• РЕГИСТРАЦИЯ
Сергей Васильев
24 марта 09:42 977 4 18.00

Маяковский vs Истинные латышские патриоты

В 1922 году в Ригу приехал «певец из коммунистического далека» Владимир Маяковский. Поездка сопровождалась скандалами: вначале поэту запретили читать лекцию о современном советском искусстве, затем конфисковали тираж поэмы «Люблю», отпечатанной для рижского читателя в одной из местных типографий. После Атмоды появились новейшие изыскания — будто не все было так однозначно. Но от фактов не уйти — документы и сегодня хранятся в латвийских архивах.

Маяковский приехал в Ригу 3 мая 1922 года. Латвия стала первой зарубежной командировкой поэта. Еще в начале года он получил письмо от Лили Брик, гостившей в Риге, что в балтийских республиках у его поэзии много ценителей: «Тебе предлагают в марте месяце 5 выступлений: 2 — в Риге, 2 — в Ревеле, 1 — в Ковно. Казенный проезд и гостиница и 50 000 латвийских рублей — по 10 000 за выступление. С тем, конечно, чтобы ты сам хлопотал о визе...»

Маяковский ответил согласием. Правда, сроки пришлось перенести на два месяца и ограничиться только Ригой. К поездке поэт готовился — в блокноте появились данные о числе жителей Латвии и Риги, достопримечательностях, известных людях и сановниках. Как-никак, именно с последними нужно было согласовывать темы лекций, с которыми он хотел выступить в Риге.

Остановился Владимир Владимирович не в аристократическом Старом городе, а на торговой улице Марияс, в гостинице с романтичным названием «Бельвю». Она и сегодня продолжает работу, только уже под другим названием.

В то время этот район Риги считался Московским форштадтом. Там тогда работали три отеля, «Бельвю» был лучшим. Построили его еще в 1884-м по проекту первого латышского архитектора Яниса Бауманиса. Хозяйка, Элизабета Бергхольц, назвала отель по-французски: «Бельвю» — «Красивый вид». В 1922-м из окон верхнего этажа вид открывался не самый лучший: Даугаву «украшали» взорванные мосты, по вечерам город погружался в мрак — немцы, хозяйничавшие в Риге больше года, вывезли в «фатерланд» все уличные фонари.

Оживленнее было через дорогу от отеля — на Привокзальной площади. Дежурили в ожидании пассажиров извозчики, легковые автомобили. Украшала площадь часовня, построенная в честь спасения Александра III и его семьи в 1888 году. Ее снесут по распоряжению министра иностранных дел Мейеровица через три года — в 1925-м.

Гостиница «Bellevue», где останавливался Маяковский.

Сразу после приезда Маяковский отправился к префекту города Янису Дамбекалнсу — за разрешением на лекцию «перед трудящимися города». Организатором был Народный университет Латвии, но «бумажку» поэт должен был получить сам. Вы думаете, дали? Префект сослался на министра внутренних дел Альберта Квиесиса, который был наслышан о литературных выступлениях поэта и поэтому был категорически против.

Великолепно описал молодую латвийскую бюрократию сам Маяковский в стихотворении «Как работает республика демократическая», которое он написал, возвратившись из Риги.

Лекцию не утаишь.

Лекция — что шило.

Пришлось просить,

чтоб полиция разрешила.

Жду разрешения

у господина префекта.

Господин симпатичный -

в погончиках некто.

У нас

с бумажкой

натерпелись бы волокит,

а он

и не взглянул на бумажкин вид.

Сразу говорит:

«Запрещается,

Прощайте!»

Но это не все. Еще до приезда «опасного иностранца» местные стражи порядка, естественно, с подачи трусливых и в то время властей, завели на Маяковского «дело под № 4773». В графе 7 «Обвинение» было записано: «Работник комиссариата просвещения — работник представительства советской России». Еще и сегодня в Латвийском государственном историческом архиве можно найти «дело Маяковского», копии его фотографии и паспорта.

Власти сегодняшней Латвии усвоили опыт своих предшественников и пошли еще дальше: список «опасных иностранцев» с каждым годом растет, теперь это и эстрадные исполнители с родины Маяковского, и журналисты... А его стихотворение о «республике демократической» сегодня не менее актуально, чем в 1922 году.

И все же встречи «горлана, трибуна» с любителями поэзии состоялись. Одна из них — в клубе Торгового представительства Советской России в Латвии на улице Алберта, 11. Пришло около 100 человек. Поэт читал стихи, знакомил с произведениями коллег. Об этом выступлении поэт Мейнардс Рудзитис писал:

...В клубе торгпредства в полную силу

Поэму «Ленин»

Когда читал ты,

Полиция улицу оцепила,

Чтоб к нам не дошли

Твоих слов гиганты...

Ул.Альберта, 11 (слева), где находился клуб Торгового представительства Советской России в Латвии.

Вторая встреча была на улице Дерптской, 15/17 (ныне Тербатас), в Рижском еврейском коммунистическом издательстве «Арбетергейм». Маяковский читал членам литературной секции поэму «150 000 000». Там же представители издательства предложили Маяковскому издать его поэму «Люблю» — для рижского читателя.

Любовная лирика, посвященная Лили Брик. Поэма была закончена в феврале 1922-го, первое издание вышло в Москве весной. Никакой политики — стихи о любви. «Светлые, жизнеутверждающие...» — говорят о них литературоведы. Но латвийские власти и тут остались верны себе — тираж конфисковали. Жаль, что об этом сюжете никто еще фильм не снял, а можно было бы.

Член общества «Арбетергейм» Макс Шац-Анин писал, что «рабочие типографии за одну ночь набрали и отпечатали поэму, а утром, как только открыли префектуру, туда было доставлено десять экземпляров. По существовавшему закону типография была обязана еще до сдачи заказчику отпечатанного тиража доставить десять экземпляров в префектуру».

Тираж отпечатали оперативно — 8 мая, но уже через три дня в издательство примчались полицейские с распоряжением Квиесиса: конфисковать! Было изъято 2984 книги.

«На основании статьи 121311 Уголовного процесса я отдал распоряжение конфисковать футуристическую брошюру Маяковского «Люблю», которую издало общество «Арбетергейм». В соответствии со статьей 121312, я ставлю вопрос об окончательном решении дела о конфискации, а также прошу призвать к ответственности этих издателей и на основании статьи 281 закона.

Аморальное воздействие в брошюре особенно ярко выражено в стихах «Юношей» (9 стр.) и «Взрослое» (15 стр.)», — говорится в распоряжении министра.

Уже через несколько дней издательство оспорило это решение в суде. И Рижский окружной суд (отдадим должное оперативности тогдашних судов) постановил отменить распоряжение полицейского начальства — за отсутствием «в содержании брошюры состава преступления». 2 июня 1922 года, примерно через три недели после отъезда Маяковского, тираж возвратили. А вот что писал он сам о конфискации:

А в Латвии свободно —

печатайся сколько угодно:

кто не верит,

убедитесь на моем личном примере.

Напечатал «Люблю» —

любовная лирика.

Вещь безобидней

Найдите в мире-ка!

А полиция — хоть бы что!

Насчет репрессий вяло.

Едва-едва через три дня арестовала.

Рижское издание поэмы «Люблю», 1922 год.

Интересно, что местная русская пресса, широко освещавшая приезды представителей русской эмиграции — писателей, поэтов, артистов, некоторые из которых «заскакивали» сюда на пару дней, почти «не заметила» десять дней пребывания Маяковского. Лишь пару строк уделила конфискации поэмы «Люблю».

«Прибывший в Ригу Маяковский напечатал в одной из местных типографий брошюру под заглавием «Люблю». Около двух с половиной тысяч экземпляров этой брошюры полицией конфискованы», — сухо констатировала «Сегодня».

«Недавно в Риге изволил пребывать Его футуристическое величество Маяковский, — с сарказмом пишет «Рижский курьер». — Здесь хотел он... ознакомить Латвию со своей футуристической эротикой и напечатал книгу «Любовь Диониса», которую власти, стоявшие на страже общественной нравственности, конфисковали».

Вот как — «власти, стоявшие на страже общественной нравственности»! Они и сегодня стоят на страже общественной нравственности. И так преуспели, что скоро пустыня останется — все разъехались.

Николай Кабанов.

Зрим в корень

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...

    Народ вспоминает в какие новогодние костюмы наряжались в детстве :)

    ...
    -->
    257

    Муза Блокадного Ленинграда Ольга Берггольц (часть 2)

    И люди слушали стихи, как никогда,— с глубокой верой, в квартирах черных, как пещеры, у репродукторов глухих. В первые дни войны Ольгу Берггольц направили в распоряжение литературно-драматической редакции ленинградского радио. Тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом сам...
    -->
    629

    Муза Блокадного Ленинграда Ольга Берггольц (часть 1)

    «Я никогда героем не была,не жаждала ни славы, ни награды.Дыша одним дыханьем с Ленинградом,я не герoйствовала, а жила». 16 мая исполнилось бы 108 лет российской писательнице, поэтессе Ольге Фёдоровне Берггольц (1910-1975). Жизнь ее складывалась драматично. Детство, которое пришлось на годы гражданской войны, блокада, смерть самых близких людей, трудная ...
    -->
    1317

    Борис Пастернак: "Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех"...

    Быть знаменитым некрасиво.Не это подымает ввысь.Не надо заводить архива,Над рукописями трястись.Цель творчества — самоотдача,А не шумиха, не успех.Позорно, ничего не знача,Быть притчей на устах у всех.Но надо жить без самозванства,Так жить, чтобы в конце концовПривлечь к себе любовь пространства,Услышать будущего зов.И надо оставлять пробелыВ судьбе, а не среди бумаг,...
    -->
    693
    SS Это наша жизнь
    27 ноября 03:30

    «На белом коне». Дикая дивизия за монархию.

    Кавказская Туземная конная дивизия состояла из подлинных патриотов. Вот слова корнета Дикой дивизии, русского : «У нас и рыцари долга и чести. Эти горцы, идущие на войну, как на пир, на праздник!..»  Всадники из глубины Азии. Русская, так называемая регулярная, конница всегда стояла на большой высоте. B то же время необъятная империя обладала ...
    -->
    1015
    zar 4 ноября 14:59

    О добре и зле

    Всем привет!Лежала у меня, лежала книжка Сергея Довлатова. Несколько лет (а может и десятков лет), да вот чего-то, то ли душа не лежала, то ли руки не доходили. Но вот взял и... не могу оторваться. Надо сказать,что Довлатов никогда не сидел, а напротив, 3 года срочной службы, он охранял заключённых в лагере, в Коми.  Книга (вернее глава) так и назыв...
    -->
    1242
    booker 30 октября 14:09

    Как стать знаменитым художником?

     С детства меня интересовал один вопрос – как стать знаменитым художником? Когда я бывал на набережной, то видел там выставленные картины крымских художников. Это были очень красивые картины с пейзажами, натюрмортами и портретами. И я думал: дааа, какие красивые картины! наверное они просто не достаточно красивые и поэтому незнаменитые. Надо просто красивее рисов...
    -->
    1434

    Баграмян. Так шли мы к победе

    Баграмян, Иван ХристофоровичВ начале Великой Отечественной войны — начальник оперативного отдела штаба Юго-Западного фронта, начальник оперативной группы Юго-Западного направления и начальник штаба Юго-Западного фронта. С июля 1942 командовал армией, с ноября 1943 — войсками 1-го Прибалтийского фронта (с марта 1945 — Земландская группа войск), с апреля ...
    -->
    1892

    Баграмян. Так начиналась воина

    Баграмян, Иван ХристофоровичВ начале Великой Отечественной войны — начальник оперативного отдела штаба Юго-Западного фронта, начальник оперативной группы Юго-Западного направления и начальник штаба Юго-Западного фронта. С июля 1942 командовал армией, с ноября 1943 — войсками 1-го Прибалтийского фронта (с марта 1945 — Земландская группа войск), с апреля ...
    -->
    1855

    Людоеды, подвижники, ОМОН и бандиты. Взгляд на тёмную сторону…

    Санкт-Петербург – роскошный, туманный, зыбкий. Люблю ли я этот город? Не знаю. Любить его трудно. Но то, что я, как и миллионы людей, болен им – это непреложный факт…Поток и разорение— Нет, при блокаде город лучше выглядел. И порядок был, — сообщает мне старый сотрудник ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, переживший блокаду.Середина девяност...
    -->
    908
    SS 6 сентября 12:26

    В.Солоухин. Два завода деда

    Родился Владимир Алексеевич Солоухин в селе Алепино Владимирской области в зажиточной крестьянской семье. Его дед Алексей Дмитриевич и отец Алексей Алексеевич, кроме занятий земледелием, были пчеловодами[*], в их большом, из двадцати шести яблонь саду, стояло двадцать ульев , а также у деда было два заводика. Не заводы с трубами, какими мы себе сегодня...
    -->
    2591
    SS 4 сентября 20:47

    Солоухин. «Смех за левым плечом». О саде и пасеке.

    В автобиографической повести русского писателя Владимира Алексеевича Солоухина «Смех за левым плечом» имеются несколько интересных эпизодов , состоящих из воспоминаний о деревенском саде , об огромной, диаметром в метр , бочке и о пасеке с двадцатью ульями. Родился он в селе Алепине Владимирской области в крепкой крестьянской семье. Его дед Алексей Д...
    -->
    3229
    Андрей Авдей 4 сентября 12:56

    Проект по изданию книги

    Друзья. С 04.09.2018 на краудфандинговой платформе начался сбор средств на издание книги "Война девочки Саши". Авторы: Павел Гушинец и Андрей Авдей. Книга состоит из двух частей. Первая - сборник воспоминаний реальных людей. В 1941-45-х годах им было 4, 5, 12, 16 лет. Кто-то провёл годы войны на оккупированной территории, кто-то был угнан в Германию и...
    -->
    1501

    Светозарный Чандра — бог Луны

    Светозарный Чандра — бог ЛуныПочтительно склоняюсь пред тобою, о бог Луны,Белизною подобный творогу, морским раковинам и снегуВерховное божество священного напитка Сомы,Порождение Млечного океанаНава Граха Стотра (Стотра Луне). К. Н. РаоЧандра (санскр. चन्द्र — ‘сверкающий’, ‘сияющий’), также именуемый как Сома (санскр. सोम), в ведической традиции является богом Луны....
    -->
    1335
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика