Оказывается существует точка зрения, ставящая под сомнение введение Петром первым Юлианского календаря в России.
Прозвучало так: "..коротко, суть - Пётр Алексеевич не мог переходить на Юлианский календарь в 1700 году, т.к. вся остальная Европа переходила в этот (и следующий) год на Григорианский календарь. Царь-реформатор, перенимающий всё передовое с западных стран, НЕ МОГ параллельно с ними переходить на устаревающий Юлианский календарь! Тогда встаёт вопрос, а почему возникла необходимость изменить календарь в 1918 году?"
Вот что мне захотелось по этому случаю сказать..
Петра не могло не заботить будущее империи.
Судя по "делу государеву" расширенному и отменяющему тайну исповеди в своем отношении, Петр от религии интересовался лишь ее практической пользой, но не мог не понимать, что "духовная скрепа" в полной неволе проржавеет.
Перехватив внешнее управление, он оставил внутреннее самоуправление.
О чем это говорит? - Об уме царя, в том числе. Государству была необходима самоидентичность, позволяющая устоять перед соблазнами запада. Для части элиты вообще был нужен тормоз. В ту пору, да и поныне, без этого - никак.
Юлианский календарь, отличный от григорианского, служил важной вехой, не мешающей, но позволяющей России усваивать европейские технологии и экзерзисы и, при этом, оставаться "себе на уме".
Сбривание бород и смена старого летоисчисления имели целью оторвать новое поколение от влияния старого уклада, тормозящего в излишней самобытности развитие государства. Эту же цель преследовало и утверждение Юлианского календаря в качестве государственного: с одной стороны, Европа от него уходила, с другой, календарь был все же европейский (хотя и использовался на Руси уже несколько столетий, в основном, в церковной среде).
Можно расширить спецификацию задач, выполняемых календарем, но они имеют уже косвенное к теме отношение.
Итого. Петр продуманно ввел Юлианский календарь.
Оценили 4 человека
6 кармы