• РЕГИСТРАЦИЯ

Семь жизней Павла Бажова

4 815
О сказах Бажова критики сразу начали спорить: это он сам придумал или русский народ? Это записи фольклора или авторское творчество? Правы все: это придумал и русский народ, и сам Бажов.

Будущий сказочник Павел Бажов был единственным сыном горного мастера Петра Васильевича Бажова и его жены Августы Стефановны. Родился он в маленьком городке Сысерти 15 (28) января 1879 года. Фамилия семьи тогда писалась как "Бажевы".

.

ЖИЗНЬ ПЕРВАЯ: СРЕДИ РАБОЧИХ

Отец работал на металлургическом заводе.
Характер у отца был сложный — отсюда, возможно, и его прозвище — Сверло: ехидные остроты, адресованные фабричному начальству, не раз стоили ему должности.
Семья то и дело кочевала — отец работал то на одном заводе, то на другом.
"Работал отец в пудлингово-сварочных цехах в Сысерти, Северском, Верх-Сысертском и Полевском заводах, — писал Бажов в автобиографии. — К концу своей жизни был служащим — "рухлядным припасным" (это примерно соответствует цеховому завхозу или инструментальщику)".
Мать была круглой сиротой. В детстве ее взяли в "барскую рукодельню", где она выучилась плести кружева и вязать
Её кружева и узорчатые чулки пользовались спросом у местных дам, а заработки помогали семье выживать, когда Петр Васильевич сидел без работы.

В годы учебы в Пермской духовной семинарии. Конец 1890-х годов

Автобиографическая повесть "Зеленая кобылка" дает некоторое представление о детстве Бажова в маленьком городке, где мальчишки воюют улица на улицу, торчат целыми днями на рыбалке, а возвращаясь домой, получают нагоняй от матери и кусок хлеба от доброй бабушки.
Мальчик заслушивался сказками сысертских стариков — в особенности бывшего горного мастера Василия Хмелинина, или дедушки Слышко, о котором Бажов рассказывает в "Уральских сказах".
Дедушка работал сторожем дровяного склада при заводе, и маленький Павлуша с приятелями бегал в хмелининскую сторожку-"караулку" на Думной горе слушать истории о старом времени.
В земской трехлетней школе Павел был лучшим учеником.
Оказалось, у него была великолепная память.
Раз библиотекарь в шутку сказал ему, что второй том Пушкина выдают тем, кто выучил первый наизусть — и Бажов выучил наизусть весь первый том Пушкина!
О чудо-мальчике услышал ветеринарный врач Смородинцев, который посоветовал родителям отдать сына в Екатеринбургское духовное училище: плата за обучение там была гораздо ниже, чем в гимназии. На первых порах мальчик жил дома у Смородинцева в поселке Верх-Исетского завода, затем перебрался в ученическую квартиру.
В духовном училище Павел проучился с 10 до 14 лет, а в 1893 году поступил в Пермскую духовную семинарию.

Сысертский завод. 1894 год

ЖИЗНЬ ВТОРАЯ: СЕМИНАРИСТ И УЧИТЕЛЬ

Здесь Бажова за красноречие прозвали Ритором.
Семинарию он окончил "по первому разряду", с третьим результатом, ему предложили поступать в Киевскую духовную академию на казенное содержание.
Бажов отказался: он не собирался становиться священником.
Надеялся поступить в Томский университет — один из трех университетов в Российской империи, куда принимали семинаристов. Но денег на оплату обучения у него не было.
Отец его умер, когда он был в четвертом классе семинарии, у матери стало слабеть зрение, она больше не могла заниматься рукоделием. Поэтому Бажов уехал работать учителем начальной школы в деревне Шайдуриха под Невьянском.
Через три месяца по хлопотам Смородинцева молодого учителя отозвали в Екатеринбург, где он начал преподавать в духовном училище, в котором сам учился.
Преподавал русский и церковнославянский языки, русскую литературу и даже арифметику, чистописание и черчение.
Это и была его первая настоящая работа.

П. Бажов (стоит справа) в группе преподавателей и учениц Екатеринбургского епархиального училища. 1910 год

С 1908 года он работал и в епархиальном училище, где готовили учительниц.
На одной из своих выпускниц, Валентине Александровне Иваницкой, он женился в 1911 году.
Ариадна Павловна Бажова, дочь писателя, рассказывала в одном из интервью:
"Мама говорила, что папой восхищались все ученицы.
Правда, к нему женщины всегда были неравнодушны, притом что он ни за кем никогда не ухаживал — был предан моей мамочке.
А учителем был строгим, критиковал ее за сочинения, но на выпускном (видимо, присмотревшись) сделал предложение.
И они счастливо прожили сорок лет".

С женой Валентиной Александровной вскоре после свадьбы. 1911 год

Учителем Бажов проработал до 1917 года.
На длинные летние каникулы он уезжал в экспедиции, в которых изучал быт рабочих, условия их труда, собирал крестьянский и рабочий фольклор.
Весь собранный материал, жаловался Бажов в автобиографии, пропал вместе с его библиотекой во время Гражданской войны, когда Екатеринбург был под властью белых.
Сам Бажов к 1917 году был уже убежденным красным.
Но большевиком он стал не сразу.

С бойцами отряда "Красные орлы". 1918 год

ЖИЗНЬ ТРЕТЬЯ: РЕВОЛЮЦИОНЕР

В 1905 году, во время Первой русской революции, Бажов участвовал в рабочих маёвках и даже попал в тюрьму, где просидел два месяца: по одной версии, из-за маёвки, по другой — из-за участия в "учительском союзе".
В партийной анкете он потом писал, что участвовал в это время в "анархо-народнических группировках".
Но первая его книга — "Программа трудового крестьянства (к вопросу о крестьянской организации)", которую он издал летом 1917 года, — близка к программе эсеров.
В советское время Бажов пытался отмежеваться от эсеров, объясняя, что был, скорее, анархистом и блокировался с ними по тактическим соображениям.
Однако первый его опубликованный текст — педагогический: "Мамин-Сибиряк как писатель для детей" ("Екатеринбургские епархиальные ведомости", 1913).
А с 1917 года Бажов начинает регулярно печататься, причем в центре его внимания уже не педагогика, а выборы в Учредительное собрание, свобода слова...
Он публикуется в газете "Заря народоправства", иногда подписывается псевдонимом Деревенский.

Дом в Камышлове на улице Карла Маркса, 11, где с 1914 по 1918 год жила семья Бажова

Сразу после женитьбы Бажов решил обзавестись собственным домом: взял кредит и начал стройку.
Большой бревенчатый дом с высокими потолками, в котором он потом прожил почти всю жизнь, был построен к 1914 году.
Но началась Первая мировая война.
Бажовы с двумя детьми, погодками Ольгой и Еленой, уехали в Камышлов, где жили родители Валентины Александровны.
 Здесь Бажов тоже преподавал, но с началом революционных событий активно занялся политикой.
В августе 1917 года даже стал городским головой — и в этом качестве 29 октября подписал опубликованное в городской газете "Воззвание революционного комитета".
В 1918-м он уже член исполкома Камышловского уездного Совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов, а затем — комиссар просвещения.
Летом того же года, когда Камышлов заняли белые, Бажов пошел добровольцем в Красную армию.
Воевал в составе 29-й дивизии, редактировал газету "Окопная правда".
В конце 1918 года белая армия пошла в наступление.
Этот период в советской истории Гражданской войны называют "Пермской катастрофой".
29-я дивизия отступала на Пермь через Нижний Тагил, но Пермь была уже занята белыми, и отступать оказалось некуда.
Ловушка захлопнулась, попавших в нее красноармейцев истребляли безжалостно, впрочем, дикой жестокостью в этой войне отличались обе стороны.
Бажов, к тому времени не только редактор газеты, но и секретарь партийной ячейки Уральской дивизии, попал в плен к колчаковцам. Позже, в 1933 году, ему предъявили обвинение в том, что в плен он сдался сознательно.
В записке партследователю Бажов ответил на это обвинение так:
"Когда человек выбегает из зажженного им вагона и сразу попадает под удар прикладом, а потом после зверского избиения уводится в бесчувственном состоянии в тюрьму, то трактовать это как сдачу — значит — либо не понимать действительного смысла этого слова, либо злоупотреблять им в каких-то особых целях".
Из тюрьмы он сбежал через пять дней.

С селькорами в редакции "Крестьянской газеты"

По белогвардейским тылам он шел домой в Камышлов, где осталась семья.
Дома он обнаружил, что белые арестовали двух сестер жены, зятя и тетку, зарубили шашками племянника: в маленьком Камышлове все знали, что Бажов большевик.
Недавно родившую жену в больнице положили в холодный барак, где лежали больные скарлатиной.
Жена и новорожденный сын Константин заболели.
Мальчик не выжил — Бажов застал умершего ребенка и тяжелобольную жену.
Оставаться в Камышлове было невозможно.
Бажов связался с подпольщиками, получил задание найти в Омске конспиративную квартиру.
Сбрил бороду, разжился поддельными документами и отправился в Омск.
Найти нужного подпольщика не удалось.
Бажов из Омска еле выбрался.
Его документы показались белым подозрительными.
Потом он партизанил в Томском урмане, добрался до Барабинска, затем до Каинска.
Здесь получил документ учителя и несколько месяцев преподавал в глухой деревне Бергуль (ныне — Новосибирская область).
Сейчас в Бергуле есть музей Бажова.

Иллюстрация к сказу "Золотой волос". Художник А. Н. Якобсон

Он связался с местными партизанами.
Из Бергуля после разгрома партизанского отряда перебрался под Усть-Каменогорск, где выдавал себя за страхового агента Бахеева (в выданных ему документах фамилию написали криво, "Бажев" стал "Бахеевым"; так было даже удобнее).
Бахеев, немолодой мужчина с окладистой бородой, разъезжал по губернии, не столько страхуя имущество, сколько занимаясь организацией партизанского движения на Алтае.
При первой возможности он сообщил жене, что жив.
Она взяла детей и отправилась к нему.
Когда Усть-Каменогорск заняли красные, Бажова выбрали председателем уездного комитета партии большевиков.
Он фактически устанавливал в городе советскую власть, устраняя двоевластие.
Одним центром власти были красные партизаны, вторым — партизаны под руководством атамана Козыря.
Бажов—Бахеев успел посидеть в тюрьме, когда козыревцы стали арестовывать красных.
Успел разагитировать часть козыревцев на митинге, а потом занимался в качестве оперуполномоченного ЧК ликвидацией остатков козыревских формирований.

Писатели С. В. Михалков, П. П. Бажов и К. М. Симонов. Свердловск. 1939 год

ЖИЗНЬ ЧЕТВЕРТАЯ: ЖУРНАЛИСТ

Когда мирная жизнь вошла в колею, Бажов организовал в городе две газеты: "Известия Ревкома" и "Советскую власть".
В "Советской власти" он был и редактором, и метранпажем, и сам писал передовицы.
И городским отделом образования заведовал.
Николай Анов, знавший его в те годы как Бахеева, вспоминал, что заведующий обратил внимание на плачевное положение казахских школ, лично занялся подготовкой учителей-казахов для них — и подготовил 87 человек.
Бажову-Бахееву принадлежала идея создания Алтайского крестьянского университета — чего-то вроде будущей Высшей партшколы.
Особенно замечательна описанная Ановым сцена, где Бажов рассказывает в темнеющем зале о ленинских планах электрификации страны, а свет в зале слабеет и наконец гаснет.
Заканчивал доклад Бажов при церковных свечах, которые кто-то притащил из соседнего собора.

В кругу семьи. 1930-е годы

В 1921 году Бажов тяжело заболел и решил вернуться в Камышлов.
Он ехал совсем больной — с тифом и малярией, жена выхаживала его всю дорогу.
Трехлетний сын Вова простудился в пути, заболел пневмонией и умер.
В Камышлове Бажов снова занялся журналистикой: редактировал газету уездного исполкома "Красный путь", там же печатал свои заметки о недавно пережитом:
"По колчаковии в 1919 году: из воспоминаний невольного туриста".
В газете много его публикаций — в основном под псевдонимом Камышловец.
Названия их говорят сами за себя:
"Хлеба нет, а самогонку и пиво ковшом черпают",
"Недостаток семян кормовых трав",
"Общегражданский налог для восстановления народного хозяйства".
В 1923 году семья вернулась в Екатеринбург — в свой дореволюционный еще дом, из которого пришлось по суду выселять самовольно занявших его жильцов.
Бажов начал работать в "Крестьянской газете".
Его главные темы — борьба с религией, состояние образования, повседневные крестьянские проблемы.
Он печатал в газете очерки из истории Урала.
В 1924 году вышла его первая художественная книга — "Уральские были", воспоминания детства и очерки о жизни рабочих в Сысерти и окрестностях.
Затем вышло еще несколько книг:
"За советскую правду",
"Потерянная полоса",
"Пять ступеней коллективизации".
В 1930 году Бажова приняли в Уральскую ассоциацию пролетарских писателей — в секцию очеркистов.

С дочерью Ариадной. 1939 год

В "Крестьянской газете" он до 1930 года заведовал отделом крестьянских писем, много ездил по деревням.
В 1931–1932 годах возглавлял Уралобллит, то есть работал цензором. Работа эта его тяготила.
Сергей Дианов, исследователь уральской цензуры, рассказывает:
"Он очень иронично относился к своей должности и в письмах к своим друзьям писал:
"Вы ко мне, если соберетесь в гости, имейте в виду, что на моей двери висит табличка, где прописано очень грозными буквами "Старший инспектор по делам печати и зрелищ".
Не пугайтесь, как обычно, постучите, я вас приму".
Дианов выяснил, что в 1932 году в город приехала комиссия Главлита и оказалась недовольна Уралобллитом, который "ни в какой степени не стал оперативно-организационным центром политконтроля в области".
Бажова уволили, и он стал политическим редактором и заведующим сектором сельскохозяйственной литературы в Уралогизе.
Эта работа закончилась строгим выговором за "небрежность в редактировании сельскохозяйственной литературы и привлечение в качестве консультантов политически и агрономически неграмотных людей".
В 1933 году обком партии откомандировал Бажова в Истпарт — Комиссию по истории Октябрьской революции и ВКП(б).
Там же в это время работал участник Гражданской войны, а впоследствии заведующий Шадринским окружным архивом Михаил Кашеваров, который сыграл в жизни Бажова скверную роль.

Иллюстрация к сказу "Медной горы хозяйка". Художник А. Н. Якобсон

ЖИЗНЬ ПЯТАЯ: ЧЕРНАЯ ПОЛОСА

В бытность руководителем Уралобллита Бажов не пропустил в печать книгу Кашеварова "Истории Шадрина", которую охарактеризовал как "густо-черносотенную".
Автора это глубоко задело.
В декабре 1933 года в Истпарте шла партийная чистка.
Кашеваров обвинил Бажова в присвоении дореволюционного партстажа.
И дополнил обвинение еще пятью пунктами, в числе которых 
— дореволюционный чин коллежского асессора, дававший право на личное дворянство, 
— протест против разгона Учредительного собрания в 1918 году, 
— членство в партии эсеров, 
— пребывание в плену у белых.
На заседании объединенной парторганизации Истпарта, Партархива и Музея революции его исключили из партии.
В 1934 году решение об исключении отменили, но вынесли строгий выговор за "несообщение в момент чистки о незаконности стажа".
В 1935 году семью Бажовых постигло горе.
Семнадцатилетний сын Алексей, последний из трех сыновей Бажова, проходил практику на заводе и погиб при случившемся там взрыве.
А впереди были новые испытания.

Иллюстрация к сказу "Синюшкин колодец". Художник А. Н. Якобсон

Истпарт издавал книги об истории уральских частей Красной армии. Бажов решил взяться за историю Камышловского полка 29-й дивизии. У него уже был нужный опыт: по заказу Истпарта он написал и опубликовал историю крестьянского полка "Красные орлы", входившего в ту же 29-ю дивизию.
Истпарт одобрил идею и дал материалы из своего архива.
Книга "Формирование на ходу" была написана и вышла в ноябре 1936 года.
Но именно в это время были объявлены троцкистами и контрреволюционерами главный герой книги, начдив 29-й М. В. Васильев, и два участника событий — М. П. Панов и Г. В. Никонов, чьи воспоминания легли в основу книги.
Бдительный Кашеваров сообщил об этом парторганизации. 25 января 1937 года бюро Свердловского горкома ВКП(б) объявило книгу антисоветской, троцкистской и контрреволюционной, постановило изъять ее, а Бажова исключить из партии.
Лишился он и работы в издательстве.
В феврале Бажов подал апелляцию в Комитет партийного контроля, оправдываясь тем, что грубую политическую ошибку совершил по незнанию, а не преднамеренно.
Апелляция почти год пролежала без движения — пока троцкистами не объявили партийцев, которые исключали Бажова, и не началась борьба с перегибами.
Только в конце января 1938 года Бажова восстановили в партии — а книга пролежала в спецхране до самой хрущевской оттепели.
Целый год он сидел без работы.
Всю семью кормила сестра жены на свою учительскую зарплату. Именно тогда Бажов решил заняться тем, до чего в ежедневной текучке у него никак не доходили руки.
Писатель Стариков приводит в воспоминаниях разговор с Бажовым в ноябре 1939 года:
"Не всякий свою тропку в жизни сразу находит, — медленно заговорил Павел Петрович своим глуховатым голосом. — Вот и я тому пример...
А сказы, да... — Он помолчал. — Выдалась такая невеселая полоса, что я оказался не у дел. Ну и взялся давние задумки обрабатывать. Так и получилась эта книжка. Как говорится, велению сердца подчинился..."

Дом Бажовых в Свердловске

ЖИЗНЬ ШЕСТАЯ: НАСТОЯЩАЯ

Толчок к работе над книгой дал сборник фольклора, выпущенный Владимиром Бирюковым.
Фольклор был собран в основном крестьянский. Редактор сборника Блинова спросила, где же рабочий фольклор, Бирюков ответил, что у него такого материала нет.
И Бажов принес им "в виде образца", по его собственным словам, свой первый сказ, "Дорогое имячко", а потом еще несколько — для включения в сборник.
Нет, сказала редактор, включить не могу, это фальсификация фольклора.
Первые сказы вообще неохотно брали в печать.
В 1936 году Бажов поступил на заочное отделение в Литинститут.
Тогда же опубликовал первые сказы в "Красной нови" — и среди них уже была "Медной горы хозяйка".
Подписаны сказы были так: "Записано П. Бажовым".
А к началу 1938-го, к моменту восстановления в партии, у него уже было написано 14 сказов — в том числе "Малахитовая шкатулка" и "Каменный цветок".
В 1939 году друзья издали эти сказы отдельной книгой и подарили её Бажову на шестидесятилетие.
Критики спорили о книге: а что тут, собственно, авторского?
Ну записал за дедушкой старые сказки, что такого?
В чём авторский труд?
Ах, всё авторское?
И выдается за народное творчество?
Но это же фальсификация!
За Бажова вступился Демьян Бедный, вспомнивший, что у Семенова-Тян-Шанского в примечаниях есть что-то про Азов-горы, так вот это оттуда фольклорный мотив в "Дорогом имячке".
Сейчас вполне понятно: сказы Бажова — не обработка фольклора, а самостоятельное творчество писателя — самостоятельное, возможно, в той же мере, что и основанные на древних бродячих сюжетах гётевский "Фауст" или пушкинский "Каменный гость".
Что сделал Бажов с рабочим фольклором — ну, кроме того, что привнес в него правильные оценки и нужную идеологию, как сам сказал в автобиографии?
Он выстроил особый сказочный мир, который в фольклоре существовал фрагментарно.
Драгоценности в нём — не символ зла, как это часто бывает в фольклоре, а символ скрытых сокровищ народной души, уникальный дар природы, красоту которого может выявить только настоящий мастер.
И Урал в бажовских сказах вырос в полный рост и предстал перед читателем во всей своей грозной красоте — становой хребет России, её сокровищница, её кузница, её сила.
И русский человек оказался не вечным страдальцем, как в литературе XIX века, а могучим и талантливым мастером.
Так что это оказалась очень полезная, очень духоподъёмная книга.
И Сталинская премия второй степени в 1943 году, и орден Ленина в 1944-м — свидетельство того, что именно сейчас стране было очень важно понимать, что у неё есть силы, мощь, неисчислимые богатства и необыкновенные люди.

Депутаты от Свердловской области в зале заседаний Верховного Совета СССР. П. П. Бажов, К. К. Николаев, Г. К. Жуков. Москва. 1950 год

Работая над сказами, Бажов отказался от традиционной, еще к фольклористам прежнего столетия восходящей структуры книги с единым рассказчиком.
Объединяет его сказы не рассказчик, а единство художественного мира, восхищение красотой природы и красотой созидательного труда, острое чувство справедливости — и необыкновенный язык.
Именно работа над языком оказалась особенно трудной для Бажова.
Он внимательно и строго читал предшественников — Лескова и Горбунова.
Его задача — любовно сохранить узорчатую народную речь, не снисходя к неграмотному старику-рассказчику, не посмеиваясь над ним, не скатываясь к простому воспроизведению диалектизмов и региональных фонетических особенностей.
Сказовая речь Бажова — ясная, ладная, выразительная; она переливчата, как сокровища, о которых повествует.
Кажется, лучше и не скажешь про подземные богатства, чем бажовским слогом — не столько пышным, сколько нежным:
"Земля тут, как простая глина, а по ней кусты черные, как бархат.
На этих кустах большие зеленые колокольцы малахитовы и в каждом сурьмяная звездочка.
Огневые пчелки над теми цветками сверкают, а звездочки тонехонько позванивают, ровно поют".

ЖИЗНЬ СЕДЬМАЯ: РУКОВОДИТЕЛЬ И ДЕПУТАТ

Читатели "Малахитовую шкатулку" приняли сразу и безоговорочно — и полюбили навсегда.
И начался стремительный писательский взлет.
Бажова приняли в Союз писателей, и очень скоро он уже возглавил местную писательскую организацию, быстро превратившись из опального публициста в патриарха уральской литературы.
Даже старый партийный выговор с него сняли.
"Малахитовую шкатулку" послали на Международную выставку в Нью-Йорк.

Обложка последнего прижизненного издания "Малахитовой шкатулки" П. П. Бажова с иллюстрациями художника А. Н. Якобсон. Ленинград. 1950 год

А потом началась война.
Уральская писательница Елена Хоринская вспоминала:
"В первые же дни войны Павел Петрович пришел в обком партии и сказал, что считает себя мобилизованным на любую работу, чтобы заменить тех, кто уходит защищать Родину".
С июня 1941 года Бажов руководил Свердловским областным издательством, с 1942-го — журналом "Уральский современник", да еще его выбрали писательским парторгом.
В Свердловск стали прибывать эвакуированные писатели — и со всеми своими бедами шли к Бажову.
"И Бажов старался помочь, — вспоминала Хоринская, — одного устраивал на работу, другому находил жилье, третьему помогал отыскивать близких, четвертого помещал в больницу. 
Приходилось срочно доставать телогрейки, валенки.
Первая военная зима оказалась необычайно суровой.
А большинство эвакуированных приехали в летней одежде — в чем застала война...".
Его больше всего волновало в эти дни, как сберечь силы людей, способность писать:
"Что для литературы пропало, то и для народа пропало", — сказал он писательнице Анне Караваевой.
Он терпеливо тащил воз обязанностей; современники вспоминают, что Бажов никогда не раздражался, не кричал, старался всех понять, уладить все конфликты, отличался невероятным терпением.
Уже старый и больной, он организовывал писательские поездки и ездил в них сам, выступал на литературных вечерах в школах, в госпиталях, на производстве.
Защищал писателей, когда их пытались выселить из переполненного эвакуированными Свердловска.
Он не опаздывал, всегда был безукоризненно вежлив и точен, много работал — хотя исхудал так, что почти светился.
И не жаловался.
Единственную, кажется, жалобу запомнил писатель Стариков, заехавший в Свердловск с фронта в 1942 году:
"Тягости у всех одинаковые... — И тут же, не удержавшись, добавил: — Да вот беда — на немощного старика взвалили руководство писательской организацией.
Ну и не справляюсь...
Чувствую, что не справляюсь. 
А не освобождают.
Ну, да не будем об этом толковать.
Расскажите-ка, что повидали".
В доме Бажовых перебывали все свердловские писатели, все эвакуированные, все приезжающие из Москвы или с фронта.
Всех поили морковным чаем и угощали молоком от коровы Зоны, которую Бажову подарили в 1944 году.
Бажов сам копался в огороде — говорил, что у него "кулацкое хозяйство".
Валентина Александровна дома шила, Бажов работал под стук её швейной машинки и уверял, что ему работается хорошо.

С украинским драматургом А. Е. Корнейчуком у здания Верховного Совета. 1950 год

В войну он продолжал писать сказы, в том числе новые, идейные — о Ленине, о немцах. 
Андрей Комлев, изучавший историю бажовского руководства уральскими писателями, пишет: 
"Е. Е. Хоринская приоткрыла мне, что в некотором он пересиливал себя — душа сказителя не лежала к пропагандистскому, но патриот и большевик Бажов искренне осознавал это своим святым долгом"
Писать ему между тем становилось все труднее: Бажов терял зрение, с рукописным текстом вообще работать не мог — не видел написанного. А заботы все добавлялись: в 1946 году он стал народным депутатом — и к нему пошли избиратели, и не только в обком, но и домой — каждый день, потоком. 
Жена расстраивалась: только ляжет отдохнуть — опять кто-то приходит. И не будить нельзя: рассердится. 
Он говорил: люди специально к депутату ехали, а у них ведь тоже работа, и поважнее писательской. 
Депутатскими привилегиями он не пользовался: жил в доме с печным отоплением, без водопровода, от машины отказался, на работу ходил пешком.
Он старел, плохо себя чувствовал. 
Хотел отказываться от депутатства — не под силу было тащить эту тяжесть, у него уже был рак легких. 
Но его убедили переизбираться в Верховный Совет на второй срок. 
В Москве на одной из сессий ему стало плохо. 
Его увезли в Кремлевскую больницу, где он и умер. 
Тело писателя привезли в Свердловск, провожать его пришли тысячи людей — в декабре, в мороз. 
Похоронили его на Ивановском кладбище на вершине холма...
Семь жизней Бажова, непохожих одна на другую.
Но только когда он прожил несколько жизней, несколько раз почти умер сам и пережил смерть детей, когда потерял работу и остался наедине с пустотой и страшной простотой жизни, когда уперся в вопросы "что ты теперь можешь?" и "чем теперь будешь жить?" — только тогда стал самим собой.
Поздний взлёт — не вдохновенное наитие юности, а мудрость и мастерство старости; он теперь тот самый мастер-творец, который выявляет скрытую красоту.
И сказки, что оказываются не записью, не обработкой, не почти народными — а в самом деле народными, совершенно архетипичными, совершенно настоящими.
Они настолько прочно упираются в основы бытия, что без швов смыкаются с фольклором — с подлинной жизнью — с вечностью.

m.rusmir.media


жирное многоточие

    Правда генерала Попова. Шойгу и Герасимов были в ярости? Уголовное дело становится всё более странным

    Уголовное дело против генерала Ивана Попова становится всё более странным. В Telegram-каналах пишут, что Шойгу и Герасимов были в ярости от того, что Попов рассказал правду о проблемах ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Елейная Православие
      Сегодня 18:16

      Крещение Господне 19 января

      Крещение Господне — один из самых древних праздников христианской Церкви (Фото: миниатюра Минология Василия II, Константинополь, 985, Ватиканская библиотека, Рим, pravoslavie.ru) Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или Святое Богоявление, празднуется Православной Церковью 19 января по новому стилю. Накануне праздника, 18 января, отмеча...
      380

      Крещенский сочельник 18 января

      18 января Русская Православная церковь отмечает день Навечерия Богоявления Господня или Крещенский сочельник.Крещенский сочельник — это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне или Крещение. Этот праздник православной церкви принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иису...
      218

      Лёба. Волшебник Василий и новая бабушка (рассказ)

      да ладно? ...
      162
      Елейная Музыка всё...
      13 января 18:32

      Лёба. Создатель причудливых музыкальных миров

      Лёба — музыкальный проект режиссера и писателя Игоря Лебедева, создателя проекта «Другое кино», автора к/ф «Закрытые пространства и книжного цикла «Сыщикъ Ардовъ» (ЭКСМО).Песни Лёбы — маленькие спектакли, полные эмоций и прикровенных смыслов. Он увлекает слушателя в причудливые миры, сотканные из нетривиальной поэзии и завораживающей музыки. Лёбе удаетс...
      478

      Как правильно встретить старый Новый год. Традиции, приметы, обряды и гадания

      Старый Новый год принято отмечать в ночь с 13 на 14 января. Праздник с таким противоречивым названием впервые появился в России в 1918 году. И с тех пор Старый Новый год считается неофициальным поводом для торжественного застолья и веселых гуляний, призванных продлить праздничное настроение и укрепить семейные и дружеские связи. Любопытно, что его отмеч...
      825

      Тайны Спящей красавицы – жуткий оригинал сказки и её реальная основа СКАЗАНИЯ

      Каждого из нас с детства сопровождают сказки. Волшебные, а порой и пугающие истории мы уже в раннем возрасте любили слушать и перечитывать. Одна из таких захватывающих сказок – о Спящей красавице. Но задумывались ли вы, почему подобный сюжет встречается в сказочных преданиях самых разных народов? А ведь действительно, и у Шарля Перро, и у нашего классик...
      2857

      Александр Блок - Скифы

      Панмонголизм! Хоть имя дико,Но нам ласкает слух оно…Вл⟨адимир⟩ С⟨оловьев⟩Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.Попробуйте, сразитесь с нами!Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,С раскосыми и жадными очами!Для вас — века, для нас — единый час.Мы, как послушные холопы,Держали щит меж двух враждебных расМонголов и Европы!Века, века ваш старый горн ковалИ за...
      362

      Саша Чёрный - Рождественское

      В яслях спал на свежем сенеТихий крошечный Христос.Месяц, вынырнув из тени,Гладил лен Его волос…Бык дохнул в лицо МладенцаИ, соломою шурша,На упругое коленцеЗасмотрелся, чуть дыша.Воробьи сквозь жерди крышиК яслям хлынули гурьбой,А бычок, прижавшись к нише,Одеяльце мял губой.Пес, прокравшись к теплой ножке,Полизал ее тайком.Всех уютней было кошкеВ яслях...
      198
      Елейная ПолитЭкономОбщесМнен
      31 декабря 2024 г. 15:23

      Борис – за победу! Когда мы станем добрее к Ельцину

      Фото © Александр Сенцов / Александр Чумир / ТАСС Андрей Перла, 31 декабря 2024, 12:00 К 25-летию новогодней отставки первого президента – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла. © Абзац / Борис – за победу: когда мы станем добрее к Ельцину«Я устал, я мухожук». Давно мне не встречались люди с доброй памятью о Борисе Николаевиче. Лет тридцать пять...
      185
      Елейная Музыка всё...
      31 декабря 2024 г. 15:03

      Новелла Матвеева – Мой сборник

      01. Караван 4.12 00:0002. Платок вышивая цветной 3.18 04:1503.Цыганка-молдаванка 3.23 07:3704. Дома без крыш 3.30 11:0405.Девушка из харчевни 3.39 14:3706. Кораблик 3.02 18:2007. Водосточные трубы 5.50 21:2508. Реченька 2.49 27:1909. Звездочка 2.45 30:1110. Баллада о розе 4.35 ...
      160
      Елейная Музыка всё...
      31 декабря 2024 г. 14:55

      Вадим Утемесов – Я сочиняю ночь (песни на стихи Григория Хубулавы) 2024

      01. Я сочиняю ночь 00:0002.  Я - мягкий воск, ты - медленное пламя  02:4803. Наша осень почти облетела  05:2604 Позови, назови  08:5405. Слова мертвы, душа устала  12:0206. Осень выкована из стали  15:3607. Когда настанет час седых камней  19:3108. Настанет истинная осень мена  24:5510. Пусть ск...
      139
      Елейная Hijo de la chingada!
      27 декабря 2024 г. 23:04

      Жиза.

      Салунъ "Вечерній Медвѣдь" ...
      334
      Елейная Музыка всё...
      25 декабря 2024 г. 20:21

      Прощание с YouTube в нашей деревне...

      /?r=plwd ОСЕРЧАЛА И ОГОРЧИЛАСЬ. ЛИШИЛИ РАДОСТИ. Сегодня слушала и за и против. Говорили так, чтобы потом не в чем было оправдываться. ПрофессионалЫ...
      264

      День зимнего солнцестояния 21 декабря 2024

      Дата события уникальна для каждого года. В 2024 году эта дата — 21 декабряДень зимнего солнцестояния отмечается 21 или 22 декабря в зависимости от года.Это астрономическое событие, в настоящее время наиболее интересное астрономам, в древности считалось одним из важных в годовом цикле наряду с тремя другими такими же знаковыми астрономическими явлениями:...
      140

      Джек Лондон — Любовь к жизни (новелла)

      Прихрамывая, они спустились к речке, и один раз тот, что шёл впереди, зашатался, споткнувшись посреди каменной россыпи. Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность — след долгих лишений. Плечи им оттягивали тяжёлые тюки, стянутые ремнями. Каждый из них нёс ружьё. Оба шли сгорбившись, низко нагнув голову и не поднимая глаз.— Хо...
      279
      Елейная Православие
      13 декабря 2024 г. 00:27

      День святого апостола Андрея Первозванного 13 декабря

      Святой апостол Андрей Первозванный (Фото: pravoslavie.ru) 13 декабря (по новому стилю) Русская Православная церковь чтит память Апостола Андрея Первозванного – одного из двенадцати апостолов. Прозвали же его так, потому что именно его Спаситель позвал первым вслед за собой для несения проповеди по городам и странам.В России память святого Андрея ...
      360
      Елейная Народный календарь
      13 декабря 2024 г. 00:24

      Андрей Зимний 13 декабря

      Считалось, что если в Андреев день пойдет снег, то он пролежит еще 110 дней (Фото: Imagentle, по лицензии Shutterstock.com) Дата по старому стилю: 30 ноября.В этот день отмечается память апостола Андрея Первозванного — одного из двенадцати ближайших учеников Иисуса Христа и брата апостола Петра. Братья родились в Вифсаиде, городе на берегу Галилейског...
      289

      Праздники России. День медведя - 13 декабря

      Хозяин леса День медведя отмечается ежегодно 13 декабря во многих регионах России. Праздник, посвященный этому животному, не случайно появился в календаре — ведь медведь издавна почитается русскими людьми и считается символом России за свою силу и мощь.Дата же выбрана с связи с тем, что 13 декабря, как принято считать, все косолапые окончательно устра...
      316

      Эффект Моулда или фонтан из цепочки

      Длинную (минимум несколько метров) цепочку укладывают в банку, поднимают банку высоко (минимум на высоту человеческого роста), и конец цепочки перебрасывают через край. Определённые типы цепочки, выползая из банки, зависают в воздухе и начинают «фонтанировать», не опираясь на край. Если цепь достаточно длинная, а банка поднята достаточн...
      348

      Девушка и косатка

      ...
      388
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика