Вишенка на торте

6 3619

Как вы уже, наверное, догадались, речь пойдет не о кондитерских изделиях и не о кулинарном искусстве. Поговорим об искусстве «глаголом жечь сердца людей» - жечь,чтобы потом на расчищенной, выжженной информационным огнем территории сеять нужное. Как ни странно, «вишенка» может сослужить нам добрую службу, играя роль своеобразного маркера. 

Если автор статьи обещает показать «вишенку на торте» – добра не ждите, бегите прочь и кричите «пожар», потому что если вы будете кричать «грабят», то на помощь никто не придет. А вас действительно грабят, - причем берут самое дорогое, - время. Использующие этот речевой оборот, этот расхожий фразеологизм – наши враги. Можно выразиться помягче и яснее – это информационные диверсанты. Иные - простодушны от природы и радостно пользуются дарованной им способностью складывать слова в предложения, другие – настоящие диверсанты, - умны настолько, что легко маскируются под идиотов.

Диверсии бывают разными: от распыления ядовитого газа в метро Токио и подрыва башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, до инцидентов на киевском майдане. В мирной жизни подобные действия называют террористическими актами, но мирной жизни - в глобальном понимании - на планете не было никогда. Поэтому оставим выбор терминов на усмотрение политиков и журналистов. Пожалуй, следует отметить одно: диверсии в военное время относятся к виду боевых действий и признаются таковыми обеими сторонами конфликта; террористические акты признаются всеми государствами как тяжкие преступления, влекущие за собой уголовную и прочую ответственность. Диверсии чаще всего предполагают массовую гибель людей и совершаются с целью нанести как материальный, так и морально-психологический ущерб противнику. На этом фоне информационная война выглядит достаточно безобидной, этакой игрой в переводного с отдаленными и вроде бы мало предсказуемыми последствиями. Да, конечно, есть и прямое, силовое информационное воздействие типа: «вы сбили гражданский самолет», или «завтра доллар будет стоить 200 рублей», или «рейтинг Путина упал и теперь его нужно искать под плинтусом», или «Итуруп – отличная база для американских ракет». Доказывать действенность и эффективность информационной войны не имеет смысла: миллиарды, выделяемые на эти цели, говорят сами за себя. Я приведу, возможно неожиданный, но очень яркий пример информационной диверсии с отложенным, но предсказуемым результатом. «Берлинская стена» в сознании советских людей была разрушена за четырнадцать дней августа 1973 года. Точнее – с 11 по 24 - даты начала и окончания показа телесериала «Семнадцать мгновений весны». И совершенно уникальный случай в эфирной практике советского телевидения, – сериал повторили через три месяца после премьеры. Сначала был создан, а потом закреплен образ, содержащий мощный психологический заряд, рассчитанный на долгую жизнь в развитии. Учитывая, что урок повторялся чуть ли не ежегодно на протяжении многих лет, авторы идеи достигли полного успеха. Что же случилось, что такого особенного сделали неизвестные мне инициаторы проекта и конкретные исполнители: Юлиан Семенов и Татьяна Лиознова? Они убрали кривые зеркала и показали реалистичную (в известных пределах, разумеется) картину происходивших событий. Фашисты – эти тупые, глупые, кровожадные монстры в августе 1973 года превратились в людей со своими характерами, своими слабостями и достоинствами. Главным инструментом такой трансформации стали актеры: Леонид Броневой, Юрий Визбор, Олег Табаков, Василий Лановой. Люди с мощной положительной харизмой играли не врагов, - на экране они жили жизнью высших офицеров германской армии, гестапо, разведки… Вячеслав Тихонов в роли штандартенфюрера СС выглядел безупречно (для советского зрителя), он был красив во вражеской форме - она великолепно дополняла образ вдумчивого, осторожного разведчика. Если человек хорош и красив в каком-то костюме, значит, и костюм красив. Но разведчик-то был советский? Да, но это по большей части подтверждалось голосом Ефима Копеляна. А на экране все вперемешку – хорошее и плохое, политика и предательство, смерть и героизм, самопожертвование и тонкий расчет. Что же в результате? В результате Броневой для большинства телезрителей до конца жизни остался Мюллером, Тихонов – Штирлицем, Визбор – Борманом… Люди влюбились в этих актеров и симпатизировали их персонажам, они привыкли видеть их в немецкой военной форме, и, несмотря на чудовищные кадры хроники, многие стали воспринимать войну, как противостояние людей, подчиняющихся приказам. Война героев и патологических садистов-убийц медленно, но необратимо трансформировалась в развязанную политиками бойню, где по обе стороны линии фронта страдали и умирали люди. Вина и возмездие, преступление и наказание, искупление… Так совершалась перестройка сознания.

Съемки сериала начались в 1971 году, а в 1970 между СССР и ФРГ был подписан контракт на поставку газопроводных труб большого диаметра в обмен на газ, - контракт, известный как «Газ – трубы». И в том же 1970 году начались переговоры между США и СССР о советско-американской космической программе «Союз-Аполлон», завершившиеся подписанием договора в мае 1972 года. Как известно, успешный полет состоялся в июле 1975 года.

Уже эти три общеизвестных факта истории, поставленные в один ряд (а фактов, разумеется, огромное количество) служат подтверждением тому, что 1970-ый год – начало, а может быть – продолжение, - неторопливой продажи Советского Союза нашим зарубежным партнерам. Кстати, в 1978 году телесериал Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» получил премию КГБ СССР.

Кино – главный рупор государственной пропаганды. Но одно не исключает другое: в информационной войне все поля заминированы, пропаганда и диверсия – эта пара отлично смотрится вместе, особенно нынче, в разгар гендерного переустройства мира. Сегодня кино востребовано международными мастерами пропаганды, как никогда – каждый пользователь интернета получает фильмы на дом. Блокбастер «Викинг», в стране, где конституционно запрещена какая-либо идеология, тем не менее, имеет определенный идеологический крен. И главное послание «дорогим россиянам» читается в финале: князь Владимир, очарованный византийским проповедником, принимает веру христову, вонзает меч в морской песочек, отказываясь биться с язычником Свенельдом, и говорит, что он «раб божий» и больше ничей. Что мстить и убивать он больше не будет. И еще важный штришок: Свенельд в гневе перерубает торчащий из песка меч Владимира. Такое вот послание россиянам. А легендарный меч короля Артура, например, не гнется, не ломается, ржавчина его не берет. Всегда остер и готов к бою.

Фильм «Викинг» публично одобрили епископ Тихон, викарий патриарха Кирилла и еще ряд церковных иерархов. Владимир Путин отметил важность появления этой картины, выразил удовольствие от просмотра и не исключил, что посмотрит фильм еще раз. В общей неразберихе и раздрае мнений такие факты кажутся мелочью. Но среди этих мелочей валяются ключи к пониманию крупных событий.

Конечно, проекты масштаба фильма «Викинг», - редкость. Есть десятки других, менее затратных способов доставки посланий, загрузки нужных образов, или наоборот, дезинтеграции сознания потребителя информации. Если, оглядываясь назад, мы можем выбирать и анализировать факты, подтверждая, или опровергая различные версии событий, то процесс такого анализа текущей информации под силу только специальным службам. Вряд ли кто-либо из граждан СССР соединял вместе фильм Лиозновой и газовый контракт с ФРГ.

То же происходит и сейчас, – на нас сваливаются факты, которые мы не можем правильно интерпретировать. Чтобы усложнить задачу понимания ситуации, в которой мы находимся, на нас обрушивают сырую информационную массу - мешанину из лжи, официальных заявлений, фейков, статистических данных, прогнозов аналитиков, гэков, архивных историй, приколов, ужастиков, светской и уголовной хроники. Из всего этого дерьма не сразу выберешь реальные факты, требующие осмысления и встраивания в логическую цепь уже имеющейся конструкции.

Вы спросите: «при чем здесь «вишенка на торте»?»

Наличие в тексте фразеологизмов типа «вишенка на торте» свидетельствует о том, что данный материал – информационная шумовая граната. Собственно, большая часть статей на «свободных» дискуссионных сайтах предназначены и служат для создания «белого шума». Если говорить о воображаемом графике, то разнонаправленность, полярность авторских текстов сами по себе формируют плотную «колбаску» вдоль оси абсцисс с одинаковыми числовыми значениями вверху и внизу. Редкие всплески, или пики в ту, или иную сторону существа дела не меняют.

Модераторы призваны регулировать процесс, чтобы сохранить положительный баланс в интересах информационной политики данного сайта. Приемов работы здесь много, и они известны. Главное же состоит в том, чтобы втянуть возможно большее количество людей в процесс производства информационного шума. Необязательно сочинять оригинальные тексты: достаточно просто копипастить белым способом чужой материал, это вполне законно и позволяет очень быстро наполнять ресурсную базу сайта. Зачем это нужно сайту – понятно, зачем простому пользователю, если это не бот, – вопрос, скорее, к психологам.

Находясь в поле действия белого шума, всех этих «вишенок на торте», человек способен только реагировать на раздражители, и не способен к анализу. Отсюда  замечательные перепалки и «перестрелки» в комментариях, отсюда ответы смайликами и односложными репликами. Кроме всего прочего, в общем потоке идут провокационные материалы - реакция на такие статьи фиксируется, и пользователи получают соответствующие характеристики.

Разумеется, можно закрыть ноутбук, или переключиться на просмотр сериала, или просто начать общаться с домочадцами. Но формируются привычки. После продолжительного использования тех или иных интернет-сервисов, социальных сетей возникает психологическая зависимость, от которой не так-то легко избавиться. Да и зачем, если белый информационный шум, как шум водопада или морской прибой, отвлекает от насущных забот, а участие в процессе его формирования служит интеллектуальным развлечением. И, фактически, лишает нас возможности создавать что-то новое, вообще – создавать, творить. Мир имитации деятельности, симуляции чувств, необходимости самоидентификации себя в паре «ник-аватар», наделение нравственных констант новыми, чужими смыслами… На наших глазах выстраивается новая вселенная – огромный симулякр – та самая вишенка на торте.

"Можно разбить "Южмаш" сверху, а внизу будет все работать": Первое боевое применение межконтинентальной убийцы ПРО

Русские ударили по Украине ракетой-носителем ядерного оружия. Под раздачу попало легендарное космическое предприятие. НАТО пока переваривает новость. Подробности читайте в материале "Но...

Утренний прилет по Южмашу — это крайне изящное и деликатное «послание» не Киеву, хотя и ему отчасти тоже. Это сигнал и «партии эскалации», и Трампу, если он решит использовать ее «таранный» потенциал. (с)

Последние два моих поста (про украинские «Канны 3.0» и действия «партии эскалации») многим не понравились. Прежде всего, своей жесткостью и циничностью. Понимаю людей, но от своего стиля – жесткой дек...

"ШОУБИЗ ИМЕНИ ПУГАЧЁВОЙ" – ВСЁ? РУССКИЕ ПОСТАВИЛИ ЗВЁЗД ПЕРЕД НЕПРИЯТНЫМ ФАКТОМ

"Шоубиз имени Пугачёвой" – всё, заканчивается? Русские зрители поставили "звёзд" перед неприятным фактом: организаторы констатируют существенное снижение интереса к надоевшим артистам.В очередной раз ...

Обсудить
    • Про
    • 13 февраля 2019 г. 18:54
    Ничего не понял,но одобряю
  • Да,это Так--Слово вышло на первый план в Брани--так пророчено,так будет...там Победа.
  • Да что вы..Они хоть что то сняли подобное за 30 лет?Одна развлекаловка.И даже если что то и нормальное.Начинается фильм.Интересная завязка..И..дальше какая глупость и исторический ляп.Толи от незнания, толи все до кучи.О достоверности уж говорить не приходится.Скорее плеваться.И ..фильм кончает хэппи эндом.Но до того странным и нелогичным, что думаешь..А на хрена ты эту глупость смотрел 2 часа?Времени жалко дурь смотреть.