«Белые тигры» Шахназарова и где они обитают.

14 450

С момента появления фильма Карена Шахназарова «Белый тигр» прошло около 8 лет. Дата выхода в прокат – 2012. Но посмотрел его только сейчас – в «карантинном 20-ом». Проблема в том, что я долгое время не мог заставить себя смотреть военные фильмы постсоветского периода. Думаю, не надо объяснять почему: большинство из них не о той войне, а о чем-то другом. Не много проку в том, что актеры одеты в советские гимнастерки, а события происходят в декорациях Великой Отечественной. Возьмите, например, «Сталинград» Федора Бондарчука – это какой-то американский блокбастер, в котором русские не похожи сами на себя. Как будто снималось иностранцем. Как будто я вижу вместо советского человека какого-то Ивана Драго из комикса «Рокки». Размышляя смотреть или не смотреть Шахназарова, я сделал над собой усилие и… не пожалел.

Поскольку работе уже лет да лет, я могу смело раскрывать детали сюжета: те, кто хотели, уже посмотрели. Не знаю, к какому жанру можно отнести эту картину. Называли ее и военно-фантастической и притчей и мистическим боевиком. Есть фильмы, которые очень тяжело соотнести с плоской шкалой жанров. И «Белый тигр» именно из таких. Очень проблематично наклеить на него какую-либо этикетку. Да, там есть все перечисленное, но выделить что-то одно крайне сложно. Пусть лучше маркетологи ломают голову, решая под каким соусом ее продать. Поэтому дальше только поток моих субъективных впечатлений.

Самыми притягательными, с моей точки зрения, являются сюжеты, в которых главные герои сталкиваются с чем-то непостижимым и необъяснимым, ибо ничто так не привлекает и не пугает одновременно, как непознанное. Многие из нас, подобно Нео из «Матрицы» замечают, что с этим миром что-то не так. Время от времени матрица мира, изученного вдоль и поперек, дает сбой: то заметят какого-то снежного человека или иную «чупакабру», то найдут следы высоких технологий в постройках древности, то элементарные частицы изменят свое поведение под пристальным взглядом наблюдателя. Насколько хорошо мы изучили окружающий нас мир? Вопрос является риторическим.

Герои фильма столкнулись с подобным явлением – неуловимым немецким танком-призраком, возникающим из ниоткуда, но наносящим реальный непризрачный урон наступающей советской армии. В первую очередь танкам.

Надо сказать, что описание некоторых жутких деталей войны, таких, например, как сгоревшие танкисты, неприятно и добавляет атмосферу «ужастика». Но, такая натурализация страданий и смерти оправдана, иначе танк-призрак не удалось бы материализовать. И режиссер такими сценами не злоупотребляет. Именно в такой атмосфере мы знакомимся с первым главным героем картины – танкистом (механиком-водителем), которого сыграл Алексей Вертков. Его полуобугленное тело приносят в военный госпиталь и никто, включая врачей, не верит в то, что ему посчастливиться выжить. Но происходит чудо, через несколько недель боец готов встать в строй. Правда он не помнит своего имени и происхождения, и его условно называют Иван Найденов. С этого момента в фильме появляются элементы религиозной притчи: герой умирает и возрождается, для того, чтобы выполнить свою миссию. Новое имя как раз и указывает на то, что перед нами теперь другой человек. Мы никогда не узнаем, каким Иван был раньше, но перед нами постепенно раскрываются его новые способности: он «чувствует» танки, он «общается» с ними и становится почти неуязвимым в танковом бою. В картине проступают черты не то стимпанка, не то «Джони Мнемоника», не то «Робокопа». Человек вступает в симбиоз с машиной. Если, конечно, Иван остался человеком – он ангел войны, возрожденный танковым богом. На протяжении картины лицо Ивана несколько анемично, за что фильм раскритиковали некоторые рецензенты. Но какие эмоции может «выдать» вчерашний мертвец, единственной целью существования которого является уничтожение Белого тигра? Он и проявляет эмоцию единственный раз, произнося фразу: «Его нужно сжечь».

Расследование инцидентов с вражеским танком поручают офицеру советской разведки майору Алексею Федотову в исполнении Виталия Кищенко. С этого момента фильм приобретает черты детектива. Федотов похож на опытного следователя, повидавшего немало за свою жизнь. Для того, чтобы изловить и уничтожить «тигра», командование распоряжается создать несерийный образец 34-ки с улучшенными характеристиками и подобрать лучший экипаж. Знакомство главных героев становится неизбежным – их ведут нити судьбы. Алексей замечает странности в поведении Ивана, но чутье следователя подсказывает ему, что при расследовании нестандартного дела надо полагаться на нестандартных помощников.

Чем дальше заходит расследование, тем больше майор начинает понимать, что вражеский танк «нехороший», в том смысле, который Булгаков вкладывал в «нехорошую квартиру». Белый тигр нарушает законы физики и в фильме появляются черты мистики. Федотов приходит к выводу, что сущность танка не вписывается в известный нам мир, но не может внутренне принять этот вывод.

Не буду пересказывать весь сюжет. Сцены танковых боев выглядят очень хорошо. Звук превосходный – вам не надо делать громче во время диалогов и тише во время выстрелов. Само повествование ведется неспешно, местами ускоряясь. В сценах и диалогах есть паузы, но они длятся ровно столько, сколько надо и не наносекундой больше. Вообще режиссер мастерски распоряжается временем: на все ушел 1 час и 48 минут, но по окончанию фильма возникает ощущение, что ты целый год пробыл на той войне и одновременно, что прошло минут 30. Многие современные режиссеры снимают так, как будто весь их фильм – это трейлер к их же фильму. Видеоклип какой-то. Резко меняющиеся картинки, спецэффекты, герои не прописаны. У Шахназарова все по-другому. Хорошее добротное кино.

Да, в фильме присутствует символизм – подбитый, но не уничтоженный танк «растворяется в тумане», намекая на то, что фашизм может возродиться. Но создатели фильма не «давят» на зрителя. Всем желающим остается «лазейка здравого смысла». «Воскрешение» Найденова можно списать на уникальный метаболизм, что, кстати, и делают врачи. Его разговоры с танками – формой помешательства. «На войне такое случается», - говорит один из персонажей. Успешность немецкой машины можно объяснить уникальными свойствами, заложенными в нее инженерами. Пожалуйста, никакой мистики. Поэтому многие зрители так и не поняли, что они смотрели НЕ блокбастер. И фильм набрал чуть больше 5 баллов на «Кинопоиске».

В недоумении от критики сцен сдающейся Германии. Мол, слишком затянуто. Уважаемые, эти сцены длятся не долго. Они по-своему очень хороши. Представьте, что вам за десять-пятнадцать минут надо показать, что война окончена. Причем так, чтобы до вас это дошло не только через разум, но и через эмоции, ощущения. Тогда возникает такой эпизод. На подписание акта о безоговорочной капитуляции идет немецкая делегация во главе с фельдмаршалом Кейтелем. У входа в зал заседаний перед самой входной дверью становится понятно, что делегация не идет, а ее ведут. Потому что молодой советский офицер – почти мальчишка - строгим голосом отдает команду «Станьте здесь». И вся делегация верховного командования вермахта послушно останавливается, испытывая определенную неловкость от своего нового положения. В этом эпизоде все – глубина падения, намек на будущее в Гааге, будущий раздел Германии и многое другое. Поэтому я не понимаю, что там затянуто. Еще раз, это был точно не блокбастер.

P.S. В жизни не писал кинорецензий.  Актуальность этой сомнительна, фильм вышел давно и читать, скорее всего, никто не будет. Но рука сама написала, поэтому пусть будет.

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

Обсудить
  • Я прочитал! Вполне годная рецензия, автору - браво! Тем более, что с авторским мнением я вполне согласен: один из немногих современных фильмов "за войну", которые можно смотреть - мастерство Шахназарова несомненно. И верно, нужно просто смотреть, наслаждаться игрой, интригой, сюжетом, а не воображать из себя сноба или кинокритика!..
  • фильм редкое говно с русофобским душком. в прочем ,что и не удивительно-так как снимался по книге просто пропитанной ненавистью к СССР . если честно,то я не ожидал ,что Шахназров способен на такой нырок в гущу русофобского дерьма...
  • Извините, но фильм не о войне. Все военные события только фон, только способ через них донести до зрителя основные мысли фильма. Фильм "Белый тигр" я смотрел несколько раз. И каждый раз после просмотра фильма находил себя в состоянии загруженности.. в хорошем смысле этого слова. Эта ненавязчивое воздействие на зрителя, по моему мнению, и является показателем гениальности режиссёра. Не так давно был у меня в гостях старинный друг по весёлой неформальной молодости. Я предложил посмотреть "Белый тигр". После фильма стали делиться впечатлениями, и зацепились за фразу - Он сзади - сказанную Найдёновым после неудачной засады. Чувствовалось - не простая это фраза, есть в ней скрытый смысл. https://prnt.sc/w6njxp Белый тигр, как воплощение изначального зла, не ушёл.. "Он сзади".. Сзади, за спиной каждого из нас, постоянно, до гробовой доски. Это зло невозможно победить, ведь это твоя не отъёмная часть, это ты сам. Оно всегда начеку, и всегда готово сказать своё слово. Оно даже не будет убивать тебя, ему ты нужен живой.. живой носитель зла. И всё что можно сделать это бороться со злом.. бороться без надежды на победу, бороться не смотря ни на что. Неотступность в борьбе - единственный способ не дать победить злому в тебе. Неотступность в борьбе - это и есть победа. Вот такие мысли