• РЕГИСТРАЦИЯ

«Белые тигры» Шахназарова и где они обитают.

14 449

С момента появления фильма Карена Шахназарова «Белый тигр» прошло около 8 лет. Дата выхода в прокат – 2012. Но посмотрел его только сейчас – в «карантинном 20-ом». Проблема в том, что я долгое время не мог заставить себя смотреть военные фильмы постсоветского периода. Думаю, не надо объяснять почему: большинство из них не о той войне, а о чем-то другом. Не много проку в том, что актеры одеты в советские гимнастерки, а события происходят в декорациях Великой Отечественной. Возьмите, например, «Сталинград» Федора Бондарчука – это какой-то американский блокбастер, в котором русские не похожи сами на себя. Как будто снималось иностранцем. Как будто я вижу вместо советского человека какого-то Ивана Драго из комикса «Рокки». Размышляя смотреть или не смотреть Шахназарова, я сделал над собой усилие и… не пожалел.

Поскольку работе уже лет да лет, я могу смело раскрывать детали сюжета: те, кто хотели, уже посмотрели. Не знаю, к какому жанру можно отнести эту картину. Называли ее и военно-фантастической и притчей и мистическим боевиком. Есть фильмы, которые очень тяжело соотнести с плоской шкалой жанров. И «Белый тигр» именно из таких. Очень проблематично наклеить на него какую-либо этикетку. Да, там есть все перечисленное, но выделить что-то одно крайне сложно. Пусть лучше маркетологи ломают голову, решая под каким соусом ее продать. Поэтому дальше только поток моих субъективных впечатлений.

Самыми притягательными, с моей точки зрения, являются сюжеты, в которых главные герои сталкиваются с чем-то непостижимым и необъяснимым, ибо ничто так не привлекает и не пугает одновременно, как непознанное. Многие из нас, подобно Нео из «Матрицы» замечают, что с этим миром что-то не так. Время от времени матрица мира, изученного вдоль и поперек, дает сбой: то заметят какого-то снежного человека или иную «чупакабру», то найдут следы высоких технологий в постройках древности, то элементарные частицы изменят свое поведение под пристальным взглядом наблюдателя. Насколько хорошо мы изучили окружающий нас мир? Вопрос является риторическим.

Герои фильма столкнулись с подобным явлением – неуловимым немецким танком-призраком, возникающим из ниоткуда, но наносящим реальный непризрачный урон наступающей советской армии. В первую очередь танкам.

Надо сказать, что описание некоторых жутких деталей войны, таких, например, как сгоревшие танкисты, неприятно и добавляет атмосферу «ужастика». Но, такая натурализация страданий и смерти оправдана, иначе танк-призрак не удалось бы материализовать. И режиссер такими сценами не злоупотребляет. Именно в такой атмосфере мы знакомимся с первым главным героем картины – танкистом (механиком-водителем), которого сыграл Алексей Вертков. Его полуобугленное тело приносят в военный госпиталь и никто, включая врачей, не верит в то, что ему посчастливиться выжить. Но происходит чудо, через несколько недель боец готов встать в строй. Правда он не помнит своего имени и происхождения, и его условно называют Иван Найденов. С этого момента в фильме появляются элементы религиозной притчи: герой умирает и возрождается, для того, чтобы выполнить свою миссию. Новое имя как раз и указывает на то, что перед нами теперь другой человек. Мы никогда не узнаем, каким Иван был раньше, но перед нами постепенно раскрываются его новые способности: он «чувствует» танки, он «общается» с ними и становится почти неуязвимым в танковом бою. В картине проступают черты не то стимпанка, не то «Джони Мнемоника», не то «Робокопа». Человек вступает в симбиоз с машиной. Если, конечно, Иван остался человеком – он ангел войны, возрожденный танковым богом. На протяжении картины лицо Ивана несколько анемично, за что фильм раскритиковали некоторые рецензенты. Но какие эмоции может «выдать» вчерашний мертвец, единственной целью существования которого является уничтожение Белого тигра? Он и проявляет эмоцию единственный раз, произнося фразу: «Его нужно сжечь».

Расследование инцидентов с вражеским танком поручают офицеру советской разведки майору Алексею Федотову в исполнении Виталия Кищенко. С этого момента фильм приобретает черты детектива. Федотов похож на опытного следователя, повидавшего немало за свою жизнь. Для того, чтобы изловить и уничтожить «тигра», командование распоряжается создать несерийный образец 34-ки с улучшенными характеристиками и подобрать лучший экипаж. Знакомство главных героев становится неизбежным – их ведут нити судьбы. Алексей замечает странности в поведении Ивана, но чутье следователя подсказывает ему, что при расследовании нестандартного дела надо полагаться на нестандартных помощников.

Чем дальше заходит расследование, тем больше майор начинает понимать, что вражеский танк «нехороший», в том смысле, который Булгаков вкладывал в «нехорошую квартиру». Белый тигр нарушает законы физики и в фильме появляются черты мистики. Федотов приходит к выводу, что сущность танка не вписывается в известный нам мир, но не может внутренне принять этот вывод.

Не буду пересказывать весь сюжет. Сцены танковых боев выглядят очень хорошо. Звук превосходный – вам не надо делать громче во время диалогов и тише во время выстрелов. Само повествование ведется неспешно, местами ускоряясь. В сценах и диалогах есть паузы, но они длятся ровно столько, сколько надо и не наносекундой больше. Вообще режиссер мастерски распоряжается временем: на все ушел 1 час и 48 минут, но по окончанию фильма возникает ощущение, что ты целый год пробыл на той войне и одновременно, что прошло минут 30. Многие современные режиссеры снимают так, как будто весь их фильм – это трейлер к их же фильму. Видеоклип какой-то. Резко меняющиеся картинки, спецэффекты, герои не прописаны. У Шахназарова все по-другому. Хорошее добротное кино.

Да, в фильме присутствует символизм – подбитый, но не уничтоженный танк «растворяется в тумане», намекая на то, что фашизм может возродиться. Но создатели фильма не «давят» на зрителя. Всем желающим остается «лазейка здравого смысла». «Воскрешение» Найденова можно списать на уникальный метаболизм, что, кстати, и делают врачи. Его разговоры с танками – формой помешательства. «На войне такое случается», - говорит один из персонажей. Успешность немецкой машины можно объяснить уникальными свойствами, заложенными в нее инженерами. Пожалуйста, никакой мистики. Поэтому многие зрители так и не поняли, что они смотрели НЕ блокбастер. И фильм набрал чуть больше 5 баллов на «Кинопоиске».

В недоумении от критики сцен сдающейся Германии. Мол, слишком затянуто. Уважаемые, эти сцены длятся не долго. Они по-своему очень хороши. Представьте, что вам за десять-пятнадцать минут надо показать, что война окончена. Причем так, чтобы до вас это дошло не только через разум, но и через эмоции, ощущения. Тогда возникает такой эпизод. На подписание акта о безоговорочной капитуляции идет немецкая делегация во главе с фельдмаршалом Кейтелем. У входа в зал заседаний перед самой входной дверью становится понятно, что делегация не идет, а ее ведут. Потому что молодой советский офицер – почти мальчишка - строгим голосом отдает команду «Станьте здесь». И вся делегация верховного командования вермахта послушно останавливается, испытывая определенную неловкость от своего нового положения. В этом эпизоде все – глубина падения, намек на будущее в Гааге, будущий раздел Германии и многое другое. Поэтому я не понимаю, что там затянуто. Еще раз, это был точно не блокбастер.

P.S. В жизни не писал кинорецензий.  Актуальность этой сомнительна, фильм вышел давно и читать, скорее всего, никто не будет. Но рука сама написала, поэтому пусть будет.

    Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

    Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

    Тимур Иванов любил роскошь, погорел, как утверждают, на особо крупной взятке

    Просто так замминистра не задержат. Да не просто замминистра, а замминистра обороны страны, ведущей СВО. До суда ничего утверждать нельзя, пока есть только предположением и будут проведены следственны...

    Война за Прибалтику. России стесняться нечего

    В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      seashipper 6 марта 15:26

      Что "Дюна" часть вторая нам готовит? Ее мой взор напрасно ловит.

      Кто не смотрел и собирался - немедленно прекратите читать. Будут спойлеры.Вторым контрольным выстрелом Вильнев окончательно добил и скептиков и нытиков. Видимо, критика первой части была учтена: теперь даже любители попкорна съедят дрожащими пальцами двойную порцию, не отрывая взгляд от экрана. Никакой "тягомотины". События развиваются столь стремительно и динамично, ...
      1035
      seashipper 19 мая 2018 г. 09:05

      Штурм диванных экспертов. Почему такое правительство?

      Новый состав правительства назначен, но бурные обсуждения прокатились девятым валом по всем массмедиа много раньше. Основной настрой, в целом, негативный: недоумение, злость, обида и местами сарказм. " Какой рывок или хотя бы рывочек может состояться, если министры все те же?" - как бы вопрошает рядовой диванщик вроде меня. Надо сказать, были попытки уважаемых людей ч...
      670
      seashipper 13 мая 2018 г. 18:03

      Заметки одного биоробота

      - За что же вы хотите получить деньги? Я их заработал, а вы... - Я не только трудился. Я даже пострадал. После разговоров с Берлагой, Скумбриевичем и Полыхаевым я потерял веру в человечество. Разве это не стоит миллиона рублей, вера в человечество? И.Ильф, Е.Петров "Золотой теленок"«Человек это звучит горько.»М. Гордый. После великой "революции достоинства" (см. май...
      932
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика