Дюжина любопытных фактов о Василии Кандинском

1 502


«Живопись есть грохочущее столкновение различных миров...» 
Этот тезис проиллюстрировала и сама судьба художника.
Всего дюжина фактов о жизни и творчестве Кандинского, но они — как яркие элементы «паззлов», которые стягивают к себе поле азартных исследований со множеством деталей. 

«Как причудливо тасуется колода!»

Василий Кандинский родился в 1866 году в семье успешного московского коммерсанта.
Дед — настоящий разбойник, грабивший сибирские караваны.
Попав на каторгу, этот неуемный авантюрист создал торговое дело и стал уважаемым купцом.
Фамильные легенды не врут!
А со стороны матери — рафинированные прибалтийские немцы.
По линии отца — родовая знать мансийского Кондинского княжества, тунгусская княжна-прабабка.
Гремучая смесь западных и восточных кровей обусловила склад характера Кандинского, в котором вспышки чувственного темперамента парадоксально уживались с безупречными манерами и педантизмом.

Василий Кандинский. Отпечатки рук художника. 1926, 300×423 см

Любопытно, что художественные критики тоже выявляли эту двойственность.
Правда, каждый видел свою сторону медали.
Мюнхенская критика объясняла красочное богатство работ художника «византийскими влияниями».
Критика российская твердила, что автор погибает под вредным немецким влиянием и пытается насаждать «давно устарелые в Европе ценности».

Василий Кандинский. Красочная жизнь. 1907, 51.2×64 см

С рождения тонко воспринимал энергию цвета

Кандинский был наделен мировосприятием особого типа, сегодня такой нейрологический феномен называют синестезией.
Обладающие этим даром способны «видеть» в цвете мелодии и ароматы, «слышать» краски, «осязать» буквы, цифры и слова.
Синестезия Кандинского выражалась в его способности воспринимать музыку как цветовой вихрь, а зрительные образы ощущать как вибрирующие и звучащие.
Возможно, эта особенность и определила специфику творческого метода художника
Наряду с синестезией Кандинский обладал цепкой «памятью зрения», которая позволяла ему по впечатлению воспроизвести в красках, например, увиденные на выставке пейзажи.
При этом юноша с большими муками усваивал точную информацию — заучивание имен, стихов и даже таблица умножения давалось ему с трудом.

Одесса — место силы и вдохновения

Когда Васеньке было пять лет, Кандинские перебрались из Москвы в Одессу.
На новом месте отец приступил к руководству чайной фабрикой.
Так уж случилось, что после переезда родители расстались и воспитанием мальчика занималась старшая сестра матери.
Тетя привила племяннику интерес и любовь к литературе, рисованию и музыке.

Семья художника (источник изображения)
Памятный знак у арки дома № 17 на Дерибасовской, Одесса. Доску открыли в 1995 г., при почетном присутствии мадам Помпиду и мадам Ширак.
На знаке (работа скульптора Токарева) - слова: "В этом доме жил в 1901 г. художник Василий Васильевич Кандинский" (одесские фото - Ольга Потехина)
Здание некогда одесской мужской гимназии №3 (ул. Успенская, 1), где учился Василий Кандинский.

Здесь же, в «черноморском Вавилоне», Василий начал учиться живописи и свои первые масляные краски купил на накопленные деньги, будучи подростком.
Смешение цветов, извлеченных из тюбиков, казалось ему тогда таинством сродни алхимическому.
Окончив гимназию, Кандинский вернулся из Южной Пальмиры в Москву, поступил на юридический факультет и посвятил десятилетие юриспруденции, экономике, управлению.
Но к тридцати годам решил всерьез заняться живописью и обосноваться в Мюнхене, который был одним из важнейших центров нового европейского искусства.
Еще через два года Кандинский впервые представил свои работы для публичного обозрения — и это было опять-таки в Одессе на выставке Товарищества южнорусских художников в 1898 году.

Василий Кандинский. Одесса. Порт. 1898, 65×45 см

Мог бы стать ученым, писателем или чиновником — но выбрал карьеру художника
...

В молодые годы Кандинского манили самые разнообразные сферы деятельности. 
В студенческую пору он увлекся этнографией и, прервав учебу, отправился открывать для себя «тайники души народной» в экспедиции по северу Вологодского края.
Блестяще завершив в 1893 курс права и политэкономии в Московском университете, начал там же преподавать, занялся наукой, получил должность доцента.
В 1895−96 пробовал себя в роли художественного директора московской типографии «Товарищество И. Кушнерева и К ͦ".
Обладая философским складом ума и писательским талантом, мог бы посвятить жизнь литературному творчеству.
Или принять предложение занять престижное место профессора в Дерптском университете.
Мог бы…
Но случился ряд событий и впечатлений, которые Кандинский расценил как несомненные знаки судьбы.

«Поворотным пунктом в нашей жизни может быть все что угодно…»

Что же заставило ученого в начале многообещающей карьеры радикально изменить род занятий?
Сам Кандинский описал основные эпизоды «культурного шока», спровоцировавшего крутой поворот в его сознании и жизни в 1895−96 годах:
• На московской выставке французских импрессионистов Кандинский увидел работу Моне «Стог» и поначалу, пока не прочел названия, разглядывал ее как беспредметную.
Испытал сильнейшие эмоции от переливов цветовой палитры, невзирая на отсутствие, как ему показалось, конкретного объекта изображения.
• Глубочайшее впечатление на Кандинского произвела опера Вагнера «Лоэнгрин», поставленная в Большом театре.
Будучи синестетиком, воспринял ее как «абсолютное произведение искусства».
• Настоящим потрясением стало для Кандинского открытие делимости атома.
Это научное событие было расценено им не только как низвержение основ классического естествознания, но как и разрушение мнимых пределов в собственных исканиях.
Неопределенность стези художника перестала страшить Кандинского, и он сделал смелый выбор в пользу перемен.

Клод Моне. Стог сена под солнцем. 1891

«Фаланга синих всадников авангарда»

Мюнхенский период (1896−1914) стал этапом экспериментов и становления Кандинского как мастера абстракции.
Начинающий художник посещает различные учебные заведения и классы, заводит знакомства в кругу мюнхенской богемы, а в 1901 создает творческую группу «Фаланга».
Позднее участвует в организации «Нового мюнхенского художественного объединения» (1909) и группы «Синий всадник» (1911).
И хотя «Синий всадник» существовал всего три года, этот союз оказал заметное влияние на европейский авангард, обозначив этап перехода от символизма к абстракционизму.
На вопрос о странном названии группы Кандинский обычно отвечал, что всегда любил всадников, а его сподвижник Франц Марк — лошадей, и оба они любили синий цвет.
Действительно, за 8 лет до возникновения группы Кандинский написал полотно с тем же названием, а среди образов его импровизаций угадываются очертания призрачной конницы.
Была в названии и символическая подкладка.
Верхом на лошади канонически изображается св. Георгий — поборник духовных идеалов, а синий — цвет небес — воплощает торжество нематериального.

Василий Кандинский. Синий всадник. 1903, 55×65 см

Основоположник абстрактного искусства или один из его первопроходцев?

В 1908 Кандинский пережил подобие мистического озарения: увидев издали собственный этюд, повернутый набок, и не узнав его, был заворожен необыкновенной энергией цветовых пятен, в которых не распознал предметную конкретику.
Так художник получил ясное понимание вектора художественных поисков и утвердился в мысли, что предмет изображения не обязателен для создания мощного художественного впечатления.

Василий Кандинский. Первая абстрактная акварель. 1913

Стоит заметить, что идеи витали в воздухе, и наряду с Кандинским в нефигуративном искусстве (абстракционизме (лат. «abstractio» — удаление, отвлечение)) экспериментировали Делоне, Мондриан, Малевич, Пикабиа.
И хотя первым в истории в полном смысле абстрактным произведением считается безымянная работа Василия Кандинского (1910), не так давно выяснилось, что его опередила шведская художница Хильма аф Клинт.
Первый цикл абстракций она создала на рубеже 1906-07 гг., погрузившись в эзотерические практики и рассматривая искусство как инструмент расширения сознания.

Хильма аф Клинт. Серия "Десять самых важных", №7. Зрелость. 1907, 315×235 см

Две жены, три музы-вдохновительницы

Впервые Кандинский связал себя узами брака в 26 лет.
Его женой стала двоюродная сестра Анна Чемякина, для который семейные отношения стали продолжением дружеских.
Будучи постарше, она по-сестрински опекала кузена и поддерживала его начинания.
Эмиграция привела к отчуждению супругов, хотя формальный брак продолжал сохраняться.
«Немецкой музой» Кандинского считается художница Габриэль Мюнтер.
Она впервые появилась в «Фаланге» в 1902 в качестве ученицы. Василий и Габриэль скрывали близость отношений, пока не решили открыто поселиться в общем доме в Мурнау у подножия Альп.
Спустя годы Кандинский получил развод, но так никогда и не женился на Габриэль…

Василий Кандинский. Портрет Нины Николаевны Кандинской, жены художника. 1917, 67×60 см
Василий Кандинский. Габриель Мюнтер за рисованием. 1903, 58.5×58.5 см
Портрет Василия Кандинского. Габриель Мюнтер. 1906, 24×17 см
Василий Кандинский. Незнакомому голосу. 1916, 24×16 см

Во вторую свою жену, 17-летнюю Нину Андреевскую, 50-летний Кандинский влюбился заочно.
Можно только гадать о тембре голоса девушки, позвонившей художнику по делу — но он настолько пленил Кандинского (не забываем, художник был синестетиком), что тот настоял на личной встрече и месяц ждал этого свидания.
Через полгода пара обвенчалась, и Нина во всех обстоятельствах оставалась верной женой и спутницей мэтра до самого конца его жизни.

У истоков советского дизайн-образования: «за попытку — спасибо»

С началом первой мировой пребывание Кандинского в Германии стало нежелательным, он вернулся в Россию и с 1914 до 1921 жил в Москве. Здесь он повстречал Нину, здесь родился и умер их общий (и единственный) сын.
После октябрьской революции Кандинский пытался встроиться в новую культурно-политическую систему — сотрудничал с ИЗО Наркомпроса, принимая активное участие в развитии художественной педагогики и музейного дела, публиковал предметные исследования.
С 1918 преподавал в московском СВОМАСе (после реформы — ВХУТЕМАСе, легендарной советской школе нового промышленного искусства), участвовал в создании ИНХУКа.
Но идеи Кандинского встретили сопротивление и резкую критику в среде конструктивистов, которые отвергали любые проявления иррационального, признавая исключительно аналитический подход к творческим задачам.

Василий Кандинский. Москва. Красная площадь. 1916, 51.5×49.5 см

Дважды пережить отъезд как бегство

Ощутив себя чужим на празднике пролетарской культуры, разуверившийся художник в 1921 возвращается в Германию.
Отъезд больше походил на изгнание под шквалом насмешек и уничижительных эпитетов.
Через 7 лет Кандинский утратит советское гражданство, его имя забудут, а работы вычеркнут из общественного наследия на 70 лет.
Чета Кандинских поселилась в Берлине, но вскоре по приглашению Вальтера Гропиуса, главы новаторской школы дизайна Баухауз, перебралась в Веймар и далее — вслед за школой — в Дессау.
Василий преподавал аналитический рисунок, читал лекции о формообразовании и психологии цвета, писал теоретические труды.
В его абстракциях появилось то, что он сам определил как «лирический геометризм».
Кандинский наконец был счастлив, уважаем, востребован.

Василий Кандинский и Пауль Клее в саду в Дессау, 1927. Фото: Нина Кандинская. Источник: http://www.lenbachhaus.de

Идиллия закончилась с приходом к власти Гитлера — Баухауз был закрыт, а искусство авангарда объявлено «дегенеративным».
Картины Кандинского изъяли из немецких музеев, его публикации попали под запрет.
В 1933 художник уехал во Францию, что оказалось очень своевременным решением — еще немного, и отверженные полотна запылали в кострах на окраинах Берлина.
Необходимо отдать должное Габриэль Мюнтер, отвергнутой невесте художника.
Не считаясь с риском, Габриэль спрятала и сохранила около тысячи картин возлюбленного и его единомышленников из «Синего всадника», а после войны передала их мюнхенской галерее Ленбаххаус.

Василий Кандинский. Импрессия III. Концерт. 1911, 77.5×100 см

Не любил давать названия своим картинам

Кандинский считал названия работ «необходимым злом», загоняющим восприятие живописи в узкие рамки.
Он изобрел универсальный принцип наименования собственных картин, разделив их на три категории.
Наименее спонтанные — идущие «от ума», тщательно подготовленные — называл композициями.
Работы, сохраняющие ассоциативную связь с реальным предметным миром, именовались импрессиями, а «внезапные и бессознательные», написанные по велению чистого эмоционального импульса — импровизациями.
Иной раз произведению присваивался номер либо словесное дополнение, указывающее на геометрические или цветовые характеристики.
Зато теперь по типу названия работы мы можем сориентироваться и в методе ее создания!

Самое дорогое произведение Кандинского

В июне 2017 года был установлен аукционный рекорд цены на работы художника: «Картина с белыми линиями» (1913) ушла на лондонских торгах Sotheby’s за £33 млн ($41,6−41,8 млн).
До 1974 года «Линии» хранились в Третьяковке, откуда попали к кельнскому коллекционеру Вильгельму Хаку, предложившему советским властям в обмен на картину оригиналы писем Ленина.

Картина с белыми линиями. Василий Кандинский. 1913, 119.5×110 см

artchive

Аве!

Вчерашняя инаугурация президента Российской Федерации Владимира Путина прошла в несомненно летописный и переломный момент истории. В момент глобального противостояния между умирающим американским ...

Учительница жалела избивавшего каждый день русских детей Ахмада (имя изменено), тем, что сама разнимала драки и не вызывала полицию, теперь "в благодарность" она стала фигурантом уголовного дела о побоях.

Учитель преподает в младших классах, в школе номер восемь в свердловском городке Березовский. Педагогический стаж – больше 20 лет, это значит она давно профессионал своего дела. — На самом деле, ...

Москва напугала Британию — и всю Европу — до потери дара речи
  • pretty
  • Сегодня 09:40
  • В топе

ИРИНА  АЛКСНИСВ Европе происходит нечто загадочное.Пошли вторые сутки, как британский посол (как и его французский коллега) был вызван в российский МИД, где ему была устроена жесточайшая — по дип...

Обсудить
  • :clap: