В 1975-м году сломалась, заболела и почила в Бозе известнейшая британская рок-группа Deep Purple. И возродилась она в своем истинном звучании только 50 лет спустя с выходом эпохального альбома 2024 года. И это не я придумал – это записали на новом диске сами музыканты Deep Purple. А кто не верит – пусть проверит.
Ну, вот наконец-то, спустя 30 лет, Deep Purple умудрились записать альбом, который стал похож на произведение Deep Purple, а не на сольник Стива Морса и его безголосой гитары.
Однако, честно говоря, я думаю, что это лучший альбом DP не за последние 30 лет, а за все 50. Или вы всерьез думаете, что те четыре альбома, которые группа записала с Ричи Блэкмором после воссоединения в 1984 году, были произведениями Deep Purple?
Да нет, паны енералы, сначала это были сольники Ричи, потом в 1990 году появился сольник Джо Линн Тернера, а то, что пошло после 1995 года, было сольниками Иэна Гиллана, наконец-то дорвавшегося до власти. И кто поспорит?
Да тут и спорить нечего, всё и так очевидно.
Но вот недавно я наконец-то услышал нечто похожее на музыку именно Deep Purple, а не Rainbow или Toolbox (по названию самого типичного гиллановского сольника 1991 года). Это – альбом 2024 года «= 1», который на днях наконец-то вышел целиком, и его можно было послушать в достаточно приличном качестве.
Конечно, Гиллан уже не тот, а Саймон Макбрайд еще не Блэкмор, зато Боб Эзрин (продюсер нескольких последних альбомов DP) наконец-то взялся за свои мозги и сообразил, с какой группой он работает – не с Элисом Купером, не с «Киссами» и не с «Флойдами». И хоть поздно, но он все же сделал то, для чего его мама когда-то родила – вернул фанатам тот Deep Purple, который они потеряли в далеком 1975-м году.
И вот, совместными усилиями наклепали музыканты новый на диск столько, что получился классический двойной альбом.
Я когда услышал первые три клипа еще пару месяцев назад, они мне очень не понравились. Вернее, понравились, но не очень. Я подумал, что группе кирдык, и ее не исправит даже новый гитарист. Но оказалось, что я просто неправильно эти песни слушал. А их надо было слушать не отдельно, а в составе альбома, где им Эзрин определил самые достойные места. И вот на своих местах они оказались совершенно слушабельными, потому что прекрасно снимают напряжение после прослушивания основных драйвовых шедевров.
И, как итог – альбомчик получился если не шикарным, то практически гениальным после всего того «дуболомства», который нам подсовывали с самого 1984 года. Да, именно на фоне всей предыдущей дюжины альбомов, которые полностью скомпрометировали славное имя DEEP PURPLE.
Нет, я не скажу, что все эти 12 альбома были плохими. На каждом из них попадались просто шикарные песни, но то всё были песни не Deep Purple, а просто хорошая музыка. Группой Deep Purple ни на одном из этих альбомов и не пахло.
А вот в 2024 году наконец-то запахло. Причем так запахло, что во время прослушивания альбома «= 1» я так заколдобился, как не заколдабливался в свое время старик Ромуальдыч, нюхавший свои портянки.
Правда, к альбому есть несколько претензий, которые я озвучивать бы не хотел, чтобы не портить впечатление, но потом подумал, что эта критика не принципиальная, и, в принципе, как критика рассматриваться не может. Просто пару набросов на маленький вентилятор.
Я не зря упомянул, что Саймон Макбрайд – еще не Блэкмор, но не потому, что он не может, а, возможно, потому, что просто не хочет. Хотя, с другой стороны, у этого мастера еще не выработался свой стиль, но он в гитарных делах далеко не новичок, за те два десятка лет, что он зажигает профессионально, мог бы придумать что-то свое. Но он играет на гитаре как заядлый рокер, совершенно не заботясь о нюансах.
А вот Блэкмор о нюансах очень сильно заботился, и в итоге у него был свой собственный звук гитары.
Но Саймон Макбрайд не захотел копировать блэкморовское звучание, хотя не помешало бы. Техника у него не хуже блэкморовской, а вот звук гитары – не совсем «пёрпловский». У Блэкмора звучание что на ритмах, что на соло, немного приглушенное, как бы «завернутое внутрь», а Макбрайд так не играет. Он играет звонко и бесхитростно, как Ангус Янг на ритмах и как Джимми Пэйдж на соло. И вряд ли он этот нюанс не учуял, наверное, просто он и на самом деле не Блэкмор, которого я не зря считаю лучшим гитаристом во всей рок-музыке, причем не за технику игры, а именно за уникальное звучание гитары.
Пару лепешек хочу кинуть и в сторону Иэна Гиллана, хотя, учитывая его возраст, лучше делать этого не стану. Конечно, это уже не тот Иисус Христос, который орал свои партии как сумасшедший бес до самого начала XXI века, но на новом альбоме он, по крайней мере, ничего не испортил, а в некоторых местах даже зажигал, как в молодости. Хотя, возможно, это заслуга вовсе не его, а Боба Эзрина, ведь сегодня всякими электронными методами можно голос не только усилить, но и вообще заменить.
В полное оправдание Иэна Гиллана хочу заметить, что некоторые уважаемые мной музыкальные критики никаких лепешек в адрес Гиллана кидать не собирались, а обозреватель Джон Эйзлвуд даже сказал, что на альбоме DP 2024 года его голос звучал «так богато», как не звучал долгие годы до этого.
Ну, кое в чем тут можно согласиться, а кое в чем – нет. Однако в любом случае вокал Гиллана на этом альбоме пришелся к месту.
А вот Иэн Пэйс порадовал по-настоящему. Был у Deep Purple в 1998 году гранжевый альбом «Abandon», и там этот мастер барабанных дел настучал так шикарно, как не стучал в своей жизни никогда. Однако на последнем альбоме он превзошел самого себя, и я думаю, что после альбома «Stormbringer» 1974 года – это самый лучший звук его барабанов. Хотя, возможно, это тоже проделки Боба Эзрина, который хоть никогда гранжем не увлекался, но мог слепить что угодно без привязки к собственным пристрастиям.
Про Роджера Гловера ничего не скажу, потому что игра его стандартная, ничем не выделяющаяся. Не лажает – ну и ладно, хотя мог бы постараться так, как старался на «Ин Роке», «Файерболе» и «Машын Хэде». Вот тогда он прямо зубы дробил своим басом, а после того, как пришел в Rainbow в 1979 году – стал обычным стандартником. Но его стоит уважать хотя бы за его шляпу – очень зачетная.
Ну, с Доном Эйри у меня счеты давние, он старается везде, куда бы не попал – что в Black Sabbath, что в Rainbow, что в «Пристах», что у Оззи, и на всех озвученных им дисках клавишное полотно просто шикарное, хотя собственным стилем этот гений не особо страдает. Например, на нескольких первых песнях альбома DP «= 1» он копирует манеру игры на синтезаторе бывшего участника групп Ian Gillan Band и Gillan - Колина Таунса. Кстати, сейчас смотрю популярный английский комедийный сериал «Доктор Мартин», музыкальную тему к которому написал Таунс. И если честно, то, не в обиду Дону Эйри - я Таунса ценю гораздо выше, как минимум за то, что у него имеется свой яркий стиль и собственное, неповторимое звучание синтезатора.
Но Дон Эйри в Deep Purple старается – и ладно. Отличная замена Джону Лорду, потому что Джон в последние годы не особо старался, а вот Дон – старается, и в его руках Deep Purple звучит именно как Deep Purple, причем даже лучше, чем с Лордом последние лет 40.
Короче, давайте забудем всю мою критику в адрес альбома, и согласимся с тем, что альбом Deep Purple «= 1» 2024 года – это шедевр, по крайней мере, в сравнении со всем последним 40-летним творчеством группы. А кто поспорит?
Я думаю, что никто.
Трек-лист:
1). Show Me (3:59) «Покажи мне».
2). A Bit on the Side (4:10) «Немного на стороне».
3). Sharp Shooter (3:44) «Меткий стрелок».
4). Portable Door (3:48) «Переносная дверь».
5). Old-Fangled Thing (4:08) «Старомодная штука».
6). If I Were You (4:42) «Если бы я был тобой».
7). Pictures of You (3:51) «Твои фотографии».
8). I'm Saying Nothin' (3:28) «Я ничего не говорю».
9). Lazy Sod (3:40) «Ленивый дурак».
10). Now You're Talkin' (4:05) «Теперь ты говоришь».
11). No Money to Burn (3:21) «Нет денег, чтобы зажигать».
12). I'll Catch You (3:20) «Я тебя поймаю».
13). Bleeding Obvious (5:50) «Очевидное кровотечение».
В заключение. Я специально не стал комментировать каждую песню, чтобы не нарушать целостность альбома. Все песни хороши, все на своем месте, шикарно зажигают и все музыканты во главе с продюсером. И все шестеро заслужили полное право называться истинными «дип пёпловцами», как минимум за то, что они, наконец-то вспомнили, что они носят гордое имя группы, которая когда-то создала ряд таких рок-шедевров, которых не умудрился создать больше никто на свете.
Ну, а дальше – бла-бла-бла, посему откланиваюсь, чтобы не нервировать своих читателей всякими банальностями.
P. S. А последний альбом Deep Purple – это и на самом деле шик и блеск, и кто не верит – пусть послушает. Заколдобится с первого раза так, как и старику Ромуальдычу не снилось.
Оценили 11 человек
14 кармы