Согласно аргументу "вера — это достоинство (добродетель)", (религиозная) вера — важный аспект деятельности человека, и её наличие характеризует этого человека с позитивной стороны.
Определения терминов.
Под достоинством понимается предпочтительное моральное качество или свойство человека.
Термин "вера" определяют как доверие либо убеждённость в верности чего-либо, что не было доказано. Наибольший интерес с точки зрения атеизма и контрапологетики являет собой следующее явление, которое обозначают словом "вера":
Вера — это принятие верными утверждений без достаточных оснований.
Верующие часто объединяют несколько разных значений этого слова, порой, непосредственно в процессе разговора. Важно сосредоточить внимание на сформулированном выше определении, и не отклоняться от него. Проблема понятия "достоинство", ввиду его определения, состоит в его субъективности. В зависимости от определений, аргумент может обладать разным смысловым оттенком.
Формулировка.
Таким образом, под верой будет подразумеваться всякое убеждение, не основанное на логических либо вещественных доказательствах.
Будет полагаться, что достоинство — это некоторая позитивная черта характера. Хотя вера и не попадает в четвёрку классических благодетелей (достоинств) Запада, каковыми являются благоразумие, умеренность, стойкость и справедливость, но она представляется весьма популярной для христиан, учитывая следующие места в писании:
«А без веры угодить Богу невозможно» (Евреям 11:6).
«Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (От Иоанна 20:29).
«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Коринфянам 13:13).
«Ибо мы ходим верою, а не видением» (2 Коринфянам 5:7).
По мнению Аквинского, (живая) вера является достоинством:
“Воля не сможет постичь совершенную любовь к Богу, пока разум не обретёт в него истинную веру." (Аквинский Ф. Сумма теологии)
“Добрыми человеческие поступки представляются именно благодаря добродетелям; следовательно, любой навык, который всегда выступает в качестве начала доброго поступка, может называться человеческой добродетелью. И именно таким навыком является живая вера. В самом деле, коль скоро «верить» является актом согласия ума с истиной по распоряжению воли, то для совершенства этого акта необходимо следующее: во-первых, чтобы ум с абсолютной уверенностью склонялся к своему объекту, а именно к истине, во-вторых, чтобы воля с абсолютной уверенностью определяла к конечной цели, следствием чего и является согласие с истиной. Так вот, то и другое присутствует в акте живой веры. Действительно, то, что ум неизменно склоняется к истине, принадлежит самой сущности веры, поскольку, как было доказано выше (1, 3), ничто ложное не может являться объектом веры. В то же время следствием формы веры, любви, является то, что душа всегда стремится к благой цели. Поэтому живая вера является добродетелью." (Аквинский Ф. Сумма теологии)
“Вера, о которой [в настоящем случае] говорим мы, зиждется на непогрешимой божественной Истине, и потому ее объектом не может быть что-либо ложное. Поэтому такая вера может быть добродетелью." (Аквинский Ф. Сумма теологии)
Контрапологетика.
Вера может привести к поступкам, которые скорее следовало бы расценивать как негативные. Иногда основанное на вере смирение римских католиков по отношению к их священникам может привести к избежанию вопроса о действиях священников-педофилов по отношению к детям. В иных случаях вера приводит к высокомерию, такому как "мы лучше, поскольку у нас есть вера" вне зависимости от веры, либо даже к такому как "у нас есть право карать всякого, кто не разделяет нашу веру". Такой подход применяется многими конфессиями.
Добродетель проще достичь, обладая корректными и обоснованными убеждениями. Например, нет никакой добродетели в наличии каких-либо убеждений без достаточных оснований. Практически невозможно принимать рациональные и точные решения, если их принятие проходит на основании ошибочных убеждений. Применение скептицизма в критике веры может привести к существенному росту адекватности представлений о реальности. Принятие чего-либо на веру приводит к остановке познания и исследования, замедляет процесс изучения механизмов Вселенной и приводит людей к действиям, которые в ином случае разумный человек делать бы не стал. Например, судебный процесс над салемскими ведьмами произошёл благодаря тому, что группа людей решила признать корректность обвинений в колдовстве, вместо того, чтобы скептически и критически подойти к вопросу, проведя проверку обвинений на предмет соответствия реальности обвинительных описаний.
Вера не имеет никакого отношения к человеческой добродетели, благотворительности или интеллигентности. Аргумент добродетели веры содержит уже упомянутые ошибки в том, что значения слов вера и достоинство смешиваются, и им присваивается множественность значений, вместо введения однозначного определения.
Говорить, что вера является достоинством, означает говорить, что достоинством являются ошибки, уловки и подавление критического мышления.
Логические ошибки.
Подмена понятий.
Дополнительно:
Эволюционисты не приняли вызов Кента Ховинда.
Аргумент от восхищённых религиозных учёных.
Понятие и типы мировоззрения.
Оценили 4 человека
8 кармы