• РЕГИСТРАЦИЯ

Введение в патафизику: Михаил Булгаков

9 853

Кроме того, что, по утверждению Альфреда Жарри, «патафизика есть наука», она еще и готовый метод исследования, приложимый практически к любому творчеству, в том числе и таких далёких от авангарда писателей, как Михаил Булгаков. 

Чуть ли не самое лакомое предложение на рынке патафизических идей – это время. Патафизика раз и навсегда избавляет нас от его нехватки, проблемы конечности индивидуального времени и всех неудобств, связанных с бренностью бытия. 

Задачи патафизики Жарри определил достаточно ёмко: «Она изучит законы, управляющие исключениями, и объяснит тот мир, что дополняет этот». 

То есть приобщение к патафизике равно впадению в нирвану. И когда Осип Мандельштам восклицает: «Нет, никогда ничей я не был современник», он утверждает, что является современником всего сущего. 

Другой постулат патафизики, о потенциальной принадлежности к ней всех когда-либо живших или готовящихся жить, разрешает рассматривать в её терминологии без исключения всех разумных и неразумных существ.
Не столь важно, жили ли они до Жарри, одновременно с ним или после, все они населяют океан патафизики.
Поэтому, каким бы произвольным не казался выбор очередного героя для наших заметок, все они соответствуют патафизической науке. 

Михаил Афанасьевич Булгаков © Artifex.ru

Михаил Булгаков... Он просто напрашивается в список потенциальных патафизиков. 
Взять хотя бы «изображаемую смерть».
Это очень по-булгаковски.
Нигде не хочет умирать Мольер.
Берлиоз, которому отрезала голову комсомолка, оживает на великом балу у сатаны.
Мнимой оказывается смерть Мастера и Маргариты, и даже Полиграф Полиграфович Шариков является в полуживотном состоянии изумленному взору милиции и Швондера. 

Особое нахальство демонстрирует Кот Бегемот, жульнически умирающий после показательного расстрела на люстре и столь же жульнически воскресающий.
Собственно говоря, все персонажи Булгакова уже живут в «том мире», на который, как мы заметили, законы этого мира не распространяются. Их время – классическая патафизическая спираль, бесконечный возврат.
Поэтому так привольно чувствует себя Чичиков в нэпманской Москве - он из неё никуда и не уезжал. 

Да и другие литературные типы должны были бы свободно существовать в булгаковском пространстве.
Тот же «маленький человек».
Булгаков вообще воспринимал творческий процесс как непрерывный. Лучшей рецензией о себе считал статью о Гофмане, где запросто подставлял на место имени немецкого романтика собственную фамилию.
А уж тема «Гоголь и Булгаков» давно стала общим местом всего булгаковедения. 

Волчок Норштейна © Artifex.ru

Но с «маленьким человеком» вышла промашка.
Герои Михаила Афанасьевича очень неохотно соответствуют этому каноническому типу, вернее, даже не пытаются этого делать. Положение обязывает, и в «маленькие люди» зачисляют по принципу неопределенности.
К примеру, того же Короткова из «Дьяволиады», забывая его восклицание:
«Может быть, я Гогенцоллерн» и нежный ответ лица при исполнении: «Ножку не ушибите, товарищ уполномоченный». 

И всё же вряд ли Булгаков с его высокой приверженностью к традиции мог совсем обойти чуть ли не самый обаятельный и уж точно самый беззащитный тип классической русской литературы.
Другое дело, что революция полностью поменяла ориентиры.
«Кто был ничем», тот стал всем.
И оружейник Просперо, по наблюдению Аркадия Белинкова, пересел в кабинет и стал очередным толстяком.
Но это революция, а Булгаков всегда был сторонником «великой эволюции».
Тем интересней, какие метаморфозы мог претерпеть у него канон. 

«Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами»… 

«А» он выучил в «Главрыбе» на углу Моховой, а потом уже «б» (подбегать ему было удобнее с хвоста слова «рыба»)… 

«…так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву»… 

«Если в окнах висели несвежие окорока, ветчины и лежали мандарины – гау-гау… га… строномия. Если темнели бутылки с плохой жидкостью… Ве-и – ви, нэ-а – вина». 

Легко заметить, что начинает у нас Акакий Акакиевич Башмачкин, а продолжает эрудированный пёс Шарик из «Собачьего сердца».
Ух, много бы он отдал, чтобы вырваться из злосчастного круга классической традиции («все мы вышли из гоголевской «Шинели»). 

Сходство Шарика и Башмачкина чрезвычайно.
Собаку мы встречаем в драматический момент её жизни – безжалостно ошпаренной кипятком из распахнутой двери трактира.
И это своё злосчастье она получила в наследство от Акакия Акакиевича, который «имел особенное искусство, ходя по улице, поспевать под окно именно в то самое время, когда из него выбрасывали всякую дрянь»

Акакий Акакиевич Башмачкин Норштейна © Artifex.ru

И враг у них общий – тот самый «не кто другой, как наш северный мороз». Вот он завывает, поёт любимые буквы:
«У-у-у-у-у-у-гу-гу-гугу-уу!», но никакой радости, поскольку «под шерсть проело», «именно на спине и плечах», «и защиты, стало быть, для левого бока нет никакой», «как-то особенно сильно стало проникать в спину и плечо», так что «очень легко получить воспаление легких».

Можно и дальше продолжать играть в центон, но и так очевидно, что Шарик просто до неприличного похож на Акакия Акакиевича Башмачкина.
Того и гляди бросится срывать шинели с зазевавшихся прохожих.
Вот она – реализованная метафора «собачьей жизни» маленького человека. 

Кино | Владимир Бортко | Собачье сердце. Кадр из фильма © Artifex.ru

Но, наделяя пса человеческими чертами, Булгаков однозначно намекает, что только «собачья жизнь» сохраняет право «маленького человека» оставаться человеком.
Иначе он, как Башмачкин, превратится в ночной кошмар, а Полиграф Шариков и вовсе лишится всего человеческого. 

Да и стал ли Шариков человеком? 
«То есть он говорил? – спросил Филипп Филиппович, - это ещё не значит быть человеком!»

Хоть и делает Шариков реверанс в сторону Акакия Акакиевича, заготавливая материал для его новой шинели («– Что же вы делаете с этими… с убитыми котами? – На польты пойдут, - ответил Шариков»), вряд ли можно счесть это актом милосердия. 

Операция и революция – синонимы. «Наука еще не знает способа обращать зверей в людей», - утверждает профессор Преображенский, а любое насильственное изменение природы, в лучшем случае, приводит к разрухе в головах. 

Шарика можно спасти, проведя еще одну контр операцию. Можно ли спасти общество? Вероятно, но лишь тем же оперативным путём. 

Булгаков – контрреволюционный писатель, и нигде это не высказывается так же недвусмысленно и прямо, как в «Собачьем сердце». Наука революции не знает способа обращения зверей в людей. 

Шарик – главный «маленький человек» в творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. Он проповедует истину: если ты хочешь сохранить свою человечность, не позволяй изменять свою сущность. Поэтому последняя мысль, посетившая его на страницах повести, гласит: «Так свезло мне, так свезло, - думал он, задрёмывая, - просто неописуемо свезло». 

Его время было насильственно прервано, по спирали оно вернулось в исходную точку. Шарик живёт в патафизическом пространстве-времени – оно безначально и бесконечно (в том же хронотопе будет существовать и собака по имени Каренин из романа Милана Кундеры «Невыносимая лёгкость бытия»). Как и Башмачкин, он переживает «видимую» смерть, сохраняя бессмертие в границах литературного типа. 

А Булгаков показывает нам, что даже классическая литературная традиция мирно сосуществует с неэвклидовым патафизическим пространством. 

Автор статьи Владимир Александров

,,,

жирное многоточие

    Невоенный анализ-74. Логика и математика. 17 ноября 2024

    Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

    Картинки для субботы

    Ну  што?  Пришла  пора  глянуть  "немножка картинкофф"?                              ...

    Что показал в Китае своим виртуозным полетом Су-57
    • pretty
    • Сегодня 15:08
    • В топе

    Человек в лампасахСоздать двигатель такого уровня на планете могут меньше государств, чем у вас пальцев на одной руке. Это сложнее, чем постройка ракеты, способной вывести на орбиту гроздь ядерных бое...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Видео с канала Э. Запашного

      "Предлагаю это видео для короткой перезагрузки! Поверьте,его стоит увидеть!"...
      117
      Елейная ЖиГраСкуФо
      13 ноября 15:52

      «Каждый цвет живёт своей таинственной жизнью». Василий Кандинский

      Василий Кандинский родился в 1866 году в Москве. Его отец, коммерсант Василий Сильвестрович, был представителем старинного кяхтинского рода. Семья была достаточно обеспеченной и часто путешествовала.Гимназические годы Василий провёл в Одессе. Тогда же проявился талант будущего художника — он начал заниматься рисованием. Кандинский вспоминал: «Ясно помню...
      124
      Елейная ЖиГраСкуФо
      13 ноября 15:15

      Василий Кандинский. Беспредметное искусство

      1936 год. Художник Александр Бенуа пишет о выставке Кандинского:«Появление в Париже художника, чуть ли не раньше всех прочих открывшего целую новую область искусства абстрактного может быть сочтено как сенсация. Такими же были все выступления Кандинского в Германии, где он закрепил себе широкую известность как живописными, так и графическими работами. К...
      151
      Елейная Музыка всё...
      11 ноября 22:32

      Утро туманное - И. С. Тургенев

      /?r=plwd Утро туманное, утро седое,Нивы печальные, снегом покрытые,Нехотя вспомнишь и время былое,Вспомнишь и лица, давно позабытые.Вспомнишь обильные страстные речи,Взгляды, так жадно, так робко ловимые,Первые встречи, последние встречи,Тихого голоса звуки любимые.Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,Многое вспомнишь ро...
      277
      Елейная ЖиГраСкуФо
      11 ноября 21:31

      Возрождение. Философия, живопись, мировоззрение

      Под эпохой Возрождения понимают период, начавшийся примерно в XIV веке и завершившейся в конце XVI, традиционно ассоциирующийся прежде всего с итальянским регионом. Идеи и образы Ренессанса во многом определили эстетические идеалы современного человека, его чувство гармонии, меры и ощущение прекрасного. Термин rinascita (возрождение) вводит в обиход Джор...
      237
      Елейная ЖиГраСкуФо
      11 ноября 19:46

      Северное Возрождение

      Ренессанс стал важнейшей культурной вехой развития европейской цивилизации. В конце XV — начале XVI века Италия, подарившая миру Леонардо, Микеланджело и Рафаэля, распространила свое влияние практически на всю Европу. Так, практически на столетие позднее, зародилось Северное Возрождение, соединившее в себе торжествующий гуманизм и гиперборейскую строгость. ...
      89

      Сигэру Умэбаяси - Любовное настроение

      *** *** ...
      151
      Елейная Hijo de la chingada!
      11 ноября 15:28

      100янов - В ресторане (Юрий Стоянов, Дмитрий Певцов)

      *** ...
      208
      Елейная Православие
      9 ноября 23:46

      Достоверность чуда. Почему мы верим в Воскресение Христа

      Те из нас, кто застал эпоху государственного атеизма, вероятно, помнят официальную версию того времени — так называемую мифологическую теорию, которую в «Мастере и Маргарите» Берлиоз разъясняет поэту Бездомному:«Берлиоз же хотел доказать поэту, что главное не в том, каков был Иисус — плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе н...
      233

      Иоганн Пахельбель (1653-1706) Канон ре мажор

      Иоганн Пахельбель — один из значимых композиторов XVII века, неоценимо много сделавший для музыки барокко. А еще он учил музыке маленького Иоганна Себастьяна Баха. Но большинство знает мастера по Канону в ре-мажор. Считается, что по этому яркому произведению невозможно составить представление о творчестве Пахельбеля, но когда от соверше...
      728
      Елейная Православие
      9 ноября 21:13

      Кто «придумал» Церковь и как жили первые христиане

      ХРАМ ГРОБА ГОСПОДНЯ.Какой была христианская Церковь в самом начале? Как совершались первые литургии? О чем апостолы говорили в своей проповеди иудеям и язычникам? С какими трудностями столкнулись апостолы и первые христианские общины? Христос вознесся на небо — получается, Он оставил учеников в  одиночестве? На сороковой день после Воскресения Х...
      1951
      Елейная Православие
      9 ноября 19:50

      День памяти великомученицы Параскевы, нареченной Пятница 10 ноября

      Великомученица Параскева Пятница (Фото: pravoslavie.ru Святая Параскева была дочерью иконийских христиан, которые особо чтили день страданий Господа нашего Иисуса Христа — пятницу. Потому, когда Бог, в этот же день, даровал им дочь, они назвали ее также Пятницею (Параскевою — по-гречески).В последствии оказалось, что Параскева, сохраняя память о страд...
      281
      Елейная Православие
      9 ноября 19:28

      День преподобного Нестора Летописца 9 ноября

      Нестор Летописец. Миниатюра из Радзивиловской летописи, конец XV века Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах 11 века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит...
      190

      Зарок на Параскеву 9 ноября

      В этот день было принято давать обеты (Фото: macino, по лицензии Shutterstock.com) Дата по старому стилю: 27 октября.9 ноября — канун дня святой Параскевы, христианской великомученицы, жившей в 3 веке в Малой Азии. Как гласит предание, Параскева родилась в семье богатого сенатора, но уже в юности решила вести аскетическую жизнь. Когда император Диокле...
      320
      Елейная Православие
      7 ноября 23:20

      7 ноября 680 г., 1344 года назад, в Константинополе открылся VI Вселенский собор

      Шестой Вселенский Собор (Миниатюра 45 из Хроники Константина Манассии, 14 век, ) В Константинополе 7 ноября 680 года открылся VI Вселенский собор (также – Третий Константинопольский собор), созванный византийским императором Константином IV Погонатом, чтобы дать оценку учению монофелитов.Школа эта пыталась примирить ортодоксальное христианство с теори...
      316

      Дедовские плачи 7 ноября

      Вспоминали умерших родственников и друзей, накрывали обильный стол... (Фото: Andrii Muzyka, по лицензии Shutterstock.com) Дата по старому стилю: 25 октября.В этот осенний день вся природа плачет — дождем или снегом. И люди стали плакать вместе с ней — устраивать ритуальные плачи, получившие название дедовских, вспоминать умерших родственников и друзей...
      243

      День Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября

      Ежегодно 7 ноября в России отмечается памятная дата — День Октябрьской революции 1917 года.Формально этот праздник, в качестве памятной даты, был учрежден в 2005 году, когда были внесены изменения в Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России». Но на самом деле он имеет давнюю историю и знаком любому человеку, родившемуся и воспитанн...
      106
      Елейная ЖиГраСкуФо
      5 ноября 19:53

      Странные фарфоровые скульптуры, вдохновлённые природой. Кейт Макдауэлл. Анатомия, рисунки, естественные науки, скульптура, странно

      В своих изящных фарфоровых скульптурах художница-концептуалист Кейт Макдауэлл выражает свою интерпретацию столкновения между миром природы и современным воздействием индустриального общества на окружающую среду. Полученные в результате работы могут быть одновременно забавными и тревожными, поскольку анатомические формы людей и животных необъяснимым обра...
      165
      Елейная ЖиГраСкуФо
      5 ноября 16:47

      Рай на земле может создать только художник на своих картинах / АНРИ МАТИСС /

       Анри Матисс, Натюрморт. Раковина на черном мраморе, 1940 Пушкинский музей. Картины слева направо: «Уголок мастерской», 1912; «Мастерская художника (розовая мастерская)», 1911; «Настурции. Панно Танец», 1912 Как Анри Матисс стал художником, а не адвокатомКак многим детям из обеспеченных семей, Анри Матиссу была уготована судьба д...
      139
      Елейная ЖиГраСкуФо
      4 ноября 20:19

      Казимир Малевич — Скачет красная конница

      «Скачет красная конница...» • Жанровая сцена • Абстракционизм • Масло • Холст • 1932 • 140×91 • Русский музей • Санкт-ПетербургОписание картины «Скачет красная конница»По кромке бескрайней пустоши, под равнодушным бездонным небом протянулась багровая нить. Кровавым меридианом, хищными языками пока еще далеких пожарищ пляшет по горизонту Красная Сме...
      186
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика