Действительно, не стоит давать читать дуракам книги. (https://cont.ws/post/316331) Любые, не только “Мастера и Маргариту”. Поскольку дурак и из “Репки” (извините за каламбур) сделает дурацкие выводы.
То, что рукописи не горят Булгаков знал из собственного опыта. В середине 20-х годов писатель активно сотрудничал с газетами, журналами, издательствами и театрами. Особенный успех выпал на роман “Белая гвардия” и пьесу “Дни Турбиных”. После огромного успеха “Дней Турбиных” во МХАТе в прессе была развернута жесточайшая травля автора. От “окончательного решения” вопроса с Булгаковым писателя спасло то, что Политбюро ЦК ВПК(б) 7 раз принимало решения по произведениям Булгакова, а Сталин несколько раз побывал во МХАТе на “Днях Турбиных”. У партии и правительства особенных вопросов к писателю не было. Травили его “собратья по литературному цеху”, что нашло яркое отображение в романе. Первую редакцию “Мастера и Маргариты” Булгаков сжёг в начале 1930 года. Об этом он написал в Политбюро.
Но… “Боги мои, яду мне, яду…”
Травля не прекращалась и Булгаков ответил своим гонителям в романе. Сейчас это воспринимается нами как социальная фантастика, но, вероятно, в Москве того времени писателю было бы спокойнее всего в сумасшедшем доме.
Если Мастера Булгаков написал с себя, то Маргариту – со своей третьей жены. Для Елены Шиловской этот брак тоже был третьим. Если судить по переписке, то ни одной ссоры за всё время брака у них не было. Поэтому Воланд действительно мог дать им покой. Во всяком случае, Булгаков в это верил.
Нет, Воланд не искал самую распутную женщину в Москве. Воланд искал женщину, отчаяние которой столь велико, что она согласится на предложение дьявола. И нашёл.
После смерти Булгакова осталось 8 редакций романа. К печати в 1966 году в журнале “Москва” роман был подготовлен женой писателя. Она обладала хорошим вкусом и, вероятно, учитывала, что роман подвергнется цензуре, поэтому выбрала наименее фривольные варианты некоторых сцен из имеющихся в черновиках.
Оценили 9 человек
11 кармы