Одна из самых почетных наград в области детской литературы и иллюстрации — премия имени Ханса Кристиана Андерсена. В советское время только один художник ее получил — Татьяна Алексеевна Маврина.
Кто-то знает рисунки Татьяны Мавриной по сказкам Пушкина, она неоднократно их иллюстрировала, другие — по ее сказочным животным, котам, петухам. Татьяна Алексеевна в общей сложности оформила почти 200 книг.
Происходила из дворянского рода.
Маврина — девичья фамилия матери художницы, история их рода прослеживалась почти до 13 века. Татьяна Алексеевна носила фамилию отца — Лебедева, а фамилию мамы использовала в качестве псевдонима. Родилась художница в Нижнем Новгороде. Ее отец преподавал литературу, мать работала в училище для девочек из бедных семей. У Татьяны Мавриной были две сестры и брат.
С детьми много занимались: музыка, французский и немецкий языки, рисование. Из любимых забав — домашний театр. Еще одна традиция — составление альбомов-тетрадей. Дети записывали туда мысли, стихи, рассказы, делали зарисовки, а родители затем сшивали и составляли семейные альбомы. Брат Татьяны Мавриной Сергей Лебедев стал создателем первой советской ЭВМ.
Обожала живопись, но в итоге бросила ее раз и навсегда.
После революции семья перебралась в Москву, где Татьяна Маврина поступила на живописный факультет ВХУТЕМАСа, искусство в те годы создавалось именно там. Татьяна Маврина попала в мастерскую к Роберту Фальку, авангардисту и участнику художественной группы «Бубновый валет».
По воспоминаниям Татьяны Мавриной, первые годы обучения ей показались не самыми увлекательными, но затем «все сменилось безоглядным увлечением живописью». Писать она любила обнаженную натуру, пейзажи, натюрморты.
Однако с живописью художница порвала молниеносно — последний свой холст она написала в 1942 году. А дальше, по признанию Мавриной, «писать было некогда, не на чем и нечем». К живописи она так и не вернулась.
Состояла в художественной группе «Тринадцать».
Общество состояло в основном из графиков, его члены пытались разработать новый пластический язык и бороться со «старым и новым академизмом». Тринадцать – по числу участников, однако ядром группы были художники Владимир Милашевский и Николай Кузьмин. Последний стал мужем Татьяны Мавриной.
Участники группы считали, что рисовать нужно быстро и без наброска, чтобы передать живое впечатление от натуры. Эту принципу Маврина следовала всю жизнь.
Во время войны рисовала Москву, чтобы сохранить о ней память.
Татьяна Маврина любила рисовать городские пейзажи. Вероятно, эта любовь началась еще в военные годы. В 1942-м она вернулась из эвакуации в Москву и ее поразила сама мысль о том, что город может быть разрушен во время бомбежек. Она начала зарисовывать памятники старины, но делать это приходилось быстро и незаметно, иначе могли принять за шпиона.
«Я ходила по Москве — из улицы в улицу, по всем переулкам и площадям, рисовала незаметно, иногда в кармане пальто, иногда заходя в чужие подъезды; запоминала, чтобы дома уже написать красками на небольших листиках серо‐голубой бумаги, на которой хорошо ложилась акварель и гуашь. Хорошо, что ее было вдосталь», — вспоминала Татьяна Маврина.
Собирала предметы народного творчества и иконы.
Татьяна Маврина и ее супруг, Николай Кузьмин, коллекционировали предметы народного искусства. Они ездили в небольшие города, собирали там прялки, подносы, иконы, посуду, вышивку. Затем художница их изучала и старалась перенести это впечатление в свои работы, так и родился ее стиль. Маврина часто иллюстрировала Пушкина.
Художница посвятила народному искусству несколько книг. Например, дымковская игрушка — книжка «Карусель», городецкая роспись — «Выбирай коня любого», игрушки-пряники — «Пряники пекутся, коту в лапы не даются», народные игрушки — «Тарарушки, тарарушки — это русские игрушки».
Несколько премий Татьяна Маврина получила за свои книжки-картинки «Сказочные звери» и «Сказочная азбука».
Татьяна Маврина прожила 93 года. К концу жизни она много болела и почти не выходила из дома. Несмотря на это, продолжала рисовать — то, что видела каждый день. В основном это были натюрморты с цветами на окне.
Татьяна Марина получила премию Христиана Андерсена в 1976 году, она была первой русской хужожницей, получившей премию Андерсена. Татьяну Марину ставили в один ряд с Васнецовым, Билибиным и Поленовым. Самой престижной премией в области детского книгоиздания остаётся премия Андерсена. Ею награждаются детские поэты и писатели, а также художники, рисующие иллюстрацию к их книгам.
Оценили 33 человека
63 кармы