• РЕГИСТРАЦИЯ

Фольклор. - Весенние театральные игрища крестьян.

8 4278

Все мы неоднократно видели на площадках городских мероприятий скоморохов,сжигание чучела масленицы, и где-то в глубине души догадывались, что это все только элементы традиционного обрядового ряженья, о котором и пойдет речь в настоящей статье. Особо хотелось бы обратить внимание, на весенний обрядовый цикл русского народа.

Весенний цикл включает в себя, помимо Масленицы, великопостный комплекс (Прощенный день, Жиловый понедельник, Сороки (Сорок святых), Средокрестъе, Вербное воскресенье, Чистый четверг и Страстную пятницу на Страстной/Страшной неделе накануне Пасхи), Паску Пасху, (Красную горку) и Провода/Проводы.

Масленица (март / февраль).

Праздник был популярен и в станицах, и в городах и длился неделю, которая в народе так и называлась - масляной, реже сырной и совсем редко «масныци». В единичных случаях сохранились названия дней (этапов) праздника: первый день - встреча Масленицы, второй - вязание колодок, последний - проводы (ст. Подгорная). В ст. Кубанской в последний день «провожали» Масленицу, в Гостагаевской -«отправляли» В ст. Каладжинской всю праздничную неделю называли «широкой Масленой», но «с четверга она суживалась, начинаются прощенные дни» .

В большинстве станиц встреча и проводы не выделялись, а основными компонентами праздника были вязание колодок, взаимные гостевые визиты с угощением ритуальной пищей, различные игровые и развлекательные элементы, в том числе утратившее обрядовое значение ряжение и ритуал прощения в последний день Масленицы. Этот состав праздника можно считать универсальным для Кубани, несмотря на то, что в различных станицах почти в каждом компоненте имелись свои, порой существенные, особенности.

Игровая и развлекательная сторона Масленицы разнообразна и включает элементы, имевшие в прошлом обрядово-магическое значение: ряжение, катание на санках с горы и пр.

В немногих случаях зафиксировано изготовление чучела из соломы, которое носили по станице ряженые.

Основным же моментом этого праздника были взаимные гостевые визиты, в первую очередь к родственникам по линии жены, подтверждение дружеских отношений, т.к. в эту неделю «нельзя ссориться, завидовать».

Наиболее крупными праздниками летне-осеннего периодов являлись Троица и Иван Купала.

Троица.

Такие номинации семицко-троицкой обрядности, как Семик, Духов день, «зеленые святки», «русальный Вылыкдэнь» на Кубани встречались редко и к началу XX в. практически вышли из употребления. За праздником закрепилось общее название - Троица, а среди верующего населения - Пятидесятница.

Троица как праздник - явление многокомпонентное, включающее в себя как обрядовые, так и необрядовые формы. Помимо этого, для нее, как и для других праздников и обрядов, характерны изменения во времени и вариативность отдельных компонентов. Поэтому мы остановимся лишь на основных се структурных единицах, выделив следующие из них: обряды и ритуалы, связанные с растительностью (в т.ч. относящиеся к основному обрядовому деревцу); завивание венков; кумление (панибратство); представления, связанные с русалками; обряды и представления, относящиеся к птицам и животным (обряды «крещения и похорон кукушки», «вождение комаря»); обрядовая пища и коллективная трапеза; необрядовая сторона праздника.

На Кубани эти компоненты в рамках одной станичной традиции редко представлены в полном объеме. Чаще они существуют в виде различных сочетаний.

Обряды и ритуалы, связанные с растительностью. В различных формах троицкой обрядности функции растительности неодинаковы. В выделяемой некоторыми исследователями «лесной» форме Троицы центральное место занимает персонифицированное деревце, вокруг которого развиваются основные события: завивание венков, кумление. Несмотря на то, что эта форма на Кубани была представлена достаточно широко (Темижбекская, Николаевская, Зассовская, Тбилисская), деревце, как центральный элемент праздника, известно в немногих населенных пунктах. В ст. Чамлыкской в лесу выбирали развесистое дерево, на него вешали крест, кумились, вокруг него водили хороводы, здесь же проводилась трапеза. В Бесленеевской деревце украшали венками, лентами, обряжали в женскую одежду.

Другим примером особой роли деревца (ветки) служат обряды, связанные с «кукушкой». В ст. Зассовской наряжали ветку - «тройчатку» («кукушку») цветами, венками, лентами. В Каладжинской «наряжали ветку по кукушке», а спустя несколько дней шли в лес и разбирали «кукушкину ветку». Сюда же относится и «хождение с кукушкой» в ст.Успенской, но совершался этот обряд в день жен Мироносиц.

Более типично для Кубани второй половины XIX - начала ХХ в. использование растительности в качестве обрядового декора. Для этого в некоторых станицах, как бывших линейных, так и черноморских, места проведения обрядов «обсаживали» срубленными зеленными ветками. В Тбилисской, например, «обсаживали» поляну, где девушки кумились. В Васюринской ветки втыкали вокруг стола, который устанавливали прямо на улице. В прошлом при «посадке садов», вероятно, соблюдались определенные правила. В «Кубанских станицах», например, отмечается использование белой акации, ветки которой втыкали в два ряда, а посередине устанавливали стол. В ст. Челбасской «хлопци и дивчата» (12-14 лет) на улице «Троицю строилы»: по кругу, «курэныком /куренем» закапывали большие ветки таким образом, чтобы их верхушки сходились. В середине мазали предварительно утрамбованный «пол», посыпали его травой. В одном углу куреня ставили стол для пищи, а остальное пространство отводилось для игр, танцев. Судя по полевым материалам, в ХХ в. местом проведения обряда, в основном, стали приусадебные сады, хаты или даже сараи (Воронежская, Дмитриевская, Казанская, Темижбекская и др.). В некоторых станицах могла практиковаться или та, или другая («лесная») форма (Некрасовская, Николаевская и др.).

Зелеными ветками, травой и цветами в обязательном порядке украшали жилье, усадьбы, а в ряде станиц и хозяйственные постройки, а также церкви. Ветки помещали по углам жилища, у матицы, над входом, на калитке, воротах, в плетне, на колодце. Первую ветку ставили в святой угол.

Из трав на Троицу обычно использовали чебрец/чобор/чабер, мяту, любисток, пырей. Могли использовать и другие травы: маточник, душицу, «скорпию». полевой горошек, папоротник.

Ветки срубали для леченья в субботу. Делал это, как правило, отец. В субботу же убирали и украшали жилище и подворье. Мазали доливку/пол глиной с кизяком, дорожки во дворе: от двери до печи на улице, вокруг печи, к корыту с водой, колодцу. В некоторых станицах пол и дорожки разрисовывали светлой глиной: «в клетку», «як коврык.

Травой устилали пол в комнате, раскладывали по углам и т.п. В некоторых станицах посыпали и дорожки во дворе. Поверх травы «елочкой» выкладывали дорожку из папоротника (Каладжинская). Ид травы и цветов составляли букеты, плели венки. Цветы («разноцвет») просто раскладывали на окнах.

Как правило, через три дня зелень убирали. Траву, собранную в доме и в церкви, повсеместно сохраняли или, окропив предварительно крещенской водой, скармливали корове (ветки), курам (траву). В отдельных случаях (ст. Неберджаевская) ее могли относить на речку. Ветки могли и сжигать, но отдельные из них (срубленные первыми, поставленные первыми в святой угол, или определенной породы), хранили. Троицкая зелень применялась в народной медицине и ветеринарии

Особыми качествами наделялась та растительность, которая была в церкви: трава, которой устилали пол в храме, венки, в которых девушки стояли в церкви во время службы.

Прежде чем взять траву из церкви, во время молитвы трижды становились на колени, отбивали земные поклоны, а затем из-под колен набирали небольшой пучочек. Эту траву хранили и в случае болезни мыли в ней голову.

В целом, «троицкую зелень» запрещалось выбрасывать «куда попало» или «нагнояку» (навоз).

Обряд завивания венков имел в среде кубанских казаков достаточно ограниченное распространение. Ни обряд, ни само выражение не были известны в большинстве бывших черноморских станиц и в населенных пунктах Закубанья со смешанным населением (Кубанская, Варениковская, Ивановская, Старонижестеблиевская, Новонижетеблиевская, Родниковская). Однако иногда так назывались общественные гуляния (Ладожская, Неберджаевская, Отрадная) или коллективная трапеза. Характерен ответ информатора из ст. Хоперской: «Завивать венки - это значит пить вино». Однако показательно то, что трапезы с таким названием могли проходить в лесу, на поляне, у речки, а также в саду или в доме (Казанская, Темижбекская).

В некоторых станицах сохранялись элементы, свидетельствующие о существовании в прошлом более развитой формы обряда: остаточное бытование специальных или приуроченных песен, сохранение воспоминаний, что в старину «венки в реку бросали» (Темижбекская, Некрасовская), название первого и второго (Воронежская) или первого и третьего (Темижбекская) дней Троицы по обрядовым действиям: «завивание» и «развивание венков», ряжение в «жениха» и «невесту».

Принимавшие участие в трапезе девочки 10-11 лет приносили сало, яйца, а мальчики того же возраста - водку, жарили яичницу. Далее девочки садились за стол, а мальчики подносили, каждый своей избраннице, по рюмке водки, остатки которой выплескивали вверх. Затем угощались мальчики. После этого дети рассаживались парами -«кума с кумом», и начинались «вольности» и песни неприличного, по мнению автора, содержания: «Ой, Дунюшка-Любушка», «Я у кума была, у приятеля», «Ой, там лежит кладка». Примерно по такому же сценарию происходило кумление с участием детей и в других станицах, но с весьма существенным уточнением - в качестве «вина» использовались сок ягод или подкрашенная вода, «морс».

Кумились во время плетения венков девушки с девушками и девушки с парнями, в лесу или в доме (у вдовы). По ходу обряда девушки обменивались подшалышками (платками), кольцами.

На Троицу девочки-подростки шли в лес, приносили оттуда кленовые ветки, зеленую траву, чабрец. В саду устраивали «как хатку», ее украшали цветами, «пол» посыпали травой, в т.ч. чабрецом. В «хатке» устанавливали стол и обсаживали принесенными цветами. Девочки плели венки, жарили яичницу, накрывали стол. В качестве основных напитков использовали квас и узвар.

Будущие кума с кумой сидели рядом. Ритуал совершали все пары, вступающие в искусственное породнение, с соблюдением очередности, «по кругу». Каждой паре исполняли песню.

Кумившиеся целовали друг друга троекратно в щеки и обменивались платками.

После кумления действие также могло развиваться по-разному. Участницы обряда в венках шли к реке, и со слов более старших информаторов, под песню «Ой, на веночках девки загадали» бросали венки в воду.

Каких-либо оригинальных, характерных только для Троицы, форм отдыха и развлечений не существовало. Исключением можно считать «складку», которая могла быть составной частью обряда (завивания, кумления и т.п.), а могла и не быть. Однако «складки» устраивались и в другие годовые праздники. Иногда на Троицу проводились общественные гуляния. О них подробно,пожалуй в следующей нашей статье.

Продолжение следует...


Авторские статьи от Фонда Светославъ

    Bulgarian Military: ВСУ ждет страшное испытание, русские извлекли уроки 2022 года
    • sam88
    • Сегодня 06:55
    • Промо

    Пока Владимир Зеленский истерично машет шашкой, в его ближайшем окружении зреет бунт. Представители Киева начали непубличные переговоры с Москвой по поводу будущих уступок, пишет немец...

    Они ТАМ есть! Простые семьи, простых людей

    Олега я знал лично. Обычный парень, не считая того, что работник спецслужб. Майдан не принял, но остался на работе, ничем не проявляя свое мнение. Как-то в разговоре уже после того, как...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Светославъ 31 октября 17:54

      А. А. Клёсов в прицеле Ваших вопросов. Герман Артамонов и Анатолий Клёсов // Фонд СветославЪ

      В новом видео создатель ДНК-генеалогии Анатолий Алексеевич Клесов отвечает на многочисленные вопросы наших зрителей, поступивших в его адрес по следам наших предыдущих программ.В ходе беседы будет затронут широкий круг проблем: от Аркаима и древних носителей гаплогруппы R1a1, ее связи с русскими, ариями, иранцами и тюрками до проблемы генетической идент...
      127
      Светославъ 24 октября 17:20

      Современный норманизм: амбиции и реальность. Вячеслав Фомин и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В новой беседе с известным современным ученым-антинорманистом, профессором, доктором исторических наук, Вячеславом Васильевичем Фоминым анализируется современный этап изучения "варяжского вопроса". В центре внимания будут находится археологические и лингвистические аргументы современного норманизма, пытающегося представить свои старые и хорошо известные...
      83
      Светославъ 17 октября 17:08

      Раненое детство: в продолжение важного разговора. Николай Нилов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      «Если хочешь победить врага-воспитай его детей!»Социальная мина замедленного действия… или как на страницах детских книг формируется мировоззрение подрастающего поколения? Какие скрытые темы и образы внедряются в детскую литературу? Кто и как ведет тихую войну против нас и нашего будущего?Представляем новое видео от Фонда "СветославЪ" — "Раненое детство...
      120
      Светославъ 10 октября 16:57

      Что такое государство. Лекция Германа Артамонова №10 // Фонд СветославЪ

      Эта лекция хронологически подводит наших слушателей к важному рубежу в истории восточных славян, а именно к процессам формирования у них ранних форм государственности. Однако в начале следует решить одну из наиболее значимых и дискуссионных для данной темы методологических проблем, связанной с осмыслением в науке сущности такого казалось бы всем известн...
      118
      Светославъ 3 октября 17:15

      Жизнь в Древней Руси: шокирующее и непонятное. Вадим Долгов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В новой программе известный специалист в области актуальных проблем древнерусской истории, профессор, доктор исторических наук В.В. Долгов рассказывает о неизвестных и плохо изученных сторонах жизни простых людей на заре становления восточнославянской государственности. Что шокировало бы современного человека в обычаях и нравах наших предков, если бы у ...
      210
      Светославъ 26 сентября 18:19

      Александр I: Несбывшийся реформатор. Часть 2. Виталий Захаров и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В новом видео мы продолжаем разговор о противоречивой личности первого российского императора Александра I, его характере, отношении к отцу и участии в заговоре против него, а также о его политике, которая сочетала реформаторский запал с консервативными традициями, что в целом, позволит Вам лучше понять сложную личность Александра I, его стремления и ош...
      97
      Светославъ 23 сентября 18:38

      Отчего ультранорманисты проклинают антинорманистов и гневаются на В.В.Путина?

      То, что норманизм не имеет отношения к науке, видно даже по его ненависти к оппонентам, идеи которых он опровергнуть не в состоянии. В связи с чем старается их – от имени многоголосой «научной общественности» и «академического сообщества» – дискредитировать и очернить. И по мере ослабления гипноза норманистов их ненависть к антинорманистам, подобно зрею...
      420
      Светославъ 19 сентября 17:11

      Масштабы и уровни самоуправления в России. Лекция Германа Артамонова №9 // Фонд СветославЪ

      В новой лекции закрепляются ранее сделанные выводы о роли общинного самоуправления в структурировании всего общества в Древней Руси.На примере Новгородской республики показывается как принцип самоорганизации первичных коллективов мог использоваться при формировании более широких социальных объединений славян. Об этом и еще о многом в новой лекции профе...
      123
      Светославъ 13 сентября 20:50

      Закат материалистических законов истории и конструктивизм как предчувствие

      Артамонов Герман Анатольевич кандидат исторических наук, профессор кафедры истории России ИИП МПГУАннотация. Статья посвящена изучению отдельных элементов современных технологий гибридной войны, развязанной против Российской Федерации странами Западной Европы и США и направленных на разрушение объективных исторических и культурных основ этнического сам...
      171
      Светославъ 12 сентября 17:09

      В прицеле дети России. Николай Нилов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      Сегодня в студии фонда Светославъ очень необычный гость, и речь пойдет не об истории, а о шокирующей современности...Известный российский эксперт в области детской литературы, Председатель Совета по детской книге Союза писателей России — Николай Вячеславович Нилов расскажет об итогах анализа детских книжек, предлагаемых современным поколениям наших самы...
      177
      Светославъ 5 сентября 17:03

      Аграрные технологии России. Часть 1. Дмитрий Быков и и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      Сегодня в студии фонда СветославЪ замечательный гость: ученик выдающегося историка России ХХ века, блестящего источниковеда, аграрника Л.В.Милова, к.и.н. Д.А.Быков.Дмитрий Александрович занимается изучением уникальной и очень важной темы: аграрными технологиями восточных славян, в настоящее время практически утраченными. В первой передаче, из задуманног...
      131
      Светославъ 29 августа 16:30

      Варяжский вопрос в наследии Аполлона Кузьмина. Вячеслав Фомин и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео, два ученика профессора, доктора исторических наук, Аполлона Григорьевича Кузьмина, пытаются охарактеризовать его вклад в отечественную историческую науку.В ходе беседы раскрываются не только особенности его методологического кредо, но и приводятся конкретные примеры применения оригинальной авторской теории к решению наиболее важных ...
      97
      Светославъ 22 августа 17:11

      А. А. Клёсов отвечает на Ваши вопросы. Герман Артамонов и Анатолий Клёсов // Фонд СветославЪ

      В студию фонда Светославъ пришел замечательный гость, известный российский историк, автор учебников и нескольких монографий Евгений Юрьевич Спицын.Беседа двух историков строится вокруг одной из значительных, но мало изученных и противоречивых сфер общественной жизни нашей страны, а именно проблем экономического развития СССР. В ходе разговора затрагиваю...
      154
      Светославъ 15 августа 20:33

      Александр I: Несбывшийся реформатор. Часть 1. Виталий Захаров и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео вы узнаете о противоречивой личности первого российского императора Александра I, его образовании, характере, отношении к отцу и участии в заговоре против него, а также о его политике, которая сочетала в себе реформаторский запал с консервативными традициями, что в целом, позволит Вам лучше понять сложную личность Александра I, его с...
      112
      Светославъ 8 августа 17:44

      А. А. Клёсов отвечает на Ваши вопросы. Герман Артамонов и Анатолий Клёсов // Фонд СветославЪ

      В новом видео основатель ДНК генеалогии А. А. Клесов отвечает на наиболее актуальные вопросы, вызвавшие наибольший интерес и носящие наиболее дискуссионный характер. В своих ответах учёный затрагивает проблемы происхождения русских, украинцев и белоруссов, влияния монгольского компонента на генетический код восточных славян и многое другое. ...
      185
      Светославъ 1 августа 19:12

      Как работало общинное самоуправление. Лекция Германа Артамонова №8 // Фонд СветославЪ

      Эта лекция профессора Г. Артамонова продолжает развивать начатую ранее тему об особенностях общины восточных славян. На этот раз речь пойдет о принципах общинного самоуправления. Кто и как принимал основные решения, регулирующие основы общественной и экономической жизни деревни? Почему без понимания принципов сельского управления нельзя в...
      125
      Светославъ 25 июля 18:26

      О сталинской модели экономики. Евгений Спицын и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В новой программе фонда СветославЪ известный российский историк Евгений Юрьевич Спицын рассказывает о факторах и противоречиях строительства советской экономики в годы правления И.В. Сталина.В ходе беседы Евгению Юрьевичу пришлось отвечать на ряд неудобных вопросов, заданных автором и ведущим цикла исторических программ, профессором Г. А. Артамоновым.До...
      218
      Светославъ 18 июля 17:44

      ДНК-генеалогия об альтернативной истории и Фоменко. Анатолий Клёсов и Герман Артамонов // СветославЪ

      В новом видео обсуждается степень научной достоверности огромного количества так называемых направлений в альтернативной истории вообще и "новой хронологии" в частности. Рассматриваются конкретные примеры использования методов ДНК-генеалогии для проверки их репрезентативности. В ходе беседы затрагиваются как проблемы популярности тех или иных версий а...
      193
      Светославъ 11 июля 16:45

      Норманская проблема: взгляд археологов, лингвистов и историков. Вячеслав Фомин и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      Наше новое видео раскрывает для Вас историю норманской теории, утверждающей скандинавское происхождение русских князей, и её эволюцию с течением времени.От борьбы с норманизмом в прошлом веке до возрождения интереса в XIX веке, вместе с Германом Анатольевичем Артамоновым и Вячеславом Васильевичем Фоминым мы детально рассмотрим лингвистические и археолог...
      264
      Светославъ 11 июля 16:40

      О базовых отличиях общины восточных славян. Лекция Германа Артамонова №7 // Фонд СветославЪ

      В новой лекции профессора Г. Артамонова продолжается тема связанная с раскрытием уникальных черт общинной организации восточных славян, во многом предопределивших становление неповторимого облика российской цивилизационной модели. Из лекции Вы узнаете о сложностях и противоречиях попыток типологизировать общину в историографии, а также о тех специфичес...
      171
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика