В своем труде «Заговор против человеческой расы: Замысел ужаса»
писатель и философ Томас Лиготти замечает что человеческое существование это "Зловещая Бессмысленность" Он опирается на предшественников философов пессимистов таких как Цапффе и Шопенгауэр. Экзистенциальный ужас нашего положения если верить школе этой философии в том, что мы не властны над своей смертностью и вынужденны участвовать в кровавом театре абсурда который есть бытие в материальном мире. Мы не властны на своими судьбами поскольку в итоге главный выбор за нас уже сделала мясорубка эволюции. Люди несут в себе смерть со своего рождения. Парадокс в том что мы СЛИШКОМ умны для комфортного существования в психологическом плане (как это возможно для животных находящихся в райском неведении своего истинного положения) Наш разум изначально был эволюционным преимуществом (помог нам выжить), но после определенного момента встала проблема - поставление роковых "последних" вопросов, после которых мы можем существовать только ВО ЛЖИ и ЧЕРЕЗ ложь или же встать на путь принятия того что жизнь "зловещая бессмыслица". Петер Цапффе в своем "Последнем Мессии" подметил что люди бегут от последнего вопроса, ответ на который - понимание что жизнь в материальном мире лишь страдания с трагичным и бессмысленным финалом. Это бегство им помогает совершить один из четырех методов. Процитирую Цапффе:
"Под изоляцией я понимаю полное вытеснение из сознания всех беспокоящих и деструктивных мыслей и чувств. "Не нужно думать, это только путает". Вариант изоляции характерен для врачей, которые, чтобы защитить свою психику, видят лишь техническую сторону своей профессии. В повседневности изоляция проявляется в виде формулы взаимного умолчания, в первую очередь по отношению к детям. Именно поэтому они не пугаются бессмысленности начинающейся жизни и сохраняют иллюзии до того момента, когда будут способны расстаться с ними.
Анкеровку можно обозначить как фиксацию точек экзистенциальной устойчивости. Жизнеутверждающие анкеровки (работа, дело, убеждения, семья) поощряются обществом. Используя эти и другие анкеровки, человек создаёт надежную внутреннюю защиту от распада жизни, и служит примером для окружающих. Вариант анекровки встречается среди склонных к сексуальным отклонениям ("нужно вовремя жениться, и ограничения придут сами").
Еще одним способом защиты является отвлечение. Человек отвлекается от негативных размышлений путем постоянной погони за впечатлениями. Это характерно для детей; без отвлечения, ребенок становится невыносимым для самого себя. "Мама, что мне делать?"
Банальные смысложизненные ценности (богатство. известность, власть) не тождественны удовольствию от обладания ими, поскольку невозможно усидеть сразу на двух стульях или съесть двадцать порций еды. Значение жизненного успеха заключено в наличии богатых возможностей для анкеровок и отвлечения.
Четвертое средство против паники, сублимация, действует как перенос негативных переживаний в социально - приемлемое русло. Художественный талант способен преобразовать саму боль жизни в ценный опыт. Сублимация является наименее часто встречающимся защитным средством, спасающим от переживания абсолютной бессмысленности жизни."
Попытка преодолеть пустоту через Бога и трансцедентное на определенном этапе стала для людей важной формой бегства через Анкеровку. Но ЕСЛИ БОГ создавший материальный мир есть, то возникают плохие новости. Нечто создавшее МИР ТАКИМ, и имеющее полноту ответственности за этот мир, может быть ТОЛЬКО бесноватым садистом. Пожалуй в религии ближе всего к правде были первые пессимисты Гностики и считавшие что мир создан злым Демиургом. Также пессимистичные буддисты постигли вечную истину мир - страдание. На этих двух истинах на мой взгляд ПРАВДА в Религии заканчивается. Это не значит что вся религия и мистика бесполезна. Архетипы Юнга например в каком то смысле вещь реальная, однако наше положение здесь они кардинально НЕ меняют. Бога у нас даже хотят записать в конституцию, вот только отметить факт его садизма как обычно забывают. Ну не удивительно нужна же СКРЕПА. Бог создавший нас и наш мир каким он есть похож на любителя аквариумов поместившего "неких мыслящих рыб" в банку с пираньями, и затем взявший попкорн и удобно усевшийся на стул.
История если на нее посмотреть ТРЕЗВО также имеет характер мясорубки. Где случайные силы хаоса и марионетки из праха и плоти берут случайные роли пытая и убивая других таких марионеток теша свои амбиции, утверждая и строя империи которые потом уйдут в ничто, как и их строители. Смена традиционного общества модерном а потом и постмодерном это развитие способов БЕГСТВА от истины актуальных каждый своему состоянию человека и его мысли. Так пост-модерн дает новый набор морковок и "следи за мячом" которые сменили идею о Благом Боге (традиционное общество) и Оптимистические бредни Модерна. Сколько бы вы не смотрели ЗА мячом вы не убежите от своей смерти. Хотя возможно отвлечетесь от нее. Вражда государств это два муравейника поднявшие тряпки разных цветов и идущие друг на друга за "жизненным" пространством чтобы грабить и жрать посытнее, самое мерзкое что это сопровождается ВЫСОКИМИ призывами к чести и доблести. Лучшая иллюстрация это двадцатый век с его "великими стройками" за каждой из которых "Котлован", массовые захоронения и мясорубки. Прошлый век показывает потолок "героического модерна" и суть людей с их Бихевиоризмом.
Есть еще у некоторых надежда на трансгумманистическое преодоление человека. Но с трансгуманизмом на мой взгляд если что то и получиться, то будет как в "Собачьем Сердце". Слишком уж кхм, специфичен изначальный материал. Короче будет что то среднее между фильмами про зомби Джорджа Ромеро и нетленкой Булгакова. Все равно будет зловещая бессмысленность. На других планетах от нее также не убежать. С собой мы заберем все то что при нас на этой планете. К тому же даже если что то поучиться, ну вдруг, нас ждет в итоге тепловая смерть вселенной (оно же конец света всех традиций) так что в итоге нет. Посади Дерево, Воспитай Сына, Построй Дом. Дерево погибнет, сын умрет, дом превратиться в труху. Хронос сильнее.
Пессимисты в зависимости от степени своего радикализма приходят к разным выводам от "пессимизма героического" (Ницще). До антинатализма (добровольный отказ от рождения) Цаппфе, Лиготти.
Однако мы не последуем за ними, так как просто повторять их выводы смысла нет. Попробуем посмотреть на проблему под другим углом и найти если не выходы, то по крайней мере некие точки облегчающие ситуацию но при этом не прибегающие к тотальной лжи Анкеровки, Изоляции, Отвлечения.
Начнем с варианта, который на мой взгляд неприемлем это редукция сознания человека его "интеллектуальная анестезия" и отупение. Таков был план "Хозяина" (И. Сталин) в гениальном романе Леонида Леонова Пирамида. Сделать людей глупее чтобы они о таких вещах просто не думали, и жили да еще и с энтузиазмом трудились. Лучший пример этого Иранская Революция. В таком социуме Анкеры Религии возвращают на их старые места. Создавая для элиты "эзотерические" анкеры, для масс анкеры попроще. но такой вариант есть лишь обман и не более, можно выигрывать время, тянуть его но нельзя ничего поменять. Пугает что этот проект стал популярен как идеологема. Не задумываться для масс хорошо, но такие проекты не стоят кроме как на костях неугодных, то есть требуют жертв и в итоге создают неврозы, дисгармонию истерию и только крутят ручку мясорубки. Мир и так страдание, они это страдание множат.
Еще относительно позитивным выходом является "катарсис" творчества. Проявление своей творческой потенции в мир.
Процитируем Шопенгауэра: "Мир одержим Волей и несется неизвестно куда. В его движении нет никакой логики. Его нельзя предсказать. Нас может ждать завтра любая трагедия, любая катастрофа, если мы будем, безраздельно подвластные Воле, нестись вперед, очертя голову. Что же делать?
Есть первый путь, которым можно на время избавиться от терзаний и борений, порождаемых в нас Волей. Это — художественное творчество. Когда мы отдаемся экстазу творчества и нас несет его волна, квант Воли, бившийся в нас и мучивший нас, выплескивается наружу, воплощаясь в произведении искусства. Разумеется, творчество такого рода может быть только иррациональным — без всякого планирования, без программы, без «художественных принципов», и вообще — лучше всего не связанное со словом, в котором всегда таится сковывающий волю рационализм. Выплеснутая в чистом виде вовне Воля — это музыка. Но не продуманная и гармоничная, как у Баха, а неистовая и бурная, как у Вагнера. Художник, творя в экстазе, обретает небывалый покой. Но едва творчество прекращается, он опять начинает мучится от несовершенства произведения, недовольства им — это самопожирающая Воля вернулась в него. Спасти может только новый экстаз. Но творческие экстазы, увы, не могут быть непрерывными." Этот к сожалению доступный не всем путь также не решает ничего кардинально, однако "это работает" это придает высокую степень значения деятельности человека, "вырывает" из рутины, дает возможность создать эстетику которая по крайней мере переживет его, если не тепловую смерть вселенной.
Более широким путем может быть путь "Экзистенциальной Психологии" которая ставя вопросы пустоты и зловещей мрачности бытия предлагает "смысл найти самому". Также это "полумера" но если вы найдете дело жизни вы не будете настолько очевидно "отбывать тут свой срок в муках" Не все иллюзорное обязательно плохо для нас..
Наконец есть еще один вариант, встать на позицию абсолютного антиантропоцентризма. Смотреть на возню людей в этом мире как на возню бактерий Чашке Петри (а так уж ли это различно?) Ну кроме того что бактерии находятся в неведении относительно того что они в мясорубке. В этом смысле у них есть преимущество неведения. Смотреть на мир так, как будто вы смотрите на муравейник в саду, это даже завораживает, гипнотизирует. Мешает нам делать так то, что мы ЗАПЕРТЫ в теле, чтобы выйти на такой "просветленный" уровень необходимо либо постоянно совершать мысленный "взлет" над своей тюрьмой и смотреть с космической точки зрения, либо пережить "смерть эго" что дано единицам.
Другие действенные способы я пока не нашел. Хотя так или иначе все они могут быть сведены к четырем способам бегства. То есть ВНЕ Анкеровки, Сублимации, Отвлечения и Изоляции мы так ничего и не нашли....
Однако если оставаться тупым и не о чем не думать, не ставить вопрос что мир это мясорубка полная страданий а мы на ней просто свежие куски мяса летящие из небытия в небытие. Если не смотреть на страдания этой жизни, на деформацию, мучения, пустоту и конечность. Не смотреть на инвалидов и мучительно больных, то это все просто не будет для вас существовать. Может и к лучшему?
В политическом смысле я бы счел целесообразным держаться курса на минимизацию страдания и создания наиболее рационального совместного проживания людей. Однако ясно что кардинально политика НИЧЕГО не решит, она может лишь несколько уменьшить негативные элементы нашего существования, не более. И из за человеческого фактора, политическая практика УВЫ часто напротив ведет к обратному эффекту. Прогресс лишь отчасти лечит, но он создает и новые проблемы. Например мы уже не "сжигаем ведьм" но зато живем в страхе ядерной войны. К тому же за прогрессом скрывается вызов осознания. И все его завоевания будут стерты в пыль той самой Тепловой смертью вселенной. Прогресс вообще вещь абстрактная, ненадежная, с ним пожалуй лучше чем без него, но это нельзя научно доказать.
Как писал поэт "На свете счастья нет, но есть покой и воля."
Оценили 4 человека
3 кармы