Эти режиссеры и актеры добились невероятных высот в кинематографе. Своими любимыми работами они называют шедевры кинематографа периода СССР, а некоторые честно признаются, что именно классика советского кино оказала ключевое влияние на их творчество.
РБК Life рассказывает о русских фильмах, которые стали любимыми для звезд индустрии кино с мировым именем.
Квентин Тарантино
Любит фильм «Человек-амфибия» (1961 год, реж. Владимир Чеботарев и Геннадий Казанский)
![](https://cont.ws/uploads/pic/2025/2/image%20%28911%29.png)
Голливудский режиссер Квентин Тарантино («Криминальное чтиво») назвал «Человека-амфибию» (снятый по одноименному роману Александра Беляева) одним из своих любимых русских фильмов, заявив, что он вырос на английской дублированной версии, которую часто показывали по американскому телевидению в 1970-х годах.
«Я маленьким много раз смотрел фильм «Человек-амфибия», обожал его», — заявил режиссер.
Режиссер превозносит операторскую работу Эдуарда Розовского («Белое солнце пустыни») и Мирона Темиряева:
«Здесь настолько хорошая операторская работа, что фильм можно смотреть хоть в цвете, хоть в ч/б, хоть в сепии — картина в любом случае захватывает. Подводные съемки просто превосходные. В них есть настоящая поэзия. У операторов явно были не самые лучшие камеры, поэтому картинка не настолько четкая, как в современных подводных сценах. Но грязь, муть и пузырьки совершенно не мешают. Анастасия Вертинская похожа в этих сценах на ангела, и даже удивительно, как у актеров получилось передать романтику под водой. Вертинскую в этой роли я запомню на всю жизнь».
Том Хэнкс
Плакал из-за фильма «Летят журавли» (1957 год, реж. Михаил Калатозов)
![](https://cont.ws/uploads/pic/2025/2/image%20%28914%29.png)
В интервью журналу Eclectic знаменитый актер Том Хэнкс («Форрест Гамп») рассказал, какое впечатление на него произвел фильм Михаил Калатозова «Летят журавли», который он посмотрел совершенно случайно:
«Я был дома один и стал смотреть советский фильм 1957 года «Летят журавли». Я плакал, когда смотрел сцену возвращения солдат с фронта в вагонах, которые тянул паровоз с серпом и молотом. Представляешь, меня и это тронуло! На публике я не расплачусь, а вот дома бывает. Особенно когда я чувствую свою личную связь с происходящим с другими людьми».
Эмир Кустурица
Восхищен фильмом «Тени забытых предков» (1964 год, реж. Сергей Параджанов)
![](https://cont.ws/uploads/pic/2025/2/image%20%28916%29.png)
В 2010 году, знаменитый сербский режиссер Эмир Кустурица («Андеграунд» и «Жизнь как чудо») заявил, что советская картина «Тени забытых предков» режиссера Сергея Параджанова — лучшая картина в мире, снятая к тому времени.
Стивен Спилберг
Фанат фильма «Летят журавли» (1957 год, реж. Михаил Калатозов)
![](https://cont.ws/uploads/pic/2025/2/image%20%28919%29.png)
«Летят журавли» — особенный фильм для Стивена Спилберга («Список Шиндлера»). В интервью «Известиям» в 1994 году он так отзывался о советской картине:
«Один из моих самых любимых русских фильмов — «Летят журавли». Одно из великих качеств российского кино — мастерство в показе чего-то малого, глубоко личного на фоне невероятной, огромной деятельности вокруг. Русские рассказывают историю одной любви, но окружают ее тысячами человек, лошадьми, артиллерией, взрывы сотрясают воздух. И просто интересно, как выстраивается этот баланс между интимным и сюрреалистическим, который есть, к примеру, в работах Эйзенштейна. И вот еще: когда я вспоминаю русские фильмы, первое, что приходит мне в голову, — это даже не столько простор и зрелищность, сколько поцелуи. Русские делают великие поцелуи в кино… Это пролетка у крыльца… Это иконная образность. И великие кадры, когда летят журавли и крики в небе. Малая частность, но всегда окруженная простором, огромными армиями и всем тем чрезвычайным, огромным, что и мне так нравится делать в кино».
Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола
Впечатлились и восстановили фильм «Я — Куба» (1964 год, реж. Михаил Калатозов)
![](https://cont.ws/uploads/pic/2025/2/image%20%28920%29.png)
В 1990-х Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола впервые открыли для себя картину 1964 года Михаила Калатозова «Я — Куба», посвященный революционным событиям на Кубе. Фильм им безумно понравился, и они решили познакомить с ними американских зрителей. Корифеи американского кино проспонсировали реставрацию лент и их ограниченный показ в США. При поддержке Фрэнсиса Форда Копполы и Мартина Скорсезе Milestone Films восстановила фильм и перевыпустила его после показа в Телурайде в 1992 году и на Международном кинофестивале в Сан-Франциско в 1993 году.
«Я — Куба» — не только история о народной социалистической борьбе, но и небывалый операторский эксперимент Сергея Урусевского с феноменальной траекторией движения камеры с рук, на тележках и штативах, почти без склеек.
Майкл Манн
Любит фильм «Броненосец «Потемкин» (1925 год, реж. Сергей Эйзенштейн)
![](https://cont.ws/uploads/pic/2025/2/image%20%28921%29.png)
Режиссер Майкл Манн («Феррари») называет любимым фильмом советскую картину «Броненосец «Потемкин» — немой исторический художественный фильм, снятый режиссером Сергеем Эйзенштейном на первой кинофабрике Госкино в 1925 году.
«Эйзенштейн не только заложил теоретическую основу — диалектический инструментарий — для большей части киноповествования XX века, но и в 1924 году создал одну из величайших классических работ кинематографа, применив теорию к монтажу, композиции и смыслу. Ее влияние на британское, веймарское и американское кино огромно», — отметил американский режиссер.
Антонио Бандерас
Потрясен фильмом «Иди и смотри» (1985 год, реж. Элем Климов)
![](https://cont.ws/uploads/pic/2025/2/image%20%28922%29.png)
В интервью для газеты «Коммерсантъ» в 2010 году Антонио Бандерас («Филадельфия», «Интервью с вампиром», «Четыре комнаты», «Отчаянный», «Дети шпионов») рассказал:
«Могу пересказать по кадрам «Иди и смотри» Элема Климова. Я увидел его в 1984 году, и он остался лучшим фильмом о войне за всю мою жизнь. Мальчик, входящий в дом, хозяев которого истребили нацисты, повсюду оставшиеся следы мирной жизни. Об этом разоренном гнезде я вспомнил, когда смотрел «Сталкера» Андрея Тарковского: тот же кошмар неприкаянности. Хотя и без войны. Герой этого фильма от ужаса ходил зигзагами — это была страшная геометрия».
Ларс фон Триер
Поклонник фильма «Зеркало» (1974 год, реж. Андрей Тарковский)
![](https://cont.ws/uploads/pic/2025/2/image%20%28923%29.png)
Ларс фон Триер («Танцующая в темноте», «Догвилль», «Нимфоманка») является фанатом творчества Андрея Тарковского и называет его человеком, который вдохновил его на создание всех фильмов. В разговоре с The Guardian фон Триер рассказал о том, как «Зеркало» Тарковского изменило его жизнь.
«Я мог бы посвятить ему любой из своих фильмов», — сказал он.
В финальных титрах картины Ларса фон Триера «Антихрист» значится: «Посвящено Андрею Тарковскому 1932–1986».
«Вы видели «Зеркало»?» — спросил фон Триер критика Дэвида Дженкинса по поводу «Антихриста». «Я был загипнотизирован! Я видел его 20 раз. Это самое близкое к религии, что у меня есть. Для меня он бог. И если бы я не посвятил фильм Тарковскому, то все бы сказали, что я у него краду».
![](https://cont.ws/uploads/pic/2025/2/%D0%91%D0%B5%D0%B7%20%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%20%284%29.png)
Оценили 23 человека
35 кармы