Исключительный актерский талант принес Саре Бернар титул «Божественной Сары». Однако звезда «Комеди Франсез» добилась успеха еще в одной творческой профессии, редкой для женщины XIX века — она была скульптором.
Мраморный рельеф «Офелия», представленный среди топ-лотов аукциона эротического искусства Sotheby’s в феврале 2017 года (еще один экземпляр был представлен в Киеве на выставке «Царство Флоры»), возвращает интерес к французской диве как мастеру пластического искусства.
Работа «Офелия» Сары Бернар, выставленная на продажу аукционным домом Sotheby’s с оценочной стоимостью в 50-70 тысяч фунтов стерлингов, была продана за рекордную для наследия Сары Бернар сумму — 308 тысяч фунтов стерлингов.
В наши дни творчество Сары Бернар-скульптора практически неизвестно, а в конце XIX века ее работы вызывали большой интерес у коллег, публики и критиков.
В 1874—1886 годы Сара Бернар представляла свои работы в Парижском Салоне, принимала участие в выставках в Лондоне, Нью-Йорке, Филадельфии, Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго (1893) и на Всемирной выставке в Париже в (1900). Сохранились сведения о 50-ти произведениях Сары Бернар.
«Это женщина, настоящая женщина со всеми ее метаниями и контрастами!.. Со всеми ее крыльями и когтями! И льстивая, и нежная, и ласковая, и вероломная! И ловкость… и изворотливость ужа! Коварство и самоотверженность!» — драматург Викторьен Сарду.
Эти слова словно описывают «Автопортрет» Сары Бернар в образе Сфинкса. Скульптор обратилась к мифическому персонажу, чтобы с помощью метафоры передать главную особенность своей профессии — умение перевоплощаться как на сцене, так и в жизни.
Актриса, блестяще игравшая на сцене драматические роли, часто выбирала для своих работ сильные темы.
Любовь и Смерть — главные герои ее произведений.
Она создавала бюсты любимых ею людей и сложные скульптурные композиции, раскрывающие трагические сюжеты
Новое призвание Сары Бернар помог
узнать случай.
В конце 1860-х скульптор Ролан Матье-
Менье предложил уже известной
актрисе Саре Бернар вылепить ее бюст.
Она дала согласие и во время сеансов
давала настолько точные и ценные
советы мастеру, что пораженный
скульптор посоветовал модели самой
попробовать себя в ваянии.
Так у двадцатипятилетней актрисы
появилось новое увлечение и она
начала брать уроки у Ролана Матьё-
Менье и Эмилио Франчески.
В 1873 году недовольная работой в «Комеди Франез» она снимает
мастерскую и занимается скульптурой.
«Поскольку я не могу использовать свой интеллект и мою энергию в создании ролей в театре, как мне хотелось, я посвятила себя другому искусству и начала заниматься скульптурой с неистовым энтузиазмом» — Сара Бернар
Мастерская на площади Клиши станет «тихой гаванью» Сары, позволявшей ей укрыться от враждебной атмосферы «Комеди Франсез». Здесь она работает и принимает своих друзей. Современники актрисы усматривали в ее занятии провокацию, нарушение принятых норм. Новая профессия Сары, железная воля и упорство, - качества присущие мужскому характеру, — нарушали общепринятые условности и приписывались тщеславию актрисы, ее желанию заставить публику еще больше восхищаться собой.
В этом предположении есть доля
истины.
Сара специально пригласила в свою
мастерскую профессионального
фотографа, который запечатлел
актрису в ее новом амплуа -скульптора
и художницы.
Сара также занялась рисованием,
однако ее живописное творчество не
вызывало большой интерес у
современников.
«За пределами мастерской — это женщина, очаровательная женщина Сара Бернар.
Но стоит ей переступить порог святилища, где она месит гончарную глину, это уже мужчина с резцом скульптора в руках.
В самом деле, только мужчина может так пренебрегать своим внешним видом, только мужчина может обладать такой энергией и волей, не зная устали.
Взгляните на нее… простите мне мою ошибку, взгляните на него за работой», — писал литератор Пьер Верон.
Через некоторое время актриса
оправилась от своего мрачного
настроения.
В 1879 году труппа «Комеди Франсез»
отправилась на гастроли в Лондон, в
это же время в Лондоне открылась
выставка в галерее Уильяма Рассела на
Пикадилли, на которой
экспонировались пять скульптур
Бернар. Выставку посетили принц и
принцесса Уэльская, Сэр Фредерик
Лейтон, президент Королевской
Академии. Газета «Таймс» написала
благосклонные отзывы о ее работах.
«Офелия» Сары Бернар была впервые представлена публике во время американского турне в 1881 году. Автор подарила свою работу Королевскому Театру в Копенгагене в знак признательности за гостеприимство, оказанное ей во время первого выступления в этом театре летом 1880 года. Позже Сара Бернар создала (из известных на сегодня) еще две версии «Офелии».
Музей Богдана и Варвары Ханенко в Киеве устраивал «премьерный» показ барельефа «Офелия» Сары Бернар на выставке «Царство Флоры» (10 марта — 31 мая 2017 года).
Во второй половине XIX века многие художники и скульпторы обращались к шекспировским произведениям и интерпретировали тему смерти в романтическом свете. К тому времени, как Бернар принялась за свою Офелию, уже были написаны вызвавшая сенсацию «Офелия» Джона Эверетта Милле, работа Эжена Делакруа, скульптура Огюста Прео. Произведение Сары Бернар рассматривают как интересное продолжение разработки трагического образа Офелии, усматривая в нем одержимость смертью, безмятежный переход в другой мир, и в то же время — волнующую чувственность.
Сара Бернар была одержима идеей смерти и обращалась к этой теме с большой изобретательностью
С рождения, не обладая крепким здоровьем, Сара страдала от постоянных болезней, страшной худобы и постоянного кашля, грозившего перейти в туберкулез. Врачи не оставляли ей надежды и из года в год предрекали неминуемую смерть. Сара настолько свыклась с этой мыслью, что убедила свою мать купить ей гроб. Она никогда не расстанется с этим зловещим напоминанием о неизбежном.
Позже маниакальные мысли о смерти заставят Сару обратиться к Меландри сфотографировать ее лежащей в гробу во всем белом, с закрытыми глазами и большим букетом цветов. Этот снимок продавался в виде почтовых открыток во всем мире. Сара продолжала заклинать предсказанную ей судьбу.
В возрасте 18-ти лет от туберкулеза умерла сводная сестра Сары — Реджина. Ухаживания за больной девушкой и мучительная агония сестры подорвали слабое здоровье актрисы и отразилось на ее психическом состоянии. Сара отправилась на лечение в Бретань и услышала там трагическую историю об утонувшем в море мальчике. Вернувшись домой, Сара Бернар создала скульптурную композицию «После бури», вызывающую аллюзию на известное произведение «Пьета».
Позже Сара потеряла вторую сводную
сестру Жанну и ее болезненный интерес
к теме перехода в мир иной
продолжился с новой силой.
Она посещала Парижскую школу
анатомии и морг, а в 1894 году присутствовала на казни анархиста Вайяна.
В своем доме актриса хранила скелет и череп — подарок Виктора Гюго, знавшего о предпочтениях актрисы.
Драма Виктора Гюго «Король забавляется» вдохновила Сару Бернар на создание скульптуры «Шут и Смерть». Главный герой произведения Трибуле — придворный шут французского короля Франциска I. Он стал невольной причиной смерти своей дочери, в скульптурном воплощении герой держит в руках ее череп. Его лик, его маска — смеется. Его сердце — рыдает…
Во всем мире известны многочисленные плакаты Альфонса Мухи, изображающие великую актрису. Рассказывают истории о том, как Сара Бернар поддерживала художника, среди них — немало домыслов и сплетен, но настоящий герой роковой любви Сары Бернар носил другое имя.
…Во время путешествия в Санкт-Петербург Сара познакомилась с дипломатом Жаком Дамалом и влюбилась. Он был младше актрисы на девять лет, хорош собой и умел произвести впечатление на женщин. Современники в нем видели Нового Казанову. Сара и Жак поженились. Супруг оказался зависимым от морфия картежником и неверным мужем. Через несколько месяцев пара развелась, но Сара опекала его до самой смерти в 1889 году.
У знаменитой актрисы всегда были толпы поклонников, и пресса старалась выяснить, кто же занимает сердце красавицы. Сара всегда отвечала, что главный мужчина в ее жизни — сын Морис.
Интересны два бронзовых медальона, изображающие Сару Бернар и художницу Луизу Аббема. Они были подругами и выполнили портреты друг друга, хотя некоторые историки приписывают им любовную связь.
Сара Бернар, невзирая на стойкие прогнозы преждевременной смерти и собственные страхи, прожила 79 лет. Возможно, актриса по-настоящему была одержима жизнью, если каждый день умирала на сцене и затем вновь воскресала для новой роли и новой смерти.
Возможно, «Божественная Сара» под маской Сфинкса скрывает еще немало тайн и спустя еще несколько десятков лет мы узнаем о других талантах удивительной француженки. Появится новая легенда, а «Легенда, — говорила Сара Бернар, — всегда берет верх над историей».
Оценили 9 человек
12 кармы