«Мы все будем просто грязь в земле»
Том Уэйтс
« Зачем эти муки? И голос отвечал: а так, ни зачем»
Л. Н. Толстой. Смерть Ивана Ильича.
В прошлой заметке «Теория управления страхом смерти - актуальность и перспективы» я провел обзор главного труда антрополога Эрнеста Беккера «Отрицание Смерти», а также описал ряд соображений об актуальности идей Беккера и сферы их применения.
Человек единственное существо, которое способно в полной мере осознать свою конечность. Такое осознание приводит к тревоге и страху. Чтобы избежать страх, человек конструирует для себя "проект бессмертия" приписывает себе большую значимость в космической схеме вещей чем она есть на самом деле. Такие проекты бывают религиозными, политическими, основанными на общественном положении, успехе, ценностях. Проблема в том что чужие проекты ставят под угрозу твой проект. Если правы они, то я не прав. Это приводит к тревоге, и как следствие к агрессии. Тут скрыт генезис и споров в социальных сетях и войн на уничтожение противника, горячих и холодных.
Итак постепенное развитие разума человека, его способности к анализу и самоанализу привело к возникновению проблемы осознания. Мыслящий Тростник (как назвал человека Паскаль) познал «Горе от Ума». Религия перестала быть столь эффективной ширмой от страха смерти как некогда была. Секулярная этика модерна также потерпела сокрушительный крах, на место модерна пришел постмодерн. Постмодерн сейчас — безусловный факт жизни, но в связи с крахом этических моделей модерна и религиозного общества краху подверглась и мораль как таковая. Мораль по факту не является вечным и неотчуждаемым атрибутом человека, нормы и явления морали представляют некий социальный конструкт, меняющийся в зависимости от культурно-цивилизационных и временных факторов.
Каковы же могут быть источники морали в условиях открывающегося все большему количеству людей истинного положения «человеческой ситуации»?
Мораль в постмодерне может быть обоснована на понятии эгоистического альтруизма. Положения которого можно свести к тому, что человек мотивирован к морально правильным поступкам и состраданию, когда такое поведение приносит удовлетворение его эгоизму. «Живи сам, и дай жить другим». Субъект, осознавший свое истинное положение в мире, при этом стремясь к моральным поступкам, может найти в своем альтруизме экзистенциальное успокоение для себя. Таким образом должное лежит не в общественном, но в личном. Человек в такой этике сострадает другому потому, что он при этом по сути делает нечто экзистенциально положительное для себя. Понимание, что все наше существование в космической картине вещей суть некий «Сизифов труд», как метко его описал Альбер Камю в книге «Миф о Сизифе», делает особенно ценными те моменты светлого в бытии, которые возможны. Потому то светлое, чего человек может достичь через этически должное поведение, особенно ценно. В игре, называемой жизнью, на пути из ничто до нашего существования в ничто грядущее после нас, может быть место и положительному, однако это положительное легко может быть украдено. Двадцатый век прекрасно показал на примере левого и правого тоталитаризма, как легко люди творят человеческое страдание в промышленных масштабах.
Глобализация по-своему еще больше увеличивает риск столкновения разных проектов бессмертия, что приведет к росту этнических, религиозных, цивилизационных конфликтов, и как следствие антропологический кризис может развязать руки силам, желающим усилить тоталитарные тенденции в обществе.
Политическая идеология вообще не что иное, как «систематизированный и организованный страх смерти». Успех манипуляции общественным сознанием той или иной идеологии лежит именно тут. Тоталитарная политика в особенности такова. К ней стоит причислить не только Национал-Социализм или Коммунизм, но и безусловно современный либерализм и SJW-идеологии с их радикальным дискурсом.
Защита от тоталитарных политических течений, отстаивание свободы человека (экзистенциальной, а не того мифа, который создали либералы) могут быть утверждены при помощи деконструкции. На основе идей Эрнста Беккера и ТМТ можно методом кропотливого анализа "разнести" практически любую тоталитарную политико-идеологическую конструкцию. Стратегия левой деконструкции, будучи столь эффективной в постмодерне, во многом зиждилась на двух китах «марксизм» и «фрейдизм». Нужна новая деконструкция, трактующая и анализирующая политику, историю и культуру в свете прозрений Эрнста Беккера. Беккер и его учение известны, но, в отличие от фрейдизма, теория Беккера практически не применялась в таком ключе. Эффект может быть положительным: если смотреть на мир политического через призму идей, описанных в «Отрицании Смерти», можно очень легко обнаруживать пики тоталитарного и манипуляционного влияния на массы и их эффективно критиковать. Условно у нас в руках мощный молот деконструкции, работающий против любой попытки навязать людям «какую то дичь».
Общество, понимающее истинное положение человека в мире, — общество пессимистическое. Но не стоит сразу представлять сонм угрюмых душ, грядущих на кладбище рыдать. Такое общество по сути единственное, где человек может быть реально свободен. Так как понимание человеческого бытия освободит человека от погони за тем, что на самом деле ему не нужно, даст возможность сфокусироваться на действительно экзистенциально важном. Завышенные стандарты, красоты, успеха (в их искусственной фетеишизированной гламуризации) уже перестанут править бал. А вот настоящее творчество (а не отвлекающее от реальности «развлекалово») может наконец-то по достоинству быть оценено и выйти на первый план. Так как люди в таком гипотетическом социуме не питают чрезмерных иллюзий о жизни и человеке, то и разочарование от «проигрышей» не будет так сильно сбивать их с ног. Но главное — будет свобода от лжи и иллюзий.
Главная цель государства — уменьшение страданий человека. Этого оно должно достигать через создание работающих институтов, минимизирующих негативную сторону человеческого фактора, через покровительство творческим сторонам личности, благодаря исключению утопических радикальных идеологем из своей структуры. Работающие институты государства и равный закон для всех, к этому необходимо по крайней мере стремиться. Государству надо основывать свою деятельность на «реальной политике» стремиться к эффективности, а не гнать всех «стройным шагом» в несбыточную утопию (не важно национальную, классовую или либеральную, теократическую). Развитие интеллекта, людей и творческих способностей не может не быть во главе угла, так как творчество — это единственный механизм, через который человек может хотя бы отчасти преодолеть свою смертность. Творчество тут понимается не только как искусство, осмысленная работа также может быть в некотором роде творчеством. Левые часто говорят об угнетенных, но угнетенные это не какой то класс, раса, или группа лиц а это все люди в связи с самой сутью их бытия в безразличном к ним и их мучениям мире (пусть и не все это понимают). Единственное неотчуждаемое право которое гарантированно человеку природой это смерть и забвение. Именно отсюда вытекает обязанность государства стремиться в первую очередь к минимизации страданий и творческому развитию личности.
Новый человек будет подобен «Абсурдному Человеку» в творчестве Альбера Камю. Человеку, понимающему страшное истинное положение вещей, но отвергающему сознательно успокоительную ложь идолов и не совершающему бегство от реальности. Покой и свобода достижимы через истину, а не через успокоительную загробную утопию. Необходимо иметь в себе храбрость признать истинное положение "человеческой ситуации". Идеи Беккера бесценны при создании общества не основанного на лжи, защите этого общества от тоталитарных посягательств и главное для самоанализа мыслящего субъекта- человека.
Оценили 19 человек
23 кармы