• РЕГИСТРАЦИЯ

Геррит Доу - основатель лейденской школы «изысканных художников»

1 592

Геррит Доу (также известен как Герард Доу; 07.04.1613–09.02.1675) – живописец голландского Золотого века, первый ученик Рембрандта. Основатель лейденской школы fijnschilders («изысканных художников») и Гильдии святого Луки.

Особенности творчества Геррита Доу

Прочная слава Доу заключена в притягательности маленьких, но чрезвычайно кропотливо и мастерски исполненных работ: жанровых сцен, натюрмортов, портретов и – что необычно для голландских художников XVII века – ню.
Его картины отличаются гладкой, словно эмалированной поверхностью, которая стала эталоном для всей школы fijnschilders.
Время, которое художник тратил на тщательное изображение деталей, иллюстрирует такая легенда: когда его похвалили за терпение, с которым написана крошечная метла размером с ноготь, мастер ответил, что тут ещё на три дня работы.
Его заказчица рассказала, что он потратил пять дней только на одну её руку. Поскольку Доу брал шесть гульденов в час как портретист, неудивительно, что портреты не составляют значительную часть его творчества.

Молодая мать. Геррит (Герард) Доу • 1658, 73.7×55.5 см

Чаще всего на картинах Доу изображены одна – две фигуры, которые занимаются повседневными делами либо в интерьере, либо видны через окно. Именно этот художник популяризировал композиционное решение «рама внутри рамы», за что его картины получили название «нишевые». Многие работы полны символов и многочисленных – подчас двусмысленных – визуальных ссылок на расхожие пословицы или девизы.

Девушка, режущая лук. Геррит (Герард) Доу •  1646, 20.9×16.8 см

На сравнительно раннем этапе своей карьеры Доу разработал собственную характерную манеру, отличную от Рембрандта, отточив детальный и тонкий стиль. Потратив пять дней на написание одной руки на портрете, он нашёл работу настолько восхитительной, что начал производить собственные кисти. Герриту Доу приписывается более 200 картин, и образцы его творчества можно найти в большинстве крупных публичных коллекций Европы. Наиболее известные его ученик – Франц ван Мирис Старший. Ещё одним считается Габриэль Метсю, но документы этого не подтверждают.

Известные картины Геррита Доу

«Молодая мать», «Девушка, режущая лук», «Лекарь-шарлатан», «Женщина за клавикордом», «Мужчина с трубкой и книгой (Автопортрет)».

Лекарь-шарлатан. Геррит (Герард) Доу • 1652, 112×83 см

Рембрандт и 100 гульденов

Геррит Доу родился в Лейдене в семье Марити Янсдоттер ван Розенбург и стеклодела и гравёра Доу Янса. Первые уроки в искусстве гравировки на стекле он получил от своего отца. В возрасте девяти лет мальчик поступил в ученики к гравёру по меди Бартоломеусу Долендо, с которым оставался в течение полутора лет. Затем два года обучался у художника по стеклу Питера Коувенхорна, а с 1625 по 1627 годы был членом гильдии стекольщиков. 

14 февраля 1628 года Геррит Доу, которому ещё не исполнилось и 15-ти лет, поступил в мастерскую к Рембрандту ван Рейну. На тот момент последний сам едва вышел из подросткового возраста. Считается, что Доу был первым учеником 21-летнего Рембрандта. Впоследствии у того было около полусотни стажёров. При этом Рембрандт никогда не брал новичков.

Женщина за клавикордом. Геррит (Герард) Доу • 1665, 37.7×29.9 см

Родители ученика должны были платить Рембрандту за обучение 100 гульденов ежегодно. Это было значительной по тем временам суммой, особенно если учесть, что учитель, вопреки обыкновению, не обеспечивал молодых людей довольствием. Студенты, как было принято в XVII веке, обучались, копируя работы мастера, а позже более-менее свободно рисовали и писали свои вариации на основе его произведений. Биографы Рембрандта рассказывают, что ученики работали на чердаке в отдельных клетушках, разделённых парусиной или бумагой.

Натюрморт с доспехами, щитом, алебардой, мечом, кожаной курткой и барабаномГеррит (Герард) Доу • Живопись, 1675

У Доу нет картин, датированных периодом ученичества у Рембрандта. Но некоторые его произведения настолько близки по стилю к учительскому, что наверняка были написаны в то время. Ранние работы Доу временами даже приписывались самому Рембрандту – эта путаница частично связана с тем, что в те годы у них были общие темы и модели.

Чтобы проиллюстрировать влияние Рембрандта на Доу, искусствоведы чаще всего сравнивают две картины с одинаковым названием, «Художник в мастерской», одна из которых принадлежит учителю, а вторая – ученику.

Художник в мастерской. Рембрандт Харменс ван Рейн • 1628, 24.8×31.7 см
Художник в мастерской. Геррит (Герард) Доу •  1630, 59×43.5 см

«Великий исход», пыль и fijnschilders

1631 год стал поворотным для развития живописи в Лейдене. Внезапный отъезд нескольких мастеров нанёс серьёзный урон художественной жизни в городе. Сначала в Амстердам переехал Рембрандт, который согласился открыть там мастерскую под патронатом известного торговца произведениями искусства Хендрика ван Эйленбурга. Вскоре после этого его друг Ян Ливенс отправился в Лондон в надежде получить место придворного художника. В том же году город потерял успешного ландшафтного живописца Яна ван Гойена, который предпочёл осесть в Гааге, и мастера натюрмортов Яна Давидса де Хема. Последний хоть и не родился в Лейдене, но довольно долго работал там, прежде чем отправился на поиски счастья в Антверпен.

Мужчина с трубкой и книгой (Автопортрет). Геррит (Герард) Доу • 1650-е , 48×37 см

Этот «великий исход» не объясняется ухудшением условий жизни в Лейдене. Напротив, годом ранее городская текстильная промышленность – основа местной экономики – вышла на пик развития. Таким образом, причины отъезда были бы личные, обусловленные верой в более значительный успех в других местах.

Потеря талантов – в первую очередь Рембрандта и Ливенса – привела Лейден к художественному застою, который продолжался почти десятилетие. Тем не менее, именно их отъезд освободил путь к успеху для Геррита Доу, чья звезда взошла к концу 1630-х и ярко засияла не только в родном городе, но и за пределами страны.

Первым изысканный стиль 28-летнего Доу похвалил бургомистр Ян Орлерс. В своём «Описании города Лейден» от 1641 года он отмечает молодого человека как «превосходного мастера, особенно в маленьких, тонких и замысловатых вещах». Спустя год художник и критик Филипс Ангел публикует «Похвалу живописцам», где также отводит Доу ведущую роль. В отрывке, касающемся идеальной манеры письма, автор призывает своих собратьев следовать примеру коллеги.

Старушка за чтением. Геррит (Герард) Доу • Живопись, 1670-е , 26×20 см

Впрочем, к тому времени Доу был образцом для подражания и без поддержки Ангела. Цена на его картины доходила до тысячи гульденов, а высокие личные стандарты в работе можно было описать как «бескомпромиссный перфекционизм». Только плохая погода могла помешать художнику появиться в мастерской. Более того, он лично выполнял то, что его коллеги оставляли ученикам – например, растирал пигменты. 

Скрипач в окне. Геррит (Герард) Доу • 1665, 40×29 см

Доу сам делал кисти и настолько боялся пыли, что после сеанса прятал палитру, инструменты и краски в пыленепроницаемый шкаф. На следующий день, прежде чем достать инвентарь и приступить к работе, он долго ждал, пока пыль осядет (кто знает, было ли это обусловлено желанием сохранить яркость цветов и гладкость поверхности на картине – или же мастер страдал аматофобией). На одном из автопортретов видно, как живописец предохранял доски от неё, установив зонтик над мольбертом.

Удивительно, как при таком отношении к работе Геррит Доу заводил учеников. Тем не менее, достоверно известно, что в их число в разное время входили Годфрид Схалкен, Франс ван Мирис, а также Абрахам де Пап, Карел де Моор, племянник художника Доменик ван Тол (который, как считают некоторые искусствоведы, попал в мастерскую как родственник, а не за талант) и другие. 

Вместе с многочисленными последователями, которые работали «в технике Доу», они образовали в Лейдене школу, получившую название fijnschilders – «изысканные художники». Этот термин был известен вплоть до конца XVIII столетия и относился к особой манере живописи – чрезвычайно точному и тщательному изображению деталей в маленьком формате.

Женщина в окне с кошкой и мышеловкой. Геррит (Герард) Доу • 1670-е , 32.6×24.6 см

Дельцы, принцы, короли и другие коллекционеры

В трактате Филипса Ангела упоминалось, что Геррит Доу предоставил почётному гражданину Питеру Спиринг «право первого отказа», за что ежегодно получал 500 гульденов. И хотя «герр Спиринг» – промышленник, дипломат и коллекционер – не был покровителем художника в полном смысле слова, его стипендия давала Доу гарантированный доход в конце 1630-х. Тогда квалифицированные мастера зарабатывали один гульден в день, так что коллеги могли только позавидовать молодому художнику.

Старуха в окне со свечой. Геррит (Герард) Доу • 1671, 26.5×20.5 см

Питер Спрингс, который был агентом шведской королевы Кристины, по-видимому, убедил свою покровительницу удвоить годовую выплату за право первого отказа от картин художника. Цены на работы Геррита Доу превзошли стоимость произведений его учителя, Рембрандта. Непомерные гонорары подтверждаются документальными источниками. Например, есть свидетельство, что Генеральные штаты Нидерландов выплатили живописцу огромную сумму в 4000 гульденов за «Молодую мать» (1658). Эта картина стала одним из подарков Карлу II Английскому по случаю его восстановления на престоле. Восхитившись тонкостью исполнения, монарх пригласил её автора занять пост живописца при королевском дворе. Доу, который не нуждался в работе, это приглашение отклонил.

Молодая дама на балконе. Геррит (Герард) Доу • 1665, 38×30 см

Панели Геррита Доу покупали, среди прочих, флорентийский герцог Козимо III Медичи и эрцгерцог Леопольд Вильгельм Австрийский. Заслуги мастера оценили и земляки: в Лейдене его именовали не иначе, как «monsieur» – это слово обычно предназначалось для людей благородного происхождения.

Доу vs импрессионизм

Геррит Доу никогда не был женат и не покидал Лейден. 
Он скончался 9 февраля 1675 и похоронен в родном городе в церкви Святого Петра. 
Его картины ценились вплоть до XIX века, пока с приходом импрессионизма тщательное исполнение не было признано бездушным, а стилистические и тематические нововведения не вышли из моды.
В начале XX века организаторы выставок голландского искусства чаще всего отвергали его работы.
Однако в наши дни искусствоведы полностью переосмыслили художественные достижения Доу и вернули мастеру почётное место в плеяде художников Золотого века голландской живописи.

Отшельник. Геррит (Герард) Доу • 1664, 33.5×27.5 см
Ростовщик. Геррит (Герард) Доу • 1664, 29×24 см
Девушка в окне, чистящая латунную кастрюлю. Геррит (Герард) Доу • 1663, 16.6×13.1 см
Дантист при свете свечи. Геррит (Герард) Доу • 1660-е , 37.2×27.7 см
Спящая собака и глиняный горшок. Геррит (Герард) Доу • 1650, 16.5×21.6 см

artchive

жирное многоточие

    Остаться должен один. Конец и новое начало планетарной экономики

    На фоне успехов на фронте и массового паломничества лидеров третьего мира на саммит БРИКС в Казани, почти незамеченным прошло заявление министра финансов России Антона Силуанова о зерка...

    «Давайте прекратим бомбить друг друга»: Зеленский вдруг заговорил о мире

    Взаимное прекращение ударов по объектам энергетической инфраструктуры может стать первым шагом к завершению горячей стадии конфликта на Украине. Об этом заявил Зеленский в интервью The Financial Times...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Елейная ЖиГраСкуФо
      23 октября 20:33

      Иван Абрамович Морозов (1871-1921). Коллекционер

      Иван Абрамович Морозов (27 ноября (9 декабря) 1871 года, Москва, Российская империя — 22 июля 1921 года, Карлсбад, Чехословакия) — русский московский предприниматель,купец — директор-распорядитель Тверской мануфактуры (1892—1900 годы), директор правления Мугреево-Спировского лесопромышленного товарищества (Ковров),член Совета Московского купеческого банка, член Москов...
      103
      Елейная ЖиГраСкуФо
      23 октября 17:34

      Сергей Иванович Щукин (1854-1936). Коллекционер

       Портрет С. И. Щукина. Д. Мельников 1915 Пушкинский музей, Москва Сергей Иванович Щукин (24 июня [6 июля] 1854, Москва — 10 января 1936, Париж) — московский купец, благотворитель и коллекционер; владелец выдающейся коллекции французской модернистской живописи, вошедшей (наряду с собраниями братьев Морозовых) в основу Музея нового западного искусс...
      101
      Елейная ЖиГраСкуФо
      21 октября 20:27

      Алексей Егорович Егоров (1776−1851)

      Русский живописец и рисовальщик, профессор исторической живописи, как преподаватель Академии художеств оказал большое влияние на русское искусство; под его руководством совершенствовались Брюллов, Басин, Марков и другие. Автопортрет. Алексей Егорович Егоров • Живопись, 1820-е Из его произведений наиболее известны:«Святой Симеон Богоприимец», «Святое Се...
      122
      Елейная ЖиГраСкуФо
      21 октября 19:14

      «Явление Христа народу» — долгие двадцать лет. Иванов Александр Андреевич (1806-1858).

      В наш век блестящих скороспелок,Промышленных и всяких сделок,Как добросовестен твой труд!(П. А. Вяземский, Александру Андреевичу Иванову) Портрет А. А. Иванова. С. П. Постников. Около 1873 Блестящий знаток мирового искусства академик М. В. Алпатов писал:«Правду картины нельзя сводить к тому,что в ней верно воспроизведены и типы и нравы европейско...
      621
      Елейная ЖиГраСкуФо
      21 октября 17:51

      Художник Василий Пукирев (1832–1890). «Неравный брак» его прославил и погубил

      Автопортрет Василия Владимировича Пукирева Художника Василия Пукирева иногда называют автором одного шедевра. Что не совсем верно. Василий Владимирович создал целую галерею замечательных полотен. Просто «Неравный брак» оказался «выше на голову» не только для творчества самого автора, но и для всей русской живописи. Биография художника Василия Пукирева...
      167
      Елейная ЖиГраСкуФо
      20 октября 17:22

      Ге Николай Николаевич (1831-1894).

      Судьба многих его картин складывалась весьма драматично.Картину «Милосердие» (1880) он уничтожил сам,картина «Выход с тайной вечери» (1889) стала одним из лучших произведений русской живописи того времени, но была подвергнута острой критике со стороны церковной цензуры, картина«Что есть истина? Христос и Пилат» (1890) была удалена с выставки за якобы кощунственное изо...
      996
      Елейная ЖиГраСкуФо
      19 октября 16:14

      Анри Руссо. О его жизни говорить немного неловко и ощутимо больно – так бывает, когда видишь, как хорошего, но смешного и несуразного человека травят тоже хорошие, в сущности, люди.

      Героев своих портретов Анри Руссо измерял складным метром. Всю жизнь мечтал быть реалистом, ориентировался на законы академической живописи, даже не подозревая, насколько он больше их. О его жизни говорить немного неловко и ощутимо больно – так бывает, когда видишь, как хорошего, но смешного и несуразного человека травят тоже хорошие, в сущности, люди. Прост...
      564
      Елейная ЖиГраСкуФо
      16 октября 20:17

      Русский импрессионист: искрящийся и яркий Константин Коровин

      Константин Коровин, Зимние сумерки, 1916О феномене русского импрессионизма искусствоведы спорят до сих пор: французское течение не получило большого распространения в нашей стране, но повлияло на отдельных художников. Особенно – на Константина Коровина, работы которого поражали современников взрывом цвета и непосредственностью мазка. Как художник з...
      249
      Елейная ЖиГраСкуФо
      16 октября 13:39

      Сюрреалистический бал Леонор Фини

      Сюрреалистическим по духу было не только искусство Леонор Фини, но и стиль ее жизни и восприятие мира. Там, где появлялась Леонор, в воздухе веяло серой и ладаном. «Голова львицы, разум мужчины, бюст женщины, туловище ребенка, ангельская грация, дьявольский дискурс», — описывал Фини американский арт-дилер Джулиан Леви. В средние века ее, пожалуй, отправили б...
      1139
      Елейная ЖиГраСкуФо
      15 октября 22:44

      Солнце – это Бог: 7 знаковых работ Уильяма Тернера

      Фрагмент картины «Дидона, основательница Карфагена» Английский пейзажист Уильям Тернер за свою жизнь создал более 500 картин и двух тысяч акварелей. С их помощью можно проследить эволюцию творчества художника от умиротворенных романтических пейзажей к полному расщеплению форм. «Автопортрет», около 1799 Фрагмент автопо...
      262
      Елейная ЖиГраСкуФо
      15 октября 22:13

      Успокоительное без побочных эффектов: 9 произведений искусства, избавляющих от тревоги

      Сегодня многие деятели искусства стремятся к более четким высказываниям в своих творениях, находя силу в том, чтобы донести до людей свои мысли. Однако не менее важны произведения, призванные вызывать конкретные чувства и эмоции, дарить радость, будоражить, злить или напротив — успокаивать.Фредерик Лейтон «Пылающий июнь», 1895 Английский художник предста...
      1404
      Елейная ЖиГраСкуФо
      15 октября 19:35

      Золотая, тревожная, оптимистичная: 10 картин художников, которые видят осень по-разному

      Умиротворенная осень — Эдвард Хоппер «Октябрь на полуострове Кейп-Код», 1946 Американский художник имеет репутацию пессимистичного, но его портреты одиночества приносят умиротворение и поощряют искать плюсы в изолированности. Так происходит и с этой картиной: на ней заброшенный дом изображен будто из окна проезжающей мимо машины. Хоппер ча...
      235
      Елейная Православие
      15 октября 10:21

      День памяти священномученика Киприана и святой мученицы Иустины 15 октября

      Святые мученики Киприан и Иустина (Миниатюра из рукописи Менологий Василия II, 985, Ватиканская библиотека, Рим, ) Дата по старому стилю: 2 октября.В этот день отмечается память трех мучеников, погибших за веру в начале 4 века: Киприана, Иустины и Феоктиста. Киприан жил в Антиохии и с детства обучался языческой философии, а достигнув зрелости, был пос...
      95

      Покров. Сегодня, 14 октября

      Покров всегда считался в народе важным праздником Дата по старому стилю: 1 октября.В этот день православные люди отмечают большой праздник — день Покрова Пресвятой Богородицы. В его основе лежит предание о явлении Божьей Матери в константинопольском храме, где хранились ее риза и часть пояса, в 10 веке. К Покрову крестьяне старались завершить все...
      764
      Елейная Православие
      14 октября 14:06

      Покров Пресвятой Богородицы 14 октября

      Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, Москва Великий праздник Русской Православной Церкви — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется ежегодно 14 октября по новому стилю (1 октября — по старому).Это главный осенний праздник, история которого восходит к 910 году, к периоду, когда Византийская империя вела войну ...
      161
      Елейная ЖиГраСкуФо
      13 октября 15:03

      Брейгель, Климт, Сезанн, Тернер, Моне… Какие шедевры скрывает коллекция Пола Аллена, соучредителя Microsoft?..

      Теперь это уже не секрет: ценитель искусства, щедрый меценат и компьютерный гений... Живописные «Видения натуры» легендарных мастеров, пять столетий, 39 работ, и имена от Каналетто и Мане до Хоппера и Джорджии О’Киф… А еще заглянем и в коллекцию бывшего соратника — Билла Гейтса! Пейзаж на острове Сан-Мартин (1881). Клод Моне. Коллекци...
      473
      Елейная ЖиГраСкуФо
      13 октября 12:56

      Называли советским Сезанном; сумел избежать репрессии. Художник Петр Петрович Кончаловский

      Не многим живописцам, оказавшим неповиновение социалистическому режиму во времена кровавых репрессий, удалось избежать наказания. Сегодня хотелось бы припомнить имя одного из них - Петра Петровича Кончаловского. Художник в те страшные годы умудрился остаться «чистым» живописцем, избежавшим воплощения в своих творениях социалистической действительности и...
      740
      Елейная ЖиГраСкуФо
      12 октября 22:51

      Ожившие сказки Виктора Низовцева

      «Я надеюсь, что мои картины дадут людям почувствовать вкус своего детства и вдохновят их на собственные истории, которые, возможно, не похожи на мои. Мы взрослые завидуем детской способности приостановить веру и видеть мир без предвзятых понятий. Я надеюсь, что мои картины обеспечат маленькое путешествие в мир детства….» (Виктор Низовцев)Что может быть лучше бабу...
      600
      Елейная ЖиГраСкуФо
      12 октября 22:16

      Художник Борис Индриков: "Это мой мир, в который я вернусь"

      01 Борис Индриков уверен, что картины – это дверь в другой, совершенно другой, мир. И художник предлагает заглянуть в неведомое.Работы художника Бориса Индрикова не спутаешь ни с каким другим художником. Настоящий талант, он выработал свой собственный стиль. Текущие линии, пластика, немного мрачноватый фон. Всё это создаёт необычное настроение, похоже...
      672
      Елейная Hijo de la chingada!
      10 октября 15:55

      Коты-иxтиандры

      https://t.me/savanichi/48180...
      179
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика