• РЕГИСТРАЦИЯ

Дюжина любопытных фактов о Василии Кандинском

1 513


«Живопись есть грохочущее столкновение различных миров...» 
Этот тезис проиллюстрировала и сама судьба художника.
Всего дюжина фактов о жизни и творчестве Кандинского, но они — как яркие элементы «паззлов», которые стягивают к себе поле азартных исследований со множеством деталей. 

«Как причудливо тасуется колода!»

Василий Кандинский родился в 1866 году в семье успешного московского коммерсанта.
Дед — настоящий разбойник, грабивший сибирские караваны.
Попав на каторгу, этот неуемный авантюрист создал торговое дело и стал уважаемым купцом.
Фамильные легенды не врут!
А со стороны матери — рафинированные прибалтийские немцы.
По линии отца — родовая знать мансийского Кондинского княжества, тунгусская княжна-прабабка.
Гремучая смесь западных и восточных кровей обусловила склад характера Кандинского, в котором вспышки чувственного темперамента парадоксально уживались с безупречными манерами и педантизмом.

Василий Кандинский. Отпечатки рук художника. 1926, 300×423 см

Любопытно, что художественные критики тоже выявляли эту двойственность.
Правда, каждый видел свою сторону медали.
Мюнхенская критика объясняла красочное богатство работ художника «византийскими влияниями».
Критика российская твердила, что автор погибает под вредным немецким влиянием и пытается насаждать «давно устарелые в Европе ценности».

Василий Кандинский. Красочная жизнь. 1907, 51.2×64 см

С рождения тонко воспринимал энергию цвета

Кандинский был наделен мировосприятием особого типа, сегодня такой нейрологический феномен называют синестезией.
Обладающие этим даром способны «видеть» в цвете мелодии и ароматы, «слышать» краски, «осязать» буквы, цифры и слова.
Синестезия Кандинского выражалась в его способности воспринимать музыку как цветовой вихрь, а зрительные образы ощущать как вибрирующие и звучащие.
Возможно, эта особенность и определила специфику творческого метода художника
Наряду с синестезией Кандинский обладал цепкой «памятью зрения», которая позволяла ему по впечатлению воспроизвести в красках, например, увиденные на выставке пейзажи.
При этом юноша с большими муками усваивал точную информацию — заучивание имен, стихов и даже таблица умножения давалось ему с трудом.

Одесса — место силы и вдохновения

Когда Васеньке было пять лет, Кандинские перебрались из Москвы в Одессу.
На новом месте отец приступил к руководству чайной фабрикой.
Так уж случилось, что после переезда родители расстались и воспитанием мальчика занималась старшая сестра матери.
Тетя привила племяннику интерес и любовь к литературе, рисованию и музыке.

Семья художника (источник изображения)
Памятный знак у арки дома № 17 на Дерибасовской, Одесса. Доску открыли в 1995 г., при почетном присутствии мадам Помпиду и мадам Ширак.
На знаке (работа скульптора Токарева) - слова: "В этом доме жил в 1901 г. художник Василий Васильевич Кандинский" (одесские фото - Ольга Потехина)
Здание некогда одесской мужской гимназии №3 (ул. Успенская, 1), где учился Василий Кандинский.

Здесь же, в «черноморском Вавилоне», Василий начал учиться живописи и свои первые масляные краски купил на накопленные деньги, будучи подростком.
Смешение цветов, извлеченных из тюбиков, казалось ему тогда таинством сродни алхимическому.
Окончив гимназию, Кандинский вернулся из Южной Пальмиры в Москву, поступил на юридический факультет и посвятил десятилетие юриспруденции, экономике, управлению.
Но к тридцати годам решил всерьез заняться живописью и обосноваться в Мюнхене, который был одним из важнейших центров нового европейского искусства.
Еще через два года Кандинский впервые представил свои работы для публичного обозрения — и это было опять-таки в Одессе на выставке Товарищества южнорусских художников в 1898 году.

Василий Кандинский. Одесса. Порт. 1898, 65×45 см

Мог бы стать ученым, писателем или чиновником — но выбрал карьеру художника
...

В молодые годы Кандинского манили самые разнообразные сферы деятельности. 
В студенческую пору он увлекся этнографией и, прервав учебу, отправился открывать для себя «тайники души народной» в экспедиции по северу Вологодского края.
Блестяще завершив в 1893 курс права и политэкономии в Московском университете, начал там же преподавать, занялся наукой, получил должность доцента.
В 1895−96 пробовал себя в роли художественного директора московской типографии «Товарищество И. Кушнерева и К ͦ".
Обладая философским складом ума и писательским талантом, мог бы посвятить жизнь литературному творчеству.
Или принять предложение занять престижное место профессора в Дерптском университете.
Мог бы…
Но случился ряд событий и впечатлений, которые Кандинский расценил как несомненные знаки судьбы.

«Поворотным пунктом в нашей жизни может быть все что угодно…»

Что же заставило ученого в начале многообещающей карьеры радикально изменить род занятий?
Сам Кандинский описал основные эпизоды «культурного шока», спровоцировавшего крутой поворот в его сознании и жизни в 1895−96 годах:
• На московской выставке французских импрессионистов Кандинский увидел работу Моне «Стог» и поначалу, пока не прочел названия, разглядывал ее как беспредметную.
Испытал сильнейшие эмоции от переливов цветовой палитры, невзирая на отсутствие, как ему показалось, конкретного объекта изображения.
• Глубочайшее впечатление на Кандинского произвела опера Вагнера «Лоэнгрин», поставленная в Большом театре.
Будучи синестетиком, воспринял ее как «абсолютное произведение искусства».
• Настоящим потрясением стало для Кандинского открытие делимости атома.
Это научное событие было расценено им не только как низвержение основ классического естествознания, но как и разрушение мнимых пределов в собственных исканиях.
Неопределенность стези художника перестала страшить Кандинского, и он сделал смелый выбор в пользу перемен.

Клод Моне. Стог сена под солнцем. 1891

«Фаланга синих всадников авангарда»

Мюнхенский период (1896−1914) стал этапом экспериментов и становления Кандинского как мастера абстракции.
Начинающий художник посещает различные учебные заведения и классы, заводит знакомства в кругу мюнхенской богемы, а в 1901 создает творческую группу «Фаланга».
Позднее участвует в организации «Нового мюнхенского художественного объединения» (1909) и группы «Синий всадник» (1911).
И хотя «Синий всадник» существовал всего три года, этот союз оказал заметное влияние на европейский авангард, обозначив этап перехода от символизма к абстракционизму.
На вопрос о странном названии группы Кандинский обычно отвечал, что всегда любил всадников, а его сподвижник Франц Марк — лошадей, и оба они любили синий цвет.
Действительно, за 8 лет до возникновения группы Кандинский написал полотно с тем же названием, а среди образов его импровизаций угадываются очертания призрачной конницы.
Была в названии и символическая подкладка.
Верхом на лошади канонически изображается св. Георгий — поборник духовных идеалов, а синий — цвет небес — воплощает торжество нематериального.

Василий Кандинский. Синий всадник. 1903, 55×65 см

Основоположник абстрактного искусства или один из его первопроходцев?

В 1908 Кандинский пережил подобие мистического озарения: увидев издали собственный этюд, повернутый набок, и не узнав его, был заворожен необыкновенной энергией цветовых пятен, в которых не распознал предметную конкретику.
Так художник получил ясное понимание вектора художественных поисков и утвердился в мысли, что предмет изображения не обязателен для создания мощного художественного впечатления.

Василий Кандинский. Первая абстрактная акварель. 1913

Стоит заметить, что идеи витали в воздухе, и наряду с Кандинским в нефигуративном искусстве (абстракционизме (лат. «abstractio» — удаление, отвлечение)) экспериментировали Делоне, Мондриан, Малевич, Пикабиа.
И хотя первым в истории в полном смысле абстрактным произведением считается безымянная работа Василия Кандинского (1910), не так давно выяснилось, что его опередила шведская художница Хильма аф Клинт.
Первый цикл абстракций она создала на рубеже 1906-07 гг., погрузившись в эзотерические практики и рассматривая искусство как инструмент расширения сознания.

Хильма аф Клинт. Серия "Десять самых важных", №7. Зрелость. 1907, 315×235 см

Две жены, три музы-вдохновительницы

Впервые Кандинский связал себя узами брака в 26 лет.
Его женой стала двоюродная сестра Анна Чемякина, для который семейные отношения стали продолжением дружеских.
Будучи постарше, она по-сестрински опекала кузена и поддерживала его начинания.
Эмиграция привела к отчуждению супругов, хотя формальный брак продолжал сохраняться.
«Немецкой музой» Кандинского считается художница Габриэль Мюнтер.
Она впервые появилась в «Фаланге» в 1902 в качестве ученицы. Василий и Габриэль скрывали близость отношений, пока не решили открыто поселиться в общем доме в Мурнау у подножия Альп.
Спустя годы Кандинский получил развод, но так никогда и не женился на Габриэль…

Василий Кандинский. Портрет Нины Николаевны Кандинской, жены художника. 1917, 67×60 см
Василий Кандинский. Габриель Мюнтер за рисованием. 1903, 58.5×58.5 см
Портрет Василия Кандинского. Габриель Мюнтер. 1906, 24×17 см
Василий Кандинский. Незнакомому голосу. 1916, 24×16 см

Во вторую свою жену, 17-летнюю Нину Андреевскую, 50-летний Кандинский влюбился заочно.
Можно только гадать о тембре голоса девушки, позвонившей художнику по делу — но он настолько пленил Кандинского (не забываем, художник был синестетиком), что тот настоял на личной встрече и месяц ждал этого свидания.
Через полгода пара обвенчалась, и Нина во всех обстоятельствах оставалась верной женой и спутницей мэтра до самого конца его жизни.

У истоков советского дизайн-образования: «за попытку — спасибо»

С началом первой мировой пребывание Кандинского в Германии стало нежелательным, он вернулся в Россию и с 1914 до 1921 жил в Москве. Здесь он повстречал Нину, здесь родился и умер их общий (и единственный) сын.
После октябрьской революции Кандинский пытался встроиться в новую культурно-политическую систему — сотрудничал с ИЗО Наркомпроса, принимая активное участие в развитии художественной педагогики и музейного дела, публиковал предметные исследования.
С 1918 преподавал в московском СВОМАСе (после реформы — ВХУТЕМАСе, легендарной советской школе нового промышленного искусства), участвовал в создании ИНХУКа.
Но идеи Кандинского встретили сопротивление и резкую критику в среде конструктивистов, которые отвергали любые проявления иррационального, признавая исключительно аналитический подход к творческим задачам.

Василий Кандинский. Москва. Красная площадь. 1916, 51.5×49.5 см

Дважды пережить отъезд как бегство

Ощутив себя чужим на празднике пролетарской культуры, разуверившийся художник в 1921 возвращается в Германию.
Отъезд больше походил на изгнание под шквалом насмешек и уничижительных эпитетов.
Через 7 лет Кандинский утратит советское гражданство, его имя забудут, а работы вычеркнут из общественного наследия на 70 лет.
Чета Кандинских поселилась в Берлине, но вскоре по приглашению Вальтера Гропиуса, главы новаторской школы дизайна Баухауз, перебралась в Веймар и далее — вслед за школой — в Дессау.
Василий преподавал аналитический рисунок, читал лекции о формообразовании и психологии цвета, писал теоретические труды.
В его абстракциях появилось то, что он сам определил как «лирический геометризм».
Кандинский наконец был счастлив, уважаем, востребован.

Василий Кандинский и Пауль Клее в саду в Дессау, 1927. Фото: Нина Кандинская. Источник: http://www.lenbachhaus.de

Идиллия закончилась с приходом к власти Гитлера — Баухауз был закрыт, а искусство авангарда объявлено «дегенеративным».
Картины Кандинского изъяли из немецких музеев, его публикации попали под запрет.
В 1933 художник уехал во Францию, что оказалось очень своевременным решением — еще немного, и отверженные полотна запылали в кострах на окраинах Берлина.
Необходимо отдать должное Габриэль Мюнтер, отвергнутой невесте художника.
Не считаясь с риском, Габриэль спрятала и сохранила около тысячи картин возлюбленного и его единомышленников из «Синего всадника», а после войны передала их мюнхенской галерее Ленбаххаус.

Василий Кандинский. Импрессия III. Концерт. 1911, 77.5×100 см

Не любил давать названия своим картинам

Кандинский считал названия работ «необходимым злом», загоняющим восприятие живописи в узкие рамки.
Он изобрел универсальный принцип наименования собственных картин, разделив их на три категории.
Наименее спонтанные — идущие «от ума», тщательно подготовленные — называл композициями.
Работы, сохраняющие ассоциативную связь с реальным предметным миром, именовались импрессиями, а «внезапные и бессознательные», написанные по велению чистого эмоционального импульса — импровизациями.
Иной раз произведению присваивался номер либо словесное дополнение, указывающее на геометрические или цветовые характеристики.
Зато теперь по типу названия работы мы можем сориентироваться и в методе ее создания!

Самое дорогое произведение Кандинского

В июне 2017 года был установлен аукционный рекорд цены на работы художника: «Картина с белыми линиями» (1913) ушла на лондонских торгах Sotheby’s за £33 млн ($41,6−41,8 млн).
До 1974 года «Линии» хранились в Третьяковке, откуда попали к кельнскому коллекционеру Вильгельму Хаку, предложившему советским властям в обмен на картину оригиналы писем Ленина.

Картина с белыми линиями. Василий Кандинский. 1913, 119.5×110 см

artchive

жирное многоточие

    Они там есть: Свой среди чужих

    Один Человек с ТОЙ стороны ЛБС недавно написал: «Я боюсь сдохнуть среди чужих, за чужих, и врагом для своих. Мысли о такой смерти приводят меня в ужас» — это, наверное, именно те слова,...

    Новые «тридцатьчетвёрки» и вездеходы с «Фаготами» рвутся в бой

    Британские и бельгийские эксперты оценили российскую тактику «летучей пехоты»Изменение российской тактики (от общевойсковых операций в пользу более мобильных и малочисленных, в которых ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      19 мая - День памяти святых жён-мироносиц

      Cвятые жены-мироносицы у гроба Христа (Фото: pravoslavie.ru) День наступил, зажглась денница,Лик мертвой степи заалел;Заснул шакал, проснулась птица...Пришли взглянуть — гроб опустел!..И мироносицы бежалиПоведать чудо из чудес:Что нет Его, чтобы искали!Сказал: «Воскресну!» — и воскрес!«Воскрес!» (К. Случевский)Во второе воскресенье после Пасхи Русская...
      284

      Салунъ "Вечерній Медвѣдь"

      - Ты дура или прикидываешься?- Я комбинирую! ...
      1135

      Нападашкины (видео)

      ...
      722

      несмешные анекдоты про магазины, шопинг и покупателей

      ***Теперь каждый раз, когда захожу в магазин, думаю: возможно, эти цены ты видишь последний раз.***Что будет, если доверить неавтомобильным дизайнерам сделать макеты автомобилей***— У вас есть наша карта?— Нет.— Оформим?— Нет.— Почему?— Не собираюсь сюда возвращаться.— Почему?— Слишком навязчивое обслуживание.— Почему?***Из одного магазина заказал куриц...
      418

      Салунъ "Вечерній Медвѣдь"

      — Прости, но я не занимаюсь сексом без чувств.— А как же жалость?...
      1733

      Пикник - Искры и Канкан (2017)

      Пикник - Искры и Канкан (2017) Лихие пришли времена Злая кровь - YouTube Пикник - Парню 90 лет (аудио трек + текст песни) - YouTube Пикник - Последний из Могикан (лирик-видео) - YouTube Ты кукла из папье-маше - YouTube Большая игра ...
      96

      – За что дали Героя? – За любовь к Родине. (видео)

      Герои СВО. Старший лейтенант Жарский, возглавляющий расчет противотанкового комплекса «Корнет», поразил танк «Леопард 2А6», что вызвало к детонации его боекомплекта. После смены позиции поразил в упор БМП «Бредли», уничтожив его экипаж. В ходе второй волны уничтожил в бою еще шесть вражеских БМП-2. Противник отступил. ...
      138

      Салунъ "Вечерній Медвѣдь"

      ...
      328

      Видео-пранк с Андреем Макаревичем*

      Видео-пранк с Андреем Макаревичем* Этот народный артист был вхож в кабинеты первых лиц российского государства, а сейчас желает ему скорейшего поражения и поднимает тост за смену власти. Как кумир миллионов россиян стал иноагентом и откровенным врагом?Еще один сбежавший экс-кумир поколений стал жертвой «Володимира Зеленского», а точнее Вована и Лексус...
      114

      Агата Кристи — Черная луна (1995)

      Агата Кристи — Черная луна (1995) Задумывая черные делаНа небе ухмыляется ЛунаА звезды будто мириады стрелЛовя на мушку силуэты сновСмеется и злорадствует любовьИ мы с тобой попали на прицелЯ же своей рукоюСердце твое прикроюМожешь лететьИ не бояться больше ничегоСердце твое двуликоСверху оно набитоМягкой травойА снизу каменное-каменн...
      324

      Салунъ "Вечерній Медвѣдь"

      ...Kape — этo кoгдa в дeнь cтpижки и уклaдки — ты вcя тaкaя ceкcи, зaгaдкa, oгoнёк...   A наутро — Гoгoль....
      1245

      Группа «Пикник» // «Квартирник НТВ у Маргулиса» // 19 марта 2023

      Группа «Пикник» // «Квартирник НТВ у Маргулиса» // 19 марта 2023 Группа «Пикник» // «Квартирник НТВ у Маргулиса» // 19 марта 2023 1. 00:00 Сияние2. 05:48 Только не плачь, палач3. 12:18 Играй, страна, играй!4. 20:29 Разноцветные ленты5. 26:24 Дивись же, какими мы стали!6. 34:26 У шамана три руки7. 40:02 Нет берегов8. 48:51 Немного ог...
      314

      Салунъ "Вечерній Медвѣдь"

      ... Моя пишет: «Щас лифчик…» Заинтриговала. Спрашиваю: «Снимаешь?…Покупаешь?» … Оказалось, что щаслифчик - это я....
      1720

      И о погоде.

      ...
      700

      "Просто так" (1976) Мультфильм

        Мультфильм "Просто так" (1976) ...
      222

      Голос мой услышь – Трибьют Муслима Магомаева (Альбом, 2024)

      В память жертв теракта в «Крокусе». 28.03.24. Как сообщила пресс-служба VK, которая выступила организатором записи, в альбом попали 12 песен одной из наиболее известных звезд советской эстрады Муслима Магомаева.В записи приняли участие такие российские музыканты, как Баста, Валерия, Ваня Дмитриенко, «Любэ», «Три дня дождя», Полина Гагарина, MACAN, ...
      512

      Пикник. "Гитары тихие рыданья" /премьера/

      На съёмки видео на песню “Гитары тихие рыданья” мы приехали, можно сказать, с корабля на бал. Утром прилетели из Архангельска, а вечером – уже на сами съёмки. Работа, собственно говоря, заключалась в сочинении нехитрого сценария. Мы хотели создать определенное настроение. И наверное каждый, кто увидит это видео, почувствует его, надеемся....
      779

      Две подружки, которые знакомы с фронта

      ... Дружба сквозь десятилетия! Лётчица и медсестра.  Пишут, что разные люди... А пусть будет! Желаемое....
      157

      СЕМЁН ПЕГОВ. БЛИЗНЕЦЫ

      БЛИЗНЕЦЫ…и неважно какого веса длины осанкиматерями выращенные или отцамидаже не братья сгорая в танкеавтоматически становятся близнецамиполуседые отцы и молочные мальчикиочень быстро вкушают как это веселовзять и стереть возрастные датчикипопадая во фронта чумное месивои пускай окопы сгущают краскив артиллерийского ада каменоломнемой неназванный братец...
      226

      Везде к столу. Путешествие «Любительницы абсента» по знаменитым картинам

      Если вы смотрели фильмы о Гарри Поттере или читали книги Джоан Роулинг, то наверняка помните, как герои «живых» полотен, украшавших стены Хогвартса, ходили друг к другу в гости из одной картины в другую. Приблизительно то же самое происходит в работах Андрея Сикорского из новой серии «Арт-трип Любительницы абсента». Правда путешественница здесь только одна, но куда ее...
      107
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика