Карл Дженкинс. Мультиинструменталист и музыкальный философ

26 872

Сэр Карл Уильям Пэмп Дженкинс  - валлийский мультиинструменталист и композитор. Его самые известные работы включают произведения Adiemus и серию альбомов Adiemus, Palladio, The Armed Man и Requiem.

Талант, трудоголик и везунчик — это все о нем. Карл родился 17 февраля 1944 года в валийском местечке с очень красивым названием Свенси (''Лебединое море'') и получил классическое музыкальное образование в знаменитом Кардиффском университете, который закончил в 1966 году бакалавром музыки. Но этого ему оказалось мало, и еще два года он провел, учась в не менее достойном месте, Лондонской Королевской Академии Музыки. Карл с детства любил джаз и сначала самоучкой, а потом и на специальных курсах в Barry Summer Jazz School научился играть на многих духовых и струнных инструментах, что позволило ему плавно влиться в лондонскую джазовую тусовку и в 1968 году войти в состав Grahem Collier Band. 

 Дженкинс стал известен как джазовый и джаз-роковый музыкант, играющий на саксофоне (баритон и сопрано), клавишных и гобое — необычном инструменте в джазовом контексте. Он стал одним из основателей джаз-роковой группы Nucleus, которая выиграла первый приз на джазовом фестивале в Монтрё в 1970 году. 

В 1972 году он присоединился к кентерберийской группе Soft Machine, играющей прогрессивный рок, и сопровождал её последние выступления в 1984 году.

Карл Дженкинс писал музыку для рекламных кампаний и был успешен и востребован в этой области. А его альбом Палладио появился случайно вовремя работы над одной из композиций. Он развил понравившуюся тему и получился очень яркий и выразительный хорал:

Аdiemus - это еще один очень интересный проект Дженкинса, появившийся тоже в середине 90-х. Это такая всеобъемлющая космическая музыка Земли. Может показаться, что она напоминает музыку Баха, возможно. Но это Бах, родившийся в наше время и играющий на всех возможных инструментах, от духовых и струнных до электронных органов.

 Музыку Дженкинса  трудно как-то однозначно классифицировать. В этом плане Adiemus поставил в тупик всех. Когда в 1995 году появился первый альбом  Adiemus «Songs Of Sanctuary», о нем заговорили сразу. Чаще всего специалисты указывают на определенную близость этого проекта к музыке «нью–эйдж». 

Adiemus

Суть проекта Adiemus - это сочетание академических принципов европейской классической традиции с оригинальным, преимущественно этническим вокалом и перкуссией. При этом, по словам самого автора вокалисты обращаются со своими голосами как с музыкальными инструментами. Вокалист «играет» на своем голосе и ему подыгрывает оркестр. Дженкинс вообще как-то писал, что голос, данный человеку природой или Богом, и есть древнейший музыкальный инструмент. И обращаться с ним надо соответственно. Тексты песен Adiemus составлены фонетически. Они на «никаком» языке: это просто звуки и звукосочетания, вызывающие определенные слуховые ассоциации. 

По мнению композитора, создается «универсальная» музыка, приятная на слух, благодаря своим земным корням, и вечная, благодаря своей универсальности. Использование эффекта «другого языка» свойственно не только Дженкинсу. Этот эффект при умелом использовании дает «плавающее восприятие, делая композицию одновременно и «ничьей» и «общей». Сам Карл Дженкинс писал, что звук универсален как язык музыки. Основные звуки в музыке Adiemus - разнообразные мелодичные скандирования и вокальные интерпретации Мириам Стокли (Miriam Stockly).

В конце 90-х родилось произведение, которое возможно стало главным для всего творчества Дженкинса — « Вооруженный человек» с подзаголовком Месса мира. Это оратория для солистов, хора и оркестра Она несет мощнейший антивоенный заряд и обращена ко всем людям на планете. Эта композиция включает отдельные части ординария на латыни и называется мессой, но на самом деле к богослужению католиков имеет весьма опосредованное отношение. Это, по сути дела, воплощение идей объединённых культурных традиций, где латынь соседствует с французским, а английский – с арабским. В стилевом отношении эта композиция тоже - «единство в многообразии». Оратория состоит из 13 частей.

The Armed Man. Оратория начинается с топота солдатских сапог, который становиться все громче и громче. Флейта пикколо выводит мелодию старинной солдатской песни 15 века «Вооруженный человек», которая дала название всей оратории. Здесь ее исполняет Оркестр Национальной Оперы Уэльса, и Валлийский хор. Дирижер – Карл Дженкинс. Запись 2004 года Все громче, громче звучат барабаны…

Вооруженный человек - The Armed Man - была заказана Королевским оружейным музеем к празднованию тысячелетия, чтобы отметить переезд музея из Лондона в Лидс, и была посвящена жертвам косовского кризиса. По своей сути это большое антивоенное произведение. В текстах - фрагменты религиозных текстов из Библии, Корана, Махабхараты. По своей насыщенности, сложности, широте замысла и реализации трудно с чем-то сравнить.

Angry Flames (Гневное пламя) По авторскому замыслу Дженкинса перед этой частью – 30 секунд полной тишины.

Музыка начинается с соло на трубе. Это – "Последняя застава" – мелодия, которую в Британии исполняют на военных похоронах. И сразу же за этим – рассказ о гибели Хиросимы. Это стихотворение японского поэта Тогэ Санкити, пережившего Хиросиму, но вскоре умершего от лейкемии. Вот перевод этого стихотворения:

Продираясь сквозь дым,
Поглотивший половину мира,
Огромный гриб восстал,
Закрыв собой все небо.
Черные, красные, синие сполохи
Пляшут в воздухе, сливаясь,
Разбрасывая сверкающие искры
Над всем городом.
Трепещущее как морская трава
Пламя рвется вперед.
Из густого дыма выползают на четвереньках
Бесчисленные человеческие существа,
Объятые огнем;
Обращаясь в угли,
То вспыхивая, то тлея,
Безволосые,
Застывшие в смерти.
Их поразило проклятье. 

Последние части оратории выражают надежду на преображение человечества, на жизнь без войны. Звучит знакомый мотив песни «Вооруженный человек», но с новыми словами, несущими простую истину: «Лучше мир, чем война» 

Agnus Dei (Агнец Божий)

В стилевом отношении как латинские, так и английские разделы оратории более близки традициям англиканских гимнов, чем континентальной многоголосной мессы. Некоторые разделы (например, Agnus Dei) своей безыскусной простотой и гармоничностью напоминают популярные подборки «музыки для релаксации».

Song Of The Spirit

Benedictus в исполнении огненного Хаузера из дуэта 2Cellos, Загребского филармонического оркестра и хора Zvjezdice

Хоровое произведение Дженкинса The Peacemakers (Миротворцы) включает тексты Махатмы Ганди, Мартина Лютера Кинга-младшего, Далай-ламы, Нельсона Манделы, Анны Франк и матери Терезы, а также слова из Библии и Корана с некоторыми специально написанными новыми текстами. К работе были привлечены около десятка различных хоровых коллективов. Эта работа - безусловный шедевр.

Requiem - II. Dies Irae

Palladio - Croatian Chamber Orchestra (произведение целиком)

Карл Дженкинс Adiemus, Танец дождя (Rain dance)

Для того, чтобы раскрыть все грани таланта сэра Карла Дженкинса, необходим не один пост. Прекрасная философская, космическая музыка захватывает душу и зовет в космические дали.

Karl Jenkins - Lament For The Valley

Особенно завораживающе звучит последняя работа Карла Дженкинса ''Imagined Oceans'', в которой сплелись четырнадцать романтичных произведений, посвященных объектам, что были обнаружены астрономами на поверхности Луны. Древние дали им очень симпатичные названия, а Карл Дженкинс пропустил каждое из них через свое воображение и поместил в океан музыки. Вот что получилось. И, надеемся, новые шедевры маэстро не заставят себя ждать.

Карл Дженкинс ''Imagined Oceans''

Не многим музыкантам в наши дни удается столь же искусно будоражить воображение слушателя, как это выходит у Карла Дженкинса и его проекта Adiemus. Одновременно являясь классическими, популярными и этническими, его произведения строятся на умелом совмещении народных инструментов, оркестра и человеческого голоса — древнейшего музыкального инструмента, которым пользуются люди. Удивительно только, как в столь некоммерческом жанре Карлу и его коллегам удается сочинять музыку, которая годами не покидает хит–парады. Неужели люди наконец–то научились понимать голоса Земли и музыку Вселенной?!


Источник 1  Источник 2 

Израиль не удержался от поставки вооружений в Восточную Европу, теперь эшелоны российских Су-35 устремятся в Иран
  • pretty
  • Сегодня 07:46
  • В топе

Тель-Авив пошел на рискованный шаг против России и теперь в страхе ждет у своих границ появления Су-35. Иран подтвердил, что приобрел эти истребители у РФ, и нет повода усомниться, что Тегеран примени...

Оплата принимается кровью

«Сергей, что бы кто не прогнозировал, но наблюдаю усиление внимания Харьковскому направлению.Знаю, что для принятия решения необходим определенный алгоритм проверок. Но вот сегодня с ПВ...

Мытьё посуды в Сене, крысы в Париже и как нам наказать Францию

1. Всё же мы сильно отстали от Европы. Река Сена в Париже настолько чистая, что уличные торговцы даже моют в ней посуду, прежде чем выкладывать на неё сосиски и прочую еду — необычайно вкусн...

Обсудить
  • :raised_hand:
  • Спасибо за знакомство с интересным композитором, Римма! :thumbsup: :sparkles: :sparkles: :sparkles: Мне больше всего понравилась композиция "Палладио" и "Benedictus" в исполнении Хаузера.
  • Огромное спасибо - я его совсем не знал. Замечательная музыка.
  • :thumbsup: :blush:
  • кайф :sunglasses: :clap: