Искусство этого художника невозможно представить без всепроникающей улыбки, обнажающей его «редкостное умение показать, как много интересного и смешного в обыкновенных человеческих действиях: в том, как люди едят, пьют, загорают…»
Леонид Сойфертис (1911-1996) прошел цельный, интенсивный и последовательный в своем профессиональном совершенствовании путь. Перебравшись в 1930 году в российскую столицу из Харькова, он еще до войны зарекомендовал себя как талантливый художник газет и журналов, неутомимо оживлявший своими рисунками такие популярные издания, как «Комсомольская правда», «Прожектор», «Огонек», «Смена» и «Крокодил».
Удивительно «живые» работы значительно превосходили формат «агитки на злобу дня»!
В годы Великой Отечественной войны Леонид Сойфертис — сотрудник фронтовой газеты, участник обороны Одессы и Севастополя.
В своем творчестве Леонид Сойфертис оказывается приверженцем как бы сформулированного им самим строгого графического кодекса, который, по верному замечанию одного из критиков, «определяется пластической достоверностью жеста, образа, а не литературной интригой».
Упорно отстаивая принципы человечности, которой порой так не хватает современному искусству, Сойфертис выглядит подлинным аристократом графического мастерства, настоящим убежденным рыцарем своей профессии.
Улыбка и тонкая ирония не только определяет пластические и сюжетные нюансы произведений Сойфертиса, но и отражает саму эволюцию его творчества, отличаясь большей карикатурной остротой в 1930-е годы, становясь тоньше и лиричнее в сериях военной графики, претерпевая некую романтизацию повседневности в работах 1950-х-1970-х годов.
«…Хотя „Крокодил“ собрал очень мощных и разнообразных художников, там всякое встречается — есть и комиксы, есть некарикатурные рисунки, есть великолепная графика и, наконец, есть просто гениальные зарисовки жизни. При всем вранье и пропаганде, журнал очень точно отражал свое время. То есть почти всю советскую жизнь. Это — довольно жуткая, хотя местами и смешная летопись» — так охарактеризовала «Крокодил» Светлана Дорошева, художник-иллюстратор, принимавшая участие в подготовке проекта «История глазами Крокодила. ХХ век». Говорит Светлана и о художниках, создававших работы…
Способность Леонида Сойфертиса постоянно внутренне улыбаться всему происходящему наделяет его графические композиции такой свободой и непосредственностью воплощения, которые воспринимаются завидной визитной карточкой искусства этого московского художника.
На фоне насыщенного и динамичного развития отечественного графического искусства в ХХ веке творчество Леонида Сойфертиса уже давно вызывает заслуженный интерес.
Вот что писал о Леониде Сойфертисе в своих «Литературных портретах» его современник, писатель Валентин Катаев:
«Народ знает и любит Сойфертиса.
Прежде всего, он очень оригинален.
Его индивидуальность неповторима.
Сойфертиса всегда можно узнать среди десятков других мастеров. Тонкая, гармоничная линия.
Скупость, лаконичность и много воздуха.
Простая, как бы эскизная и вместе с тем очень законченная композиция.
Острый карандаш.
Перо.
Легкая акварель.
Излюбленная форма художника — жанровые зарисовки.
Сойфертис никогда не расстается с блокнотом.
Он рисует всегда и везде».
Сойфертис рисовал много и увлеченно.
Большинство его миниатюр печаталось в "Крокодиле", интересно, что Сойфертис был одним из немногих (а, быть может, и единственным сотрудником редакции), кому разрешалось приносить свои работы без подписи.
Юмористические комментарии к ним придумывали уже в редакции, хотя, справедливости ради, стоит признать, что сами по себе эти зарисовки выглядят куда более многозначно.
Например к миниатюре в овощном магазине была придумана такая подпись:
"Как видите, и среди высшего сорта удалось найти хорошее яблоко". А для уборщиц, моющих полы, подошла такая реплика:
"Наверное, это докладчик. Вот уже все по домам разошлись, а он все говорит и говорит…".
Оценили 7 человек
9 кармы