Поддержите Конт – сохраните и развивайте вашу платформу!

Церковь и искушения. Практический опыт саморегулировки системы.

0 536


Как бы кто не относился к Церкви, но эта большая сложная система доказала свою живучесть и устойчивость. Из существующих ныне нетайных и открытых к доступу организаций трудно найти более древнюю (с подобной степенью внутренней преемственности и исторической самотождественности). Опыт ее выживания должен быть очень востребован в современном мире, где, например, интереснейший и во многом полезный советский проект не пережил и одного века.

Эта статья является продолжением и расширением темы предыдущей. В ней был сделан вывод, что различные страсти являются для Церкви опасными (хотя и не абсолютно критичными) негативными факторами. Теперь посмотрим, как Церковь на практике решала и решает эту проблему.

Первые три века церковной истории — это эпоха гонений. Выделяют 10 крупных антихристианских репрессий в Римской империи, но были и другие (на местном уровне). Перспектива мученичества автоматически проводила положительный отбор по морально-нравственному признаку. Особенно в отношении иерархии, которая первая попадала под удар. В епископы тогда часто избирали богатых людей, но материальных злоупотреблений почти не встречалось (наоборот, иерархи покрывали немалую часть церковных расходов из собственных средств). Хотя отсутствия любых человеческих недостатков это не гарантировало, и первые внутрицерковные споры выявляли порой нетерпимость, честолюбие и т. п.

К IVв. долю христиан среди населения империи оценивают в 10%. В этих условиях происходит обращение государственной власти к христианству. Церковь затопляет масса более слабых духом и даже конъюнктурщиков. Как к этому относится, было выяснено еще в дискуссиях эпохи гонений (по проблеме обратного принятия отрекшихся) - Церковь сознательно жертвует отчасти «чистотой рядов» (и приятным самодовольством от этого), ради широты проповеди. Дисциплинарно-нравственная планка снижается и мучительно ищет оптимальный уровень, обеспечивающий баланс праведности и миссионерской доступности. Положительный эффект этого решения огромен — христианские ценности покоряют мир (преодолеваются нравственный и демографический кризис античности, отмирает рабство, синтез библейской традиции и античной философии открывает путь современной науке и т. д.), но и расплата тяжела — христиане сильно обмирщаются, а иерархию поражает хронический недуг по двум направлениям — злоупотребления материальные и властные (причем последнее в новой форме — слияния с госвластью). Историческим ответом на этот вызов становится появление монашества (института с более строгими требованиями), а затем переход к выбору епископов исключительно из монахов (это как минимум означает отсутствие личных наследников имущества — одного из мотивов личного стяжания). Другой вид ответа (более поздний и редкий) — особый вид подвижничества (и чин святости) — юродство (блаженные), обличающий лицемерие и ханжество номинального христианства.

Во втором тысячелетии (а где-то и еще в первом) православие побывало и в других видах исторических условий - закат империи, многовековое иноверное порабощение, перерождение государства из христанского в анти- или пост- или не- христианское и т. д. Но выработанные при этом формы и средства уже не носили универсального, общеправославного характера и выразились в своеобразии различных Поместных Православных Церквей, составляющих Вселенскую Церковь. В современных условиях мы не можем отследить историческую реакцию на текущее положение (слишком близкий масштаб приближения), но очень интересно исследовать вот этот «географический» срез современных практик жизни Православия в мире. Об этом в следующий раз.

P.S. Автор не связан профессионально с церковной деятельностью, но имеет (в качестве второго высшего) образование по специальности «Теология» уровня бакалавриата. Поэтому полной отсебятиной данный текст не является, но ошибки и заблуждения в нем, конечно, возможны. Возражения и уточнения принимаются с благодарностью. 

«Отвечать будет поздно». Как США планируют нанести ядерный удар по России?

Политолог Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей издания «Военное дело», объяснил почему первое применение ракеты «Орешник» состоялось без боевой части, а также прокомментировал...

Россия делает следующий шаг после "Орешника". Европе и скандинавам не понравится
  • Beria
  • Вчера 13:58
  • В топе

Россия сделала следующий шаг после применения "Орешника" по Днепропетровску. Наша страна близка к началу серийного производства нового "Искандера" с дальностью в 1000 км. Су...

Мигрантам хотят запретить работать в полиции даже после получения гражданства

В Госдуме появился законопроект о запрете работать в полиции бывшим мигрантам даже после того, как они получили гражданство РФ. Законопроект предложила партия «Справедливая Россия – За ...