Красная горка

11 820

«Красная горка» — это один из древних, ярких и любимых народных праздников со времен Древней Руси.

В православной традиции праздник посвящался явлению Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения.

Но не смотря на то, что этот праздник на сегодняшний день воспринимается как часть православных традиций, онвместе с этим имеет и глубокие архаичные корни, уходящие в древнеславянскую языческую культуру.

В народных традициях Древней Руси этот день считался началом весны, отмечаемым всеобщим выходом на природу, поминовением предков, кострами на пригорках, женскими хороводами, ярмарками невест и обрядами, призывающими и ускоряющими приход весны и начало нового витка жизни.

Почему же Горка «красная»?

Раньше, в славянских наречиях, слово «красный» употреблялось в значении «красивый, нарядный, отрадный, весёлый, здоровый», а сам красный цвет являлся основным тематическим цветом в дохристианских верованиях.

Кстати, в словосочетаниях «Красная площадь» и «красная девица» это слово имеет тот же смысл. Да и сами — весна и лето, испокон веков именуются красными...

Игры и гулянья происходили на пригорках, которые раньше других освобождались от снега, отсюда и название праздника- «горка».

В этот день совершается так называемое заклинание весны.С самого утра, на заре встречали солнце на «красной горке» – возвышенном красивом месте, откуда можно наблюдать восход.

И даже сегодня, если на секунду прикрыть глаза, можно представить, как при первых лучах солнца, собравшаяся на окрестных горках, празднично одетая молодёжь, с красивой «хороводницею» во главе, приступала к выполнению старинного обряда.

«Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное ведрышко!», – громкий голос хороводницы летел все дальше и всё выше в чистый, прозрачный, утренний воздух неба.

После обряда были песни, поминания, угощения, игры и гулянья, на которые обязательно приходили все молодые люди.

Этнографы пишут, что даже в XIX веке Красная горка праздновалась достаточно широко и многие народные традиции, такие, как начало девичьих хороводов или первые весенние ярмарки невест, связывались именно с этим временем.

Так какие же былиосновные элементы традиции этого народного праздника?

Песни и гуляния.

Песни, исполняемые в этот период, в основном называли закличками (обращение к птицам, душам предков, к природе, к весне), но были также хороводные, рельные и множество других.

В Тульской губернии девушки собирались на ближайшем холме, становились в хоровод, в центр которого выходила запевальщица-хороводница. Присутствующие повторяли за ней слова и вставляли свои имена и имена полюбившихся парней. Затем девушки клали на землю посредине круга красное яйцо и хлеб и затягивали песню.

В Белгородской губернии на Красную горку были хороводы с ширинками –полотенцами. Шествие с полотнами шло от одного края деревни до другого.

Хороводы.

Что касается хороводов, они символизировали и усиливали переход от одного времени года к другому, одной жизни в новую.

«В некоторых случаях, вместо чучела, которое выпроваживали, люди просто создавали шествие по деревне, которое заканчивалось на лугу за пределами населенного пункта, где устраивали хоровод и продолжали гулянья. Это тоже было прощание с кем-то или чем-то».

На эти праздники люди шли в нарядной одежде – после долгого периода без общения из-за Великого поста парни и девушки снова начинали встречаться.

Хороводы, прежде всего, были молодёжным развлечением, способствующим общению между молодыми людьми. Так молодёжь набиралась опыта в общении, в то время как взрослые наблюдали за ними, оценивая умение вести себя в обществе, петь и танцевать. По этим качествам часто выбирали будущих невест.

Напомним, что в те времена для людей не было задачи важнее, чем продолжение рода: это был главный вопрос выживания.

Культура хороводов, например, в южной России, была разнообразной: где-то ходили строго по кругу, в других местах направление менялось — то по часовой стрелке, то против. Наиболее распространено было движение против солнца.

Сейчас ученые обсуждают, какое значение имело направление хоровода, но точные данные утеряны, и для большинства это просто праздничное развлечение и способ времяпровождения, хотя когда-то это было важное и любимое событие, до степени, что земля вокруг церкви, где устраивали хороводы, утрамбовывалась до состояния асфальта от многократных хороводов и танцев.

А в Курской губернии водили знаменитые «танки» – это вообще особый вид хороводов с играми и песнями.

Поминальные трапезы.

На Красную горку начиналось «радованье» покойников: поминали, причитали, раскладывали угощения. Уже позже, большая часть таких ритуалов проходила не в сам праздник, а в следующие дни за Красной горкой на Радоницкой неделе.

В этих трапезах участвовали все участники праздника — каждый что-то приносил. Пеклись в основном блюда из теста в виде птиц, символически имитируя прилет душ умерших предков.

Также, зачастую, фигурируют в блюдах — яйца и каши (зерно), как вечный имвол жизни и плодородия.

Очень популярным обычаем было именно крашение яиц и игры с ними.

Известен факт, что в Рязанской губернии Красная горка считалась больше девичьим праздником и рано утром после завтрака девочки-подростки собирались в саду, на берегу реки и вместе делали яичницу из принесенных с собой яиц, молока и масла.

Весенние качели.

Качели не только развлечение, но и обрядовый атрибут, символизирующий колебание между зимой и весной, между старым и новым. По поверьям, качание помогало «раскачать» природу для скорейшего наступления тепла и ускорения роста растений.

Во многих деревнях во время праздников устраивали качели, называемые релями. Эти качели были передвижными и перевозились из одной деревни в другую. За использование релей приходилось платить, а женихи традиционно катали на них своих невест, как знак внимания.

В Курской области существовал обычай: как рассказывают жители, на Красную горку парни качали девушек на релях, а на следующее воскресенье, в День жен-мироносиц, девушки водили с собой парней. Это были своего рода взаимные празднества.

Некоторые исследователи указывают, что амплитуда качания на релях была связана с урожаем: чем сильнее качали, тем выше росли растения. Таким образом, качели не просто развлекали, но и выполняли магическую функцию для участников.

Забавы и игры.

Различные весенние игры и состязания в день Красной горки носили не только развлекательный, но и сакральный характер. Соревнования и прыжки через костер или воду могли иметь задачу очищение от зимних болезней и хворей.

Обряды плодородия.

Особое значение придавалось плодородию, так как от этого зависело благополучие всего общества. Этнографы иногда фиксировали аж несколько разных видов игр с яйцами в одной деревне.

Сватовство и игровые свадьбы.

Красная горка считалась также и днем начала сватовства. Молодые люди могли свободно общаться, и многие пары договаривались о браке. Родители устраивали сватовство, и если девушка соглашалась, начинались подготовки к свадьбе.

Традиционное сватовство и проведение игровых свадеб во время Красной горки служили не только социальной функции, но и поддерживали магический аспект — продолжения рода, обеспечения здоровья и благополучия будущих поколений.

Все эти элементы праздника Красная горка — позволяют заглянуть в прошлое и увидеть, как древние славяне пытались через ритуалы и символы взаимодействовать и управлять природой, обеспечивать безопасность и благополучие своих семей и общины в целом.

Сегодня Красная горка — это возможность вспомнить и возродить древние традиции, хотя многие из обычаев уже утрачены или трансформированы. В ряде регионов России этот день все еще отмечается как праздник весны и любви, с украшением домов, весенними песнями и плясками. Красная горка стала символом обновления, радости и тепла, сохраняя свою уникальную атмосферу веселого и светлого, весеннего и общинного праздника.

Цыганская ОПГ отправляла сибиряков на СВО, а сама жила в их квартирах и на их выплаты

В Новосибирске накрыли целую ОПГ, которая изощрённо зарабатывала на доверчивых жителях города. Банда цыган промышляли тем, что обманным путём отправляла на СВО новосибирцев, а сами поль...

Обсудить
  • РА-дуем-ся )
  • «Красная горка» — Русский народный праздник переживший иудохристианскую оккупацию.
  • Любы праздничные дни так или иначе привязаны к определённой дате: Новый год - 1 января, Крещение - 7 января, День Победы - 9 мая 7 июля - День Ивана Купалы, хотя это не правильно, День Ивана Купалы ознаменует день летнего солнцестояния - 21 июня, и только в високосный год он выпадает на 20 июня, и т.д. Это даты солнечного календаря. А когда празднуется Красная горка? 8 мая 2000 года. 23 апреля 2001 года. 13 мая 2002 года. 5 мая 2003 года. 28 мая 2004 года. 9 мая 2005 года. Ну и так далее. Что это за праздник, не имеющий постоянной даты?
  • Светославъ severjanin Юрий Карасёв Это старые, хорошо известные аккаунты украинских военных пропагандистов 83 батальона психологических операции ЦИПсО бывшей украины. Проводят свою "спецаперецию", то есть клевещут на русский народ и на русскую веру русского народа. Причём, они настолько тупы, что не замечают, как сами сами себе противоречат. "онвместе с этим имеет и глубокие архаичные корни, уходящие в древнеславянскую языческую культуру" Русское государство существует с 862 года. Русская православная церковь - с 988 года. Именно святые Кирилл и Мефодий разработали деревне-славянский письменный язык, на котором писали летописи, переписывались простые христиане на новгородских берестяных грамотах. Именно православная христианская вера дала славянские племенам один церковно-славянский язык, от которого произошёл древне-славянский язык и дала письменость. Все это соединила разные племена в одно общее русское государство. Поэтому военные пропагандисты режима украинских фашистов и нападают на русскую христианскую веру русского народа.