• РЕГИСТРАЦИЯ

Фольклор. «Деление мирового пространства в свете восприятия сюжетов быличек, сказок, обрядовых комплексов славянских народов»

2 2544

Былички как жанр устного народного творчества бытуют и по сей день. Сейчас они встречается даже среди городского фольклора, но уже в некоторой видоизмененной переходной форме от былички к страшилке.

В аутентичной форме, то есть в изначальной, быличка есть ни что иное, как устные рассказы о леших, домовых, водяных, русалках, кикиморе, баннике, огненном змее, оживших мертвецах, чертях и вообще о вмешательстве в людскую жизнь разных сверхъестественных сил из мира народной религии.

Быличка – это выражение религиозного сознания. Происхождение быличек как рассказов о достоверном восходит к временам, когда сложился весь ее мир – мир леших, водяных, русалок… Основу былички составляет рассказ о том или ином демонологическом существе. При рассмотрении того, какими чертами наделен персонаж, выясняется, что круг представлений о каждом из них строго очерчен. В быличках повторяются мотивы: действователи, их действия, объекты, на которые направлены действия, а равно – обстоятельства (место, время, образ действия, условия и т.д.).

Интересно, что придуманы эти истории были не случайно, а с воспитательной и даже оборонительной целью. Зачастую существуя как некоторого вида психологический оберег, былички помогали на психологическом уровне пережить и, самое главное, выйти живым из тех опасных мифологичиских ситуаций (встречи с чертом, водяным, лешим), которые в понимании человека XIX века были вполне реальными.

В виду этого былички можно разделить на несколько видов: былички о духах природы, о домашних духах, о черте, змее, проклятых, былички о колдунах, ведьмах, покойниках, о кладах, о вестниках судьбы, предзнаменованиях, о небесных силах.

В представлении человека XIX века окружающий мир качественно отличался от взгляда на мир современного человека. События, происходящие в обыденной жизни, но не поддающиеся человеческой логике, находили объяснение в таком жанре как былички. Пропало молоко у коровы? Виновата ведьма, которая молоко у коровы похитила. Пропал человек в лесу? Леший увел. Интересно по ходу такого рода объяснения в быличке давались ценные указания – способ обезопасить себя от негативных влияний со стороны нечистой силы. Отсюда и деление на былички о духах домашних, духах природных и т.д.

Былички давали особые предписания и инструкции для защиты не только двора или домашней скотины, но и человека. Водит Леший? Следует вывернуть всю одежду наизнанку, надеть на себя и перейти ручей. Встретил черта? Читай молитву. В отличие от народных примет или поверий, быличка имеет четкую сюжетную линию и имеет сложную образную структуру.

Основными персонажами быличек, в которых изображены природные духи, стали – леший, водяной, кикимора, полуденица, полевик и т.д. Вот одна из таких быличек:

«Рассказывал эту историю мне мой дядя. Приехал он в деревню к матери своей. Пошёл в лес дичь пострелять, на животных поохотиться (он был очень опытным охотником). Лес этот был знаком ему с детства, он знал в нём буквально каждое деревцо, но тут понял, что заблудился, начал тогда кричать: «Люди, есть здесь кто-нибудь? Отзовитесь!» Так он звал раза три. Вдруг кто-то ему ответил: «Я здесь. Как тебя зовут? Следуй за мной». Дядя имя не назвал, но пошёл за голосом, незнакомца он не видел, думал, что это лесник, он поможет. Так он шёл, шёл за голосом. Вдруг голос стих, дядя очнулся, видит: стоит он на каком-то пеньке, вокруг болото, сделал бы ещё шаг и увяз в болоте бы. Кое-как он оттуда выбрался, дошёл до дороги, поймал машину. Шофёр и рассказал дяде, что это его леший в лесу водил. «Повезло тебе, мужик, что ты имя своё не назвал, а то никогда бы из лесу не вышел»,- сказал шофер. А завёл дядю леший в соседнее село. Водитель был местным».

Анализируя текст данной былички, записанной в городе Богучар Богучарского района Воронежской области (Запись Мандрыкиной Е.), мы может обозначить несколько аспектов, характеризующих лешего и события, происходящие во время повести. Момент первый: Леший может водить любого человека, даже человека знающего лес как свои пять пальцев, ведь это его хозяйство, его территория, его пространство. Второе: ни в коем случае при встрече с лешим нельзя с ним знакомиться (называть свое имя) и идти за ним – это к добру не приведет.

В нашей памяти есть вполне установленные модели поведения при встрече с лешим. Если мы спросим сами себя, как выбраться из леса, если нас водит за нос мифологический персонаж, ответ будет более чем понятен. Наш мозг выдаст сразу несколько вариантов, а именно: переодеть наизнанку одежду, снять крест, или же перешагнуть водную преграду. Помятуя эти базисные для народного сознания модели поведения для затруднительной ситуации в условиях леса, мы подходим к основному вопросу данной статьи. Как же в действительности делилось пространство мира с точки зрения архаичного сознания славян?

Среди современного неоязычества есть установка на четырехчастное деление мира — явь,правь, славь и навь. Так ли это было на самом деле? И возможно ли, такое деление пространства в принципе?

Для начала – краткий экскурс в основополагающие аспекты неоязыческой теории:

Явь – Мир людей и живых существ;

Навь – Мир Духов и Бесов;

Славь – Мир Предков и Покровителей;

Правь – Мир Богов.

Все дело в том, что подобное деления мифологического, сакрального пространства как минимум нелогично. Для каких целей надо было делить пространство сакрального мира на миры богов добрых и плохих? Почему мир предков и мир богов разделен? Почему об этих важных аспектах архитипичного сознания нет сведений ни в быличках (главном свидетельстве о существовании духов пространств (низшей мифологии), ни в народных легендах, ни в сказках – основных сведениях о славянской архаике, дошедших до нас?

Все дело в том, что в действительности пространство мира у славян делилось на две части. А именно на мир живых и мир мертвых. Славянская культура — культура аграриев. Земля кормилица дает жизнь всему, что дает право на жизнь. Человек, видя цикл перерождений зерна из мертвого в живое, возрождение природы, смерть солнца и его возрождение, просто не мог придумывать дополнительные миры, да и зачем они были нужны? Внутри пространства сказки, былички, народной легенды, мы сталкиваемся с миром волшебным, то есть изначально запретным для посещения простых людей, и миром живым, миром людей. Элементарный пример из сказки – известный всем Кощей бессмертный, который, находясь в горах, сокрытый от глаз людских, чахнет над своим златом. Это, кстати говоря, есть ни что иное, как объяснение его имени: Кощей — Кошелёк, Кош — общие деньги общины, деньги общего пользования (бытующее слово у казаков-некрасовцев по сей день). Данное слово начинает бытовать в конце 19 — начале 20 века. Автор имени царя подземного мира – А.С. Пушкин, мастер метафор, иносказаний, дает ему такое имя, но мало кто знает, что в другом своем произведении, иносказательно он же говорит нам об имени хозяина мира мертвых, царя смерти. В своем произведении «Станционный смотритель» он абсолютно точно характеризует главного героя своей повести, дав ему фамилию Вырин абсолютно не просто так. В восточно-славянской и восточно-польской мифологии вырий есть ни что иное как, наименование рая, райского мирового древа, куда после смерти попадают души умерших. Именно поэтому станционный смотритель носит такую фамилию. Помимо всего прочего, гений русской литературы наделяет главного персонажа вполне конкретными функциями: он, как добрый хозяин станции, не только выслушивает все скорби пришедших к нему невесть откуда людей, но и отправляет их в ту же самую неизвестность, тем самым выступая своеобразным медиатором между миром станции, где он является хозяином и миром другим, внестанционным, который он покинуть, увы, не может.

В нашем сознании абсолютно четко закреплено пространственное деление на мир живых и мир мертвых, который, в свою очередь, делится на рай и ад – по сути, абсолютно равносильное деление. Никто и никогда не ответит на вопрос, кто сильнее: сторона добра или сторона зла, ведь без существования одного невозможно существование второго.

Тем самым мы можем вполне уверенно говорить, что деление мирового пространства славян-аграриев делилось именно на две части. Именно поэтому, чтобы спастись от лешего, нужно было перешагнуть водное препятствие. Ранее леса делились между племенами, рядом с которыми они эти леса произрастали. Делились они абсолютно по видимой водной границе — реке, поэтому, перешагнув водное препятствие, человек не спасался от лешего, а только переходил в другой лес, который считался чужой вотчиной, с абсолютно чужим хозяином.

Борьба жизни и смерти, обусловленная вполне понятным архаичным страхом, страхом смерти, страхом конечности, нашло отражение и в обрядах аграрного (календарного) цикла. Самым интересным и наиболее наглядным примером, на наш взгляд, будет широко известный обряд, используемый для воскрешения умершей (давшей ранее урожай) земли – «обряд похорон мух», бытовавший у жителей Рязанской, Калужской, Курской, Орловской и Брянской областях, жителей Калужской области, Серпухова. Особенность обряда заключалась в шуточных погребении мух, комаров и тараканов в землю. Насекомых специально «примораживали», погружая их в зимнее состояние сомнамбулизма, чтобы потом они возродились, вылетев из земли. При этом абсолютно точно носители аутентичной культуры свидетельствовали о том, что «комар и муха относят душу умершего на тот свет: комар-пискун и муха-говоруха прилетели к работнику, погибшему во время валки деревьев, и забрали его на небо. Комары перед осенью уносятся ветрами на тёплые моря и весною опять приносятся на Русь».

Над этими аспектами восприятия общемирового пространства славянских народов, как нам кажется, стоит задуматься...

Продолжение следует...


Авторские статьи от Фонда Светославъ

    Они ТАМ есть! Русский из Львова

    Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

    «Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

    Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

    Война за Прибалтику. России стесняться нечего

    В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Светославъ Вчера 16:54

      Екатерина II: было ли наследие великим? Виталий Захаров и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео представлен критический анализ жизни и правления Екатерины II, императрицы Российской империи. Также в нем освещен и её интереснейший путь — от немецкой принцессы, до одной из самых могущественных фигур в истории России.Вы подробнее узнаете о том, как её происхождение и воспитание, её окружение и целеполагание сформировали её характе...
      44
      Светославъ 24 апреля 21:06

      Красная горка

      «Красная горка» — это один из древних, ярких и любимых народных праздников со времен Древней Руси.В православной традиции праздник посвящался явлению Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения.Но не смотря на то, что этот праздник на сегодняшний день воспринимается как часть православных традиций, онвместе с этим имеет и глубокие архаичные к...
      624
      Светославъ 18 апреля 15:44

      Арийская молодость древних славян. Лекция Германа Артамонова №5 // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео известный историк Герман Анатольевич Артамонов читает следующую лекцию из анонсированного цикла, на тему происхождения славян. За более чем двухсотлетнюю историю изучения эта тема обросла множеством гипотез как научного, так и фантастического порядка. В своём расследовании, профессор обращается к данным различных наук: археологи...
      79
      Светославъ 15 апреля 19:29

      Детская страшилка – особый жанр русского фольклора

      Здравствуй, дорогой читатель! Сегодня хотелось бы затронуть очень интересную тему, знакомую каждому с самого детства, которая отзывается внутри особым трепетом и чувством — тему детского страха и методов борьбы с ним.Каждый из нас помнит, как в возрасте от шести лет рассказывал или слышал особые истории, которые возникали в среде детства. Эти рассказы, ...
      508
      Светославъ 11 апреля 17:54

      Языческий марш русских Богов. Игорь Лисюченко и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео Вас ожидает захватывающее интервью, которое Герман Анатольевич Артамонов провел с Игорем Васильевичем Лисюченко на тему истоков и культурного наследия изначального древнерусского язычества, акцентируя внимание на самых известных и почитаемых в системе славяно-русского язычества божествах - Перуне и Велесе.В разговоре затрагиваются пр...
      73
      Светославъ 26 марта 15:30

      Смерть Ивана Грозного, эзотерика и мавзолеи, роль золота // Герман Артамонов. Спросите историка #5

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео. Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:00:40 О происхождении территориально-соседской общины у славян06:11 Об эзотерике и мавзолеях14:40 О французском языке в русском дворянстве и русофобии17:40 О мировых религиях и...
      136
      Светославъ 21 марта 17:25

      О "киевской" колыбели и многонациональном народе России. Вадим Долгов и Герман Артамонов. СветославЪ

      В нашем новом видео обсуждается одна из самых актуальных и острых тем древнерусской истории: существовало ли государство "Киевская Русь" и являлось ли оно общей колыбелью для русских, белорусов и украинцев? В ходе беседы исследуется влияние этой проблематики на исторические и современные отношения между Россией и Украиной, включая вопросы о принадлежнос...
      73
      Светославъ 14 марта 17:11

      Коварство позитивизма или как научиться диалектике. Лекция Германа Артамонова №4 // Фонд СветославЪ

      В новой лекции выдающегося историка нашей современности, профессора кафедры истории России в Московском педагогическом государственном университете, Германа Анатольевича Артамонова, продолжается обсуждение теоретических аспектов гуманитарного научного знания в современной России. Сосредотачиваясь на дискуссии о сущности этнических общностей, профессор в...
      82
      Светославъ 11 марта 19:20

      Масленица – традиция русской культурной идентичности

      В памяти каждого из нас есть определенные, заложенные нашей традицией – особые, хранимые отрезки, отвечающие за важность сохранности идентичности родной культуры, поэтому задав вопрос «о самом значимом празднике, для которого характерен переход с зимы на весну», любой считающий себя по праву русским человек, ответит: — «Масленица».Это в действительности...
      82
      Светославъ 7 марта 17:14

      Древний Киев в прицеле Питера и Москвы. Андрей Дворниченко и Герман Артамонов // Фонд Светославъ

      Андрей Юрьевич Дворниченко — доктор исторических наук , профессор, раскрывает в нашем новом видео множество актуальных вопросов: о сущности и критериях государственности в Древней Руси, о демократии и вечевых институтах, об исторических традициях и влиянии государства на общество, о реформах и контрреформах, а главное — о понимании комплексного подхода ...
      57
      Светославъ 29 февраля 20:57

      Александр Невский: мифы и реальность. Вадим Долгов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео известный историк, профессор, д.и.н. Вадим Долгов делится своей новой масштабной работой по исследованию итогов государственной и военной деятельности Александра Невского, основываясь на глубоком и обширном анализе исторических источников и историографии на сегодняшний день. От великих битв до дипломатических триумфов, от монгольског...
      656
      Светославъ 22 февраля 17:08

      Как кроманьонец завоёвывал мир. Мария Добровольская и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео представлен комплексный анализ Сунгирской находки, одного из самых значительных археологических открытий, относящегося к верхнему палеолиту (примерно 30 000 лет назад). В нём Вы узнаете об особенностях уникальных Сунгирских погребений, включая известные на весь мир захоронения вождя и подростков, что выделяет их среди других археолог...
      112
      Светославъ 15 февраля 17:34

      Как "Советы" погубили марксизм. Лекция Германа Артамонова №3 // Фонд СветославЪ

      Откройте для себя новый масштаб исторических научныхдискуссий в продолжении нашего исторического курса лекций,представленного известным историком, профессором МПГУАртамоновым Германом Анатольевичем.В данном видео вы продолжите знакомство сметодологическими проблемами и школами историческойнауки, узнаете об этнопсихологической школе США,диалектическом ма...
      215
      Светославъ 12 февраля 17:19

      Русское арианство, отсутствие культуры и грамота на Руси // Герман Артамонов. Спросите историка #4

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео. Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:Препятствовало ли православие развитию грамотности?Что можно противопоставить тезису «у России нет своей культуры»? «Русское арианство»Свои вопросы вы можете оставлять в к...
      60
      Светославъ 8 февраля 17:07

      О вере и Богах наших предков. Игорь Лисюченко и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      Наше новое видео посвящено одной из загадочных сторон верований восточных славян. Везде в мире монотеистические религии выжигали прежние языческие верования огнем и мечом. И только в Древней Руси язычество не только не было уничтожено, но и нашло убежище в лоне Православной церкви. В новом видео будет раскрыта корневая и многоаспектная причина этого фен...
      428
      Светославъ 1 февраля 17:08

      Всемирный путь русской цивилизации. Алексей Гапонов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      Друзья!Это не просто увлекательная беседа двух специалистов в своих областях, это возможность больше узнать о глобальных исторических процессах, протекающих на нашей планете и о том удивительном времени, в котором выпала честь жить нашим поколениям.Не кризис, но величайший перелом в жизни человечества переживаем мы ныне.  Русские космисты назвали е...
      259
      Светославъ 29 января 17:36

      О Рюрике, Иване Грозном, «Сказах Захарихи» и католицизме // Герман Артамонов. Спросите историка #3

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео.Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:О подлинности «Сказов Захарихи», «Велесовой книги»Об отличии католицизма и "нашего" православияОт какого именно императора Августа вел свою родословную Иван Грозный?О связи Рюри...
      110
      Светославъ 26 января 20:39

      Физическая антропология: о чем рассказал Некрополь? Мария Добровольская и Герман Артамонов

      Что такое физическая антропология, и кто является основателем этой отрасли естествознания? Что она дает историкам и археологам? Откуда и когда произошел человек согласно этой науке? Чем отличался человек 5000 лет назад от человека современности?На эти и другие вопросы в беседе с Германом Артамоновым ответит российский антрополог и археолог, доктор истор...
      804
      Светославъ 25 января 17:10

      Кроманьонец: в поисках «земли обетованной». Мария Добровольская и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео вас ждет погружение в эпоху, когда человечество только начинало свой путь.Вы познакомитесь с жизнью кроманьонцев и исследуете древние поселения Костенок, включая статуэтки палеолитических Венер и известную находку погребения из Маркиной горы.Также узнаете об Усть-ишимском человеке, и о том как природные условия и вулканы влияли на жи...
      107
      Светославъ 23 января 19:33

      ​Новолетие в истории русского народа: о ритуале и пище.

      Дорогие друзья, близятся к своему концу важные даты календарного цикла, думаю каждый из нас с нетерпением ждал чудес и загадывал важные желания в этот период. Каждая семья и город имеют свои внутренние локальные традиции, не говоря уже о народе. А всегда ли одинаково праздновался новый год? Об этом и многом другом в нашей новой статье.Исторически русски...
      672
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика