Слово "шапка" пришло в русский язык из французского через немецкий или польский. Позднее произошло обратное заимствование, и теперь у французов помимо слова "chapeau" в значении любого головного убора есть калькированное "chapka", относящееся только к меховой шапке-ушанке русского образца.
Одним из символов славянского народа, по мнению многих иностранцев, помимо русской водки, вкусных блинов и традиционных музыкальных инструментов, является шапка-ушанка. И сегодня этот головной убор пользуется не меньшей популярностью, чем когда-то. Он отлично согревает морозной зимой и эффектно дополняет любой модный образ.
Но родиной шапки-ушанки считается вовсе не Россия-матушка. По версии многих учёных, прообразом данного аксессуара является монгольский малахай – колпак конической формы, выполненный из выделанной овчины и широко распространённый в своё время среди кочевников.
Подобная большая шапка на меховой подкладке с большими "ушами" была незаменима в зимнее время года: её широкие отвороты надёжно оберегали лицевую часть головы татаро-монголов от ветра и метели. Она же являлась неплохой защитой в бою и могла уберечь не только от удара шашкой, но и от стрелы, выпущенной вражеским воином.
С течением времени малахай подвергался изменениям. Его отвороты стали раскраиваться на три части, тем самым давая возможность загибать их к верху и закреплять на темени. Среди древнерусского народа такая шапка начала пользоваться спросом после того, как татарское войско вторглось в Киевское государство. Удобный прибор пришёлся по душе многим славянам.
По другой версии, русская ушанка является модификацией шапки-цибаки, которая выглядела, как кожаный шлем с длинными ушами, выполненными из меха. В морозные дни длинными боковушками поморы обматывались, словно шарфом, уберегая тем самым открытую шею от сильного ветра. Предполагается, что поморы переняли данную модель от лопарей.
До XIII века в моде были так называемые треухи и более сложные магерки – шапки с отворотами, с разрезами впереди, где обычно крепили аграф или перо с драгоценным камнем и кисточкой, это украшение называлось "султан". Обычно на художественных полотнах того времени в таких головных уборах изображали польскую шляхту и украинских гетманов.
Тем не менее внешний облик и монгольского аксессуара, и поморской шапки до современного мехового убора для головы не дотягивал. Лишь в XIV веке появились аксессуары, которые более или менее были схожи с нынешней шапкой-ушанкой, – "кабардинка" из меха выдры и некий головной убор, эксплуатируемый преимущественно запорожцами.
В России в тот период особой популярностью также стал пользоваться треух. Треух как головной убор был идеален: подобная модель надёжно закрывала не только лицо со всех сторон, она основательно утепляла шею носителя и затылочную область его головы своей задней частью.
В начале XX века шапки-треухи считались аксессуарами крестьянского гардероба.
Однако со временем эта модель стала популярна и среди белогвардейцев-колчаковцев. Именно в тот период ушанку стали называть "колчаковка". Выполнялась она преимущественно из суконного полотна, а её козырёк обшивался аналогичной тканью. Хотя считалось, что "колчаковка" – облегчённая копия шапки известного исследователя Арктики, норвежского путешественника Фритьофа Нансена.
В 1934 году ушанка официально была признана аксессуаром военнослужащих морского ведомства. Ещё через 5 лет вместо суконной ткани для её пошива стали использовать натуральную кожу. Для изготовления уборов главнокомандующему руководству применяли мех ягнёнка тёмного цвета, а для среднего воинского состава и срочнослужащих – овчину аналогичного оттенка. Позже, в 1940 году шапка-ушанка стала частью армейской и милицейской формы. Для пошива таких моделей было решено использовать светлый мех.
Во времена перестройки этот аксессуар считался эксклюзивным товаром у спекулянтов. Приезжие иностранцы с большим воодушевлением приобретали ушанки или меняли на них привезённые с собой заграничные сувениры. Сегодня же такой русский головной убор является модным аксессуаром, способным не только изменять внешний облик своего обладателя, но и придавать ему оригинальный вид за счёт свисающих и двигающихся при ходьбе "ушек".
История русского головного убора, как и прошлое любого другого самобытного предмета, богата на интересные факты. Вот некоторые из них:
– Своеобразный убор из меха называют ушанкой во многих странах. В английском языке имеется, конечно, слово earflaps, но, по сведениям от носителей речи, оно применяется в речи крайне редко. Вместо него используют "ushanka", "russian fur hat" и "shapka".
– У приблатненной петроградской публики в начале 1920-х особым шиком считалась финка-ушанка – кожаная с каракулевой окантовкой.
– В своё время появиться в общественном месте без шапки считалось дурным тоном. Ушанка, кстати, являлась не только необходимым аксессуаром для людей, но и идеальным местом хранения: в её отворотах прятали деньги, бумаги и ценные вещи.
– Во времена правления Брежнева все члены политического бюро носили однотипные пыжиковые шапки. Партийный руководитель даже преподнёс такую ушанку в подарок американскому лидеру Джеральду Форду как символ истинного советского человека. Чуть позже для их изготовления стали использовать мех ондатры, тюленя и норки.
– В 90-е годы, когда норковые ушанки считались чем-то роскошным и престижным, их оберегали, а ночью оставляли в холодильной камере для того, чтобы с утра мех был стоячим и красивым, а снимая с головы, каждый раз трепетно встряхивали.
– После 2000-х годов русская ушанка переступила рамки своей практичности и появилась на мировом подиуме. Модным элементом ушанка стала благодаря кутюрье Вячеславу Зайцеву. Он первый использовал её в своих образах, следующими были Dolce&Gabbana.
Нынешняя шапка-ушанка абсолютно не нуждается в рекламе. Она является такой же частью русской истории, как валенки, чай из самовара с пышными блинами или куклы-матрёшки.
Оценили 15 человек
32 кармы