• РЕГИСТРАЦИЯ

Фольклор. - Весенние театральные игрища крестьян.

8 3276

Все мы неоднократно видели на площадках городских мероприятий скоморохов,сжигание чучела масленицы, и где-то в глубине души догадывались, что это все только элементы традиционного обрядового ряженья, о котором и пойдет речь в настоящей статье. Особо хотелось бы обратить внимание, на весенний обрядовый цикл русского народа.

Весенний цикл включает в себя, помимо Масленицы, великопостный комплекс (Прощенный день, Жиловый понедельник, Сороки (Сорок святых), Средокрестъе, Вербное воскресенье, Чистый четверг и Страстную пятницу на Страстной/Страшной неделе накануне Пасхи), Паску Пасху, (Красную горку) и Провода/Проводы.

Масленица (март / февраль).

Праздник был популярен и в станицах, и в городах и длился неделю, которая в народе так и называлась - масляной, реже сырной и совсем редко «масныци». В единичных случаях сохранились названия дней (этапов) праздника: первый день - встреча Масленицы, второй - вязание колодок, последний - проводы (ст. Подгорная). В ст. Кубанской в последний день «провожали» Масленицу, в Гостагаевской -«отправляли» В ст. Каладжинской всю праздничную неделю называли «широкой Масленой», но «с четверга она суживалась, начинаются прощенные дни» .

В большинстве станиц встреча и проводы не выделялись, а основными компонентами праздника были вязание колодок, взаимные гостевые визиты с угощением ритуальной пищей, различные игровые и развлекательные элементы, в том числе утратившее обрядовое значение ряжение и ритуал прощения в последний день Масленицы. Этот состав праздника можно считать универсальным для Кубани, несмотря на то, что в различных станицах почти в каждом компоненте имелись свои, порой существенные, особенности.

Игровая и развлекательная сторона Масленицы разнообразна и включает элементы, имевшие в прошлом обрядово-магическое значение: ряжение, катание на санках с горы и пр.

В немногих случаях зафиксировано изготовление чучела из соломы, которое носили по станице ряженые.

Основным же моментом этого праздника были взаимные гостевые визиты, в первую очередь к родственникам по линии жены, подтверждение дружеских отношений, т.к. в эту неделю «нельзя ссориться, завидовать».

Наиболее крупными праздниками летне-осеннего периодов являлись Троица и Иван Купала.

Троица.

Такие номинации семицко-троицкой обрядности, как Семик, Духов день, «зеленые святки», «русальный Вылыкдэнь» на Кубани встречались редко и к началу XX в. практически вышли из употребления. За праздником закрепилось общее название - Троица, а среди верующего населения - Пятидесятница.

Троица как праздник - явление многокомпонентное, включающее в себя как обрядовые, так и необрядовые формы. Помимо этого, для нее, как и для других праздников и обрядов, характерны изменения во времени и вариативность отдельных компонентов. Поэтому мы остановимся лишь на основных се структурных единицах, выделив следующие из них: обряды и ритуалы, связанные с растительностью (в т.ч. относящиеся к основному обрядовому деревцу); завивание венков; кумление (панибратство); представления, связанные с русалками; обряды и представления, относящиеся к птицам и животным (обряды «крещения и похорон кукушки», «вождение комаря»); обрядовая пища и коллективная трапеза; необрядовая сторона праздника.

На Кубани эти компоненты в рамках одной станичной традиции редко представлены в полном объеме. Чаще они существуют в виде различных сочетаний.

Обряды и ритуалы, связанные с растительностью. В различных формах троицкой обрядности функции растительности неодинаковы. В выделяемой некоторыми исследователями «лесной» форме Троицы центральное место занимает персонифицированное деревце, вокруг которого развиваются основные события: завивание венков, кумление. Несмотря на то, что эта форма на Кубани была представлена достаточно широко (Темижбекская, Николаевская, Зассовская, Тбилисская), деревце, как центральный элемент праздника, известно в немногих населенных пунктах. В ст. Чамлыкской в лесу выбирали развесистое дерево, на него вешали крест, кумились, вокруг него водили хороводы, здесь же проводилась трапеза. В Бесленеевской деревце украшали венками, лентами, обряжали в женскую одежду.

Другим примером особой роли деревца (ветки) служат обряды, связанные с «кукушкой». В ст. Зассовской наряжали ветку - «тройчатку» («кукушку») цветами, венками, лентами. В Каладжинской «наряжали ветку по кукушке», а спустя несколько дней шли в лес и разбирали «кукушкину ветку». Сюда же относится и «хождение с кукушкой» в ст.Успенской, но совершался этот обряд в день жен Мироносиц.

Более типично для Кубани второй половины XIX - начала ХХ в. использование растительности в качестве обрядового декора. Для этого в некоторых станицах, как бывших линейных, так и черноморских, места проведения обрядов «обсаживали» срубленными зеленными ветками. В Тбилисской, например, «обсаживали» поляну, где девушки кумились. В Васюринской ветки втыкали вокруг стола, который устанавливали прямо на улице. В прошлом при «посадке садов», вероятно, соблюдались определенные правила. В «Кубанских станицах», например, отмечается использование белой акации, ветки которой втыкали в два ряда, а посередине устанавливали стол. В ст. Челбасской «хлопци и дивчата» (12-14 лет) на улице «Троицю строилы»: по кругу, «курэныком /куренем» закапывали большие ветки таким образом, чтобы их верхушки сходились. В середине мазали предварительно утрамбованный «пол», посыпали его травой. В одном углу куреня ставили стол для пищи, а остальное пространство отводилось для игр, танцев. Судя по полевым материалам, в ХХ в. местом проведения обряда, в основном, стали приусадебные сады, хаты или даже сараи (Воронежская, Дмитриевская, Казанская, Темижбекская и др.). В некоторых станицах могла практиковаться или та, или другая («лесная») форма (Некрасовская, Николаевская и др.).

Зелеными ветками, травой и цветами в обязательном порядке украшали жилье, усадьбы, а в ряде станиц и хозяйственные постройки, а также церкви. Ветки помещали по углам жилища, у матицы, над входом, на калитке, воротах, в плетне, на колодце. Первую ветку ставили в святой угол.

Из трав на Троицу обычно использовали чебрец/чобор/чабер, мяту, любисток, пырей. Могли использовать и другие травы: маточник, душицу, «скорпию». полевой горошек, папоротник.

Ветки срубали для леченья в субботу. Делал это, как правило, отец. В субботу же убирали и украшали жилище и подворье. Мазали доливку/пол глиной с кизяком, дорожки во дворе: от двери до печи на улице, вокруг печи, к корыту с водой, колодцу. В некоторых станицах пол и дорожки разрисовывали светлой глиной: «в клетку», «як коврык.

Травой устилали пол в комнате, раскладывали по углам и т.п. В некоторых станицах посыпали и дорожки во дворе. Поверх травы «елочкой» выкладывали дорожку из папоротника (Каладжинская). Ид травы и цветов составляли букеты, плели венки. Цветы («разноцвет») просто раскладывали на окнах.

Как правило, через три дня зелень убирали. Траву, собранную в доме и в церкви, повсеместно сохраняли или, окропив предварительно крещенской водой, скармливали корове (ветки), курам (траву). В отдельных случаях (ст. Неберджаевская) ее могли относить на речку. Ветки могли и сжигать, но отдельные из них (срубленные первыми, поставленные первыми в святой угол, или определенной породы), хранили. Троицкая зелень применялась в народной медицине и ветеринарии

Особыми качествами наделялась та растительность, которая была в церкви: трава, которой устилали пол в храме, венки, в которых девушки стояли в церкви во время службы.

Прежде чем взять траву из церкви, во время молитвы трижды становились на колени, отбивали земные поклоны, а затем из-под колен набирали небольшой пучочек. Эту траву хранили и в случае болезни мыли в ней голову.

В целом, «троицкую зелень» запрещалось выбрасывать «куда попало» или «нагнояку» (навоз).

Обряд завивания венков имел в среде кубанских казаков достаточно ограниченное распространение. Ни обряд, ни само выражение не были известны в большинстве бывших черноморских станиц и в населенных пунктах Закубанья со смешанным населением (Кубанская, Варениковская, Ивановская, Старонижестеблиевская, Новонижетеблиевская, Родниковская). Однако иногда так назывались общественные гуляния (Ладожская, Неберджаевская, Отрадная) или коллективная трапеза. Характерен ответ информатора из ст. Хоперской: «Завивать венки - это значит пить вино». Однако показательно то, что трапезы с таким названием могли проходить в лесу, на поляне, у речки, а также в саду или в доме (Казанская, Темижбекская).

В некоторых станицах сохранялись элементы, свидетельствующие о существовании в прошлом более развитой формы обряда: остаточное бытование специальных или приуроченных песен, сохранение воспоминаний, что в старину «венки в реку бросали» (Темижбекская, Некрасовская), название первого и второго (Воронежская) или первого и третьего (Темижбекская) дней Троицы по обрядовым действиям: «завивание» и «развивание венков», ряжение в «жениха» и «невесту».

Принимавшие участие в трапезе девочки 10-11 лет приносили сало, яйца, а мальчики того же возраста - водку, жарили яичницу. Далее девочки садились за стол, а мальчики подносили, каждый своей избраннице, по рюмке водки, остатки которой выплескивали вверх. Затем угощались мальчики. После этого дети рассаживались парами -«кума с кумом», и начинались «вольности» и песни неприличного, по мнению автора, содержания: «Ой, Дунюшка-Любушка», «Я у кума была, у приятеля», «Ой, там лежит кладка». Примерно по такому же сценарию происходило кумление с участием детей и в других станицах, но с весьма существенным уточнением - в качестве «вина» использовались сок ягод или подкрашенная вода, «морс».

Кумились во время плетения венков девушки с девушками и девушки с парнями, в лесу или в доме (у вдовы). По ходу обряда девушки обменивались подшалышками (платками), кольцами.

На Троицу девочки-подростки шли в лес, приносили оттуда кленовые ветки, зеленую траву, чабрец. В саду устраивали «как хатку», ее украшали цветами, «пол» посыпали травой, в т.ч. чабрецом. В «хатке» устанавливали стол и обсаживали принесенными цветами. Девочки плели венки, жарили яичницу, накрывали стол. В качестве основных напитков использовали квас и узвар.

Будущие кума с кумой сидели рядом. Ритуал совершали все пары, вступающие в искусственное породнение, с соблюдением очередности, «по кругу». Каждой паре исполняли песню.

Кумившиеся целовали друг друга троекратно в щеки и обменивались платками.

После кумления действие также могло развиваться по-разному. Участницы обряда в венках шли к реке, и со слов более старших информаторов, под песню «Ой, на веночках девки загадали» бросали венки в воду.

Каких-либо оригинальных, характерных только для Троицы, форм отдыха и развлечений не существовало. Исключением можно считать «складку», которая могла быть составной частью обряда (завивания, кумления и т.п.), а могла и не быть. Однако «складки» устраивались и в другие годовые праздники. Иногда на Троицу проводились общественные гуляния. О них подробно,пожалуй в следующей нашей статье.

Продолжение следует...


"Чё ле делай, даром не живи!"

Я ОТКРЫВАЮ ТАЙНУ: что было за кулисами нашей дуэли с Иоганном Вайсом

✔ Пару месяцев назад перестали появляться статьи от одного из моих самых любимых авторов – Иоганна Вайса. Я старался отгонять плохие мысли и очень надеялся, что вскоре он вернётся из от...

"Советские" креаклы на примере Ехидного Дугласа

Есть много почитателей СССР. Многие вспоминают о нём с теплотой. Другие ностальгируют по юности или детству, пришедшимся на советский период. Нам, родившимся в СССР, есть что вспомнить....

Исторические войны

Исторические войны – это то, что давно мне интересно и важно. Собственно, я уже двенадцать лет ими занимаюсь. С тех пор, когда с нашей стороны оборону держали буквально единицы. Исторически...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Появление писаного права в Древней Руси и княжеская власть

    Данные проблемы решались в том числе и путём создания и перера-ботки писаных сборников права. В.О. Ключевский, однако, считал византийским влиянием саму идею «законодательной обязанности» княжеской власти. Аналогичные воззрения мы видим также у М.К. Любавского . На первый взгляд, они правы, ибо правотворчество Ольги и Владимира Святого, вопреки известному в науке мнен...
    2186

    ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ И ПРИНЕСЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

    В «Повести временных лет» (ПВЛ) по Лаврентьевскому списку под 983 г. читаем: «Идее Володимеръ на Ятвяги, и победи Явтяги, и взя землю их, и иде Киеву, и творяше потребу кумиром с людми своими. И реша старци и бояре: «Мечемъ жребии на отрока и девицю, на негоже падеть, того зарежемъ богомъ». Аналогичный текст мы видим и в других древнейших летописях – Ипатьевской, Радз...
    2451

    Национальное сознание и самосознание России на историческом фоне.

    В мировой исторической науке немало написано о крайнем своеобразии русской цивилизации. Русь считают догоняющей, специфической европейской, азиатской, крестьянской, иррациональной, самой деспотичной, самой анархичной… Существует и множество других определений и осмыслений, предложенных историками, философами истории, культурологами. Сквозь туман предубеждений и идеоло...
    2734

    Ритуальные бесчинства - Анти-миры русского мира.

    Обрядовое ряженье встречается у многих народов. Оно известно в нескольких формах, каждая из которых так или иначе сопряжена с мотивом страшного мира. Одну из них (она характерна и для русской традиции) отличает связь с двумя особыми сторонами обрядовой культуры — игровой и смеховой.Ряженье - это всегда внешнее преображение. Меняя свой облик («облик человеческий премен...
    6390

    Соха, Чепигы - и другие тайны астрономии Русов.

    Потребности ориентации и определения времени рано выделили астрономию среди других областей научного знания в отдельную отрасль. Среди первых богов человечества -олицетворенные в светилах солнце и луна. На обширной территории, которую впоследствии заняли восточнославянские племена, издавна существовал разработанный культ светил, звезд и, возможно, астрономических явле...
    2402

    Архаическое сознание и медицина. - Ч.III.

    Рассматривая же сюжет о «невесте из бани», которая воспитывалась ба-енником до брачного возраста, легко понять, что до крещения и венчания, об-ретения женского головного убора – повойника и введения её в избу, что тож-дественно обретению соответствующего общественного статуса, это существо не имело никакого вида (облика), что тождественно, в свою очередь, отсут-ствию ...
    2762

    Архаическое сознание и медицина. - Ч.II.

    Восточным славянам были присущи обычные для архаических обществ и культур явления «перенесения» свойств одних предметов и явлений на другие, между которыми мыслилась, таким образом, своего рода связь. Так, для борьбы с вредоносным колдовством можно было нанести ведьме увечье, «заткнув в щелях хлева крапиву, нож или косу». Её также можно было уничтожить, если чучело ко...
    2617

    Славяно-Русы в VII веке, о чем умалчивает классическая наука.

    История Руси полна загадок и тайн, сегодня хотелось бы заострить внимание на одном, пожалуй в самом простом вопросе, если до образования Древней Руси, были известны племена вятичей, древлян, дреговичей, полян, то куда же подевались сведения о них? Неужели у этих племен не было соседей? Неужели все они были молчаливы и бесписьменны? Глупо предполагать, что сведений не ...
    2925

    "И все б, я пила, все б, я б, ела" - Питейная культура Древней Руси.

    В Древней Руси вплоть до XIV века существовали следующие напитки: живая вода, сытa, березовица , вино, мед, квас, сикера и ол. Грань между алкогольными и безалкогольными напитками была весьма условна. Безалкогольными являлись лишь первые два: вода и сытa (смесь воды и меда), да и последняя могла забродить и превратиться в слабоалкогольный напиток. Уже березовица (бере...
    3947

    Архаическое сознание и медицина. - Ч.I.

    Существуют очень интересные примеры смешения языческих и христи-анских черт в древнерусских апотропеях. «Г(оспод)и, помози рабу Своему Фоме», - такой чисто христианский текст читаем на кабаньем клыке, найденном во Вщиже в слоях уже XII в. Такое соседство поражает, ибо есть данные, согласно которым изначально кабан (свинья) – священное животное индоевропейцев, в том ч...
    2205

    Душа скоморохов. - Гудок - русская скрипка.

    Некоторые писатели уверены, что в скрипке скрыто женское начало. Она или озорная девчонка, или печальная женщина, или трагическая старуха. Народные исполнители считали, что звучание скрипки подобно человеческому голосу. А еще говорят, что столетия назад извлекать из скрипки мелодию удавалось только мужчинам. Сегодня скрипичная игра в деревнях практически исчезла. Сей...
    3447

    Обретение утраченного. Обряд принятия волчьей силы.

    Здравствуйте, дорогие друзья!Продолжаю публиковать серию постов, посвящённых восприятию волчьей силы в казачьей среде.Данные Льва Диакона  и «Слова о полку Игореве» не просто подтверждают друг друга, но и показывают, что оборотень, в том числе и лидер-оборотень становится таковым не в силу наказания за совершённые преступления, на что акцентируют внимание древнег...
    2658

    Илья Муромский (Русский) - Европейский след русского эпоса.

    Фольклорные герои далеко не всегда остаются только в рамках одной культуры. Контакты между народами приводят и к тому, что и герои их сказаний, эпических песен, мифов могут перейти межэтнические границы и стать героями народного творчества уже другого народа. Иногда такие переходы оказываются полезными при попытках уточнить хронологию появления фольклор...
    2827

    Обряд принятия волчьей силы.- Инициация.

    Тема оборотничества – одна из тех мистических тем, что обрели особую популярность в последние годы: книги, фильмы, разнообразные байки-страшилки вовсю её муссируют. Возможно, одной из причин популярности является тот факт, что в данном случае байки и легенды имеют под собой вполне реальную, хотя и не буквальную, основу – как в истории, так и в психиатрии (ликантропия)...
    3519

    Фольклор. - Феномен куклы в мировом массовом сознании. Часть II.

    Детской игрушкой кукла стала не так давно, а фигурки, изображающие человека, появились чуть позже, чем сам человек.Все, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным и очень часто жестоким и пугающим: с неба лилась вода и падал стрелами огонь (дождь и молния). Вода, если это был сильный ливень, смывала и уносила жилища, людей, посевы. Когда разливались...
    3080

    Фольклор. - Феномен куклы в мировом массовом сознании. Часть I.

    Кукла — одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. Трудно сказать точно, но кукла как детская игрушка появилась у славян около 1000 лет назад — это подтверждают ...
    3362

    Обряд принятия волчьей силы.- Продолжение. -Индоевропейские корни.

     Согласно легендам, Ромул и Рем, Кир, Заратуштра были выкормлены волчицами. Такие предания восходят к тотемическим мифам. Ведь реальные дети-«маугли» приживаются в человеческом обществе с большим трудом. Волк, особенно часто изображавшийся в искусстве сарматов, видимо, был их тотемом. В нартовском эпосе осетин (потомков сармато-аланов) предком героев-нартов являе...
    5761

    Судьба Русов. - Пасха - Ты ли это?

    Христианский праздник пасхи имеет длинную и сложную историю.Древнееврейский праздник пасхи зародился приблизительно 3500 лет назад, когда евреи занимались скотоводством кочуя со своими стадами по Аравийской пустыне Изначально это был скотоводческий праздник. Так как весна была важным моментом в жизни скотоводов, именно весной происходил массовый приплод...
    13169

    Обряд принятия волчьей силы. - Продолжение. - Психосоматическая защита.

    В мифологии и эпосе индоевропейских народов важное место занимает образ воина-оборотня. Представление о том, что человек может превратиться на время в животное (и сохранить при этом человеческий разум) восходит своими корнями к временам тотемизма.Самые известные животные для подражания являлись кабан, медведь, волк (собака). Вообще, волк являлся визитной карточкой и...
    6462

    Обретение утраченного. Обряд принятия волчьей силы.

    Древние источники - саги, летописи, древние песни и сказания - древнейшие рассказы, которые позволяют понять саму душу народа. О Гуннлауге Змеином Языке, о Тормоде Скальде Чернобровной, о Магнусе Добром, коего Ярослав Мудрый в детстве держал у самого сердца своего…«Старшая» и «Младшая Эдды». Сборники рассказов о песен о богах и героях, - великих и коварных, сильных и ...
    14126
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика