• РЕГИСТРАЦИЯ
Судьба Русов
10 февраля 11:19 2672 11 25.98

Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. IV

18+

Здравствуйте, дорогие друзья, мы продолжаем разбираться в особенностях того миросозерцания, которое условно называют «языческим» или «двоеверным».

Итак, продолжим…

При крещении зырян Православная Церковь пошла на компромисс, допустив такое уникальное явление, как пермская деревянная скульптура, генетически связанная с дохристианскими временами (1). На р. Лепше, также в смешанной славяно-финно-угорской среде, П.Н. Рыбников записал рассказ о том, что здесь в храме язычникам некогда принадлежала левая сторона, а христианам – правая. Тот же «универсализм» язычников и «двоеверцев» породил аналогичное явление и у западных славян, и в Восточной Англии. В частности, у Титмара Мерзебургского об одном из славянских князей говорится следующее: «Hic Deo omnipotenti variisque Deorum inlusionibus immolans, cum ab antistite suo ob hoc accusaretur, divitem se et ad haec facienda satis potentem affirmavit» (2). («Принося жертвы и Вышнему Богу, и ложным богам, он, будучи уличённым в этом своим епископом, отвечал, что, делая так, стал могущественным и богатым»). В 1126 г. в Западном Поморье начинается эпидемия и эпизоотия одновременно. Жрецы объясняли это гневом древних богов, и народ, видимо, на вече, постановил приносить жертвы и языческим божествам, и Богу христиан, воздвигнув им храмы (3). Король же Восточной Англии Рэдвальд (умер около 624 г.), принял крещение, но позже вернулся к язычеству, и был погребён в Саттен-Ху по языческому обряду. Он же, согласно сообщению Бэды, соорудил в храме два алтаря – и язычникам, и христианам. «Его отец Редвальд давно уже был посвящен в тайны христианского учения в Кенте, - читаем в источнике, ссылающемся на показания очевидца, - но по возвращении домой он отпал от веры, соблазнённый женой и дурными советниками, и последнее стало для него хуже первого. По обычаю древних самаритян, он служил и Христу, и тем богам, которым поклонялся прежде; в одном храме у него был алтарь для христианских обрядов и другой алтарь поменьше, на котором он приносил жертвы демонам. Алдвулф, который позже правил этим королевством, говорил, что храм этот сохранился до сих пор и что он видел его, будучи ребенком» (4). Иногда подобные рассказы можно подтвердить и археологически. Так, именно археология фиксирует приношение восточными славянами крестов (!) в жертву языческим богам, что имеет параллели в археологии Финляндии и Ненецкой земли (святилище в устье Печоры) (5). На территории самого Московского Кремля находилась церковь Предтечи под Бором. Здесь существовал камень, на которого для здоровья клали младенцев, что явно отдавало язычеством. Потому, по всей видимости, митр. Филарет в 1848 г. и разрушил её. После этого выяснилась потрясающая картина: под алтарём православного храма были обнаружены лошадиный череп и кости лошади и коровы, - видимо, остатки жертвы Волосу (6). Но не следует удивляться подобным фактам. Древние израильтяне в один день, как о том пишется в книге пророка Иезекииля, приносили своих детей в жертву языческим богам и входили молиться в Иерусалимский храм: «И внегда закаласте чада своя кумíрωмъ своимъ, и вхождасте бо святая Моя в той день, еже скверните я: и се, такω творясте среде дому Моегω» (7). На этом фоне мы не можем принять точку зрения, согласно которой в Новгородской земле в славянизирующейся среде финно-угров «в языческом окружении представителей местной христианизированной верхушки общества хоронили и с оружием, и с христианскими предметами (как правило, крестиками), что было связано с ситуацией социального соревнования, требующего выражения особого статуса и христианской идентичности» (8). Если подобный мотив и имел место, он, как минимум, не был единственным. Главным же было стремление заручиться поддержкой старых и новых богов одновременно и соблюсти древние традиции.

Соответственно, богами в народе называли иконы. Боги ходят в словаре В.И. Даля - `иконы подняли, образа несут`. Икона Богоматери, как мы видим в материалах «Словаря русских народных говоров» (СРНГ), тоже называлась богом. В Светлую седмицу, согласно С.В. Максимову, говорили: «Благослови, батюшка, под богов стать». В старшей исторической песне о Кострюке грозный царь Иван Васильевич говорит своему шурину: Хлеб тебе на столи, / И Бог стоит на стены, / И борец стоит на двери. В СРНГ приводятся и иные шокирующие примеры: Зажёг дружко свечку около бога; Намалюй-ка мне бога-то, да краску-то не линючую ставь; Тут Ефим сгрёб бога и погрозил нам богом; Мы купили нового бога; Сегодня у нас были боги; Как стукнули в передний угол, так боги и попадали с божницы. Таким образом, Бога христиан носители традиции воспринимали более, чем конкретно, подобно идолу, сливая Его образ с иконой. Невольно вспоминается тот текст из IV мандалы «Ригведы», где мы видим призыв купить «этого моего Индру» за десять коров, а когда покупатель разобьёт врагов, вернуть его назад. В данном случае, согласно справедливому мнению Н.Р. Гусевой, речь идёт об идоле индоарийского божества. То, что в восточнославянских примерах перед нами – не просто стёршиеся слова, мы видим и в свадебном тексте: Батюшка был – боги взяли, / Родненькой был сам (И)сус Христос. Ещё более откровенна одна из русских сказок Карельского Поморья, в которой герой на небо берёт подарки всем богам (9). Подобное отношение к иконам порой имело место и в Западной Европе. Говоря о человеке западноевропейского Средневековья, О.С. Воскобойников, в частности, писал: «Образ был для него почти живым существом, наделённым зачастую сверхъестественной силой, к которой можно было прибегнуть в случае «естественной» необходимости» (10). Епископ Серен Марсельский, видя почти языческое боготворение икон народом, в 598 г. сорвал их и выбросил вон из храма, что вызвало смуту и вынудило вмешаться самого папу Григория Великого (11). Интересно отметить, что примерно так же русские воспринимали и Святой Животворящий Крест, по сути, отождествляя его с Богом. Ишше Богу-кресту кипарисну помолилисе, - читаем мы в кулойской былине о сорока каликах (12).

В фольклорном тексте обожествляемый в язычестве змей берёт на съедение девушку, как и полагается сакральному персонажу, у священного места – часовни (13), и носителей традиции совершенно не смущало, что это священное место иной религии. В гаданиях уже в недавнем прошлом «слушали» и у церкви (14). Напротив, гнев сверхъестественных существ, связанных с громом и молнией, обращённый на церковь, воспринимали серьёзно. Это приводило в тому, что разрушенную пожаром, вызванным молнией, вместе с городом церковь забрасывали и строили новую. Так, судя по всему, произошло в Древнем Городне. «Городенъ погорѣ всь, и церкы каменаѧ ѿ блистанииѧ молниѣ и шибениѧ грома», - читаем об этом в Ипатьевской летописи под 1183 г. Коложская церковь в честь свв. Бориса и Глеба здесь заменила Нижнюю, которая использовалась как кладбище, т.е. после пожара от молнии её остерегались использовать для живых (15).

Христианство, по мысли «двоеверцев», даёт могущественные волшебные средства для воздействия на существа иных миров, которые ещё явно не стали «просто» злыми духами. Так, лешим закрывали границы между мирами, «закрещивая» белую щепку и бросая её на перекрёсток миров – росстань, заявляя, что не дадут им ходу везде, если они не отдадут пропавшую скотину Бажону или человека (16). Лешему же обещали, если не вернёт лошадь, молиться на него святым. Напротив, сатана угрожает Илье влететь в храм (17), что вообще никак не может быть соотнесено с православным вероучением. Для позднейших же русских сказителей было совершенно естественно, что сакральным знанием о будущем одновременно могут обладать и святые отцы, и волшебники. Последние получают это знание, видимо, в ходе совершения некоего обряда (волшили, проволшилися). Священники и волшебники, как известно, одинаково предрекают гибель Змее от руки Добрыни, а Тугарину – от руки Алёши. Ах Добрыня, ты, Добрыня, свет Никитьевич! – говорит, в частности, Змей во время своего временного торжества. – Святы отцы писали, прописалися, / А волшебники волшили, проволшилися, / Будто мне от Добрыни-то и смерть принять, / А теперь ты, Добрыня, во моих руках (18). С точки зрения «двоеверцев», это просто служители различных богов, получившие один и тот же результат в ходе богослужения, что ещё больше, надо думать, увеличивает авторитет полученного знания, как бы гарантирующего неизбежность победы положительных героев. Только гораздо позже носители эпической традиции, видимо, стали понимать вопиющее противоречие подобного взгляда Православию. Поэтому, в частности, у Л.Г. Тупицына и О.А. Юдиной говорится лишь о святых отцах (19), что следует признать стадиально поздней деталью. Что же касается самой гарантированности победы Добрыни, то перед нами – не простой художественный приём, как полагал В.П. Аникин (20). Мифологическое мышление неизбежно предполагает «предрешённость» победы героев, иначе так же неизбежно происходит торжество сил Мрака (Хаоса).

Вопрос о живучести или, напротив, нестойкости языческих культов и воззрений, на первый взгляд, кажется второстепенным при изучении проблем отражения властных отношений в различных источниках. Однако, тщательное рассмотрение источников убеждает как раз в обратном. Языческое мировоззрение активно влияло едва ли не на все процессы политогенеза, что блестяще показали в своих недавних трудах В.В. Пузанов и С.В. Алексеев (21).

Относительно же других аспектов интересующей нас проблематики можно сказать следующее. Рассмотрение событий политической истории и политогенеза «изнутри», через мировидение самих язычников и «двоеверцев», имеет давние традиции, начинаясь, по крайней мере, с работ И.Ф.Г. Эверса, но таит в себе ещё далеко не полностью раскрытый потенциал, что показал, в частности, в своих блестящих трудах В.В. Долгов. В последние десятилетия в том же ключе написаны и многие работы И.Я. Фроянова (22). Так, в одном из своих трудов, а также в работе, написанной совместно с Ю.И. Юдиным, последний указал на происхождение княжеских дружин Киевской Руси из мужских союзов (23). В определённой степени такой подход перекликается с идеями итальянского исследователя Ф. Кардини, проследившего путь от мужских союзов германских народов к королевским дружинам, и Ю.В. Андреева, изучавшего реликты мужских союзов и мужских домов у дорийцев. У С.В. Алексеева мы видим примерно тот же подход. Он широко применяет самые различные источники – не только традиционные в таких случаях письменные, но и фольклорные, и этнографические (24), что, в целом, нехарактерно для историографии.

Теперь постараемся подробнее рассмотреть основные черты картины мира восточных славян – язычников и «двоеверцев». Без подобного анализа невозможно сколько-нибудь адекватно изучить интересующие нас явления. Как носители архаического сознания представляли себе мир, человека вообще, общество, себя самого, наконец? Древние письменные тексты, фольклор и этнография позволяет, как мы видели, хотя бы в некоторой степени, ответить на эти вопросы. Идеалом было хорошее, изобильное житьё, та самая жира языка русских сказок, явно тождественная жиру «Слова о полку Игореве». Об Игоре здесь говорится, что он «погрузи жиръ во дне Каялы рекы Половецкϊя». Данный корень часто встречается и в именах простых людей Древней Руси (25). Рассмотрение традиционной культуры восточных славян показывает, что здесь не было отделения, по крайней мере, жёсткого, сакральной и обыденной (профанной) сфер жизни, что свидетельствует о её чрезвычайной архаичности. Обряд и труд здесь неразделимы, и одинаково связаны с космическими циклами. В культурах данного типа всё мифологично, рядом с мифом ещё нет, как правило, никакого «не-мифа» (в широком смысле данного термина, когда миф – далеко не только повествовательный текст). Данный тезис О.М. Фрейденберг, пусть и сформулированный, как писал Д.С. Раевский, «излишне максималистски» (26), во многом всё же применим к восточным славянам. Повседневные предметы здесь постоянно обнаруживали свою священную природу и волшебную, магическую сущность (27), а естественный и сверхъестественный миры в сознании людей того времени настолько переплетаются, что порой даже не имеет особого смысла их противопоставлять (28).

Потому мы не можем согласиться с Л.Р. Прозоровым в том, что у восточных славян существовало уже иное мировосприятие и восприятие сакрального. Последнее мы склонны считать стадиально поздним. В таком восприятии мира, согласно Л.Р. Прозорову, существовал некий сакральный персонаж, определить которого исследователь затрудняется (Велес? Вий? Чернобог?). Данный вывод он делает на основании анализа былины о сорока каликах, резонно находя в этом сюжете языческую подоснову. Особенно исследователь упирает на отказ Касьяна от власти, предложенной ему Апраксией. «Он олицетворяет обладание властью выше и больше той, которую олицетворяет Апраксея, – пишет Л.Р. Прозоров. – Мирская власть, плодородие земли и удача – всё это неинтересно тому, кто служит Владыке Могил» (29). Однако, перед нами, скорее, отказ волхва от мирской власти, начало понимания того, что жрец не может и не должен властвовать при наличии иного верховного жреца – князя, что, кстати сказать, получило своё отражение и в одной из сказок про Емелю. Здесь героя выбросило на остров вместе с королевской дочерью в засмоленной бочкой с железными обручами, куда их посадили по велению разгневанного отца девушки. Обладая наивысшим волшебным могуществом, герой пожелал себе красоту и ум, а потом– дворец на острове и мост от него до королевского дворца. Король разрешил их брак и, согласно сказочному канону, «отдавал ему своё королевство, но он не захотел. После того король поехал в своё королевство, а дурак остался в своём дворце и жил благополучно» (30). Образ острова - один из образов иного мира у индоевропейцев (31). Главный же жрец должен жить отдельно от всех, хотя по его воле создать мост между мирами. То, что Емеля не взял королевство в свои руки, противоречит сказочному канону, потому мы должны счесть данный мотив реликтом иной традиции, согласно которой волшебник не может принять власть над государством, что следует датировать временами позднеязыческого общества, когда сюжет о борьбе князей с волхвами был достаточно злободневным.

Принципы магии давно и достаточно подробно описаны в соответствующей литературе (32). Так, свойства одних предметов и явлений переносятся на другие, случайная связь воспринимается как закономерная (33), в частности, 'не спи' было тождественно 'не умирай' (34). Однако, и здесь остаётся немало неясного. Так, мысль же М.С. Грушевского о том, что вера в «суд Божий» сменила более древнюю веру в магию (35), невозможно подтвердить. Как минимум, определённый скепсис вызывает и мнение об эволюции общественного сознания от магических до религиозных форм (36). Видимо, напротив, можно согласиться с индийским исследователем Р.Б. Пандеем, который писал, что вначале едва ли существовало различие между магом (волшебником) и жрецом, и только со временем жрецу удалось как бы «вытеснить» мага на периферию общественной жизни, хотя, разумеется, и не полностью, и последнего стали считать действующим в союзе с теми или иными вредоносными (памятуя об амбивалентности всего и вся в язычестве - в данном случае, при данных обстоятельствах, относительно данных лиц или, скорее коллективов, и др.) силами (37). Думать так заставляют некоторые факты. Например, магия считалась властной и над смертью. Так, в Индии, когда человек умирал, изрекали стихи «Атхарваведы», чтобы его оживить, и только когда это не получалось (!) (38), начинали похоронные обряды. Однако, для изучаемого нами общества вопрос о том, «что и как появилось раньше» другого порой начинает носить схоластический характер, ибо в Средневековье – впрочем, не только в Восточной, но и в Западной Европе, - в народных представлениях религия не особенно отличалась от магии (39).

В следующем посте – об особенностях мышления человека времён архаики. Постараемся посмотреть на проблему в целом, как бы «с высоты птичьего полёта»…


"Чё ле делай, даром не живи!"

История словен и русов от древнейших времен до наших дней Подписывайтесь на наш журнал, узнавайте больше о нашем славном прошлом и настоящем

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    water Сегодня 06:02

    Неизвестная жизнь Иисуса Христа

    Я ПОКИНУЛ СВОЮ СЕМЬЮ И ОТПРАВИЛСЯ В ИНДИЮЯ оставил Луксор и продолжал странствовать. Через некоторое время Я покинул Свою семью и отправился в Индию. Я шел по пескам, а когда удавалось, ехал на верблюдах, которых Мне одалживали те, кто хотел это сделать. Как видите, Я благословлял всех и обращался к Святому Духу, который, как вам известно, исходит от СОЛНЦА БОГА, и бл...
    -->
    70

    Грандиозный исторический подлог. Кто и зачем строил звёздные крепости?

    Часть первая..Официальная история трещит по швамhttps://tech-dancer.livejournal.com/6123.htmlИтак, имеем множество звёзд-крепостей. Какие-то до наших времен сохранились почти идеально, какие-то можно угадать только по пятнам на спутниковых снимках. Во всём мире их множество. Расположены по поверхности земли достаточно хаотично. Ориентация в азимутальной плоскости...
    -->
    420

    11 церквей

    На Руси существовало 11 церквей из работы комиссара Катара ..."... Вот как развивались церкви на Руси:1. Родоверие или Христианство2. Приход в Византию Исуса Христа со Словом Рода-Христа.3. Возникновение родственного и семейного христианств (по родственникам и жене Спасителя). С этого момента понимается, что Христос и Христ одно и то же ли...
    -->
    231
    Star Fire Вчера 18:00

    Геенна огненная. Забытая катастрофа

    Автор: kadykchanskiyВ преданиях большинства народов мира существует масса свидетельств о всемирном потопе. Наиболее известна библейская версия изложения этого события, но почему-то все закрывают глаза, не замечают (не помнят?) о том, что вообще-то катастрофа была не одна. Те же предания повествуют о последующем напастье, обрушившемся на головы землян. П...
    -->
    300
    Sage Вчера 17:50

    Парижское метро — наследие ушедшей цивилизации

    Если изучить историю парижского метрополитена, то обнаруживается тот факт, что практически все тоннели были уже прорыты и рельсы в них проложены до официального открытия метрополитена в 1900 году. Значит, уже до начала 20-го века были технологии, которые позволяли массовую прокладку тоннелей длиной сотни километров.Из истории метрополитена Парижа:"Откры...
    -->
    2246

    ,,,,,,,,,,,,Б О Г У . Н А П Л Е В А Т Ь ,,,,,,,,, Богу наплевать на наши раны, - У него совсем другие планы. Он тасует нас, как шулер карты, То с насмешкой, то почти с азартом: ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

    ,,,,Б О Г У     Н А П Л Е В А Т Ь,,,,Богу наплевать на наши раны, -У него совсем другие планы.Он тасует нас, как шулер карты,То с насмешкой, то почти с азартом: «Получилось, поглядите-ка, однако, - Он смеётся, а должон бы плакать. Сколько только я его не жучу, - Выживает и опять мяучит.Я особый грипп ему подброшу.А Европу снегом припорошу.В...
    -->
    78
    dentvideo Вчера 16:32

    Сенсационные открытия археологов в Арктике. Психоистория

    Когда в Арктике появились первые протогорода? Какие высокие технологии мы получили от жителей палеолита? Правда ли, что раньше климат на севере Евразии был теплее? Как долго мамонты существовали рядом с человеком? Действительно ли самые древние стоянки человека за Северным полярным кругом найдены именно в России? Как препятствуют исследователям Заполярья, замалчивают ...
    -->
    2881
    MERjAMAA 25 марта 23:05

    Кусь. Чудская элегия. ч.1. Из глубины...

    Кусской край - один из тех полузабытых уголков Костромской земли, где пост-мерянская этничность наиболее выражена. Отдалённость и малообустроенность местности создаёт условия для сохранения и воспроизведения в местных обществах достаточно архаичных преданий, представлений и жизненного уклада. И, в тоже время, благодаря такому положению здесь вполне ещё живы лучшие асп...
    -->
    281

    АнтимракобесTV. Омские пришельцы, или чем Сибирь хуже Наска? “Запретная" археология. Шестиугольник на Сатурне. "Телекинез" Нинель Кулагиной. Как сделать вазу из цельного камня? Древние великаны. Птица из Саккары.

    Сенсационная демонстрация мумии пингвиноида! У перуанских мумий пришельцев появился серьезный конкурент, родом из Агарда Ирийского (Омск)Спикер: Алексей Бондарев — палеонтолог, член Омского регионального отделения Русского географического общества, член Всероссийского палеонтологического общества.  Доктор исторических наук Владислав Сергеевич Жите...
    -->
    797

    Фольклор. - Образ Сокола в общемировой традиции.

    В Древнем Египте за несколько тысячелетий до новой эры уже было распространено поклонение животным-богам (в науке эта форма религии получила название «зоолатрия»). Сначала были боги, которым поклонялись жители отдельных городов или территориальных единиц Древнего Египта - номов: баран, кошка, крокодил, мангуста и т. д. В разные времена номов было от 36 до 50, поэтому ...
    -->
    158
    NATA-SHA 25 марта 16:20

    535 ЛЕТ НАЗАД... НАЧАЛАСЬ ОХОТА НА ВЕДЬМ.

    В Москве стали строить новый кремль, в Англии воцарились Тюдоры, а Боттичелли написал «Рождение Венеры».Сандро Боттичелли написал «Рождение Венеры»Флоренция, Италия Sandro_Botticelli_-_La_nasc.jpgОдна из самых известных картин итальянского Ренессанса была создана около 1485 года. Римская богиня Венера отождествлялась с греческой Афродитой, имя которой по...
    -->
    256
    Sage 25 марта 11:08

    Загадки в строениях Санкт-Петербурга.

    На тему загадок в строениях С-Петербурга постоянно идет споры и дискуссии. Есть сторонники альтернативной истории города, которые говорят, что город был восстановлен, но никак не построен с нуля в этих болотистых местах. Много споров идет про строительство Исаакиевского собора и Александрийской колонны, форты в Финском заливе и каменные элементы в здани...
    -->
    2916
    Николай Бунин 25 марта 11:05

    Александр Пыжиков. Что за татаро-монголы в русских былинах?

    ...
    -->
    292

    Фольклор. - Мода русских крестьян.- Бабска мода (косы, украшения) - Часть III.

    Человек – это Поле, Волосы – растения на нем, а также вместилище «души». Обряды покрывания волос невесты и сокрытие их замужней женщиной связаны с тем, чтобы магическая сила рода женщины не вошла в столкновение с магической силой рода мужа, и находилась, как бы, в подчиненном положении при переходе в новый род. Поэтому девушки могут ходить с непокрытой головой, т.к. м...
    -->
    226
    AlexZenit Фитиль
    24 марта 19:28

    Кто взрывал метро и Мавзолей. Теракты в Советском Союзе

    В современных новостях сюжеты о терроризме и терактах появляются едва ли не каждый день. Совсем иначе было в СССР, где каждый теракт становился преступлением союзного значения и где подробности о таких происшествиях держали в строгом секрете. Лишь спустя много лет о них стало можно говорить публично.Кто устраивал взрывы в Мавзолее? Как проходил всесоюзн...
    -->
    1386
    sugochka 24 марта 08:42

    Связаны ли “викинг” и “витязь”?

    О происхождении русского слова витязь от скандинавского викинг можно прочитать у ряда авторов, пишущих в жанре скандинавской теории. Высказывался в таком духе не так давно, например, Л.С.Клейн. Однако, на самом деле, слово витязь совершенно определённо не происходит от скандинавского викинг. Дело в том, что слово витязь является общеславянским. А от славян заимствован...
    -->
    498
    Дмитрий Байда 24 марта 01:51

    Тайны Мироздания. Часть 4. Скифия, Тартария, Русь

    Возрождение нашей цивилизации после Мировой ядерной войны. Фрагменты из нашей новой книги о секретах Мироздания. Эта статья о том, как восстанавливалась цивилизация наших предков после Первой мировой ядерной войны и Второй планетарной катастрофы 13 тысяч лет назад...           1 часть, 2 часть, 3 частьСледы высокоразвитой цивилизации наши...
    -->
    2830
    sugochka 23 марта 08:57

    "ЛАТВИЙСКИЕ РУССКИЕ: ДЕСЯТЬ ВЕКОВ ИСТОРИИ»

    Споры о месте и времени происхождения славян происходят в науке уже более двух столетий. Археологи, лингвисты, антропологи, этнографы предлагают разные концепции и неизменно остаются каждый при своём мнении. Известно, что славяне выходят на историческую арену в 6-м веке нашей эры, и потому велик соблазн считать их молодым народом.Но, с другой стороны, славянские языки...
    -->
    581
    NATA-SHA 22 марта 22:07

    ИЗ СОЛДАТ В РАБОЧИЕ: ИСТОРИЯ И ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ДЖИПАХ.

    Во многих языках, в том числе и в русском, слово «джип» давно стало нарицательным и означает транспортное средство повышенной проходимости. Иногда такое наименование автоматически прикрепляется даже к тем автомобилям, которые вовсе не обладают вездеходными свойствами и уж тем более не имеют никакого отношения к одноименной марке. Впрочем, название это возникло от жарг...
    -->
    458
    Denis 22 марта 00:32

    Пермский зодиакальный календарь.

    Шумер, Египет. А что же наши северные народы? Уже ли на звёзды не смотрели? Вот и бронзовый "промысловый календарь" с р.Вычегды по официальной версии может означать всё что угодно, но только не созвездия. Охотничий промысел в календаре.. Какой толк от промысла на белку, например? Как-то в байдарочном походе по р. Кузюг зашёл к нам на стоянку местный егерь. Ненавя...
    -->
    1009
    ОТШЕЛЬНИКЪ 21 марта 12:40

    ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРѢНИЕ или КОНЕЦЪ ГЛОБАЛЬНАГО МiРА.. Подоплѣка События въ Многомерномъ Разсмотренiи, или "Синдромъ Восхода Солнца".

    Доброго времени суток, уважаемые подписчики, читатели и гости блога! Продолжая знакомить Вас со своими давнишними постами, теми, что находится глубоко внизу ленты, ретроспектирую пост сей, слегка подредактировав, сообразно обновившегося (со времени написания 6 мая 2017г.) уровня понимания.ЛЕГЕНДАЛегенды о некогда едином человечестве существуют у многих, если не у всех...
    -->
    1914

    КТО ТАКИЕ БИБЛЕЙСКИЕ ХАНААНЕ?

    https://www.oum.ru/upload/medialibrary/f39/f39debdbff05997c3da69abfcbf105dc.jpgЕсли на территории Великой Тартарии часть земель управлялась Ханами, то нет ничего удивительного в том, что и вся страна называлась Ханааном, т. е. ханством. А имя Царя Ханаан — Иавин — не что иное, как искажённое Иоанн, или Иван.ОСГ комиссара Катара...
    -->
    695

    Сайт "Русская вера" начал частичную публикацию "Русского Летописца" 1649 года

    Недавняя новость об обнаружении "уникальной книги" получила продолжение. Сайт "Русская вера" начал размещать фотографии страниц Русского Летописца. В настоящий момент доступны для скачивания разделы Летописца от начала русской истории до призвания варягов (PDF файл). Помимо фотографий, дается транслитерация, с комментариями редакционной коллегии сай...
    -->
    533
    Star Fire 21 марта 19:36

    "Ушкуйники": кем были основатели "пиратской" республики в Вятке

      Знаете, откуда пошло слово «свистопляска»? Толковый словарь Владимира Даля говорит нам, что это диалектное вятское слово со значение «тризна по убитым ошибкою вятчанами устюжанам, пришедшим на помощь и принятым за неприятелей, за что первые прозваны слепородами и свистоплясами; в этот день (четвёртая суббота от Пасхи) свищут в глиняные уточки и ду...
    -->
    502
    Sage 21 марта 16:02

    Тайны древнего Тмутараканского княжества.

    Долгое время исследователи и ученые считали, что Тмутараканское княжество – это всего лишь выдуманная часть из летописи «Слово о полку Игореве». И только в 1792 году на Таманском полуострове во время препровождения черноморских казаков в Тамань была обнаружена мраморная плита, названная позже Тмутараканским камнем, на которой имелась древнерусская надпи...
    -->
    856
    Grrrrrx 21 марта 13:02

    "Хто ж из Ху" ? Казаки и татары .

    "Хто ж из Ху" ? Казаки и татары . Кубанкие казаки - значит я расписывал от куда они появились - https://cont.ws/@grrrrrx/1264510 , пока не дошло что они же потомки Запорожских казаков , вышли с Украины и возникает вопрос а украинцы там где ??? Конечно возможен вариант что там таки есть украинцы но на них просто не попали а проверка велась на небольшом количестве ...
    -->
    839

    Фольклор. - Мода русских крестьян.- Часть II.

    В народе говорят: "своя рубаха ближе к телу". Почему, об этом нам расскажет семантика народного костюма, композиция, его цвет, орнаментальная тайнопись. Ведь именно в народном костюме прослеживаются наиболее важные черты и особенности народного самосознания, его социальные, нравственные, религиозные представления.Н.М. Калашникова, автор многочисленных работ, связанных...
    -->
    804
    Sage 21 марта 09:49

    В древности на Земле была внеземная цивилизация, как выглядели ее летательные аппараты?

    До наших дней сохранилось много странных артефактов и описаний устройств, напоминающих древние летательные аппараты. Особенно выделяются индийские мифы и артефакты из Мексики.Так как в индийских мифах преобладают описания, то мы будем рассматривать мексиканские артефакты. Даже несмотря на вероятность подделки некоторых из них, можно найти очень любопытн...
    -->
    3383
    ОТШЕЛЬНИКЪ 20 марта 18:36

    ОЧЕВИДЦЫ о ВОЗСТАНИИ СТЕПАНА РАЗИНА / Иоганн Марций (издано в 1674г на территории современной Германии)

    Приветствую уважаемых подписчиков, читателей и гостей блога! Только что, попался мне замечательный документ, это доклад (изучаю) заодно решил выложить в блог. Выкладываю целиком, без разбивки и редакции - читайте, работайте с информацией, тут много интересного.Опять же, кое что необходимо офильтровывать (особливо пояснения) так же, след учитывать возможную (скорей все...
    -->
    827

    Летопись русского мира. Часть 4

    Современные исследователи верований и культовых обрядов славянства опираются на немногочисленные летописи раннехристианской Руси, в которых авторы всеми силами громят «поганое язычество». Если бы Вы знали, сколь многочисленны и сколь невежественны научные изыскания в области «язычества» наших предков! До сего дня ученые, основываясь на той же «Повести временных лет» Н...
    -->
    637

    Старая Москва

    " ... Исус Христос или «Молящийся Распятый Царь» (деисус, деисис – прошение, моление; хри-стос – крест и царь (штос, стос, фараон); христосоваться (целоваться трижды) – распинаться в память о трех распятых на Голгофе). Потекла кровь Христа, пронзенного копьем Лонгина на Лобное место-Череп-Голгофу и капельки ее превратились в бруснику – виноградную лозу ...
    -->
    965

    мысль - великая Энергия!

    В нача́ле бы́ло Сло́во — первая строка книги Нового Завета Евангелие от Иоанна. Существует множество её переводов, о которых возникают многочисленные религиозные трактовки и споры. Почему именно так начинается «книга книг»? Давайте разберёмся?! Для понимания попробуем заменить слово (произнесённое вслух мысль!) на то, что действительно является первоочередным началом...
    -->
    565

    Новий мировой порядок начинаеться с Исландии. Там уже избавились от евреев банкиров, теперь избавляются от религий!

    Сегодня в 12 часов дня по Московскому времени в штаб квартире ООН прошли слушания по ситуации в Исландии. Как сообщает пресс служба министерства иностранных дел РФ ( Цынк)Исландия объявила вне закона все религиозные организации. ООН лишила Исландскую делегацию  права голоса в ходе обсуждения Соответствующее заявление сделал председательствующий на слушаниях Робер...
    -->
    2718

    ,,,,,,,,,,,,БОГИ . БЫЛИ . ПРАВЫ ,,,,,,,,,,,,, Боги были сто раз правы, Нас, желая извести: Мало нам хмеля-отравы, Мало маку не цвести… ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

    ,,,,БОГИ   БЫЛИ   ПРАВЫ,,,,Боги были сто раз правы,Нас, желая извести:Мало нам хмеля-отравы,Мало маку не цвести… Нам уже пары бензина Доставляют нужный кайф, А усатая резина Отправляет прямо в рай.Нам не страшен рак и стронций,Не ужасен птичий грипп.Нам плевать, что вспыхнет СолнцеИ Земля наша сгорит. Боги даже друг от друга ...
    -->
    685
    Nikkuro 18 марта 12:24

    Волчица и потерянное время: какие тайны хранит римская история

    Исторический наброс  Древнеримские историки ошибались в определении даты основания города, а знаменитую бронзовую волчицу вообще отлили на много веков позже, нежели принято считать. Что же на самом деле происходило с историей Древнего Рима?  Как вычисляли дату основания Рима Греческие и римские историки долго не могли прийти к соглашению и пре...
    -->
    1613

    Письменные источники по истории восточных славян. Ч. VI

    Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня мы продолжаем рассматривать отечественные письменные источники.Итак, «Слово о полку Игореве»… Произведение, вызывающее наибольшие споры и наибольший интерес не только среди учёных, но и среди писателей, поэтов.Всех руссичей.Или считающих себя таковыми.Как правило, его датируют концом XII в., обычно - временем между 1185 и 1187 гг....
    -->
    1535
    ОТШЕЛЬНИКЪ 18 марта 07:51

    ЕДИН НАРОД - ЕДИН йАЗЫК, по всей Земле! ИЛИ что означает СЛОВО "mamácha" на языке "кечуа"? / Привет от инкского ТЯТИ !

    Доброго времени суток, уважаемые подписчики, читатели и гости блога! Давеча, прочел интересный комментарий к своему давнишнему посту в ЖЖ (этот же пост на КОНТе - ссылка ниже) Пишет юзер "nik_normann" :(начало комментария) Подкину еще до кучи. Живу в Перу, потихоньку учу кечуа, самый распространённый язык индейцев в Южной Америке. На нем говорят в Перу, Эквадоре, Боли...
    -->
    2582
    Grrrrrx 17 марта 22:49

    "Смена полюсов" - уточнение дат , история - 3.

    Доказательства в основном косвенные , думаю хорошее доказательство это проследить путь народов по ДНК .Исследования хорошее так как ученые многое сделали , при этом сделав как всегда временную ошибку а историки до сих пор не понимают что они лоханулись и вовремя не приняли меры ) . ДНК исследования говорят что от до половины и даже до более 60% русских э...
    -->
    1498
    Россия-Сегодня 17 марта 18:22

    ОБ ИСКОННОМ КАЗАЧЬЕМ ЯЗЫКЕ.

    На каком языке говорили предки казаков? В одном из своих комментариев Судья Всеказачьего Общественного Центра (ВОЦ) К. Э. Козубский написал: «Тупизм великодержавников зашкаливает! Они приписывают казакам русское происхождение, делая упор на то, что все казаки русскоязычны. Но я вот потомок татароязычных казаков-касимовцев. Далее. Ирл...
    -->
    952

    Русский Летописец 1649 года это Повесть временных лет или фальсификация Русской Веры?

    В первый день Великого поста целый ряд светских СМИ сообщил сенсационную новость: старообрядцы обнаружили в своих закромах уникальную книгу: оригинал Повести временных лет, описывающую неизвестную ранее историю Руси.Забегая вперед отметим, что сайт-источник сенсации “Русская Вера” – псевдостарообрядческий и финансируется из совместного фонда прихожанина РПЦ МП и митро...
    -->
    983
    NATA-SHA 17 марта 12:18

    Что будет, если не мусульманин скажет мусульманину «Ас-саляму алейкум».

    Приветствие — «Салам алейкум» (اَلسَّلَامُ عَلَيْكُمْ‎) — с арабского переводится как «мир вам» или «мир с вами». Это выражение используется не только мусульманами разных национальностей, но также арабами-христианами и арабами-иудеями. Учитывая различное произношение многочисленных азиатских диалектов, можно услышать как «салам», так и «салям». Оно является однокорен...
    -->
    1231
    al-termezi 16 марта 22:22

    Территория идиотов или вновь о «лунной афере».

    Однажды к Ходже Насреддину обратился уважаемый человек по поводу болезни дочери: — Каждое утро она чувствует лёгкое недомогание, я был у всех докторов, но они говорят, что всё в порядке, ничего страшного. Что мне делать? Ходжа задумался, затем спросил: — Вы даёте ей молоко перед сном? – Да! – ответил мужчина. Насреддин сказал: — Ну, тогда я знаю, в чём...
    -->
    5352
    NATA-SHA 16 марта 21:57

    Был ли Киев хазарским городом?

    «Киев – мать городов русских», – твердили нам отечественные историки. Однако часть современных исследователей с этим не согласна, считая, что древний Киев был хазарской крепостью, защищавшей западные границы каганата.ГипотезаИзраильский лингвист и хазаровед Иосиф Ольшаницкий в одной из своих работ привел воспоминания отставного советского полковника, который рассказыв...
    -->
    1212
    .Взор Здравомыслие.
    16 марта 21:26

    Ну, кто на нас с Тартарией!?

    Здравствуйте, уважаемые читатели. Прошу простить, что давно Тартарию не вспоминала. Тут на днях презентовали ажна замшелый дремучий "Летописец", от которого так и несёт фальшивкой. Я так понимаю, что не в те времена фальшивками решили нас закидать :о) Народ уже не тот, что при советах, не такой доверчивый к слову печатному. Уже присматриваться к данайцам, дары принося...
    -->
    2486

    О потреблении алкоголя в России

    Свидетельства иностранцев 16-17 века о потреблении алкоголя в РоссииСамуил Маскевич (около 1580-1632) — польский дворянин, писарь. Неоднократно и подолгу бывал в России.Из дневника Маскевича 1594-1621 годов: "Москвитяне соблюдают великую трезвость, которой требуют строго и от вельмож и от народа. Пьянство запрещено; корчем или кабаков нет во всей России...
    -->
    1013
    Яковлев Алексей 14 марта 13:53

    Русский Летописец 1649 года это Повесть временных лет или фальсификация Русской Веры?

    В первый день Великого поста целый ряд светских СМИ сообщил сенсационную новость: старообрядцы обнаружили в своих закромах уникальную книгу: оригинал Повести временных лет, описывающую неизвестную ранее историю Руси.Забегая вперед отметим, что сайт-источник сенсации “Русская Вера” – псевдостарообрядческий и финансируется из совместного фонда прихожанина РПЦ МП и митро...
    -->
    814
    Вадим Витихов 12 марта 13:27

    Мифы и правда о погромах

    Платонов Олег Анатольевич(p. 11.01.1950), русский ученый и писатель. Труды по экономике («Русский труд», «Качество трудовой жизни», «Тысяча лет русского предпринимательства», «Экономика русской цивилизации», «Воспоминание о народном хозяйстве») и истории России («Убийство царской семьи», «Григорий Распутин», «Николай II», «Русская цивилиз...
    -->
    1718
    Star Fire 12 марта 19:00

    В Перу найдены... славянские статуэтки возрастом 3800 лет

    А.А. ТюняевВ Перу обнаружены три глиняных фигурки, сообщает nplus1.ru. Возраст статуэток составляет 3800 лет. По мнению ученых, создатели находок принадлежали к культуре Норте-Чико – старейшей цивилизации в доколумбовской Америке. Об открытии сообщает Peru Reports со ссылкой на Министерство культуры Перу.Статуэтки были найдены в перуанском городе Вегета...
    -->
    593
    Молва-ТВ 12 марта 09:34

    Жидо-русофобские утопии держатся за счет их поддержки российской исторической наукой.

    Русофобские псевдо-исторические мифы родились отнюдь не в один день и даже не в одно столетие. Да, многие из них появились тогда, когда Романовы пригласили для переписывания древнерусской истории группу немецких историков (Байера, Миллера, Шлецера), которые должны были сделать легитимным не совсем русское происхождение этой династии русских царей...
    -->
    778

    Письменные источники по истории восточных славян. Ч. V

    Здравствуйте, дорогие читатели!Мы начинаем серию публикаций, посвящённых письменным источникам по истории восточного славянства.Итак, древние законы…Вторая половина I тыс. н.э. не оставила после себя законодательных документов, кроме вошедших в состав «Повести временных лет» (ПВЛ) текстов договоров Руси с Византией, представляющие собой синтез норм «закона русского» и...
    -->
    1618

    Страшные пытки над женщинами в Туркестане.

    Страшнейшие ПЫТКИ, которые переплюнули даже инквизицию.В 30-х, годах прошлого века, советская власть пыталась установить свою законность в центральной Азии. Естественно это вызвало недовольство у большого количества местного населения и появились повстанческие отряды басмачей, которые устраивали террористические акты. Они убивали в основном русских спец...
    -->
    2043

    Письменные источники по истории восточных славян. Ч. IV

    Здравствуйте, дорогие читатели!Мы продолжаем серию постов, посвящённых письменным источникам по истории восточного славянства.Сегодня мы рассмотрим, - с одной стороны, - тексты, написанные относительно поздно, а с другой, - возможно, сохранившие информацию более древнюю, чем мы разбирали с вами ранее…Но обо всём по порядку.Кроме летописных текстов как таковых, особое ...
    -->
    1791
    dentvideo 9 марта 14:54

    Кодекс чести русских богатырей. Психоистория

    Девять правил русских былинных воинов. Как и почему древнерусские дружины могли контролировать огромные территории и отражать нападения самых страшных врагов? Какими качествами обладали профессиональные солдаты Руси Изначальной? Чем отличается образ сказочного богатыря, который нам навязали в детстве, от того, что показывают тексты Русского Эпоса? Почему простой народ...
    -->
    2390
    Хандусенко 8 марта 12:30

    Городские легенды: Аничков мост, кони, Клодт

    Решил сегодня слегка похулиганить, уж больно интересная питерская легенда попалась на просторах тырнета: 1. Какой мост самый красивый и узнаваемый в Петербурге? Аничков. Неудивительно что вокруг него постоянно крутились различные легенды. Хочу ответить на самые интригующие и значимые вопросы. Чье лицо на гениталиях коня? Почему мост "восемнадцати яиц"? П...
    -->
    1243
    Sage 7 марта 15:24

    КОГДА ПРАЗДНОВАЛИ МАСЛЕНИЦУ НА РУСИ.

    В Древней Руси счёт времени вёлся по четырём сезонам года. Использовался и лунно-солнечный календарь. До конца XVII в. новолетие начиналось не с января, а с марта. С началом аграрного цикла. Исследователи склонны начинать новый год у древних славян с 20-х чисел марта. Из этих чисел наиболее значимы 21 марта и 25 марта, на которые у древних европейцев пр...
    -->
    1630

    Фольклор. - Языческий след русских былин. - Часть пятая.

    В географии Руси былин киевского цикла существует три слоя. Первый, наиболее очевидный – география Киевской Руси IX – X вв.: Киев, Чернигов, Смоленск, Ростов, Муром, Суздаль, но три последних города лишь упоминаются, а Смоленск-Смолягин часто подменяет собою Чернигов, который появляется то как неотделимый от Киева город-близнец, то предстает оппозиционным Киеву городо...
    -->
    1761

    Фольклор. - Языческий след русских былин. - Часть четвертая.

    Одной из былин, не получившей убедительного толкования, является былина «Вольга и Микула». Ученые XIX – XX вв. в целом имеют дело с тремя уровнями толкований былины: славянофильское (могущество общины и ее добровольное сотрудничество с княжеской властью), народническое (воспевание крестьянства) или социалистическое (сатира на князя, возвышающая над ним представителя т...
    -->
    2354
    Гарри Химик 2 марта 12:18

    Ханты и манси - самые загадочные народы Сибири...

       Ханты и манси – это два финно-угорских народа, близких по культуре и языку.    Проживают эти народы в Западной Сибири, в ее северной части, преимущественно в Томской, Тюменской и Свердловской областях. Тысячи лет назад, из племён неолитической культуры образовались две северные народности – ханты и манси*.  ...
    -->
    2628
    Вадим Витихов 1 марта 13:54

    Великие о евреях. Евреи о себе.

    «еврейский вопрос» вставал перед народами ВСЕХ стран, где селилось еврейское племя. Это и Древняя Греция, и Древний Рим, и Византия, и Древняя Русь, Италия, Голландия, Швейцария, Румыния, Австрия, Венгрия, Финляндия, Польша, Англия, Япония, Алжир, Россия, Португалия, Франция, Соединённые Штаты Америки, Германия.., словом «ненависть к евреям народов всех времён служит ...
    -->
    1340

    Фольклор. - Наследие древних цивилизаций - Архаичное сознание - Часть IV.

    Огромная масса комментариев о древних (архаичных) знаниях, ранних датировках от 50 - 10 тысяч лет до н.э., побудили нас к написанию данной статьи. Что же действительно происходило с человечеством в этот период? Что сегодня осталось в нас с тех времен? Кто же мы на самом деле - жители новой цивилизации или наследники предыдущей? Об этом в целой серии статей. А мы, прод...
    -->
    2032

    Фольклор. - Наследие древних цивилизаций - Архаичное сознание - Часть V.

    Огромная масса комментариев о древних (архаичных) знаниях, ранних датировках от 50 - 10 тысяч лет до н.э., побудили нас к написанию данной статьи. Что же действительно происходило с человечеством в этот период? Что сегодня осталось в нас с тех времен? Кто же мы на самом деле - жители новой цивилизации или наследники предыдущей? Об этом в целой серии статей. А мы, прод...
    -->
    1962

    Фольклор. - Наследие древних цивилизаций - Архаичное сознание - Часть III.

    Огромная масса комментариев о древних (архаичных) знаниях, ранних датировках от 50 - 10 тысяч лет до н.э., побудили нас к написанию данной статьи. Что же действительно происходило с человечеством в этот период? Что сегодня осталось в нас с тех времен? Кто же мы на самом деле - жители новой цивилизации или наследники предыдущей? Об этом в целой серии статей. А мы, прод...
    -->
    2238

    Фольклор. - Наследие древних цивилизаций - Архаичное сознание - Часть II.

    Огромная масса комментариев о древних (архаичных) знаниях, ранних датировках от 50 - 10 тысяч лет до н.э., побудили нас к написанию данной статьи. Что же действительно происходило с человечеством в этот период? Что сегодня осталось в нас с тех времен? Кто же мы на самом деле - жители новой цивилизации или наследники предыдущей? Об этом в целой серии статей. А мы, прод...
    -->
    2340

    Фольклор. - Наследие древних цивилизаций - Архаичное сознание - Часть I.

    Огромная масса комментариев о древних (архаичных) знаниях, ранних датировках от 50 - 10 тысяч лет до н.э., побудили нас к написанию данной статьи. Что же действительно происходило с человечеством в этот период? Что сегодня осталось в нас с тех времен? Кто же мы на самом деле - жители новой цивилизации или наследники предыдущей? Об этом в целой серии статей. А мы, начи...
    -->
    2789
    Oleg Krieger 20 февраля 00:52

    Версальский договор + Weimar Republik ист. заметка №7 - этого нет ни в учебниках Истории России ни в учебниках Истории Германии

    Если верить книгам по истории,все политические лидеры действуют вопреки всякой логике и здравому смыслу.Но ведь это невозможно! Дураков во власти не бывает.Государственные мужи преследуют выгоду вверенной им державы и следуют только такой логике в своих поступках.Если у власти стоит марионетка, она тоже следует потребностям державы.Только не своей — вот и вся разница....
    -->
    1910

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. XII

    Здравствуйте, дорогие читатели, сегодня мы заканчиваем рассматривать особенности восприятия клятвы в языческом и «двоеверном» обществе.И здесь с неожиданной стороны нам открывается князь Святослав Игоревич, «Ольжинъ сынъ»…Но – обо всём по порядку...О том, что эти данные возможно толковать именно так, показывает и Никоновская летопись. Судя по данному источнику, наря...
    -->
    2412

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. XI

    Здравствуйте, дорогие читатели, сегодня мы заканчиваем рассматривать особенности восприятия клятвы в языческом и «двоеверном» обществе.И здесь с неожиданной стороны нам открывается князь Святослав Игоревич, «Ольжинъ сынъ»…Но – обо всём по порядку.Отметим особо, что верность клятве и слову всячески превозносится и в «Махабхарате», что имеет и параллели в классической д...
    -->
    2271

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. X

    Итак, дорогие читатели, мы продолжаем рассматривать особенности восприятия клятвы в языческом и «двоеверном» обществе…Не будем пока делать соответствующих выводов относительно причины изображённых выше парадоксов, и обратимся к языческой эпохе. Как воспринималась клятва за несколько веков после вышерассмотренных событий? В науке известно мнение, согласно которому в сл...
    -->
    1514

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. IX

    Здравствуйте, дорогие читатели!Едва ли возможно сколько-нибудь глубоко понять язычество, причём не только восточнославянское, если не учитывать, что это культура дара и отдарка. Так, обмен дарами в Германском Мире имел магическое значение и «представлял собой один из способов установления или поддержания социальных связей – наряду с браками, оказанием взаимных услуг, ...
    -->
    2836

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. VIII

    Здравствуйте, дорогие читатели!Попытаемся теперь рассмотреть следующий вопрос: как традиция относилась к нарушению самой традиции?..Например, нарочитое нарушение ритуала легко «читалось» носителями традиции, о чём у нас есть положительные свидетельства аутентичных источников. В страшные, смутные времена, последовавшие после бегства Романовичей в Польшу перед лицом тат...
    -->
    2232
    Александр Нагибин 14 февраля 09:36

    Действительно ли нефилимы были потомками сынов Божьих и дочерей человеческих? Нефилимы ( игрофильм).

    Данный фильм склеен из игровых роликов DmC. Исполины или нефилим (ивр. ‏נפילים‏‎‎‎ – падшие) — библейские персонажи, упоминаемые в Пятикнижии (первые 5 книг Ветхого Завета). В русском Синодальном переводе это название передано как «исполины». В русском переводе Нового мира сохранено слово «нефилим» . В чешских переводах Библии «нефилим» передается как obří (Обры) или ...
    -->
    1272

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. VII

    Здравствуйте, дорогие читатели!Итак, имелись ли в славянской религии тенденции, ведущие к единобожию?..Дело в том, что в литературе существует предположение, согласно которому монотеистические воззрения, своего рода «проблеск религии Откровения», имели место у восточных славян (1). Н.А. Ганина, как мы писали выше, считала Святовита и Дикого Охотника ареальными реализа...
    -->
    2417

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. VI

    Здравствуйте, дорогие читатели, сегодня мы продолжаем рассматривать особенности архаического мышления как особого феномена в истории человечества.Синкретизм мышления в те времена виден и в следующих примерах. Колода в фольклоре может превратиться в двенадцать молодцев, а рябина без верху, в русской свадебной образности – это мать без дочери (1). Женщина в восточнослав...
    -->
    2648

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. V

    Здравствуйте, дорогие друзья, мы выполняем своё обещание и постараемся сегодня рассмотреть особенности мышления человека времён архаики.Специально оговоримся: мы полагаем, что подобное в принципе возможно. Источники есть. Остальное за нашим – уже нашим! – мышлением.Итак, подумаем вместе…Мышление того времени следует определить как нерасчленённое, синкретичное, следств...
    -->
    2197

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. III

    Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня мы продолжаем рассматривать язычество как культурный феномен. Обратимся теперь к позднему материалу: потрясающее свидетельство сохранил «Псковский Кроник» 1689 г.: «И помощию Садца бога и Волна той великий князь Гостомысл в Великом Новеграде в народе всякое управление управляше крепце» (1). Мы сознаём, конечно, что перед нами, мяг...
    -->
    2235

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. II

    Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня мы продолжаем рассматривать язычество как культурный феномен – в основном, на восточнославянском материале, но не только.Продолжим с того, что каждый из христианских святых, с точки зрения крестьян, как бы «специализировался» на покровительстве тому или иному занятию или ремеслу, причём такая «специализация» часто не была связана ...
    -->
    2146

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. I

    В предыдущих постах, посвящённых образу волка у славян на индоевропейском фоне, вы, мои дорогие читатели, нашли немало интересных вопросов, которые, в свою очередь, снова заставили думать уже меня самого.Спасибо вам за это.Многие из ваших вопросов связаны, как мне кажется, с тем, что далеко не все люди нашего времени (и учёные, скажу вам по секрету) понимают разницу м...
    -->
    2382

    Архетипы славянского сознания - Облик Волка - Часть V.

    Удивительно, но тема жертвоприношений или ритуального поедания у разных древних народов касается практически любых животных, птиц, пресмыкающихся и насекомых, но только не волков (разумеется, с учётом региона постоянного проживания того или иного народа). Фрэзер упоминает всего лишь два момента, связанных с волками: в первом случае речь идёт о герое скандинавского пре...
    -->
    2199

    Архетипы славянского сознания - Облик Волка - Часть IV.

    Здравствуйте, уважаемые читатели! Приятно видеть ваш отклик, и горячие обсуждения, сегодня, продолжая статью, хотелось бы обратиться к анализу образа волка в текстах русских и европейских сказках.Итак, начинаем..При сравнительном анализе русских, европейских и восточных сказок разных времён складывается устойчивое ощущение существенного различия характеристик волка ка...
    -->
    3284

    Архетипы славянского сознания - Облик Волка - Часть III.

    Среди разнообразных звуков, издаваемых волками, особенно выделяется вой – выразительный, тоскливый, ледянящий душу звук, слышный на большом расстоянии, который всегда будоражит воображение людей, никого не оставляя безучастным. Пожалуй, именно слышимая в вое тоска действует на подсознание человека, вызывая беспокойствие и смятение в душе каждого, чьих ушей достигает о...
    -->
    2379

    Архетипы славянского сознания - Облик Волка - Часть II.

    В различных источниках, отражающих развитие религиозных воззрений наших предков, наряду с упоминаниями о разных культах можно встретить сведения о почитании животных. В системе традиционных народных представлений об окружающем мире животные выступают как особая разновидность мифологических персонажей, вместе с божествами, демонами, стихиями, небесными светилами, самим...
    -->
    2662

    Архетипы славянского сознания - Облик Волка - Часть I.

    Богатство любого народа заключается в его историческом наследии. Изучение истории, а также мифологии позволяет приблизиться к корням, имеющим архетипический характер и залегающих в глубоких пластах бессознательного передающегося из поколения в поколение. Одним из таких архетипов, занимающим ведущее место является волк. В мифах и сказках разных народов, в том числе и д...
    -->
    3262
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика