• РЕГИСТРАЦИЯ

Фольклор. «Деление мирового пространства в свете восприятия сюжетов быличек, сказок, обрядовых комплексов славянских народов»

2 1872

Былички как жанр устного народного творчества бытуют и по сей день. Сейчас они встречается даже среди городского фольклора, но уже в некоторой видоизмененной переходной форме от былички к страшилке.

В аутентичной форме, то есть в изначальной, быличка есть ни что иное, как устные рассказы о леших, домовых, водяных, русалках, кикиморе, баннике, огненном змее, оживших мертвецах, чертях и вообще о вмешательстве в людскую жизнь разных сверхъестественных сил из мира народной религии.

Быличка – это выражение религиозного сознания. Происхождение быличек как рассказов о достоверном восходит к временам, когда сложился весь ее мир – мир леших, водяных, русалок… Основу былички составляет рассказ о том или ином демонологическом существе. При рассмотрении того, какими чертами наделен персонаж, выясняется, что круг представлений о каждом из них строго очерчен. В быличках повторяются мотивы: действователи, их действия, объекты, на которые направлены действия, а равно – обстоятельства (место, время, образ действия, условия и т.д.).

Интересно, что придуманы эти истории были не случайно, а с воспитательной и даже оборонительной целью. Зачастую существуя как некоторого вида психологический оберег, былички помогали на психологическом уровне пережить и, самое главное, выйти живым из тех опасных мифологичиских ситуаций (встречи с чертом, водяным, лешим), которые в понимании человека XIX века были вполне реальными.

В виду этого былички можно разделить на несколько видов: былички о духах природы, о домашних духах, о черте, змее, проклятых, былички о колдунах, ведьмах, покойниках, о кладах, о вестниках судьбы, предзнаменованиях, о небесных силах.

В представлении человека XIX века окружающий мир качественно отличался от взгляда на мир современного человека. События, происходящие в обыденной жизни, но не поддающиеся человеческой логике, находили объяснение в таком жанре как былички. Пропало молоко у коровы? Виновата ведьма, которая молоко у коровы похитила. Пропал человек в лесу? Леший увел. Интересно по ходу такого рода объяснения в быличке давались ценные указания – способ обезопасить себя от негативных влияний со стороны нечистой силы. Отсюда и деление на былички о духах домашних, духах природных и т.д.

Былички давали особые предписания и инструкции для защиты не только двора или домашней скотины, но и человека. Водит Леший? Следует вывернуть всю одежду наизнанку, надеть на себя и перейти ручей. Встретил черта? Читай молитву. В отличие от народных примет или поверий, быличка имеет четкую сюжетную линию и имеет сложную образную структуру.

Основными персонажами быличек, в которых изображены природные духи, стали – леший, водяной, кикимора, полуденица, полевик и т.д. Вот одна из таких быличек:

«Рассказывал эту историю мне мой дядя. Приехал он в деревню к матери своей. Пошёл в лес дичь пострелять, на животных поохотиться (он был очень опытным охотником). Лес этот был знаком ему с детства, он знал в нём буквально каждое деревцо, но тут понял, что заблудился, начал тогда кричать: «Люди, есть здесь кто-нибудь? Отзовитесь!» Так он звал раза три. Вдруг кто-то ему ответил: «Я здесь. Как тебя зовут? Следуй за мной». Дядя имя не назвал, но пошёл за голосом, незнакомца он не видел, думал, что это лесник, он поможет. Так он шёл, шёл за голосом. Вдруг голос стих, дядя очнулся, видит: стоит он на каком-то пеньке, вокруг болото, сделал бы ещё шаг и увяз в болоте бы. Кое-как он оттуда выбрался, дошёл до дороги, поймал машину. Шофёр и рассказал дяде, что это его леший в лесу водил. «Повезло тебе, мужик, что ты имя своё не назвал, а то никогда бы из лесу не вышел»,- сказал шофер. А завёл дядю леший в соседнее село. Водитель был местным».

Анализируя текст данной былички, записанной в городе Богучар Богучарского района Воронежской области (Запись Мандрыкиной Е.), мы может обозначить несколько аспектов, характеризующих лешего и события, происходящие во время повести. Момент первый: Леший может водить любого человека, даже человека знающего лес как свои пять пальцев, ведь это его хозяйство, его территория, его пространство. Второе: ни в коем случае при встрече с лешим нельзя с ним знакомиться (называть свое имя) и идти за ним – это к добру не приведет.

В нашей памяти есть вполне установленные модели поведения при встрече с лешим. Если мы спросим сами себя, как выбраться из леса, если нас водит за нос мифологический персонаж, ответ будет более чем понятен. Наш мозг выдаст сразу несколько вариантов, а именно: переодеть наизнанку одежду, снять крест, или же перешагнуть водную преграду. Помятуя эти базисные для народного сознания модели поведения для затруднительной ситуации в условиях леса, мы подходим к основному вопросу данной статьи. Как же в действительности делилось пространство мира с точки зрения архаичного сознания славян?

Среди современного неоязычества есть установка на четырехчастное деление мира — явь,правь, славь и навь. Так ли это было на самом деле? И возможно ли, такое деление пространства в принципе?

Для начала – краткий экскурс в основополагающие аспекты неоязыческой теории:

Явь – Мир людей и живых существ;

Навь – Мир Духов и Бесов;

Славь – Мир Предков и Покровителей;

Правь – Мир Богов.

Все дело в том, что подобное деления мифологического, сакрального пространства как минимум нелогично. Для каких целей надо было делить пространство сакрального мира на миры богов добрых и плохих? Почему мир предков и мир богов разделен? Почему об этих важных аспектах архитипичного сознания нет сведений ни в быличках (главном свидетельстве о существовании духов пространств (низшей мифологии), ни в народных легендах, ни в сказках – основных сведениях о славянской архаике, дошедших до нас?

Все дело в том, что в действительности пространство мира у славян делилось на две части. А именно на мир живых и мир мертвых. Славянская культура — культура аграриев. Земля кормилица дает жизнь всему, что дает право на жизнь. Человек, видя цикл перерождений зерна из мертвого в живое, возрождение природы, смерть солнца и его возрождение, просто не мог придумывать дополнительные миры, да и зачем они были нужны? Внутри пространства сказки, былички, народной легенды, мы сталкиваемся с миром волшебным, то есть изначально запретным для посещения простых людей, и миром живым, миром людей. Элементарный пример из сказки – известный всем Кощей бессмертный, который, находясь в горах, сокрытый от глаз людских, чахнет над своим златом. Это, кстати говоря, есть ни что иное, как объяснение его имени: Кощей — Кошелёк, Кош — общие деньги общины, деньги общего пользования (бытующее слово у казаков-некрасовцев по сей день). Данное слово начинает бытовать в конце 19 — начале 20 века. Автор имени царя подземного мира – А.С. Пушкин, мастер метафор, иносказаний, дает ему такое имя, но мало кто знает, что в другом своем произведении, иносказательно он же говорит нам об имени хозяина мира мертвых, царя смерти. В своем произведении «Станционный смотритель» он абсолютно точно характеризует главного героя своей повести, дав ему фамилию Вырин абсолютно не просто так. В восточно-славянской и восточно-польской мифологии вырий есть ни что иное как, наименование рая, райского мирового древа, куда после смерти попадают души умерших. Именно поэтому станционный смотритель носит такую фамилию. Помимо всего прочего, гений русской литературы наделяет главного персонажа вполне конкретными функциями: он, как добрый хозяин станции, не только выслушивает все скорби пришедших к нему невесть откуда людей, но и отправляет их в ту же самую неизвестность, тем самым выступая своеобразным медиатором между миром станции, где он является хозяином и миром другим, внестанционным, который он покинуть, увы, не может.

В нашем сознании абсолютно четко закреплено пространственное деление на мир живых и мир мертвых, который, в свою очередь, делится на рай и ад – по сути, абсолютно равносильное деление. Никто и никогда не ответит на вопрос, кто сильнее: сторона добра или сторона зла, ведь без существования одного невозможно существование второго.

Тем самым мы можем вполне уверенно говорить, что деление мирового пространства славян-аграриев делилось именно на две части. Именно поэтому, чтобы спастись от лешего, нужно было перешагнуть водное препятствие. Ранее леса делились между племенами, рядом с которыми они эти леса произрастали. Делились они абсолютно по видимой водной границе — реке, поэтому, перешагнув водное препятствие, человек не спасался от лешего, а только переходил в другой лес, который считался чужой вотчиной, с абсолютно чужим хозяином.

Борьба жизни и смерти, обусловленная вполне понятным архаичным страхом, страхом смерти, страхом конечности, нашло отражение и в обрядах аграрного (календарного) цикла. Самым интересным и наиболее наглядным примером, на наш взгляд, будет широко известный обряд, используемый для воскрешения умершей (давшей ранее урожай) земли – «обряд похорон мух», бытовавший у жителей Рязанской, Калужской, Курской, Орловской и Брянской областях, жителей Калужской области, Серпухова. Особенность обряда заключалась в шуточных погребении мух, комаров и тараканов в землю. Насекомых специально «примораживали», погружая их в зимнее состояние сомнамбулизма, чтобы потом они возродились, вылетев из земли. При этом абсолютно точно носители аутентичной культуры свидетельствовали о том, что «комар и муха относят душу умершего на тот свет: комар-пискун и муха-говоруха прилетели к работнику, погибшему во время валки деревьев, и забрали его на небо. Комары перед осенью уносятся ветрами на тёплые моря и весною опять приносятся на Русь».

Над этими аспектами восприятия общемирового пространства славянских народов, как нам кажется, стоит задуматься...

Продолжение следует...


"Чё ле делай, даром не живи!"

«Скарабей» и «Сфера»: опубликовано видео работы роботов в Сирии

Телеканал «Звезда» опубликовал видео, наглядно демонстрирующее работу роботов «Скарабей» и «Сфера» в условиях Ближнего Востока. Благодаря роботам саперы могут без опасности для жизни пр...

Что-то с миром происходит...(ХАНДРА) О Коте и КОНТе

                                                        &nbs...

Сирия дает России и Ирану полный карт-бланш на Дейр-эз-Зор

Похоже, вырисовывается схема по возвращению сирийских нефтегазовых месторождений законному владельцу. Стало известно, что Дамаск предоставляет Москве и Тегерану возможность заняться вос...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...

    Появление писаного права в Древней Руси и княжеская власть

    Данные проблемы решались в том числе и путём создания и перера-ботки писаных сборников права. В.О. Ключевский, однако, считал византийским влиянием саму идею «законодательной обязанности» княжеской власти. Аналогичные воззрения мы видим также у М.К. Любавского . На первый взгляд, они правы, ибо правотворчество Ольги и Владимира Святого, вопреки известному в науке мнен...
    2160

    ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ И ПРИНЕСЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

    В «Повести временных лет» (ПВЛ) по Лаврентьевскому списку под 983 г. читаем: «Идее Володимеръ на Ятвяги, и победи Явтяги, и взя землю их, и иде Киеву, и творяше потребу кумиром с людми своими. И реша старци и бояре: «Мечемъ жребии на отрока и девицю, на негоже падеть, того зарежемъ богомъ». Аналогичный текст мы видим и в других древнейших летописях – Ипатьевской, Радз...
    2415

    Национальное сознание и самосознание России на историческом фоне.

    В мировой исторической науке немало написано о крайнем своеобразии русской цивилизации. Русь считают догоняющей, специфической европейской, азиатской, крестьянской, иррациональной, самой деспотичной, самой анархичной… Существует и множество других определений и осмыслений, предложенных историками, философами истории, культурологами. Сквозь туман предубеждений и идеоло...
    2709

    Ритуальные бесчинства - Анти-миры русского мира.

    Обрядовое ряженье встречается у многих народов. Оно известно в нескольких формах, каждая из которых так или иначе сопряжена с мотивом страшного мира. Одну из них (она характерна и для русской традиции) отличает связь с двумя особыми сторонами обрядовой культуры — игровой и смеховой.Ряженье - это всегда внешнее преображение. Меняя свой облик («облик человеческий премен...
    6357

    Соха, Чепигы - и другие тайны астрономии Русов.

    Потребности ориентации и определения времени рано выделили астрономию среди других областей научного знания в отдельную отрасль. Среди первых богов человечества -олицетворенные в светилах солнце и луна. На обширной территории, которую впоследствии заняли восточнославянские племена, издавна существовал разработанный культ светил, звезд и, возможно, астрономических явле...
    2377

    Архаическое сознание и медицина. - Ч.III.

    Рассматривая же сюжет о «невесте из бани», которая воспитывалась ба-енником до брачного возраста, легко понять, что до крещения и венчания, об-ретения женского головного убора – повойника и введения её в избу, что тож-дественно обретению соответствующего общественного статуса, это существо не имело никакого вида (облика), что тождественно, в свою очередь, отсут-ствию ...
    2748

    Архаическое сознание и медицина. - Ч.II.

    Восточным славянам были присущи обычные для архаических обществ и культур явления «перенесения» свойств одних предметов и явлений на другие, между которыми мыслилась, таким образом, своего рода связь. Так, для борьбы с вредоносным колдовством можно было нанести ведьме увечье, «заткнув в щелях хлева крапиву, нож или косу». Её также можно было уничтожить, если чучело ко...
    2601

    Славяно-Русы в VII веке, о чем умалчивает классическая наука.

    История Руси полна загадок и тайн, сегодня хотелось бы заострить внимание на одном, пожалуй в самом простом вопросе, если до образования Древней Руси, были известны племена вятичей, древлян, дреговичей, полян, то куда же подевались сведения о них? Неужели у этих племен не было соседей? Неужели все они были молчаливы и бесписьменны? Глупо предполагать, что сведений не ...
    2899

    "И все б, я пила, все б, я б, ела" - Питейная культура Древней Руси.

    В Древней Руси вплоть до XIV века существовали следующие напитки: живая вода, сытa, березовица , вино, мед, квас, сикера и ол. Грань между алкогольными и безалкогольными напитками была весьма условна. Безалкогольными являлись лишь первые два: вода и сытa (смесь воды и меда), да и последняя могла забродить и превратиться в слабоалкогольный напиток. Уже березовица (бере...
    3929

    Архаическое сознание и медицина. - Ч.I.

    Существуют очень интересные примеры смешения языческих и христи-анских черт в древнерусских апотропеях. «Г(оспод)и, помози рабу Своему Фоме», - такой чисто христианский текст читаем на кабаньем клыке, найденном во Вщиже в слоях уже XII в. Такое соседство поражает, ибо есть данные, согласно которым изначально кабан (свинья) – священное животное индоевропейцев, в том ч...
    2186

    Душа скоморохов. - Гудок - русская скрипка.

    Некоторые писатели уверены, что в скрипке скрыто женское начало. Она или озорная девчонка, или печальная женщина, или трагическая старуха. Народные исполнители считали, что звучание скрипки подобно человеческому голосу. А еще говорят, что столетия назад извлекать из скрипки мелодию удавалось только мужчинам. Сегодня скрипичная игра в деревнях практически исчезла. Сей...
    3429

    Обретение утраченного. Обряд принятия волчьей силы.

    Здравствуйте, дорогие друзья!Продолжаю публиковать серию постов, посвящённых восприятию волчьей силы в казачьей среде.Данные Льва Диакона  и «Слова о полку Игореве» не просто подтверждают друг друга, но и показывают, что оборотень, в том числе и лидер-оборотень становится таковым не в силу наказания за совершённые преступления, на что акцентируют внимание древнег...
    2640

    Илья Муромский (Русский) - Европейский след русского эпоса.

    Фольклорные герои далеко не всегда остаются только в рамках одной культуры. Контакты между народами приводят и к тому, что и герои их сказаний, эпических песен, мифов могут перейти межэтнические границы и стать героями народного творчества уже другого народа. Иногда такие переходы оказываются полезными при попытках уточнить хронологию появления фольклор...
    2808

    Обряд принятия волчьей силы.- Инициация.

    Тема оборотничества – одна из тех мистических тем, что обрели особую популярность в последние годы: книги, фильмы, разнообразные байки-страшилки вовсю её муссируют. Возможно, одной из причин популярности является тот факт, что в данном случае байки и легенды имеют под собой вполне реальную, хотя и не буквальную, основу – как в истории, так и в психиатрии (ликантропия)...
    3491

    Фольклор. - Феномен куклы в мировом массовом сознании. Часть II.

    Детской игрушкой кукла стала не так давно, а фигурки, изображающие человека, появились чуть позже, чем сам человек.Все, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным и очень часто жестоким и пугающим: с неба лилась вода и падал стрелами огонь (дождь и молния). Вода, если это был сильный ливень, смывала и уносила жилища, людей, посевы. Когда разливались...
    3062

    Фольклор. - Феномен куклы в мировом массовом сознании. Часть I.

    Кукла — одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. Трудно сказать точно, но кукла как детская игрушка появилась у славян около 1000 лет назад — это подтверждают ...
    3340

    Обряд принятия волчьей силы.- Продолжение. -Индоевропейские корни.

     Согласно легендам, Ромул и Рем, Кир, Заратуштра были выкормлены волчицами. Такие предания восходят к тотемическим мифам. Ведь реальные дети-«маугли» приживаются в человеческом обществе с большим трудом. Волк, особенно часто изображавшийся в искусстве сарматов, видимо, был их тотемом. В нартовском эпосе осетин (потомков сармато-аланов) предком героев-нартов являе...
    5738

    Судьба Русов. - Пасха - Ты ли это?

    Христианский праздник пасхи имеет длинную и сложную историю.Древнееврейский праздник пасхи зародился приблизительно 3500 лет назад, когда евреи занимались скотоводством кочуя со своими стадами по Аравийской пустыне Изначально это был скотоводческий праздник. Так как весна была важным моментом в жизни скотоводов, именно весной происходил массовый приплод...
    13157

    Обряд принятия волчьей силы. - Продолжение. - Психосоматическая защита.

    В мифологии и эпосе индоевропейских народов важное место занимает образ воина-оборотня. Представление о том, что человек может превратиться на время в животное (и сохранить при этом человеческий разум) восходит своими корнями к временам тотемизма.Самые известные животные для подражания являлись кабан, медведь, волк (собака). Вообще, волк являлся визитной карточкой и...
    6435

    Обретение утраченного. Обряд принятия волчьей силы.

    Древние источники - саги, летописи, древние песни и сказания - древнейшие рассказы, которые позволяют понять саму душу народа. О Гуннлауге Змеином Языке, о Тормоде Скальде Чернобровной, о Магнусе Добром, коего Ярослав Мудрый в детстве держал у самого сердца своего…«Старшая» и «Младшая Эдды». Сборники рассказов о песен о богах и героях, - великих и коварных, сильных и ...
    14107
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика