• РЕГИСТРАЦИЯ

Абсент — гений для бездарностей, но смерть для истинного гения

8 1164

Абсент, несомненно, можно назвать профессиональным напитком интеллектуалов, художников и поэтов. В XIX веке считалось, что абсент — гений для бездарностей, но смерть для истинного гения.
В 80-е годы XIX века одно слово «абсент» наводило панику на многих добропорядочных европейцев, ведь этот напиток в их сознании прочно ассоциировался с безумием.
Во Франции абсент называли «безумием в бутылке», а фраза «Абсент сводит с ума» стала самым популярным слоганом антиалкогольных кампаний.
Когда и где появился абсент?
Почему этот напиток был запрещен во Франции и Швейцарии? «Зеленая фея» или «Зеленая ведьма»? 

Считается, что абсент появился в конце XVIII века, а изобрел его доктор Пьер Ординер, проживавший в швейцарской деревне Куве.
По преданию, здесь он нашел дикую полынь и создал свой особый напиток, который быстро завоевал популярность в округе.
Доктор Ординер умер в 1821 году — к этому времени за абсентом уже прочно закрепилось название «Зеленая фея» и слава тонизирующего напитка.
Другие источники считают, что сестры Энрио, проживавшие в той же швейцарской деревне, уже делали абсент до приезда доктора Ординера и что именно они продали рецепт этого напитка некому майору Дюбье. 

Как бы то ни было, когда майор Дюбье попробовал абсент, он обнаружил, что этот напиток лечит несварение желудка, улучшает аппетит, помогает при жаре и ознобе.
Дюбье так впечатлился, что купил рецепт и тоже стал производить абсент.
В 1797 году дочь майора вышла замуж за Анри-Луи Перно, тогда и началась династия Перно, давшая название одноименной марке абсента. 

Фабрика «Перно» была настоящим образцом эффективности и гигиены.
К 1896 году она производила уже 125 000 литров абсента в день!
Всё шло как по маслу, пока 11 августа 1901 года в фабрику не ударила молния.
На территории было так много алкоголя, что на тушение пожара потребовалось несколько дней.
Возможно, пожар был бы страшнее, если бы один из рабочих не догадался выпустить огромные резервуары абсента в протекавшую неподалеку реку.
После этого ее воды приобрели желто-зеленый цвет, а исходивший из нее запах алкогольных паров напоминал дыхание пьяницы и слышался на целые мили. 

Питье абсента было одной из характерных черт парижской жизни во время правления Наполеона III (1852-1870) — это был респектабельный буржуазный обычай.
Время между пятью и семью часами вечера называлось «зеленым часом», а запах абсента носился в воздухе над парижскими бульварами. Считалось, что абсент улучшает аппетит перед ужином, а строгий промежуток времени, отводившийся для его питья, до некоторой степени защищал людей от злоупотреблений. 

Учитывая крепость абсента (самая уважаемая марка «Перно» содержала 60% алкоголя), принято было выпивать не более одной порции.
Можно было выпить абсент перед ужином или даже перед обедом, но, если кто-то отваживался пить его всю ночь, это вызывало презрительную реакцию официантов.
Риск злоупотреблений абсентом увеличивался по мере того, как люди стали приобретать вкус к напитку.
Более респектабельные любители абсента, которым стыдно было много пить на людях, вскоре стали переходить из одного кафе в другое. 

Алкоголики достаточно быстро оценили абсент, и вскоре напиток начал привлекать более широкий круг потребителей: представителей богемы, женщин и рабочий класс.
В романе Эмиля Золя «Западня» мы находим упоминание о плотнике, который «разделся донага на улице Сен-Мартен и умер, танцуя польку. Он пил абсент». 

Обычаи менялись, теперь и женщины могли пить абсент в кафе, причем многие из абсентисток не разбавляли напиток водой, что объясняли нежеланием употреблять слишком много жидкости, потому что носят корсет.
Появляется всё больше плакатов, на которых эмансипированные женщины пьют абсент и даже курят. 

Картины того же периода чаще рассказывают совсем другую историю — историю об изможденных женщинах, невидящим взглядом смотрящих в пустоту поверх стакана. 

Иллюстрация: «Абсентистка», Фелисьен Ропс.

Очень сильное влечение почти сразу возникло между абсентом, как самым мощным интеллектуальным напитком, и парижской богемой. Особое место абсент занимает в истории французской живописи. 

Иллюстрация: Эдуард Мане, «Бар в «Фоли-Бержер»». 

О художнике Анри де Тулуз-Лотреке иногда говорят, что его картины целиком писаны абсентом.
О горьком пьянстве Тулуз-Лотрека известно многое: его любимым коктейлем была смесь, называвшаяся «Землетрясение», — смертельное сочетание бренди и абсента.
«Нужно пить помалу, но часто», — говорил художник и для поддержания такого режима всегда брал с собой трость, в которой хранились полулитровый запас абсента и небольшая рюмка. 

Иллюстрация: Анри де Тулуз-Лотрек, «В кафе «Ла Ми»». 

«Уверяю вас, мадам, я могу пить без риска. Я и так почти на полу», — однажды сказал Анри де Тулуз-Лотрек, намекая на свой слишком маленький рост (немногим больше 150 см).
К сожалению, беспробудное пьянство и жизнь впроголодь причинили художнику много вреда, он стал пьянеть от очень маленькой дозы, как это обычно бывает на последней стадии алкоголизма.
В дополнение ко всему у Тулуз-Лотрека началась паранойя. 

Тулуз-Лотрек видел страшных чудовищ, ему даже казалось, что размещавшийся во дворе «Мулен Руж» слон стал ходить за ним по пятам.
А 1 марта 1899 года один из друзей художника получил письмо с печальными парижскими новостями: «Тебе будет грустно узнать, что Тулуз-Лотрека вчера посадили в сумасшедший дом».

На фото: слон, располагавшийся во дворе знаменитого парижского кабаре «Мулен Руж» вплоть до 1906 года. 

О том, что произошло с Тулуз-Лотреком, рассказывали разное.
Кто-то утверждал, что на улице у художника случилась мания преследования, кто-то — что его изловили санитары и поместили в психиатрическую лечебницу по просьбе матери.
Как бы то ни было, после выписки из больницы Тулуз-Лотрек снова начал пить, поначалу сдержанно, вновь прибегая к «абсентовой трости», а потом всё больше и больше. 

Иллюстрация: Анри де Тулуз-Лотрек, «В «Мулен Руж»». 

А в 1887 году Анри де Тулуз-Лотрек нарисовал портрет Винсента Ван Гога, на столе перед которым стоит стакан абсента.
Говорят, что именно Тулуз-Лотрек пристрастил Ван Гога к этому напитку. 

В том же 1887 году Винсент Ван Гог создал натюрморт, на котором изображены стакан абсента и графин с водой.
Психиатрический опыт, который пришлось пережить художнику, неоднократно заставлял исследователей творчества Ван Гога выходить в чисто клиническую сферу.
Некоторые комментаторы прямо связывали все болезни художника с тем, что он злоупотреблял абсентом. 

В 1859 году Эдуард Мане написал свое первое крупное полотно, которое назвал «Любитель абсента».
этой работы весьма неловко началась его карьера художника. Натурщиком выступил его знакомый старьевщик и алкоголик, которого нередко можно было встретить в районе Лувра.
Художник разглядел в этом человеке какое-то странное достоинство, даже аристократизм.
Закончив работу над картиной, Мане показал ее своему учителю, который отреагировал резко негативно:
«Любитель абсента! Зачем рисовать такие мерзости? Мой бедный друг, это вы — любитель абсента. Это вы утратили нравственность».
В дальнейшем картина продолжила производить неприятное впечатление почти на всех, кто ее видел. 

Эдуард Мане Любитель абсента 1859

Известную картину Эдгара Дега «Абсент», сначала называвшуюся «В кафе» (1876), публика приняла еще хуже, чем полотно Мане. 
«Человек, которому дороги достоинство и красота, никогда не назовет «Абсент» произведением искусства», — писал критик. 
Кто-то даже предположил, что на этой картине изображен поэт Поль Верлен, который был известен тем, что вел ужасную жизнь, насквозь пропитанную абсентом. 

«Абсент» Эдгара Дега 1876

Поль Верлен пристрастился к выпивке очень рано, а последовавшие друг за другом смерти отца, любимой тети и кузины только усилили его пьянство: 
«Я набросился на абсент», — писал он.
Через некоторое время Верлен женился и как будто бы образумился, но семейное счастье очень скоро разрушила катастрофа: Верлен встретил юного поэта Артюра Рембо и до одержимости пленился им, а когда Рембо порвал с Верленом, тот выстрелил в него три раза, ранив бывшего любовника в запястье. 

На фото: Верлен слева, Рембо — справа. 

С той поры Поль Верлен оставил всякую надежду на приличную жизнь. Его даже посадили в тюрьму на месяц за то, что он угрожал ножом своей матери, хотя мать и требовала его оправдать.
После этого случая Верлен окончательно погрузился в жизнь кафе, превратившись в главную знаменитость Латинского квартала, но его поэтическая репутация была настолько сильна, что даже полицейским было приказано не беспокоить Верлена, что бы тот ни делал. 

В «Исповеди», написанной в 1895 году, Верлен раскаивается в своей зависимости от абсента: 
«Абсент! Как страшно думать о тех днях и о более недавнем времени… Один глоток отвратительной ведьмы (какой дурак назвал ее феей или зеленой музой!), один глоток пленял меня, но затем мое пьянство привело к более тяжелым последствиям». 

На фото: Поль Верден в интерьере парижского кафе. 

В августе 1905 года швейцарские газеты написали о страшной трагедии: тридцатилетний крестьянин Жан Ланфре, выпив два стакана абсента, выстрелил в голову своей беременной жене, а затем убил дочерей (четырехлетнюю Роз и двухлетнюю Бланш).
Ланфре тоже попытался застрелиться, но остался жив.
Пошатываясь, он вышел во двор, где и заснул, сжимая в руках мертвое тело младшей дочери.
Общественная реакция на эту трагедию была необычайно бурной, причем возмущение вызывало вовсе не то, что Ланфре был непроходимым пьяницей, который каждый день выпивал до пяти литров вина.
Люди были уверены — в случившемся виноват абсент. 

Иллюстрация: «Абсент — это смерть». 

Через несколько недель после трагедии жители окрестных городов и деревень подали петицию, в которой 82 450 человек требовали запретить абсент в Швейцарии, что и было сделано уже в 1906 году.
Во Франции абсент запретили в 1915 году, когда задумались над национальными проблемами алкоголизма и неготовностью армии к Первой мировой войне.
Кстати, последним значительным появлением абсента в искусстве, перед самым его запретом, стала кубистская скульптура Пабло Пикассо «Стакан абсента» (1914). 

Кубистская скульптура Пабло Пикассо «Стакан абсента» (1914). 

После запрета абсент еще некоторое время сохранялся в Испании, Восточной Европе и на Кубе.
С самой большой ностальгией о достоинствах этого напитка писал Эрнест Хемингуэй, который на тот момент жил во Флориде и продолжал пить абсент уже после французского запрета, получая его с Кубы.
В романе Хемингуэя «По ком звонит колокол» одно из немногих утешений его главного героя — это абсент, возвращавший воспоминания о прекрасной и беззаботной парижской жизни, которой этот американский партизан оказался лишен. 

«Одна такая кружка заменяла все вечерние газеты, все вечера в парижских кафе, все каштаны, которые, наверное, уже цветут… словом, всё то, что возвращалось к нему, когда он потягивал это мутноватое, горькое, леденящее язык, согревающее мозг и желудок, изменяющее взгляды на жизнь колдовское зелье».
И еще: 
«Лучше абсента нет ничего», — пишет Эрнест Хемингуэй в романе «По ком звонит колокол». 

Иллюстрация: Жан Беро, «В кафе». 

Абсент возродился относительно недавно — в 1990 году, когда его производство возобновилось в Чехии и напиток снова запустили на международные рынки под маркой Hill’s. 

Французам и швейцарцам не слишком понравилось то, что где-то возродился хоть какой-то абсент: 
«Это отвратительная иностранная дрянь. 
Если бы Бодлеру и Рембо предложили это чешское пойло, они бы перевернулись в своих гробах». 

Одним из самых ярых противников чешского абсента во Франции стала Мари-Клод Делаэ, главный французский эксперт по абсенту, которая в 1994 году открыла музей этого напитка в Овер-сюр-Уаз — местечке, где похоронен Винсент Ван Гог.
В 2000 году при содействии Мари-Клод Делаэ была запущена новая марка абсента французского типа — La Fée («Фея»). 

Вдохновляясь историями знаменитых абсентистов, современные художники и по сей день создают работы, посвященные абсенту. 

Иллюстрация: Елена Хотулева, «Абсент». 

Возродившаяся «Зеленая фея» вновь вызывает жажду и будоражит воображение, как будто бы пробудив культурную память о таинственном, мучительном и таком важном напитке декадентского fin-de-siècle (конца XIX — начала XX века). 

Материал подготовлен при поддержке Центра пропаганды и развития творчества людей, страдающих психическими расстройствами, Дарьи Евсеевой. 


жирное многоточие

    Урановая смерть Украины. Радиационное облако накрыло Одессу после взрыва

    Вслед за ночным «визитом» российских баллистических ракет в порты Одессы и Ильичевска днем были атакованы украинские военные объекты в Кривом Роге и Николаеве. И это не считая «мелких брызг» в виде уд...

    Есть новый рекорд! Америка бьётся в падучей
    • pretty
    • Вчера 07:02
    • В топе

    ГРИГОРИЙ  ЛЕВИНУтренний чай с пряниками – это отличный повод поговорить о Штатах.Ну, кто ещё не осознал, что в Америке дела идут всё хуже и хуже? Кто ещё не видит, что американская экономика слив...

    Кажется Дмитрия Анатольевича услышали...

    Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Внимательно следим за мировой прессой. За прошедшие три года все самые классные цитаты Медведева НИ РАЗУ не публиковали западные издания. Хотя т...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Елейная Hijo de la chingada!
      10 октября 15:55

      Коты-иxтиандры

      https://t.me/savanichi/48180...
      136
      Елейная ЖиГраСкуФо
      9 октября 12:23

      Знаменитая актриса и неизвестный скульптор. Сара Бернар.

      Исключительный актерский талант принес Саре Бернар титул «Божественной Сары». Однако звезда «Комеди Франсез» добилась успеха еще в одной творческой профессии, редкой для женщины XIX века — она была скульптором.Мраморный рельеф «Офелия», представленный среди топ-лотов аукциона эротического искусства Sotheby’s в феврале 2017 года (еще один экземпляр был представлен...
      458
      Елейная ЖиГраСкуФо
      9 октября 11:14

      Франц Марк — художник, видевший мир глазами животных

      Франц Марк (08.02.1880— 04.03.1916) был известным немецким художником-экспрессионистом начала XX века, одним из основателей художественной группы «Синий всадник». Творчество Франца Марка всю жизнь было предано животным, которых он считал высшими существами. Его картины удивляют необычными анималистическими образами, которые мастер использовал для глубоких философских ...
      229
      Елейная ЖиГраСкуФо
      6 октября 18:28

      Мастера современного искусства. Тимоти Барр (1957 - …).

      Тимоти Барр( Timothy Barr) — современный американский художник, достойный продолжатель традиций Мастеров знаменитой Барбизонской школы. «В своих работах я стремлюсь к ритму, чтобы зритель мог слышать красоту природы, как музыку(Тимоти Барр)Он с раннего детства мечтал стать профессиональным художником. Мечтают многие, но далеко не у всех получается воплотить свою ...
      248
      Елейная ЖиГраСкуФо
      6 октября 16:34

      «Умение вызвать эмоцию зависит только от внутренних качеств художника» - Андре Балион

      Андре Балион — современный голландский художник, анималист, достойный продолжатель традиций великих голландских мастеров.Живописи учился начиная с раннего детства под руководством местных мастеров.Очень любит писать голландскую сельскую местность и её природу, а также любит, и главное, умеет писать животных.Его работы демонстрировались на крупнейших художественных фор...
      157
      Елейная ЖиГраСкуФо
      6 октября 15:26

      Варичев Иван Михайлович (1924-2016). «Пейзаж – моя жизнь, моя любовь...»

      Иван Михайлович Варичев — замечательный советский и российский живописец, мастер пейзажа, народный художник России, один из лучших представителей Ленинградской школы живописи.Его педагогами в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина были Иван Степашкин и Виталий Вальцев, а институт он закончил по мастерской самого Юрия Михайловича Неприн...
      134
      Елейная ЖиГраСкуФо
      5 октября 21:11

      Академия Жюлиана и её знаменитые ученицы

      Высокий уровень обучения, космополитизм и отсутствие сексизма – краеугольные камни успеха парижской художественной Академии Родольфа Жюлиана. Французский художник и педагог, воспитавший именитых мастеров живописи, создал свое учебное заведение вопреки всем устоявшимся канонам педагогической и художественной практики своего времени. Рассказываем о замечательном уч...
      978
      Елейная ЖиГраСкуФо
      5 октября 17:26

      Какое послание зашифровал в своём гениальном полотне «Триумф смерти» Питер Брейгель Старший

      Он писал масштабные мифологические и библейские сюжеты, а прославился своими картинами, где изображал обычных крестьян и сельские пейзажи. Можно попробовать представить такой сюжет: армия скелетов совершает насилие над живыми, грабя их, повсюду сея смерть и страх. Похоже на дешёвый фильм ужасов? Нет! Гениальное полотно Питера Брейгеля Старшего «Триумф с...
      1163

      Хотя бы не рабы: почему мы не можем поднять престиж учительства

      Фото © АГН «Москва» / Владимир Новиков, пресс-служба мэра и Правительства Москвы Игорь Караулов, 05 октября 2024, 12:00О Дне учителя – обозреватель «Абзаца» Игорь Караулов.В отличие от множества других профессиональных праздников – дней рыбака, металлурга и т. п., День учителя отмечает у нас вся страна, а не только педагоги (которых в России больше дв...
      132

      Буква в законе: поможет ли чтение классики заключённым измениться

      Фото © Петр Ковалев / ТАСС Филипп Фиссен, 04 октября 2024, 19:06О предложении сокращать срок осуждённым за прочитанные ими книги – обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.Партия «Новые люди» так и блещет новизной. Уголовный элемент близок к исправлению и свободе с чистой совестью и культурным багажом.Предложение сокращать тюремные сроки самому читающему к...
      87

      Газа – напротив. Почему не стоит пугаться создания в Чечне палестинской автономии

      Фото © MOHAMMED SABER / EPA / ТАСС Владимир Тихомиров, 04 октября 2024, 14:29О переполошившей Интернет новости – обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.Блогеры, конечно, перепугали весь Интернет. Но палестинская автономия в Чечне – это вовсе не советская автономия по типу некогда существовавшей Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической ...
      519
      Елейная Музыка всё...
      1 октября 16:29

      Расстаёмся навсегда под серым небом октября... Каким мы запомним Вячеслава Добрынина

      .Не стало Вячеслава Добрынина. Для начала – лирическое отступление. Существовала когда-то особая высокоинтеллектуальная британская рок-группа Soft Machine. Очень была популярна в конце шестидесятых – начале семидесятых. Осталась в памяти хиппующей молодёжи тем, что с блеском спела английский алфавит, и прочей заумью. Гастролировала большей частью по кам...
      741

      Пыльные бури на юге России

      Откуда в Ростове пыльные бури? Если коротко, то всё дело в уменьшающемся количестве защитных лесополос в регионе. Ветра из Калмыкии гонят тонны пыли. Республика и сама на грани экологической катастрофы: почвы распахивались под кормовые культуры, и это увеличило зону песков. Так в Калмыкии появилась единственная в Европе антропогенная пустыня — Чёрн...
      150

      Вселенские бабьи именины, Вера-Надежда-Любовь, завтра, 30 сентября

      Большой праздник — Вселенские бабьи именины  Дата по старому стилю: 17 сентября.Православные в этот день отмечают память четырех мучениц — Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Согласно преданию, София была вдовой и воспитывала своих дочерей в христианском благочестии. Узнав об этом, император попытался обратить их в язычество — сначала уговор...
      110
      Елейная Православие
      29 сентября 17:40

      День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, завтра, 30 сентября

      Церковь Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Пскове (Фото: Dance60, по лицензии Shutterstock.com) Ежегодно 30 сентября по новому стилю православные христиане отмечают День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Новгородская икона (XVI век, ГТГ) Во 2 веке, в царствование императора Адриана (11...
      379

      Резное искусство в русской церковной традиции. Часть 4

      Наташа KapriziГость публикации — Светлана Капанадзе, мастер резной иконы. — Светлана, как происходит выбор дерева для иконы, для креста?— У меня два основных материала: иконы - липа, кресты — кипарис. .С липы обычно начинается обучение резьбе. Равномерная по плотности, мягкая и не слишком дорогая липа – то, что...
      112

      Резное искусство в русской церковной традиции. Часть 3

      Наташа KapriziГость  публикации — Светлана Капанадзе, мастер резной иконы. — Светлана, нательные кресты на Руси появились более широко также примерно с 11 века. Но везде в интернете информация о металлических крестах. А про историю резного деревянного не могли бы рассказать?— Про деревянные кресты - тут все просто. Где чаще всего нахо...
      113

      Резное искусство в русской церковной традиции. Часть 2

      Наташа KapriziГость публикации — Светлана Капанадзе, мастер резной иконы. . — Светлана, на Севере и в Сибири встречаются большие скульптурные изображения Иисуса, святых, ангелов. Откуда они взялись, и почему их почти нет в других местах?— Помимо удаленности от центральной духовной и светской власти, её карательных запретов на трехмерное ...
      280

      Резное искусство в русской церковной традиции. Часть 1

      Наташа KapriziГость публикации — Светлана Капанадзе, мастер резной иконы. — Светлана, расскажите, пожалуйста, про икону на рези, про ее историю.— Традиция изготовления резных икон пришла на Русь в XI веке вместе с православием из Византии, где подобные изображения датируются еще первыми веками христианства. На новом месте традиция не ...
      252
      Елейная ЖиГраСкуФо
      27 сентября 21:00

      Живопись Льва Бартенева

      Связать свое творчество с кошками — вот выбор живописца Льва Бартенева. Его котики милые, трогательные, забавные. Дети и взрослые с неподдельным интересом рассматривают эти картинки, ведь эта живопись о дружбе, любви, человеческих взаимоотношениях, горестях и радостях.Его творчество многослойно, можно просто взглянуть и улыбнуться, можно задуматься и пр...
      325
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика