся прежде всего с итальянским регионом. Идеи и образы Ренессанса во многом определили эстетические идеалы современного человека, его чувство гармонии, меры и ощущение прекрасного. Термин rinascita (возрождение) вводит в обиход Джор...
      237
      Елейная ЖиГраСкуФо
      11 ноября 19:46

      Северное Возрождение

      Ренессанс стал важнейшей культурной вехой развития европейской цивилизации. В конце XV — начале XVI века Италия, подарившая миру Леонардо, Микеланджело и Рафаэля, распространила свое влияние практически на всю Европу. Так, практически на столетие позднее, зародилось Северное Возрождение, соединившее в себе торжествующий гуманизм и гиперборейскую строгость. ...
      89

      Сигэру Умэбаяси - Любовное настроение

      *** *** ...
      151
      Елейная Hijo de la chingada!
      11 ноября 15:28

      100янов - В ресторане (Юрий Стоянов, Дмитрий Певцов)

      *** ...
      208
      Елейная Православие
      9 ноября 23:46

      Достоверность чуда. Почему мы верим в Воскресение Христа

      Те из нас, кто застал эпоху государственного атеизма, вероятно, помнят официальную версию того времени — так называемую мифологическую теорию, которую в «Мастере и Маргарите» Берлиоз разъясняет поэту Бездомному:«Берлиоз же хотел доказать поэту, что главное не в том, каков был Иисус — плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе н...
      233

      Иоганн Пахельбель (1653-1706) Канон ре мажор

      Иоганн Пахельбель — один из значимых композиторов XVII века, неоценимо много сделавший для музыки барокко. А еще он учил музыке маленького Иоганна Себастьяна Баха. Но большинство знает мастера по Канону в ре-мажор. Считается, что по этому яркому произведению невозможно составить представление о творчестве Пахельбеля, но когда от соверше...
      728
      Елейная Православие
      9 ноября 21:13

      Кто «придумал» Церковь и как жили первые христиане

      ХРАМ ГРОБА ГОСПОДНЯ.Какой была христианская Церковь в самом начале? Как совершались первые литургии? О чем апостолы говорили в своей проповеди иудеям и язычникам? С какими трудностями столкнулись апостолы и первые христианские общины? Христос вознесся на небо — получается, Он оставил учеников в  одиночестве? На сороковой день после Воскресения Х...
      1950
      Елейная Православие
      9 ноября 19:50

      День памяти великомученицы Параскевы, нареченной Пятница 10 ноября

      Великомученица Параскева Пятница (Фото: pravoslavie.ru Святая Параскева была дочерью иконийских христиан, которые особо чтили день страданий Господа нашего Иисуса Христа — пятницу. Потому, когда Бог, в этот же день, даровал им дочь, они назвали ее также Пятницею (Параскевою — по-гречески).В последствии оказалось, что Параскева, сохраняя память о страд...
      281
      Елейная Православие
      9 ноября 19:28

      День преподобного Нестора Летописца 9 ноября

      Нестор Летописец. Миниатюра из Радзивиловской летописи, конец XV века Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах 11 века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит...
      190

      Зарок на Параскеву 9 ноября

      В этот день было принято давать обеты (Фото: macino, по лицензии Shutterstock.com) Дата по старому стилю: 27 октября.9 ноября — канун дня святой Параскевы, христианской великомученицы, жившей в 3 веке в Малой Азии. Как гласит предание, Параскева родилась в семье богатого сенатора, но уже в юности решила вести аскетическую жизнь. Когда император Диокле...
      320
      Елейная Православие
      7 ноября 23:20

      7 ноября 680 г., 1344 года назад, в Константинополе открылся VI Вселенский собор

      Шестой Вселенский Собор (Миниатюра 45 из Хроники Константина Манассии, 14 век, ) В Константинополе 7 ноября 680 года открылся VI Вселенский собор (также – Третий Константинопольский собор), созванный византийским императором Константином IV Погонатом, чтобы дать оценку учению монофелитов.Школа эта пыталась примирить ортодоксальное христианство с теори...
      316

      Дедовские плачи 7 ноября

      Вспоминали умерших родственников и друзей, накрывали обильный стол... (Фото: Andrii Muzyka, по лицензии Shutterstock.com) Дата по старому стилю: 25 октября.В этот осенний день вся природа плачет — дождем или снегом. И люди стали плакать вместе с ней — устраивать ритуальные плачи, получившие название дедовских, вспоминать умерших родственников и друзей...
      243

      День Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября

      Ежегодно 7 ноября в России отмечается памятная дата — День Октябрьской революции 1917 года.Формально этот праздник, в качестве памятной даты, был учрежден в 2005 году, когда были внесены изменения в Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России». Но на самом деле он имеет давнюю историю и знаком любому человеку, родившемуся и воспитанн...
      106
      Елейная ЖиГраСкуФо
      5 ноября 19:53

      Странные фарфоровые скульптуры, вдохновлённые природой. Кейт Макдауэлл. Анатомия, рисунки, естественные науки, скульптура, странно

      В своих изящных фарфоровых скульптурах художница-концептуалист Кейт Макдауэлл выражает свою интерпретацию столкновения между миром природы и современным воздействием индустриального общества на окружающую среду. Полученные в результате работы могут быть одновременно забавными и тревожными, поскольку анатомические формы людей и животных необъяснимым обра...
      165
      Елейная ЖиГраСкуФо
      5 ноября 16:47

      Рай на земле может создать только художник на своих картинах / АНРИ МАТИСС /

       Анри Матисс, Натюрморт. Раковина на черном мраморе, 1940 Пушкинский музей. Картины слева направо: «Уголок мастерской», 1912; «Мастерская художника (розовая мастерская)», 1911; «Настурции. Панно Танец», 1912 Как Анри Матисс стал художником, а не адвокатомКак многим детям из обеспеченных семей, Анри Матиссу была уготована судьба д...
      137
      Елейная ЖиГраСкуФо
      4 ноября 20:19

      Казимир Малевич — Скачет красная конница

      «Скачет красная конница...» • Жанровая сцена • Абстракционизм • Масло • Холст • 1932 • 140×91 • Русский музей • Санкт-ПетербургОписание картины «Скачет красная конница»По кромке бескрайней пустоши, под равнодушным бездонным небом протянулась багровая нить. Кровавым меридианом, хищными языками пока еще далеких пожарищ пляшет по горизонту Красная Сме...
      186
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика