Крестьянство и революция. Вводная часть.

36 1285

Моё личное отношение к революциям и переворотам было и остаётся неизменным - любая из них имеет в своей основе системные проблемы, которые не решаются другим способом, как только коренным изменением общественных отношений.

Столбовой путь к революциям и переворотам прокладывают правящие элиты, присваивающие себе права и отказывающиеся принимать на себя ответственность. Дисбаланс прав и ответственность правителей гарантированно делает власть нестабильной.

И только после этого появляются всякие-разные парвеню, которые шатают режим, а также иностранные участники, кровно в его ослаблении или падении заинтересованные.

В этом отношении революция 1917 года была отнюдь не исключением. Первым кирпичиком в её здание была хартия дворянских вольностей, освобождавшая служивое сословие от обязанности тянуть пожизненно лямку, но оставляющая в неприкосновенности все привилегии, к этой лямке прилагаемые. Русское дворянство именно тогда сделало свой первый шаг в небытие.

Вторым, и уже не кирпичиком, а основательным фундаментом революции стал крестьянский вопрос и его неотъемлемая часть - вопрос о земле. Пока дворяне были фактически рабами царскими, в обществе существовал какой-никакой общественный договор - поместья с крепостными были их компенсацией за пожизненное придворное тягло.

Тягло исчезло, а поместья с крепостными остались, породив дисбаланс, несовместимый с жизнью данных отношений. Все последующие попытки властей этот дисбаланс сгладить, выражающийся в отмене крепостного права и столыпинских реформах, опоздали ровно на сто лет. Причем на эти сто лет вместе с реформами опоздала вся империя, потеряв темп развития а вместе с ним - и геополитическую конкурентоспособность.

Ярче всего потеря конкурентоспособности проявлялась во время войн - проигранная крымская кампания, крайне тяжелая и неоднозначно завершенная война с Турцией 1877 года, вчистую проигранная война с Японией... Однако в базе лежали чисто экономические обоснования, о которых говорят гораздо реже, страдая при этом фрагментарностью.

Итак, из-за запоздалости и половинчатости аграрной реформы, производственные отношения в России отстали от европейских на 100-200 лет. В результате чего:

Огромное количество крестьянского населения (около 80% или примерно 100 млн человек) в начале ХХ века находились вне товарно-денежных отношений. Их крайне скромные наделы земли, нулевая механизация их труда позволяла крайне скудно поддерживать собственное существование за счет ведения натурального хозяйства.

Весь зерновой экспорт, которым традиционно гордились в империи, обеспечивали считанное количество латифундий и не более пяти процентов крестьянских дворов. Все остальные и всё остальное не способны были прокормить даже самих себя, куда уж там участвовать в производстве экспортного национального продукта.

Давайте я в сухую публицистику добавлю эмоциональных и живых красок современника, которому нет ни одной причины не доверять - Л.Н Толстому. Вот как он описывал свою поездку по нескольким десяткам деревень разных уездов в самом конце 19 века:

«Во всех этих деревнях хотя и нет подмеси к хлебу, как это было в 1891-м году, но хлеба, хотя и чистого, дают не вволю. Приварка - пшена, капусты, картофеля, даже у большинства, нет никакого. Пища состоит из травяных щей, забеленных, если есть корова, и незабеленных, если ее нет, - и только хлеба. Во всех этих деревнях у большинства продано и заложено всё, что можно продать и заложить.

Из Гущина я поехал в деревню Гневышево, из которой дня два тому назад приходили крестьяне, прося о помощи. Деревня эта состоит, так же как и Губаревка, из 10 дворов. На десять дворов здесь четыре лошади и четыре коровы; овец почти нет; все дома так стары и плохи, что едва стоят. Все бедны, и все умоляют помочь им. "Хоть бы мало-мальски ребята отдыхали", -- говорят бабы. "А то просят папки (хлеба), а дать нечего, так и заснет не ужинаючи"...

Я попросил разменять мне три рубля. Во всей деревне не нашлось и рубля денег... Точно так же у богатых, составляющих везде около 20%, много овса и других ресурсов, но кроме того в этой деревне живут безземельные солдатские дети. Целая слободка этих жителей не имеет земли и всегда бедствует, теперь же находится при дорогом хлебе и при скупой подаче милостыни в страшной, ужасающей нищете...

Из избушки, около которой мы остановились, вышла оборванная грязная женщина и подошла к кучке чего-то, лежащего на выгоне и покрытого разорванным и просетившимся везде кафтаном. Это один из ее 5-х детей. Трехлетняя девочка больна в сильнейшем жару чем-то в роде инфлуэнцы. Не то что об лечении нет речи, но нет другой пищи, кроме корок хлеба, которые мать принесла вчера, бросив детей и сбегав с сумкой за побором... Муж этой женщины ушел с весны и не воротился. Таковы приблизительно многие из этих семей...

Нам, взрослым, если мы не сумасшедшие, можно, казалось бы, понять, откуда голод народа. Прежде всего он - и это знает всякий мужик - он

1) от малоземелья, оттого, что половина земли у помещиков и купцов, которые торгуют и землями и хлебом.

2) от фабрик и заводов с теми законами, при которых ограждается капиталист, но не ограждается рабочий.

3) от водки, которая составляет главный доход государства и к которой приучили народ веками.

4) от солдатчины, отбирающей от него лучших людей в лучшую пору и развращающей их.

5) от чиновников, угнетающих народ.

6) от податей.

7) от невежества, в котором его сознательно поддерживают правительственные и церковные школы.

Чем дальше в глубь Богородицкого уезда и ближе к Ефремовскому, тем положение хуже и хуже... На лучших землях не родилось почти ничего, только воротились семена. Хлеб почти у всех с лебедой. Лебеда здесь невызревшая, зеленая. Того белого ядрышка, которое обыкновенно бывает в ней, нет совсем, и потому она не съедобна. Хлеб с лебедой нельзя есть один. Если наесться натощак одного хлеба, то вырвет. От кваса же, сделанного на муке с лебедой, люди шалеют»

Следующую заметку я всю посвящу цифрам и справкам, а сегодня просто представьте: почти 4\5 населения страны существует на грани выживания и за гранью воспроизводства. Из механизации - деревянная соха и такая же лопата с лошадёнкой, которую хочется пристрелить из жалости. Изба с соломенной крышей, которую к февралю-марту скармливают скотине. И вот с таким вот "прицепом" империя "приехала" в ХХ век - век моторов, бетона и стали. Ёжику понятно, что революция была неизбежна. То есть "ЧТО" должно было произойти - сомнение не вызывало ни у кого, и весь вопрос стоял "КАК?"

Не знаю, как рабочим, а 80% крестьян в Российской империи терять точно было нечего. Зная, в каком состоянии находилась в начале ХХ века деревня, слова песни "Мёртвые с косами скинули царя" приобретают вовсе не аллегорический, а вполне прямой и очень зловещий смысл.

Современные историки разделились на непримиримые лагеря ленинцев и столыпинцев, которые самозабвенно рубятся между собой, уверяя, что только их кумир мог решить проблему деревни.

И столыпинскую, и ленинскую реформу я разберу подробно, опять же с иллюстрацией цифрами и воспоминаниями современников. От себя скажу словами Шарикова: "Да с обеими я не согласен!"

Вот что говорил Столыпин:

"Наша земельная община – это гнилой анахронизм, здравствующий … наперекор здравому смыслу и важнейшим государственным потребностям.

Дайте выход сильной личности в крестьянстве, освободите ее от воздействия невежества, лени и пьянства, и у вас будет прочная устойчивая опора для развития страны без всяких утопий и искусственных вредных скачков. Община в ее настоящем виде не помогает слабому, а давит и уничтожает сильного, губит народную энергию и мощь." (П.А.Столыпин. Из беседы с журналистом П.А.Тверским в 1907 году.)

Прекрасно! Великолепно! Что делать с сильными личностями, мы теперь знаем. Им надо дать возможность обособиться и обогащаться. Ок! А что вы, Пётр Аркадьевич, собирались делать с НЕсильными, коих среди крестьянства было 4\5? Им то куда выйти? На погост?... Нет ответа, ни у Столыпина, ни у его современных адептов.

Что касается Ленина, то тут совсем другой коленкор - он абсолютно правильно указывал на нещадную эксплуатацию крестьян и кулаком, и помещиком, и чиновником. Всё правильно. Именно так и было. Но вот каким образом у Ильича в угнетатели попали вообще все русские (великоросы) - то есть те же придавленные нуждой крестьяне - ума не приложу.

Точнее, каким образом попали - я как раз понимаю - надо было окучивать окраинные народы, а их бытовой национализм всегда был универсальным ключиком к окраинным головам и сердцам. Да и "наши западные партнеры" одобрительно кивали, услышав, что во всех бедах виноваты не только правящая в России немецкая династия, не только помещики и капиталисты (где русские были отнюдь не в большинстве), а хором все великороссы, без разделения на классы и сословия.

И это ещё хоть как-то извиняло бы, если бы декреты советской власти кардинально решили аграрную задачку с тремя неизвестными. Однако этого не было и близко. Сухие цифры статистики говорят об обратном - "Декрет о земле" только усугубил крестьянскую проблему. Решать её пришлось уже Сталину в ходе жестокой и местами кровавой коллективизации. Почему это произошло (и не могло не произойти) - поговорим отдельно - тема не терпит суеты, но требует большого количества справочного материала. Одним словом - продолжение следует.


Израиль не удержался от поставки вооружений в Восточную Европу, теперь эшелоны российских Су-35 устремятся в Иран
  • pretty
  • Вчера 07:46
  • В топе

Тель-Авив пошел на рискованный шаг против России и теперь в страхе ждет у своих границ появления Су-35. Иран подтвердил, что приобрел эти истребители у РФ, и нет повода усомниться, что Тегеран примени...

В Люберцах семь мигрантов отмудохали местного. А из полиции они ... просто "сбежали"
  • Hook
  • Вчера 15:55
  • В топе

Может кто-нибудь готов разъяснить, что означает эта фраза, но я ее реально не понимаю. Вернее, понимаю так, что в это просто поверить не могу. Вчера состоялся разговор Путина и Рахмона. По его ...

Мытьё посуды в Сене, крысы в Париже и как нам наказать Францию

1. Всё же мы сильно отстали от Европы. Река Сена в Париже настолько чистая, что уличные торговцы даже моют в ней посуду, прежде чем выкладывать на неё сосиски и прочую еду — необычайно вкусн...

Обсудить
  • Вообще-то, Ленин "не окучивал окраинные народы, опираясь на их бытовой национализм" - националистов Ильич одинаково клеймил как русских, так и не русских. Вы совершенно не понимаете логику описываемых вопросов. И ничего Сталин не выдумывал, он действовал строго по ленинскому пути. Что касается Столыпина, ответ на вопрос "Им то куда выйти? На погост?" есть совершенно ясный и чёткий: в наёмные работники-батраки. Это процесс превращения деревни в капиталистическое производство, где есть капиталист-фермер и есть наёмные работники-батраки.
  • отошлите эту статью еремину,уж очень он расхваливает те времена
  • :thumbsup:
  • Россия всегда была костью в горле у "мировой элиты". Русский "мужик" всегда оставался независимым, трудолюбивым, талантливым СЫНОМ ТВОРЦА, которого пытались закабалить "сильные мира сего". Провалившася христианизация заставила искать новые пути... МЫ наблюдаем заговор элит со времён Петра, когда под лозунгами социализма - коммунизма русских превратили в рабов нового порядка в СССР. Проанализируйте Закон о гражданстве СССР от 19.08.1938 года, создание ФРС и Первую мировую войну...
  • Привожу свидетельство своего деда уроженца тульской деревни, расположенной за лесом (правда очень большим) от усадьбы "Ясная Поляна". В деревне больше сотни дворов у каждого были лошадь(и) и 2-3 коровы. Курей никогда не считали. В подполе жили кролики. Сколько их там - никто в семье не знал. Мёрли правда иногда все от своей инфекции, тогда сжигали огромное количество мяса. Самое яркое впечатление детства - ночное. Табуны лошадей были такие, что пацаны дежурили не меньше, чем по 10 человек. Жили миром (общиной). Только так можно было содержать запруду (дамбу) и большой пруд, колодец. Пруд и колодец целы до сих пор. Был там недавно, детей возил, показывал. Вода, аж сладкая... Почти все мужики занимались извозом в Туле, имели дома в пригороде. Поэтому при раскулачивании просто сбежали в город. Дед закончил артиллерийское училище в Туле, прошёл всю войну, вся грудь в орденах и медалях. Носил только фронтовые... С тоской всегда рассказывал о сытном и спокойном детстве в деревне. И то, - ЧТО ВСЁ ЭТО БЫЛО СРАЗУ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ И БЫЛО ГОРАЗДО ХУЖЕ, ЧЕМ ДО НЕЁ! В 1970-м дед возил меня туда. Его дом ещё был цел. Помню в его запущенном саду огромные пахучие яблоки сорта антоновка. Дед их в чай тонко нарезал, вместо лимона... Льва Толстого местные крестьяне очень почитали. До мифотворчества. PS. Вся Тула была увешана транспарантами с цитатой из Ленина (в момент, когда к ней почти дошёл Деникин): "Значение Тулы для Республики - огромно!" Дед - коммунист с довоенным стажем - всегда добавлял конец цитаты, который нигде не публиковали: "..., но народ там - не наш!" Хе-хе. Лев Толстой...