• РЕГИСТРАЦИЯ

Красная горка

11 821

«Красная горка» — это один из древних, ярких и любимых народных праздников со времен Древней Руси.

В православной традиции праздник посвящался явлению Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения.

Но не смотря на то, что этот праздник на сегодняшний день воспринимается как часть православных традиций, онвместе с этим имеет и глубокие архаичные корни, уходящие в древнеславянскую языческую культуру.

В народных традициях Древней Руси этот день считался началом весны, отмечаемым всеобщим выходом на природу, поминовением предков, кострами на пригорках, женскими хороводами, ярмарками невест и обрядами, призывающими и ускоряющими приход весны и начало нового витка жизни.

Почему же Горка «красная»?

Раньше, в славянских наречиях, слово «красный» употреблялось в значении «красивый, нарядный, отрадный, весёлый, здоровый», а сам красный цвет являлся основным тематическим цветом в дохристианских верованиях.

Кстати, в словосочетаниях «Красная площадь» и «красная девица» это слово имеет тот же смысл. Да и сами — весна и лето, испокон веков именуются красными...

Игры и гулянья происходили на пригорках, которые раньше других освобождались от снега, отсюда и название праздника- «горка».

В этот день совершается так называемое заклинание весны.С самого утра, на заре встречали солнце на «красной горке» – возвышенном красивом месте, откуда можно наблюдать восход.

И даже сегодня, если на секунду прикрыть глаза, можно представить, как при первых лучах солнца, собравшаяся на окрестных горках, празднично одетая молодёжь, с красивой «хороводницею» во главе, приступала к выполнению старинного обряда.

«Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное ведрышко!», – громкий голос хороводницы летел все дальше и всё выше в чистый, прозрачный, утренний воздух неба.

После обряда были песни, поминания, угощения, игры и гулянья, на которые обязательно приходили все молодые люди.

Этнографы пишут, что даже в XIX веке Красная горка праздновалась достаточно широко и многие народные традиции, такие, как начало девичьих хороводов или первые весенние ярмарки невест, связывались именно с этим временем.

Так какие же былиосновные элементы традиции этого народного праздника?

Песни и гуляния.

Песни, исполняемые в этот период, в основном называли закличками (обращение к птицам, душам предков, к природе, к весне), но были также хороводные, рельные и множество других.

В Тульской губернии девушки собирались на ближайшем холме, становились в хоровод, в центр которого выходила запевальщица-хороводница. Присутствующие повторяли за ней слова и вставляли свои имена и имена полюбившихся парней. Затем девушки клали на землю посредине круга красное яйцо и хлеб и затягивали песню.

В Белгородской губернии на Красную горку были хороводы с ширинками –полотенцами. Шествие с полотнами шло от одного края деревни до другого.

Хороводы.

Что касается хороводов, они символизировали и усиливали переход от одного времени года к другому, одной жизни в новую.

«В некоторых случаях, вместо чучела, которое выпроваживали, люди просто создавали шествие по деревне, которое заканчивалось на лугу за пределами населенного пункта, где устраивали хоровод и продолжали гулянья. Это тоже было прощание с кем-то или чем-то».

На эти праздники люди шли в нарядной одежде – после долгого периода без общения из-за Великого поста парни и девушки снова начинали встречаться.

Хороводы, прежде всего, были молодёжным развлечением, способствующим общению между молодыми людьми. Так молодёжь набиралась опыта в общении, в то время как взрослые наблюдали за ними, оценивая умение вести себя в обществе, петь и танцевать. По этим качествам часто выбирали будущих невест.

Напомним, что в те времена для людей не было задачи важнее, чем продолжение рода: это был главный вопрос выживания.

Культура хороводов, например, в южной России, была разнообразной: где-то ходили строго по кругу, в других местах направление менялось — то по часовой стрелке, то против. Наиболее распространено было движение против солнца.

Сейчас ученые обсуждают, какое значение имело направление хоровода, но точные данные утеряны, и для большинства это просто праздничное развлечение и способ времяпровождения, хотя когда-то это было важное и любимое событие, до степени, что земля вокруг церкви, где устраивали хороводы, утрамбовывалась до состояния асфальта от многократных хороводов и танцев.

А в Курской губернии водили знаменитые «танки» – это вообще особый вид хороводов с играми и песнями.

Поминальные трапезы.

На Красную горку начиналось «радованье» покойников: поминали, причитали, раскладывали угощения. Уже позже, большая часть таких ритуалов проходила не в сам праздник, а в следующие дни за Красной горкой на Радоницкой неделе.

В этих трапезах участвовали все участники праздника — каждый что-то приносил. Пеклись в основном блюда из теста в виде птиц, символически имитируя прилет душ умерших предков.

Также, зачастую, фигурируют в блюдах — яйца и каши (зерно), как вечный имвол жизни и плодородия.

Очень популярным обычаем было именно крашение яиц и игры с ними.

Известен факт, что в Рязанской губернии Красная горка считалась больше девичьим праздником и рано утром после завтрака девочки-подростки собирались в саду, на берегу реки и вместе делали яичницу из принесенных с собой яиц, молока и масла.

Весенние качели.

Качели не только развлечение, но и обрядовый атрибут, символизирующий колебание между зимой и весной, между старым и новым. По поверьям, качание помогало «раскачать» природу для скорейшего наступления тепла и ускорения роста растений.

Во многих деревнях во время праздников устраивали качели, называемые релями. Эти качели были передвижными и перевозились из одной деревни в другую. За использование релей приходилось платить, а женихи традиционно катали на них своих невест, как знак внимания.

В Курской области существовал обычай: как рассказывают жители, на Красную горку парни качали девушек на релях, а на следующее воскресенье, в День жен-мироносиц, девушки водили с собой парней. Это были своего рода взаимные празднества.

Некоторые исследователи указывают, что амплитуда качания на релях была связана с урожаем: чем сильнее качали, тем выше росли растения. Таким образом, качели не просто развлекали, но и выполняли магическую функцию для участников.

Забавы и игры.

Различные весенние игры и состязания в день Красной горки носили не только развлекательный, но и сакральный характер. Соревнования и прыжки через костер или воду могли иметь задачу очищение от зимних болезней и хворей.

Обряды плодородия.

Особое значение придавалось плодородию, так как от этого зависело благополучие всего общества. Этнографы иногда фиксировали аж несколько разных видов игр с яйцами в одной деревне.

Сватовство и игровые свадьбы.

Красная горка считалась также и днем начала сватовства. Молодые люди могли свободно общаться, и многие пары договаривались о браке. Родители устраивали сватовство, и если девушка соглашалась, начинались подготовки к свадьбе.

Традиционное сватовство и проведение игровых свадеб во время Красной горки служили не только социальной функции, но и поддерживали магический аспект — продолжения рода, обеспечения здоровья и благополучия будущих поколений.

Все эти элементы праздника Красная горка — позволяют заглянуть в прошлое и увидеть, как древние славяне пытались через ритуалы и символы взаимодействовать и управлять природой, обеспечивать безопасность и благополучие своих семей и общины в целом.

Сегодня Красная горка — это возможность вспомнить и возродить древние традиции, хотя многие из обычаев уже утрачены или трансформированы. В ряде регионов России этот день все еще отмечается как праздник весны и любви, с украшением домов, весенними песнями и плясками. Красная горка стала символом обновления, радости и тепла, сохраняя свою уникальную атмосферу веселого и светлого, весеннего и общинного праздника.

Авторские статьи от Фонда Светославъ

    Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

    Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

    Они ТАМ есть: «кому нужнее»

    Ответственность – это то, что не дает спокойно жить, когда ты знаешь, что не выполнил должное. Пусть не от тебя это зависело, но просто так скинуть мысли о том, что не смог, забыть и сп...

    THAAD опять дали осечку: Появились видео, как хуситы одиночной гиперзвуковой ракетой пробили и THAAD , и всю израильскую ПРО

    Накануне израильские военные информаторы достаточно бодро отчитались о удачной работе ПРО против двух баллистических ракет хуситов. По версии другой стороны, обе ракеты достигли цели, и военный руков...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Светославъ 19 декабря 17:52

      О скитаниях вечных и о земле. Анатолий Клёсов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      Новая встреча с профессором, основателем ДНК-генеалогии А.А. Клесовым, как обычна насыщена увлекательными рассказами, затрагивающими чрезвычайно широкий круг как исторических, так и общественно значимых проблем. Из беседы Вы узнаете о последних данных в области расселения и взаимодействия различных этнических образований степи (хазары, тюрки), подунавья...
      112
      Светославъ 17 декабря 16:05

      Об эпосе восточных славян

      Знаете ли Вы, что историк, изучающий южнославянские очаги эпоса, имеет перед собой гораздо больше версий, чем историк, использующий как исторический источник — русский эпос, что даёт ему дополнительные возможности, тем более, если он и «через Балканы» стремится лучше понять общество восточных славян-язычников?На относительно поздней стадии развития прои...
      328
      Светославъ 17 декабря 16:04

      О славянском мифе и реальности

      Знаете ли Вы, что история — как на Востоке, так и на Западе, — по крайней мере, до Геродота — очень долго изображалась в мифологическом ключе. Действия народов воспринимались, так или иначе, как действия богов и полубогов. История у славян также неизбежно мифологизировалась, поэтому древние великаны на определённой стадии стали отождествляться с врагами...
      434
      Светославъ 12 декабря 19:06

      Так начиналась Русь. Лекция Германа Артамонова №11 // Фонд СветославЪ

      Новая увлекательная лекция от профессора, кандидата исторических наук — Германа Анатольевича Артамонова, посвящённая развитию государственных механизмов управления, эволюции процессов взаимодействия власти и общества и его особенностям в домонгольский период отечественной истории.Что такое государство, как оно трансформируется, в чем состоит существо по...
      114
      Светославъ 5 декабря 17:15

      Любовь и отношения в Древней Руси. Вадим Долгов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В студию фонда СветославЪ пришел замечательный гость — известный российский историк, автор многочисленных научных публикаций, профессор, доктор исторических наук Вадим Викторович Долгов.Новая беседа посвящена интригующей и практически неизвестной как для массового читателя, так и для профессиональных историков теме, которая связана с особенностями ...
      158
      Светославъ 21 ноября 16:09

      Аграрные технологии России. Часть 2. Дмитрий Быков и и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В новой беседе с учеником академика Л. В. Милова, к. и. н. Дмитрием Александровичем Быковым продолжается исследование важнейшей и практически неизвестной аграрной сферы жизни Российской цивилизации. На этот раз речь пойдет о таком уникальном природном и географическом явлении как южно-русские черноземы. Из передачи Вы узнаете о выдающихся свойствах и зн...
      94
      Светославъ 14 ноября 17:12

      Русский театр: Истоки и перспективы развития. Эдуард Бояков и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В гостях у профессора Германа Артамонова в студии фонда «СветославЪ» один из крупнейших деятелей современного российского театра, режиссёр Эдуард Владиславович Бояков. В новом выпуске речь пойдёт о народных истоках великой традиции русской театральной школы, ее очевидных достижениях, вкладе в ее развитие видных теоретиков и драматургов отечественной сце...
      99
      Светославъ 7 ноября 17:43

      В прицеле молодежь: как воспитать патриотов. Татьяна Дадаева и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      Наше новое видео обращается к чрезвычайно актуальной теме деформации исторической памяти у современной молодежи.В ходе беседы рассматриваются традиционные и новые факторы манипулирования сознанием подрастающих поколений в условиях информационной войны и непрекращающихся попыток навязывания ложных представлений об особенностях исторического пути России.П...
      121
      Светославъ 31 октября 17:54

      А. А. Клёсов в прицеле Ваших вопросов. Герман Артамонов и Анатолий Клёсов // Фонд СветославЪ

      В новом видео создатель ДНК-генеалогии Анатолий Алексеевич Клесов отвечает на многочисленные вопросы наших зрителей, поступивших в его адрес по следам наших предыдущих программ.В ходе беседы будет затронут широкий круг проблем: от Аркаима и древних носителей гаплогруппы R1a1, ее связи с русскими, ариями, иранцами и тюрками до проблемы генетической идент...
      170
      Светославъ 24 октября 17:20

      Современный норманизм: амбиции и реальность. Вячеслав Фомин и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В новой беседе с известным современным ученым-антинорманистом, профессором, доктором исторических наук, Вячеславом Васильевичем Фоминым анализируется современный этап изучения "варяжского вопроса". В центре внимания будут находится археологические и лингвистические аргументы современного норманизма, пытающегося представить свои старые и хорошо известные...
      127
      Светославъ 17 октября 17:08

      Раненое детство: в продолжение важного разговора. Николай Нилов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      «Если хочешь победить врага-воспитай его детей!»Социальная мина замедленного действия… или как на страницах детских книг формируется мировоззрение подрастающего поколения? Какие скрытые темы и образы внедряются в детскую литературу? Кто и как ведет тихую войну против нас и нашего будущего?Представляем новое видео от Фонда "СветославЪ" — "Раненое детство...
      147
      Светославъ 10 октября 16:57

      Что такое государство. Лекция Германа Артамонова №10 // Фонд СветославЪ

      Эта лекция хронологически подводит наших слушателей к важному рубежу в истории восточных славян, а именно к процессам формирования у них ранних форм государственности. Однако в начале следует решить одну из наиболее значимых и дискуссионных для данной темы методологических проблем, связанной с осмыслением в науке сущности такого казалось бы всем известн...
      132
      Светославъ 3 октября 17:15

      Жизнь в Древней Руси: шокирующее и непонятное. Вадим Долгов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В новой программе известный специалист в области актуальных проблем древнерусской истории, профессор, доктор исторических наук В.В. Долгов рассказывает о неизвестных и плохо изученных сторонах жизни простых людей на заре становления восточнославянской государственности. Что шокировало бы современного человека в обычаях и нравах наших предков, если бы у ...
      243
      Светославъ 26 сентября 18:19

      Александр I: Несбывшийся реформатор. Часть 2. Виталий Захаров и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В новом видео мы продолжаем разговор о противоречивой личности первого российского императора Александра I, его характере, отношении к отцу и участии в заговоре против него, а также о его политике, которая сочетала реформаторский запал с консервативными традициями, что в целом, позволит Вам лучше понять сложную личность Александра I, его стремления и ош...
      110
      Светославъ 23 сентября 18:38

      Отчего ультранорманисты проклинают антинорманистов и гневаются на В.В.Путина?

      То, что норманизм не имеет отношения к науке, видно даже по его ненависти к оппонентам, идеи которых он опровергнуть не в состоянии. В связи с чем старается их – от имени многоголосой «научной общественности» и «академического сообщества» – дискредитировать и очернить. И по мере ослабления гипноза норманистов их ненависть к антинорманистам, подобно зрею...
      453
      Светославъ 19 сентября 17:11

      Масштабы и уровни самоуправления в России. Лекция Германа Артамонова №9 // Фонд СветославЪ

      В новой лекции закрепляются ранее сделанные выводы о роли общинного самоуправления в структурировании всего общества в Древней Руси.На примере Новгородской республики показывается как принцип самоорганизации первичных коллективов мог использоваться при формировании более широких социальных объединений славян. Об этом и еще о многом в новой лекции профе...
      138
      Светославъ 13 сентября 20:50

      Закат материалистических законов истории и конструктивизм как предчувствие

      Артамонов Герман Анатольевич кандидат исторических наук, профессор кафедры истории России ИИП МПГУАннотация. Статья посвящена изучению отдельных элементов современных технологий гибридной войны, развязанной против Российской Федерации странами Западной Европы и США и направленных на разрушение объективных исторических и культурных основ этнического сам...
      198
      Светославъ 12 сентября 17:09

      В прицеле дети России. Николай Нилов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      Сегодня в студии фонда Светославъ очень необычный гость, и речь пойдет не об истории, а о шокирующей современности...Известный российский эксперт в области детской литературы, Председатель Совета по детской книге Союза писателей России — Николай Вячеславович Нилов расскажет об итогах анализа детских книжек, предлагаемых современным поколениям наших самы...
      212
      Светославъ 5 сентября 17:03

      Аграрные технологии России. Часть 1. Дмитрий Быков и и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      Сегодня в студии фонда СветославЪ замечательный гость: ученик выдающегося историка России ХХ века, блестящего источниковеда, аграрника Л.В.Милова, к.и.н. Д.А.Быков.Дмитрий Александрович занимается изучением уникальной и очень важной темы: аграрными технологиями восточных славян, в настоящее время практически утраченными. В первой передаче, из задуманног...
      147
      Светославъ 29 августа 16:30

      Варяжский вопрос в наследии Аполлона Кузьмина. Вячеслав Фомин и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео, два ученика профессора, доктора исторических наук, Аполлона Григорьевича Кузьмина, пытаются охарактеризовать его вклад в отечественную историческую науку.В ходе беседы раскрываются не только особенности его методологического кредо, но и приводятся конкретные примеры применения оригинальной авторской теории к решению наиболее важных ...
      111
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика