Никола Самори. Парадоксальный симбиоз смерти и бессмертия. Визуальное исследование

8 448

Содержание
1. Концепция
2. Биография и контекст
3. Обезличивание
4. Разложение
5. Деконструкция
6. Заключение и выводы

Концепция

Творчество современного итальянского художника Николы Самори часто вызывает контрастные эмоции у зрителей. Художник известен своими фигуративными картинами и скульптурами, которые вдохновлены итальянским барокко, средневековой живописью и готическим искусством. Его работы могут быть жестокими и отвратительными, но в то же время они красивы и уникальны. Основным мотивом творчества Самори является темы смерти и тела, вечности и плоти. 

В его работах переосмысляются устоявшиеся культурные каноны, насилие, страх и духовность, а также пересматриваются религиозные произведения и историческая живопись. Живописец творит в контексте современного искусства, в основном в жанре современной живописи. Его работы часто ассоциируются с постмодернизмом и экспрессионизмом, а также с традиционными живописными техниками, такими как масляная краска и гравюра. 

В своих работах Самори часто использует символику и метафоры, чтобы передать свои мысли и эмоции, а также вызвать у зрителя эмоциональный отклик. Его работы были выставлены во многих галереях и музеях по всему миру, и он считается одним из наиболее интересных и талантливых современных художников.

Особенности творчества Николы Самори включают в себя использование мрачных и мистических мотивов; его работы часто представляют собой изображения скелетов, черепов и разрушающихся человеческих тел, которые символизируют уход времени и преходящесть жизни. Смерть и ее эстетический образ используется художником как символический элемент, чтобы передать свое видение мира и человеческой жизни.

В рамках исследования выделены три раздела: «Обезличивание», «Разложение» и «Деконструкция», как способы передачи сосуществующего дуализма жизни и смерти, вечности и забвения через художественные манипуляции с образами человеческого тела. В каждом из них были проанализированы работы Николы Самори, где он использовал соответствующие художественные приемы.

В целом, визуальное исследование будет направлено на анализ техник и стиля работы художника, его новаторских эстетических художественных приемов в различных медиумах искусства, таких как скульптура и масляная живопись, а также на изучение контекста, в котором создавались его произведения. Результаты исследования позволят более глубоко понять творчество Николы Самори и его отношение к теме смерти и бессмертия в контексте его художественных работ.

Биография и контекст

Никола Самори — современный итальянский художник, родившийся в 1977 году в Форли. Выпускник Академии д’Арте в Болонье входит в число 10 000 лучших в мире и 100 лучших в Италии в рейтинге Artfacts.

Картины Николы Самори являются своеобразными репродукциями картин старых мастеров. В своем творчестве живописец использует различные материалы и техники, а так же нетривиальные инструменты: ножи, скальпели, густую пастозную краску, растворитель или даже металл. Художник буквально «калечит» поверхность картин, чтобы получить эти изображения в несколько жестокой, но изобретательной манере. В результате то, что раньше напоминало классическую «древнюю» живопись становится современным произведеним искусства. Самори в своем творчесте занимается анализом «культурных следов» и вечной темой забвения и возрождения через свои поразительные картины, выступая в роли «современного бунтаря» живописи.

Самори увлекается философскими и эстетическими темами, связанными с смертью и бессмертием, которые он отражает в своих работах. В его работах можно увидеть мотивы скелетов, черепов, гниющих тел и других символов смерти.

Художник рассматривает смерть как «неотъемлемую часть жизни» и пытается показать ее красоту и значимость. Через свои работы живописец выдвигает философскую позицию, что смерть является не просто концом жизни, но также и началом нового жизненного цикла, как бы парадоксально это не звучало. В своих работах он часто использует технику «макулатуры», которая позволяет создавать эффект глубины и объемности, а также передавать текстуру и состояние поверхности. Это помогает ему создавать реалистичные изображения разложения и гниения.

Обезличивание

«Обезличивание» — художественный прием, когда художник намеренно удаляет лица на изображениях людей, оставляя на их месте зияющую пустоту, как способ передать философскую идею о временности и тленности жизни. Однако, пустота эта изображена по-настоящему мастерски; художник вкладывает в изображение этой пустоты не меньше труда и времени, чем на детальную проработку мышц и кожи.

Il veleno nelle ombre, 2010 г. Масло по дереву

Основная идея, которую хотел передать Самори в своих картинах, — это тленность и уходящая красота. «Замазывание» лиц помогает ему передать эту идею, показать, что все прекрасное и великое на земле временно и проходит. Однако, как ни парадоксально, в противовес тленности и смерти, бессмертием здесь является именно эта пустота — даже когда тело физически умирает, даже самый обычный человек оставляет свои следы в истории этого мира: в деяниях, воспоминаниях других, даже банально «расщепляясь на атомы» и «кормя почву» человек приобретает бессмертие. Эти «отпечатки» и репрезентирует художник в виде мазков, царапин и кракелюр на месте лиц моделей.

Il punto acerbo, 2015. Дерево, масло

Очевидным становится сильное влияние искусства Ренессанса на работы художника. Помимо классических стилистических ренессансных художественных тропов в авторской интерпретации, художник буквально копирует работы известных мастеров, переосмысляя их через призме смерти. Ренессансное искусство характеризуется стремлением к гармонии, симметрии и пропорциональности; Никола Самори использует эти принципы в своих работах, но добавляет к ним свой собственный стиль и технику, буквально «уродуя» и «умерщвляя заживо», казалось бы, вечную бессмертную красоту человека Эпохи Возрождения, непоколебимый эстетический канон. Он создает свои произведения с помощью гравюры на меди, что позволяет ему передавать мельчайшие детали и тени.

Слева: Никола Самори, «Падение гигантов» (2017; медь, масло); Справа: Хосе де Рибера, Святой Иероним (первая половина 17 века; холст, масло)
Слева: Никола Самори, «Муравьи» (2017; медь, масло); Справа: Хосе де Рибера, Святой Павел Отшельник (ок. 1632 г.; холст, масло)
Слева: Никола Самори, Лукреция (2010; масло, доска); Справа: Гвидо Каньяччи, Лукреция (ок. 1636-1640; холст, масло)

Никола Самори в своих работах показывает как смерть человеческого тела, так и искусства — хоть в XXI веке ренессанс «гниет и разлагается», он все равно может может быть переосмыслен и прочтен по-новому, приобретая некое бессмертие; скорее, не мастерство художника и революционные техники делают произведение вечным, а его актуальность сквозь века и возможность произведения «развиваться» вместе с человечеством, «расти» и трансформироваться с ним. Человеческое тело также смертно, что и показывает гротескными техниками Самори, однако «душа» и образы увековечиваются в рукотворных произведениях и приобретают бессмертие.

Никола Самори, Volta del Mondo, 2014. Медь, масло

Особенности техники живописи Николы Самори включают использование тонкого слоя краски, который создает эффект прозрачности и многомерности, а также применение техники «скола», которая позволяет создавать эффект старения и изношенности поверхности. Он также использует технику «глазирования», которая позволяет ему создавать глубокие и насыщенные цвета.

Il cavacarne, 2014/2015, медь, масло

В работах Самори мы также видим использование религиозного символизма и переосмысление канонов религиозной живописи; отсылка к фрескам как к основному медиуму изображения религиозных сюжетов; библейская драматургия на полотнах и характерные для религиозного искусства жесты и позы людей. Самори использует эти символы не только для иллюстрации «вечных» религиозных тем, балансирующих на грани тленной мирской жизни и божественного, высшего, бессмертного; но и для создания сильных эмоциональных образов, шокируя зрителя таким смелым «надругательством» над неприкасаемыми религиозными образами.

Использование религиозного символизма в работах Николы Самори может быть рассмотрено как продолжение традиции Ренессансного искусства, но с современным подходом к форме и содержанию.

Долина Умана (Малафонте), 2018 г., фреска

Обезличивание — это не новый прием в искусстве. Он был использован ранее другими художниками, такими как Фрэнсис Бэкон и Лусьен Фрейд. Однако Никола Самори применяет этот прием на свой уникальный лад, создавая портреты, которые заставляют зрителя задуматься о времени и о том, что мы все временные существа.

Таким образом, обезличивание в картинах Николы Самори — это не только художественный прием, но и способ передать философскую идею о временности и тленности жизни

Разложение

Прием «разложения» человека на холсте часто используется художником в своем творчестве: при помощи смешанных техник мастер буквально создает ощущение гнили и разложения как персонажей своих работ, так и картин в физическом воплощении. Как ни странно, здесь именно этот статичный процесс разрушения и «смерти» внезапно становится «жизнью» — картины художника буквально «живут своей жизнью»; двухмерное изображение переходит в трехмерное пространство, «2D» становится «3D». Даже в безнадежно разлагающаяся сущность зарождается новая жизнь, что являет собой бесконечный процесс саморепликации природы и живого. Искусство, подобно природе, ведет себя точно так же.

В этом разделе так же можно встретить намеренное лишение персонажей лиц, однако, в отличие от «обезличивания», под «разложением» здесь имеется в виду более динамичная история, когда эта «раковая опухоль» пустоты распространяется не только на лик человека, но и переходит на тело и окружающее пространство.

Il rigore di Girolamo, 2016. Медь, масло
Il digiuno, 2014, медь, масло

Стиль Самори, который объединяет классические формы с современными элементами, также напоминает о технике художников Ренессанса. В то время как Ренессансные художники использовали технику художественной перспективы для создания глубины и объема, Самори использует свой уникальный подход к текстуре и цвету, экспериментируя также с неожиданными материалами: масляными красками, металлическими «холстами» для создания эффекта глубины и объема.

Il Pasto, 2012, медь, масло
Interno, 2013, масло, дерево
Del Nascondimento, 2010, холст, масло

Работы художника — это своего рода «медитация о смерти». Самори увлекается анатомией и медициной, и его работы часто изображают скелеты, кости и черепа, которые талантливо исполнены с точки зрения академической живописи. Эти «смертельные» элементы тончайшим образом вписаны в контекст еще живого, но постепенно умирающего тела. В этой динамике и заключается эта тонкая грань красоты и ужаса; пугающе прекрасная эстетика симбиоза жизни и смерти.

Аньезе, 2009 г. холст, масло
Anulante, 2018, масло, медь

Одной из особенностей творчества Николы Самори является его использование масляной живописи на медных пластинах. Эта техника позволяет ему создавать уникальные и очень детализированные работы, которые поражают своей красотой и мистической аурой.

Maddalena, 2010, холст, масло
Lucie La gran nuvola, 2019. медь, масло

Помимо Ренессансной стилистики, в своих портретах он часто использует элементы барокко и средневековой готической тематики, которые наполняют его работы мрачными и тревожными эмоциями.

Il rigore di Girolamo, 2016, масло, медь

Деконструкция

Прием «деконструкции» тела Никола Самори использует как представление высшей точки разрушения человеческого — когда плоть и физическая оболочка истлели настолько, что догадаться о первоначальном человеческом облике можно только интуитивно, по отдельным фрагментам. Художник фрагментирует человеческое тело, «смешивает» его с окружающим пространством, абстракцинизирует его до какой-то метафизической кондиции. 

В этой абстракции зритель будто и начинает видеть более «честное» проявление души, свободной от стереотипного плотского воплощения. Ощущение этой «души» может быть как едва уловимым, призрачным и тонким, мрачным и болезненным, так и ярким и эмоциональным, громким, практически истерическим. Изображение этой абстракции на полотнах и скульптурах — последнее трансцендентное слово духа, покидающего материальный мир, переходящего в вечный мир иной.

Симония (спинная сторона), 2007. Смешанная техника на бумаге, наложенной на холст

В работах художника чувствуется некое дуалистичное отношение к теме вечности искусства как репрезентации человеческого бессмертного гения, а так же к сущности искусства как такового, «в вакууме». С одной стороны, автор отдает дань почтения великим гениям прошлого и с особым трепетом реплицирует в современных полотнах традиции золотой эпохи искусства, подчеркивая вечность идей гуманизма и духовности того времени; с другой же стороны в этом чувствуется некая усталость художника от тенденции эстетического «костенения» искусства в самом себе — классические и вечные ренессансные/средневековые образы в какой-то момент становятся стагнационными, консервативными, если не устаревшими для современного человека. Художник прибегает к радикальным мерам: чтобы искусство продолжало жить и развиваться, нужно его «убить», и на костях старой эстетики создать новую художественную мысль. Эти картины являются наглядным образом этого процесса.

In principo era la fine, 2016, холст, масло

Художник буквально ускоряет процесс старения и «вырождения» привычных любому человеку классических художественных образов, превращая их в некую хрупкую субстанцию, которая рассыпается на глазах и растворяется в тумане мироздания.

Praevisus, 2011–2012 гг. Дерево, масло
Глаза, 2011, дерево, масло
Провидец, 2011, дерево, масло

Несмотря на «мертвые», гнетущие темные тона, в которых преимущественно выполняются работы художника, в них все еще есть место жизни — этот феномен художник передает и через игру света и тени. И здесь таится еще один парадокс: бессмертное и вечное — это как раз таки темнота; тьма — это дефолтное, изначальное и чистое состояние вещей, тогда как свет — временное явление, миг. Такую философию исповедовали и мастера ренессанса и средневековья: божественные чудеса всегда изображались лучом света, изображая сиюминутный момент чуда, которое бесследно растворится через долю секунды; этот момент и пытались «запечатлеть» мастера.

Inconnu, 2011. Воск, пигмент, гипс
La Spada, 2016, холст, масло
Долина Умана (Малафонте), 2018 г., фреска
Пентесилея, 2018, латунь, масло

Заключение

Творчество Николы Самори вызывает много вопросов и эмоций у зрителей. Его работы заставляют задуматься о жизни и смерти, о том, что происходит с нашими телами после смерти. Они также вызывают ужас и отвращение, но в то же время красивы и уникальны. Таким образом, Никола Самори создает парадоксальный симбиоз смерти и бессмертия в своих работах. Несмотря на то, что его картины изображают тела, которые разлагаются и умирают — при этом они остаются живыми благодаря техникам, которую использует художник. Это создает впечатление, что его работы являются символом бессмертия, несмотря на то, что они изображают смерть.

hsedesign

Утренний прилет по Южмашу — это крайне изящное и деликатное «послание» не Киеву, хотя и ему отчасти тоже. Это сигнал и «партии эскалации», и Трампу, если он решит использовать ее «таранный» потенциал. (с)

Последние два моих поста (про украинские «Канны 3.0» и действия «партии эскалации») многим не понравились. Прежде всего, своей жесткостью и циничностью. Понимаю людей, но от своего стиля – жесткой дек...

"ШОУБИЗ ИМЕНИ ПУГАЧЁВОЙ" – ВСЁ? РУССКИЕ ПОСТАВИЛИ ЗВЁЗД ПЕРЕД НЕПРИЯТНЫМ ФАКТОМ

"Шоубиз имени Пугачёвой" – всё, заканчивается? Русские зрители поставили "звёзд" перед неприятным фактом: организаторы констатируют существенное снижение интереса к надоевшим артистам.В очередной раз ...

Ну, а зачем вы до войны-то довели?

- Киевские студенты мёрзнут в институте! Это дети! Зима! Вы уничтожаете нашу энергетику, - звери вы, вот вы кто!- А давно они так мёрзнут?- С тех пор, как вы начали воевать.- То есть до...

Обсудить
  • Хм , так и я могу , а пускай он Малевича скопирует ...