15 марта исполнилось 100 лет со дня рождения ветерана войны, замечательного советского актера, народного артиста СССР Владимира Яковлевича Самойлова (1924-1999).
"Свадьба в Малиновке"
"По коням!" – кричал буденновцам Назар Дума, герой Владимира Самойлова в фильме "Свадьба в Малиновке" (1967). И было понятно, что время гадов-бандитов сочтено. Нет ни одного шанса у пана-атамана Грициана Таврического и его своры.
Водевиль на тему Гражданской войны оказался одним из самых кассовых фильмов в истории советского кино. В середине 1980-х именно этот фильм считался главной новогодней комедией, его обязательно показывали на ТВ. А Владимир Яковлевич Самойлов, блестящий драматический актер, обязательно горько вздыхал тогда – мол, сколько прекрасных ролей он сыграл, а люди помнят именно Назара Думу!
Нога в воде
В одном из эпизодов "Свадьбы в Малиновке" Назар Дума идет к бандитам с гармонью в руках и в надетой поверх офицерской формы солдатской шинели. Герой заметно хромает, и кажется, что делает он это специально, для образа. На самом деле режиссер Андрей Тутышкин использовал реальную хромоту Владимира Самойлова, которая была совершенно незаметна в других сценах.
Ногу актер чуть не потерял во время войны, и спасли ее чудом.
Весной 1941-го Самойлову исполнилось 17 лет. Он окончил школу и был одним из тех сотен тысяч советских школьников, которые в том июне отмечали выпускной. Этот образ юношеской надежды на счастливое будущее, прерванной страшной бедой, часто осмысливали в кино. Юные и счастливые парни и девушки, жизнь которых 22 июня перевернулась…
Самойлов не проходил по возрасту под призыв, поэтому пошел на фронт добровольцем. Как большинство фронтовиков, говорил о тех годах неохотно. Отделывался придуманной им формулой: "Подвигов не совершал, но и спину врагу не показывал". В 1943 году он был серьезно ранен. Осколок снаряда попал в ногу. Парня доставили в госпиталь, но рана загноилась, врачи готовились к ампутации. Что было дальше, известно лишь по чужим рассказам, поэтому напоминает легенду. Самойлов, уже находясь под наркозом, просто сбежал с операционного стола и бросился к реке. Опустил ногу в холодную воду и держал какое-то время. Так это было или иначе – уже неважно. Юноша выздоровел, но хромота осталась с ним на всю жизнь.
Любовь и театр
Так вышло, что и вся карьера Владимира Яковлевича, и вся его жизнь были теснейшим образом связаны с его женой Надеждой Федоровной. Они познакомились после войны в театральном училище в Одессе. По легенде, которую любят пересказывать в документальных фильмах о Самойлове, он пошел в училище за любимой, вроде как за компанию. Но на самом деле первокурсник Владимир влюбился во второкурсницу Надю уже во время учебы.
В 1951 году молодую семейную пару пригласили работать в Кемеровский театр. Причем "первой скрипкой" была именно Надежда. В 1952-м у них родился единственный сын Александр. В 1958 году они переехали в Горький (сейчас Нижний Новгород). И тут… Тут вдруг случилось что-то похожее на чудо. Самойлов сыграл в фильме "Неоплаченный долг", его заметили и пригласили в фильм "И снова утро", где он исполнил главную роль.
"Так всегда бывает в кино, – скромно говорил Владимир Яковлевич, – сыграл одну роль, сразу заметили и еще предложили".
Уже довольно известный по кино актер стал звездой Горьковского театра драмы. В 1964 году он играет Ричарда III в пьесе по трагедии Шекспира, и эта постановка становится событием всесоюзного значения. Столичные театралы едут в Горький на Самойлова! Спектакль снимают для центрального телевидения. Его запись, что почти чудо, сохранилась до наших дней. И здесь Самойлов использует свою хромоту для раскрытия характера английского короля.
Конечно, звезду зовут в Москву. Из нескольких вариантов Самойлов выбирает Театр им. Маяковского. Тут ему обещают ведущие роли, трехкомнатную квартиру и, что стало решающим для актера, берут в штат и его супругу.
Самойлов признавался друзьям, что очень переживает из-за Надежды. Корил себя за то, что его успехи заслонили талант жены. Все сложилось так, что она не смогла раскрыться в полной мере. Сама Надежда Федоровна, впрочем, говорила, что ее все устраивает. Да и семейные проблемы приходилось решать, конечно, ей.
Срывали съёмки "на троих"
Владимир Яковлевич был подвержен грехам своего времени. Во время съемок "Свадьбы в Малиновке" его жену из Москвы срочно вызвал режиссер. У актера бывали и романы, и увлечения, так что Надежда Самойлова приготовилась отбивать мужа у многочисленных прекрасных дам-актрис этого фильма. Но выяснилось, что съемки оказались под угрозой по другой причине.
Оказалось, что Самойлов в компании Михаила Водяного (Попандопуло) и Алексея Смирнова (в фильме он сыграл бандита Сметану, а в историю кино вошел как хулиган Федя из "Операции Ы...") так увлеклись спиртным, что буквально застопорили процесс. Самое удивительное было то, что достать выпивку в округе было невозможно. До ближайшего магазина – несколько километров, а за контрабандой строго следил режиссер. Тайна открылась позже. Бочка в хате, где жили актеры, была наполнена брагой, а все непосвященные были уверены, что там вода.
Владимир Самойлов блистал в Театре Маяковского, много снимался в кино. Фильмы с его участием "Дни Турбиных", "Сибириада", "Тени исчезают в полдень" и многие другие стали настоящей классикой.
Амплуа уже зрелого и по-прежнему очень сильного человека было довольно широким. Он играл красных директоров, министров, героических офицеров, реже — революционеров, шпионов и прочих преступников (включая фальшивомонетчика Динозавра из сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи»). Неизменно ярко, убедительно представал в образах деловых людей, будь то фабрикант Аркадий Клычков из телесериала «Тени исчезают в полдень» или директор эвакуированного в Великую Отечественную завода Михаил Шадуров в картине «Особо важное задание».
В знаменитом, качественно сделанном фильме Сергея Микаэляна «Премия» Владимир Яковлевич выделяется и статью, и голосом, и умением мыслить в кадре даже на фоне десятка артистов «высшей лиги». Его персонажи-начальники могут ошибаться, демонстрировать усталость, раздражение, но не умеют хитрить, подличать, двоедушничать. Они не станут глуповато шутить, неразумно, опасно для общества экспериментировать. Их общее кредо — ответственность и надежность. По большому счету, на таких скучных, «неинтересных» людях всегда держалась Россия.
Когда он начал активно работать с высокой литературной классикой, его Пугачев, Базаров-старший и даже Кирила Троекуров являли зрителю истинно русские характеры. В монументальной «Сибириаде» Андрона Кончаловского Афанасий Устюжанин в одиночку рубит дорогу через дремучую тайгу, «идя за ярчайшей звездой», и этот образ остается в памяти поклонников киноискусства навсегда.
100 ролей в фильмах, 250 — в театре, поразительные по тонкости и выразительности литературные аудиозаписи потребовали очень много напряженного труда (и минимум романтического энтузиазма). Возможно, в «эпоху застоя», на которую пришелся пик его творчества, данное обстоятельство казалось не самым выигрышным, зато сегодня психотип мужественного, морально и ментально крепкого, устойчивого отца-хозяина воспринимается народом как безусловный образец. Серьезность подхода и метода Самойлова восхищает, а производственная и бытовая рутина, где как рыба в воде ощущают себя его герои, выглядит спустя десятилетия как вполне благоприятная для нормального человека атмосфера. Двужильный, совестливый, по-хорошему безотказный, надежный мужчина — таков собирательный образ, оставленный нам в пример и назидание подлинно выдающимся актером Владимиром Яковлевичем Самойловым.
В сентябре 1999 года во время репетиции этого спектакля Самойлову стало плохо. Сердечный приступ прямо на сцене. Врачи не смогли спасти актера, а через два месяца ушла из жизни и его супруга Надежда.
Оценили 46 человек
91 кармы