• РЕГИСТРАЦИЯ

Возрождение. Философия, живопись, мировоззрение

1 236
Под эпохой Возрождения понимают период, начавшийся примерно в XIV веке и завершившейся в конце XVI, традиционно ассоциирующийся прежде всего с итальянским регионом. Идеи и образы Ренессанса во многом определили эстетические идеалы современного человека, его чувство гармонии, меры и ощущение прекрасного.

Термин rinascita (возрождение) вводит в обиход Джорджо Вазари, противопоставляя новое искусство, возрождающее античную культуру «тёмному Средневековью». Кстати, «тёмным» Средневековье прозвали тоже деятели Ренессанса, надолго закрепив негативное отношение к средним векам. Если б они знали, что сегодня, вводя в поисковик «искусство средних веков», по ссылкам примерно на 70% мы увидим живопись Ренессанса, то, наверняка, возмутились бы.

Эпоху Возрождения исторически чаще всего относят к позднему Средневековью, считая этот период «мостиком» к Новому времени. Однако мировоззренчески Возрождение тяготеет, всё-таки, к Новому времени и именно кватроченто формирует эстетические каноны современного человека, которые накрепко "заcели" в нашем сознании. Что греха таить, эстетические революции ХХ века не смогли затмить и вытеснить революцию Ренессанса.

Рафаэль Санти. Голова ангела. 1501, 31×27 см

Хронология Ренессанса

- Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
- Раннее Возрождение (начало XIV — 1-я пол. XV века)
- Высокое Возрождение (XV — первая треть XVI века)
- Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)

Основные черты эпохи

— Начиная со времен проторенессанса, обращение к античному наследию: искусству и философии древней Греции и Рима. Если в Средние века схоластика обращается к трудам Аристотеля, то Возрождение восхваляет Платона и неоплатонизм;

— Возрождение — время перехода от художника-ремесленника к художнику-творцу, от безымянного мастера к автору. Человек становится подобным богу, он творец на земле, он высшее существо, созданное всевышним.
Ценится уникальность человеческой личности. Эта черта называется антропоцентризмом (антропос — человек);

— Ренессанс во главе угла ставит не богословие, а искусство и философию. Преобладание светского над религиозным.
Ренессанса — универсально образованная личность, отсюда и гуманизм Возрождения. Происхождение уже не так важно, а важно то, насколько ты талантлив. Поэтому многие деятели Ренессанса далеко не из благородных семей.

Якопо Понтормо. Портрет Козимо Медичи. 1537, 100.9×77 см

Италия и Ренессанс

Родиной Ренессанса считают Италию, ведь именно Италия в западноевропейском пространстве — прямая наследница античной культуры. Проторенессанс с его возросшей по сравнению с прошлыми традициями в живописи светскостью о времена дученто (1200-е) и треченто (1300-е) проложил дорогу новому гуманизму.

Примечательно, что Рим — вечный город, пребывавший тысячелетие под гнётом варваров, — никогда не забывал о былой славе, однако первенство в возрождении античной мысли принадлежало не Риму, а Флоренции. Во Флоренции творят титаны Возрождения: Брунеллески, Альберти, Донателло, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Во Флоренции впервые были переведены на латынь Платон и другие греческие философы. Византийский философ Гемист Плетон, флорентийцы Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола с лёгкой руки главного мецената Ренессанса Лоренцо Медичи, Лоренцо Великолепного основывают так называемую «Платоновскую академию», где делятся своими новаторскими гуманистическими идеями. Собственно, мыслителей Ренессанса называют не сколько философами, сколько гуманистами, так как цельной философской системы у многих из них не было.

Потрет Пико делла Мирандолы из серии Джовио

Гуманизм эпохи Возрождения имел особое значение и особую трактовку.
— Активно обращаясь ко всем временам, вырабатывая «избыток видения» в сфере символического, Ренессанс развивает в себе и особого рода проницательную дипломатическую учтивость. Эта учтивость и является одной из главных черт «гуманизма». Ренессансный гуманизм — это не прославление человеческого, гуманоцентризм, сокрушающий тёмные века, всё это привнесённые в это понятие веяния эпохи Просвещения. Античное же хуманитас, ближайшим аналогом было греческое слово «воспитание», подразумевает, прежде всего, достоинство, доброту, образованность, учтивость, вежливость.
/А. Ф. Лосев «Эстетика Возрождения»/

Время перелома.

Проторенессанс (XIII — XIV в.в.) не просто заложил основы для будущего переворота, это время рождения кардинально новых идей. С одной стороны, утверждение схоластики с её девизом Фомы Аквинского «Философия — служанка богословия», с другой стороны — её отрицание. Такие философы, как шотландец Дунс Скотт, немецкий мистик Мастер Экхарт, Николай Кузанский формируют абсолютно новое представление о человеке и его месте в мироздании. Человек становится не просто твореньем божьим (тварным существом), человек — личность, через которую бог познаёт самого себя, через которого бог проявляет себя во всей своей полноте. Философия Николая Кузанского оказала огромное влияние на искусство северного Возрождения, наполненное пантеизмом и божественным началом.

Николай Кузанский (ок. 1480. Деталь работы художника, известного под псевдонимом «Мастер жития́ Марии»)

В работах основоположников северного Возрождения Робера Кампена и Рогира ван дер Вейдена хорошо видно, как воплотилась та же идея пантеизма в живописи.

Рогир ван дер Вейден. Алтарь святого Коломба. Фрагмент. 1460
Робер Кампен. Мадонна с младенцем и книгой у камина. 1440, 63.4×48.5 см
Мадонна смирения

Также прекрасным примером служит работа неизвестного нидерландского мастера XV «Мадонна смирения». Это уже не схематично-сакральное изображение византийских икон. Мадонна по-матерински нежно смотрит на маленького Христа, в руках которого плод яблока — символ спасения. Но он не нарочито демонстрирует его зрителю, а, как ребёнок, играет с ним. Предметы словно живут своей тихой жизнью, ненавязчиво раскрывая образ. Такое изображение Мадонны в закрытом саду намекает на девственное зачатие Марии, а белые лилии олицетворяют её невинность. Маленькие красные цветочки — символ жертвенной крови Иисуса.

Чтобы понять живопись Ренессанса, в неё нужно всматриваться. Знаменитая фраза Аби Варбурга «бог в деталях» имеет прямое отношение к ренессансному искусству.

Аньоло Бронзино. Данте смотрит на Чистилище (Аллегорический портрет Данте). 1530

Данте и Джотто.

Проторенессанс традиционно связывают с Италией.
Кроме философов, литераторов, проторенессанс связывают и с именами архитекторов Никколо и Джованни Пизано, а также с именами художников.
Порой творцы объединяются, совместно развивая идеи каждый в своем жанре.
Предвестником эпохи Возрождения в литературе считают Данте Алигьери, а в живописи — Джотто ди Бондоне.
Имя именно этого художника приводят для пояснения градации и терминов проторенессанса.
Будучи друзьями, Данте и Джотто сумели создать новый язык и новую образность.
«Божественная комедия», написанная Данте в изгнании, является не традиционным средневековым клерикальным жанром видения, где святой или ангел спускается в адские глубины.
путешествие по аду самого автора, и сопровождает его не кто иной, как язычник — римский поэт Вергилий.
«Комедия» (именно так изначально называлось произведение, эпитет «божественная» появился чуть позже), наполнена аллегориями и анахронизмом.
ад Данте помещает не только давно ушедших грешников, но и своих ещё живых современников, которые по политическим причинам были врагами поэта.
При этом, спускаясь всё глубже, Данте не может скрыть своего сочувствия многим страдающим, и это важный момент личного соучастия и индивидуального переживания.

Сандро Боттичелли. Данте Алигьери. 1495, 54×47 см
Сандро Боттичелли. Инферно (Карта ада), 1480-90

Схожая материальность и реалистичность появляется во фресках Джотто. Одна из самых экспрессивных работ Джотто«Оплакивание Христа» демонстрирует эмоциональные нюансы переживания святых и страждущих ангелов. На этой фреске мастер треченто создаёт широкий спектр чувств, разнообразя своих скорбящих героев.

Джотто ди Бондоне. Оплакивание Христа. Сцены из жизни Христа. Фрагмент. 1306
Джотто ди Бондоне. Оплакивание Христа. Сцены из жизни Христа. 1306, 185×200 см

Джотто ди Бондоне. Оплакивание Христа. Сцены из жизни Христа. Фрагмент. 1306
Джотто ди Бондоне. Оплакивание Христа. Сцены из жизни Христа. Фрагмент. 1306

Что же касается новаторства визуального языка, Джотто — первый художник, отказавшийся от золотого фона в пользу голубеющего неба, в его живописи появляется пейзажность и намёк на перспективу и объём.
А в падуанских фресках «Страшный суд» Джотто пишет свой автопортрет, по крайней мере, так принято считать в искусствознании и, помещает себя в ряд праведников.
Вслед за ним этот приём активно будет использовать кватроченто, всё больше снимая дистанцию между сакральным и профанным.

Джотто ди Бондоне. Страшный суд. Фрагмент. 1306
Джотто ди Бондоне. Страшный суд. 1306, 1000×840 см

Ощущение конечности человеческого бытия

Превознося человеческую личность, создавая образ богоподобного творца, Ренессанс также остро ощущал конечность человеческой жизни.
трагизм остро выражен в поэзии творца новой европейской лирики — Франческо Петрарки.
В ряде его сонетов он одновременно желает избавится от любовных мук, обретя смерть, но также даёт понять, что по ту сторону бытия — неведомый мир.
Его сонеты одухотворены и в тоже время очень понятны современному читателю, потому что он описывает чувства живого человека.

Его младший современник Джованни Боккаччо, основоположник современной новеллы, пишет ироничный и философичный сборник «Декамерон», в котором уже появляется психологизм, пусть и схематичный.
Самое главное здесь — отсутствие традиционной для итальянской новеллы дидактики.
Десять героев «Декамерона» во время чумы (кары господней) уезжают за город и в течении десяти дней рассказывают друг другу жизнеутверждающие рассказы, полные романтики и эротики.
В этом сборнике рассказов чётко прослеживается мнение самого автора.
Боккаччо рассуждает о том, что бог создал мужчину — мужчиной, а женщину — женщиной и что от чумы в конечном итоге умирают и праведники и грешники.
Так почему бы не вступить в схватку с этой напастью и не получать удовольствие от жизни, которая и так пройдёт?

Томмазо Мазаччо. Святая Троица. 1428, 667×317 см

Похожие умонастроения видны в живописи Мазаччо во фреске «Троица».
Тут уже появляется новаторская передача перспективы и гармоничное интегрирование в неё фигур людей: вместо искусственного выделения значимости фигур «по рангу» путем искажения размеров, бог отец, бог сын,
Дева Мария, апостол Иоанн и донаторы написаны в одном и том же размере.
Мазаччо лишь помещает их на разную высоту.
В самом низу — гроб с Адамом, первым человеком с надписью:
«Я был, как вы, вы будете, как я».
Как видим, мотив mеmento mori, который позже так полюбит XVII век, начинает проявляется уже в раннем Ренессансе.
И одой человеческой смерти служит работа Андреа Мантеньи «Мёртвый Христос».
Необычный ракурс даёт возможность увидеть Иисуса не как схематичный профильный отстранённый образ, а как тело, лежащие перед нами. Умиротворённое, спокойное выражение лица Христа резко контрастирует со страдающей Марией и Иоанном.
Сразу видно, в этой комнате правит балом смерть.

Андреа Мантенья. Мертвый Христос (Оплакивание мертвого Христа). 1483, 81×66 см

Перспектива

Прямая и линейная перспектива — находка и культ Ренессанса. Художники кватроченто демонстрируют своё мастерство владения и знания перспективы.
Для средневекового человека небо обладало особым притяжением, для человека Ренессанса таким притяжением обладает линия горизонта и ландшафт.
С помощью научного знания, геометрии и математики художники создают идеальный мир, не просто подражающей природе, а преображающий её.

Первая формулировка о перспективе принадлежит флорентийскому архитектору Филиппо Брунеллески.
Однако Брунеллески не объяснял действия законов перспективы.
Это сделал в трактате «О живописи» архитектор и писатель Леон Баттиста Альберти.
Альберти называет перспективу «окном», через которое мы смотрим в пространство, это определение несёт в себе не только описательный, но и философский смысл.
Используя обратную перспективу, икона помещала человека в свой небесный мир, создавая эффект «здесь-бытия».
Картина кватроченто отчуждает пространство живописи от пространства зрителя, демонстрируя мир на картине, уходящий в другое измерение — измерение художественное.
Огромное внимание перспективе уделял Паоло Уччелло, мастер раннего Возрождения.
Со слов Вазари известно, что он днями напролёт чертил, соединял прямые, выписывал архитектурные элементы.
В его живописи нет ещё той идеальной перспективы высокого Ренессанса, но уже видны определённые наработки: фигуры, расположенные ближе к зрителю, большего размера, удалённые — уменьшаются в зависимости от их места на полотне, а не статуса.

Паоло Уччелло. Сцены из жизни отшельников. 109×80 см

Пьеро делла Франческа — ещё один мастер, которого по праву называют «отцом» линейной перспективы.
Он пишет трактат «О перспективе в живописи», где учение о перспективе выводит на теоретически-практический уровень.
В северном Возрождении проблемой перспективы подробно занимался Альбрехт Дюрер.
И, разумеется, один из самых известных деятелей Ренессанса — Леонардо да Винчи не обошел вниманием этот вопрос и написал труд «О живописи и перспективе», в котором полемизировал со своими предшественниками, выделив три вида перспективы: линейную, воздушную и живописную.

Леонардо да Винчи. Леда и лебедь. 1510, 73.7×69.5 см
Пьеро делла Франческа. Благовещение. Полиптих Святого Антония. Верхняя часть. 1470-е
Пьеро делла Франческа. Рождество Христово. 1470, 123×124 см
Леонардо да Винчи. Вакх (Святой Иоанн Креститель в пустыне). 1515, 177×115 см

Портрет в эпоху Возрождения

Долгий период Средневековья не знал портретного жанра. Изображаться достойны были только персонажи Библии, а так как они представители божественного мира, то и изображения их условны, каноничны и символичны.
Первые скульптурные портреты стали появляться в готических соборах. Средневековый портрет очень универсален и связан с сословной иерархией, чаще всего это были представители власти и рыцарства. Реализм в портрете — черта Ренессанса.
Первые портретные изображения — профильные, но уже в них можно видеть индивидуализацию портретируемого.
«Портрет Сигизмундо Малатеста» Пьеро делла Франческа — прекрасный пример такого портрета, где перед нами изображена очень противоречивая личность.
Малатеста был гуманистом и одним из меценатов Возрождения, он же — кондотьер и жестокий убийца, поэтому его внутренняя суровость не ускользнула от взгляда делла Франчески.

Пьеро делла Франческа. Портрет Сиджизмондо Малатеста. 1451, 44×34 см

Помимо характерных нюансов внешности важную роль играет и символизм. «Портрет Козимо Медичи» кисти Якопо Понтормо, написанный спустя более чем полвека после смерти Козимо, демонстрирует немного осунувшуюся фигуру пожилого человека, смотрящего на лавровое дерево — эмблему рода Медичи, античный символ славы, а в период Ренессанса лавром венчали поэтов. В дерево вплетены строки из «Энеиды» Вергилия, напоминающие ещё раз о любви Козимо и всей эпохи к Античности.

Якопо Понтормо. Портрет Козимо Медичи

Постепенно портретируемый поворачивается лицом к зрителю и, конечно, это связано с переменой в мировоззрении. Андреа Соларио «Портрет мужчины с розовой гвоздикой» — это воплощение ренессансного отношение к человеку на портрете, где типичное и характерное, человеческое, сочетается с надменным благородством и отстранённостью.

Андреа Соларио. Мужчина с розовой гвоздикой

Высшая точкой портретного искусства кватроченто — «Мона Лиза», притягивающая зрителя своей загадочностью и таинственностью.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда). 1500-е , 77×53 см

Черты реальных людей просматривались не только на портретах, но и в религиозных образах.
Скромная роль донатора заменяется победой мирского над надмирным и в образах Мадонн и святых всё больше узнают реальных людей. Например, в работе Боттичелли «Поклонение волхвов» изображен целый семейный портрет династии Медичи и автопортрет самого художника.
В правом углу на римских руинах восседает павлин — символ бессмертия, бессмертия не только христианской веры, но и флорентийской династии.

Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов. 1475, 111×134 см

«Весна» и «Венера» Боттичелли

В эпоху Возрождения античная мифология переплетается с христианством, трактовки образов становятся многозначными и важную роль в иконографии Ренессанса занимает богиня любви, ассоциативно связанная с Природой (натурой).
Если в средневековом понимании Венера — удел плотских утех, то кватроченто делает из богини идеал духовности, и главную роль в формировании такого идеала сыграл Сандро Боттичелли.
Считается, что «Рождение Венеры» и «Весна» написаны для семьи Медичи и сами работы между собой перекликаются.
Любимой моделью Боттичелли была красавица флорентийского двора Симонетта Веспуччи, возлюбленная Джулиано Медичи.
Лицо этой дамы украшает многие картины художника, где она предстаёт то в облике богини любви, то в облике Мадонны.
«Венера» объединяет между собой два начала: христианское и языческое, но язычество облагороженное, христианизированное. Однако некоторые моменты языческого понимания мира мы тут находим.
Облик «Венеры» близок возвышенному облику девы Марии — об этом нам, прежде всего, говорит наклон головы. Стыдливая поза созвучна античной скульптуре «Капитолийская Венера».
Рождённая из пены богиня, подгоняема Зефиром и его супругой Флорой, которая осыпает рождённую розами.
Роза — цветок символичный, он изображается, как с Венерой, так и с Мадонной.
Нимфа принимает богиню любви на берегу и накидывает на неё покрывало.
По мнению Эрнста Гомбриха в подобные покрывала в древней Греции заворачивали новорождённых и умерших, он же проводит параллель изображения «Венеры» и «Крещения», где схожесть в иконографии очевидна.
В данном случае рождение и крещение — это переход из одного состояния в другое.

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 1486, 172.5×278.5 см

«Весна» углубляет тему такого перехода, и Венера в центре с характерным для христианства жестом благословения.
О том, что это именно Венера, говорит Купидон — спутник богини, целящийся в одну их Граций.
Трёх граций часто связывают с разными формами любви.
За спиной Венеры — апельсиновое дерево: символ девы Марии и Медичи, деревья ассоциативно напоминают изображение Марии в закрытом саду, олицетворяющие её невинность.
Справа — Зефир и нимфа Хлора, перерождающаяся во Флору — это переход от земного к небесному.
Меркурий в античности считался посредником между небом, землёй и подземным царством.
Замкнутое изображение напоминает о цикличности и вечном перерождении.

В данном случае Боттичелли пишет не райский сад и райский уголок, свойственный христианскому мировоззрению, а рождающуюся и умирающую природу, присущую языческому пониманию.

Сандро Боттичелли. Весна (Примавера). 1485, 314×203 см

В эпоху Возрождения происходит переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. 
Пострадавший от инквизиции Джордано Бруно открывает новые потенциально возможные миры и Земля становится не единственной планетой, которую создал бог.
Новый мир открывается Колумбом в 1492 году и некоторые историки отсчитывают Новое время именно с открытия Америки.
Развивается археология, книгопечатание, национальные языки приобретают совершенно новый статус.
Смещается центр власти от церковной — к светской.
Искусство, наука, философия освобождаются от богословия и становятся доминантой общественной жизни.
Возрождение — первая эпоха, давшая себе самоназвание.
Масляные краски стали применять в эпоху Возрождения.

artchive





жирное многоточие

    Решили как-то абхазы 150 лет назад поднять восстание против России. Рассказываем, чем для неё это закончилось

    Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Есть одна очень интересная история, которую многие сегодня почему-то подзабыли. Ещё 210 лет назад, Абхазия находилась под управлением Османской ...

    Картинки для субботы

    Ну  што?  Пришла  пора  глянуть  "немножка картинкофф"?                              ...

    Пнувший ученицу в грудь подросток-иноземец задержан, директор школы - под следствием

    Пнувший ученицу в грудь подросток задержан, директор школы - под следствиемНа Урале завели дело о хулиганстве после избиения подростком-иноземцем одноклассницы. А директора школы, которая не приняла м...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Видео с канала Э. Запашного

      "Предлагаю это видео для короткой перезагрузки! Поверьте,его стоит увидеть!"...
      112
      Елейная ЖиГраСкуФо
      13 ноября 15:52

      «Каждый цвет живёт своей таинственной жизнью». Василий Кандинский

      Василий Кандинский родился в 1866 году в Москве. Его отец, коммерсант Василий Сильвестрович, был представителем старинного кяхтинского рода. Семья была достаточно обеспеченной и часто путешествовала.Гимназические годы Василий провёл в Одессе. Тогда же проявился талант будущего художника — он начал заниматься рисованием. Кандинский вспоминал: «Ясно помню...
      121
      Елейная ЖиГраСкуФо
      13 ноября 15:15

      Василий Кандинский. Беспредметное искусство

      1936 год. Художник Александр Бенуа пишет о выставке Кандинского:«Появление в Париже художника, чуть ли не раньше всех прочих открывшего целую новую область искусства абстрактного может быть сочтено как сенсация. Такими же были все выступления Кандинского в Германии, где он закрепил себе широкую известность как живописными, так и графическими работами. К...
      150
      Елейная Музыка всё...
      11 ноября 22:32

      Утро туманное - И. С. Тургенев

      /?r=plwd Утро туманное, утро седое,Нивы печальные, снегом покрытые,Нехотя вспомнишь и время былое,Вспомнишь и лица, давно позабытые.Вспомнишь обильные страстные речи,Взгляды, так жадно, так робко ловимые,Первые встречи, последние встречи,Тихого голоса звуки любимые.Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,Многое вспомнишь ро...
      277
      Елейная ЖиГраСкуФо
      11 ноября 19:46

      Северное Возрождение

      Ренессанс стал важнейшей культурной вехой развития европейской цивилизации. В конце XV — начале XVI века Италия, подарившая миру Леонардо, Микеланджело и Рафаэля, распространила свое влияние практически на всю Европу. Так, практически на столетие позднее, зародилось Северное Возрождение, соединившее в себе торжествующий гуманизм и гиперборейскую строгость. ...
      89

      Сигэру Умэбаяси - Любовное настроение

      *** *** ...
      151
      Елейная Hijo de la chingada!
      11 ноября 15:28

      100янов - В ресторане (Юрий Стоянов, Дмитрий Певцов)

      *** ...
      206
      Елейная Православие
      9 ноября 23:46

      Достоверность чуда. Почему мы верим в Воскресение Христа

      Те из нас, кто застал эпоху государственного атеизма, вероятно, помнят официальную версию того времени — так называемую мифологическую теорию, которую в «Мастере и Маргарите» Берлиоз разъясняет поэту Бездомному:«Берлиоз же хотел доказать поэту, что главное не в том, каков был Иисус — плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе н...
      232

      Иоганн Пахельбель (1653-1706) Канон ре мажор

      Иоганн Пахельбель — один из значимых композиторов XVII века, неоценимо много сделавший для музыки барокко. А еще он учил музыке маленького Иоганна Себастьяна Баха. Но большинство знает мастера по Канону в ре-мажор. Считается, что по этому яркому произведению невозможно составить представление о творчестве Пахельбеля, но когда от соверше...
      727
      Елейная Православие
      9 ноября 21:13

      Кто «придумал» Церковь и как жили первые христиане

      ХРАМ ГРОБА ГОСПОДНЯ.Какой была христианская Церковь в самом начале? Как совершались первые литургии? О чем апостолы говорили в своей проповеди иудеям и язычникам? С какими трудностями столкнулись апостолы и первые христианские общины? Христос вознесся на небо — получается, Он оставил учеников в  одиночестве? На сороковой день после Воскресения Х...
      1949
      Елейная Православие
      9 ноября 19:50

      День памяти великомученицы Параскевы, нареченной Пятница 10 ноября

      Великомученица Параскева Пятница (Фото: pravoslavie.ru Святая Параскева была дочерью иконийских христиан, которые особо чтили день страданий Господа нашего Иисуса Христа — пятницу. Потому, когда Бог, в этот же день, даровал им дочь, они назвали ее также Пятницею (Параскевою — по-гречески).В последствии оказалось, что Параскева, сохраняя память о страд...
      281
      Елейная Православие
      9 ноября 19:28

      День преподобного Нестора Летописца 9 ноября

      Нестор Летописец. Миниатюра из Радзивиловской летописи, конец XV века Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах 11 века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит...
      190

      Зарок на Параскеву 9 ноября

      В этот день было принято давать обеты (Фото: macino, по лицензии Shutterstock.com) Дата по старому стилю: 27 октября.9 ноября — канун дня святой Параскевы, христианской великомученицы, жившей в 3 веке в Малой Азии. Как гласит предание, Параскева родилась в семье богатого сенатора, но уже в юности решила вести аскетическую жизнь. Когда император Диокле...
      319
      Елейная Православие
      7 ноября 23:20

      7 ноября 680 г., 1344 года назад, в Константинополе открылся VI Вселенский собор

      Шестой Вселенский Собор (Миниатюра 45 из Хроники Константина Манассии, 14 век, ) В Константинополе 7 ноября 680 года открылся VI Вселенский собор (также – Третий Константинопольский собор), созванный византийским императором Константином IV Погонатом, чтобы дать оценку учению монофелитов.Школа эта пыталась примирить ортодоксальное христианство с теори...
      316

      Дедовские плачи 7 ноября

      Вспоминали умерших родственников и друзей, накрывали обильный стол... (Фото: Andrii Muzyka, по лицензии Shutterstock.com) Дата по старому стилю: 25 октября.В этот осенний день вся природа плачет — дождем или снегом. И люди стали плакать вместе с ней — устраивать ритуальные плачи, получившие название дедовских, вспоминать умерших родственников и друзей...
      242

      День Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября

      Ежегодно 7 ноября в России отмечается памятная дата — День Октябрьской революции 1917 года.Формально этот праздник, в качестве памятной даты, был учрежден в 2005 году, когда были внесены изменения в Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России». Но на самом деле он имеет давнюю историю и знаком любому человеку, родившемуся и воспитанн...
      105
      Елейная ЖиГраСкуФо
      5 ноября 19:53

      Странные фарфоровые скульптуры, вдохновлённые природой. Кейт Макдауэлл. Анатомия, рисунки, естественные науки, скульптура, странно

      В своих изящных фарфоровых скульптурах художница-концептуалист Кейт Макдауэлл выражает свою интерпретацию столкновения между миром природы и современным воздействием индустриального общества на окружающую среду. Полученные в результате работы могут быть одновременно забавными и тревожными, поскольку анатомические формы людей и животных необъяснимым обра...
      165
      Елейная ЖиГраСкуФо
      5 ноября 16:47

      Рай на земле может создать только художник на своих картинах / АНРИ МАТИСС /

       Анри Матисс, Натюрморт. Раковина на черном мраморе, 1940 Пушкинский музей. Картины слева направо: «Уголок мастерской», 1912; «Мастерская художника (розовая мастерская)», 1911; «Настурции. Панно Танец», 1912 Как Анри Матисс стал художником, а не адвокатомКак многим детям из обеспеченных семей, Анри Матиссу была уготована судьба д...
      137
      Елейная ЖиГраСкуФо
      4 ноября 20:19

      Казимир Малевич — Скачет красная конница

      «Скачет красная конница...» • Жанровая сцена • Абстракционизм • Масло • Холст • 1932 • 140×91 • Русский музей • Санкт-ПетербургОписание картины «Скачет красная конница»По кромке бескрайней пустоши, под равнодушным бездонным небом протянулась багровая нить. Кровавым меридианом, хищными языками пока еще далеких пожарищ пляшет по горизонту Красная Сме...
      186
      Елейная ЖиГраСкуФо
      3 ноября 21:49

      Африканские приключения. Что искали Делакруа, Ренуар, Сарджент, Матисс и Клее по ту сторону Средиземного моря

      Если постараться составить идеальный для художника туристический маршрут на всю жизнь на основании биографий XIX—XX веков, то в нем будет несколько обязательных пунктов назначения. Учиться живописи нужно ехать в Париж, набираться опыта — в Италию, а когда настанет время что-то кардинально поменять — срочно отправляться в Африку. Почему европейские художники ...
      217
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика