Валерий Шамбаров. ТАЙНА ВОЦАРЕНИЯ РОМАНОВЫХ /Глава 27-28

0 3309

Предыдущая глава https://cont.ws/@severro/14653...

27. ОТ ЕНИСЕЯ — НА ЛЕНУ!

В 1620-х русские служилые и промышленные люди осваивали бассейн Енисея. Отечественные историки XIX в., пыжась походить на благословенную заграницу, старательно подгоняли присоединение Сибири к схемам завоевания Америки, величая землепроходцев “нашими Кортесами”, а саму Сибирь “вторым Новым Светом”. Что ж, психология такого подхода понятна, вот только действительности это не соответствует. Потому что одной лишь силой покорить в течение жизни 2 поколений огромные пространства было бы проблематично.

Да, сибирские народы были малочисленными. Но русских-то здесь было куда меньше. А изображать местные племена “дикими” и “отсталыми” нет никаких оснований. Они имели очень развитую самобытную культуру. Причем наши землепроходцы, в отличие от конкистадоров, решающим военно-техническим превосходством не обладали. У сибиряков имелась и конница, и прекрасное стальное оружие. У степных народов в ходу были кольчуги, сабли, пики, у енисейских киргизов, сибирских татар, саянских и алтайских народов было и огнестрельное оружие. Впрочем, в отличие от Европейской России, сибирские служилые все еще пользовались фитильными ружьями, которые, по оценкам специалистов, делали за день боя по 12–16 выстрелов. Татарские составные луки были куда скорострельнее и по дальности стрельбы не уступали — били на 500–700 м. А чаще всего исход боя решала рукопашная.

Вступив в Восточную Сибирь русские встретились с такими народами, как енисейские татары (котты, асане, оринцы), кеты, телеуты, енисейские киргизы, саянские татары (моторе, карассы, камасинцы, чагинцы, койсоты). По таежным пространствам обитали тунгусы (эвенки) и ламуты (эвены) — “оленные” и “пешие”, часть занималась оленеводством, а часть — охотой и рыболовством. Жили родами во главе с князьцами-тойонами, имели хорошо укрепленные городки. Приангарье и Прибайкалье населяли сильные и высокоразвитые буряты — северная ветвь монголов. Они исповедовали ламаизм, имели грамотную прослойку, занимались племенным скотоводством, знали земледелие. А по Лене и Яне расселились не менее сильные якуты. У них было и оленеводство, и скотоводство, и огородничество. Люди вырабатывали оптимальные для Сибири условия быта. Так, буряты и якуты изобрели весьма удобные дома-балаганы из бревен, где воздушный поток от открытого очага обогревал пространство под полом, приподнятым над землей. Это позволяло даже в лютые морозы ходить внутри дома раздетыми. У якутов очень распространено было гончарное и кузнечное ремесло. Очевидец писал: “Якуты по Лене, почитай, все кузнецы. Каждый в своей юрте имеет горн и наковальню”.

Жили по своим традициям. В Якутии сохранились некоторые формы группового брака. В состав семей включались пришлые зятья, воспитанники, работники. Богатые тойоны, имевшие 150–300 голов скота, содержали дружины воинов. Рабовладение практиковалось почти везде. Но у тунгусов оно было не очень распространено и носило патриархальный характер. У калмыков и бурят рабов использовали в домашнем хозяйстве, иногда продавали в Китай или Среднюю Азию. У якутов труд невольников применялся довольно широко, а любимых рабов и рабынь убивали на похоронах хозяина.

Все сибирские племена были весьма воинственными. О тунгусах писали, что они “люди воисты, боем жестоки”, “збруйны и оружны”. Из вооружения имели костяные панцири, шлемы, луки, рогатины, щиты. Западный наблюдатель отмечал: “Они очень воинственны, ведут частые войны с соседями. Все это люди здоровые и смелые. Нередко до полусотни тунгусов, напав на четыре сотни монгольских татар, доблестно разбивают их по всем правилам”. Экипировка якутских воинов была еще лучше — пластинчатые стальные доспехи, шлемы, копья, пальмы — что-то вроде короткого меча на древке. О бурятах сообщали, что они “владельцы кыштымов (данников), организаторы походов на другие племена, богатый и воинственный народ”. Воинская удаль считалась у них высшим достоинством, и были случаи, когда они просто так, без всякого повода подъезжали к русским поселениям и “звали де их, служилых людей, к себе битца”. Силушкой помериться. Охотники-остяки шутя попадали из лука в подброшенную монету, а на войне применяли и отравленные стрелы. Драки шли постоянно — не только между разными народами, но и между родами одного народа. Отбирали скот, имущество, женщин, обращали в рабство, облагали данью…

Вот и попробуй, завоюй таких! Даже, допустим, разбив в открытом сражении — а как быть с партизанской войной в бескрайнем таежном море? Но русские их не только “объясачивали”, а и добивались вполне мирного сосуществования, на сбор ясака к отдаленным племенам ходили по 2–3, а то и по 1 человеку. Казалось бы — стрела в спину, и ищи-свищи. Не вернулся человек из тайги, мало ли, что случилось? Да ведь возвращались благополучно, ясак доставляли, новые сведения привозили. В чем же дело? А в том, что механизм взаимоотношений не был “завоевательным”. Ясак являлся не данью в прямом смысле слова, а как бы налогом, формальным признанием подчиненности. Обременительным он не был, с взрослого мужчины брали в год от 1 шкурки лисицы до 30–40 соболей (с крупного хозяина, имеющего много родни и работников). Для племен, промышляющих охотой, это было не тяжело. 

Но ясак был и не безвозмездным! Он считался видом службы для царя. И сдавший его получал “государево жалование” — топоры, пилы, иглы. В Европейской России они стоили намного дешевле мехов, но в Сибири-то было наоборот. А главное — ясачному обеспечивались покровительство и защита со стороны русских. Что в условиях постоянных здешних междоусобиц было немаловажно. После сдачи ясака сибиряки получали и право свободно продавать излишки мехов. Часто торговлей занимались сами сборщики ясака, бравшие с собой запас товаров. Ехали и профессиональные купцы, возникали ярмарки, куда везли русские, бухарские, а через монголов китайские товары. Если уплатил ясак и лишние шкурки есть — все это тебе доступно.

Наконец, никаким порабощением местных жителей и не пахло. Наоборот, царские указы категорически запрещали обращение их в холопство (ведь тогда они переставали быть плательщиками ясака). Сибирские племена полностью сохраняли свои угодья, самоуправление, верования, традиции. Многочисленные наказы и инструкции Михаила Федоровича воеводам раз за разом повторяли одно и то же: “Приводить инородцев под высокую государеву руку” и собирать ясак “ласкою, а не жесточью и не правежом”. “Держать к ним ласку и привет и бережение, а напрасные жесточи и никакие налоги им ни в чем не чинить некоторыми делы, чтоб их в чем напрасно не ожесточить и от государевой милости не отгонить”. К ясачным строжайше запрещалось применять смертную казнь — даже в случае восстаний!

Советский исследователь освоения Сибири А.А. Преображенский писал: “Остается историческим парадоксом, что цивилизованные западноевропейские державы того времени уже вовсю вели истребительные войны, очищая от “дикарей” целые континенты, загоняя в резервации уцелевших туземных жителей. А варварски-азиатский российский царизм в отсталой стране к присоединяемым народам старался не применять насильственных методов”. Ну что ж, если заведомо вешать ярлыки, на запанные державы — “цивилизованных”, на Россию — “варварски-азиатская”, “отсталая”, то и впрямь парадокс получится. Вот только стоит ли их вешать?

Разумеется, без войн не обходилось, и чаще всего “знакомство” землепроходцев с тем или иным народом все же начиналось с оружия. Но затем устанавливался взаимовыгодный симбиоз. Который надежно обеспечивался тем, что, в отличие от европейцев, русские отнюдь не считали жителей тайги и степей неполноценными “дикарями”. Само слово “дикарь” применительно к народам Сибири появляется только у “культурных” отечественных авторов XIX в. (в том числе и у Пушкина). А в документах, отписках, челобитных XVII в. оно не встречается ни разу! Писали — “остяцкие люди”, “тунгусские мужики”. Русские воспринимали их не как “низшую расу”, а в качестве таких же людей, как сами. И кстати, никогда не “учили их жить”. Зато сами не гнушались учиться, перенимали местную одежду, виды жилья, транспорта, хозяйствования, удобные в здешних условиях. Впоследствии это признавали и западные наблюдатели. Американский сенатор Бэверидж, посетивший в 1901 г. Дальний Восток, отмечал: “Русский отличается от других наций тем, что он не проявляет никакого оскорбительного способа обращения с расами, с которыми превосходно уживается”. Поэтому советские историки вполне справедливо указывали, что говорить о “покорении” Сибири в общем-то некорректно. Правильнее называть это формированием национальных территорий, как присоединение к Англии Шотландии, а к Франции — Прованса или Бретани. Без крови тоже не обходилось, но ведь ни у кого не повернется язык назвать Прованс колонией Франции.

Бытует представление и о том, будто Сибирь заселялась в основном ссыльными и беглыми. Что также лишено оснований. Костяк русских поселенцев составляли служилые. Стрельцы, пушкари, казаки, чиновники. Стрельцы, лучше вооруженные и обученные, составляли гарнизоны крупных городов. Пушкарей было мало, по 1–2 на крепость. А для походов, разведок, ясачных сборов служили казаки. Среди них были и “природные”, донские и терские, но большей частью Сибирское казачество создавалось искусственно, для этого на службу вербовали вольных людей в Перми, Устюге, на Поморском Севере — там, где жили в условиях, сходных с сибирскими. Служилые получали жалование, скажем, казачий атаман (военный чин, а не выборный пост) — 9 руб., 7 четвертей ржи, 4 четверти овса и 2,5 пуда соли в год. Кроме того, заводили собственные хозяйства, многие занимались ремеслами и мелкой торговлей. А в дополнение к службе выполняли работы “на государя” — строили крепости, ладьи, ловили рыбу.

Сибирской “аристократией” были дети боярские, дворяне встречались редко, только на воеводствах. Но и казак или стрелец мог здесь за отличия выслужиться в дети боярские, такие факты зафиксированы многократно. Спецификой Сибири было и то, что из-за огромных расстояний, удаленности от центра, каждому начальнику, а то и отдельному служилому приходилось решать многие вопросы самостоятельно. Случались и злоупотребления. Впрочем, в здешние суровые края шли самые отчаянные, да и повседневная борьба за существование выковывала такие характеры, что попробуй, обидь! Например, в 1626 г., когда енисейский воевода А. Ошанин начал притеснять подчиненных, те взбунтовались и драли его за бороду, пока он не пообещал “жесточи не чинить”.

В городах основывали постоянные представительства купцы — скупщики пушнины и участники “бухарского торга”. Кстати, как и их европейские коллеги, они сперва пробовали вести меновую торговлю на украшения и безделушки. Но спрос на них быстро упал, и купцы стали возить сюда предметы повседневного потребления. Так, Федот Алексеев и Лучко Васильев доставили в Восточную Сибирь партию товаров на сумму 2050 руб. — английское сукно, серьмяжное сукно, холст, кафтаны, сапоги, колокольчики, иголки. И хлеб. Стоило это намного дороже, чем в Европейской России, однако и накладные расходы из-за дальности и трудности перевозок были значительными. По оценкам специалистов, годовой доход от сибирской торговли у купцов из Устюга и Сольвычегодска составлял 22–25 %. Прибыль была высокой, но не сверхприбылью, и торговля не носила “колониальный” характер.

А в потоке мехов, обогащавших казну, основную долю составлял отнюдь не ясак. Гораздо больше приобреталось у местных народов купцами (платившими за вывоз пушнины большие пошлины), заготовлялось русскими служилыми или ватагами промышленников, специально приезжавших для этого. Добывать меха разрешалось любому, только не в угодьях ясачных и при уплате пошлины — 2/3 шкурок сдавалось в казну (ведь Сибирь являлась “государевой вотчиной”). Но все равно это считалось делом выгодным, один “сорок” соболей (т. е. сорок шкурок) стоил 400 — 550 руб. И промысловые ватаги собирались в основном из крестьян, решивших таким способом разбогатеть. Напомню, что в XVII в. большинство русских были свободными, и к деревне или городскому посаду их привязывало лишь “тягло”, обязанность платить подати. Если же подыскать себе замену, скажем, продав землю или ремесленную лавку, иди куда хочешь. К тому же, семьи были большими, и если хозяйство (вместе с податными обязанностями) доставалось старшему сыну, то младших ничто не удерживало. Существовало много других категорий лиц, юридически не являвшихся “тяглецами” — живущие у человека племянники, воспитанники, “захребетники” (батраки). Поэтому миграции в Сибирь носили вполне легальные формы. (См. Преображенский А.А. “Урал и Западная Сибирь в конце XVI- начале XVII в” и др.).

Сняряжение для охотничьей экспедиции стоило дорого, 20–40 руб. И промышленники разделялись на своеужинников, покупавших снаряжение артелью, и покрученников — работавших на хозяина. При удаче прибыль за сезон составляла 50-100 %. Но многие и прогорали. Зато вдруг обнаруживали, что здесь можно хорошо заработать другими способами, более привычными, чем охота на соболя. Быстро развился рыбный промысел — улов сбывали тем же охотникам и служилым, продавали на экспорт. В Тобольске иностранец описывал “замечательно большой рыбный базар”, какого “не видел ни в одной стране”. А особенно выгодным оказывалось хлебопашество — хлеб-то был привозным, цены на него были ого-го.

Правительство тоже взяло курс на создание в Сибири собственной продовольственной базы, привлекало сюда крестьян и ремесленников, в первую очередь кузнецов (они в то время были и “рудознатцами”). В конце XVI — начале XVII вв. крестьяне, пожелавшие переселиться на Восток, получали 25 руб. от казны и еще 110 от земских властей. А в Сибири им на обзаведение хозяйством предоставляли ссуды, пашенный завод, семенное зерно, лошадей. Особыми льготами привлекали крестьян в свои владения монастыри, Строгановы. Крепостного права в Сибири не существовало, вся земля считалась “государевой вотчиной”. И давали ее служилым — “по окладу” (т. е. сколько положено казаку или сотнику), а крестьянам — “по подати”.

Устройством поселений часто занимались “слободчики” из самих крестьян. Выбиралось место для деревни, подавалась челобитная уездному воеводе, и тот присылал приказчика, который вместе с понятыми производил межевание земли. С “государевой пашни” требовалось вносить оброк, 10–25 четвертей хлеба, и выполнять ряд повинностей. Часто хозяева прирезали себе дополнительную землю. Это допускалось, но с “переокладной пашни” крестьяне должны были платить “пятый сноп”, а служилые — “десятый” (т. е. 20 и 10 % урожая). Правительство вполне доверяло слободчикам или общинам управление деревней и в их внутренние дела не вмешивалось. Одним из слободчиков стал Ерофей Хабаров. Устюжский крестьянин, он в 1628-30 гг. поехал в Мангазею, чтобы разбогатеть на пушном промысле. Не получилось. Но через пару лет он снова ушел в Сибирь, обосновался у устья р. Киренга, нанял работников, устроил пашни, мельницы, соляные варницы, занялся торговлей, извозом, ростовщичеством…

Деревни были небольшими, 1–2 двора, реже 5–6. Иногда для экономии тепла весь комплекс построек — дома, хлева, конюшни, амбары, строили под одной крышей. Приходилось приспосабливаться к местным условиям: пшеница тут не родилась, кое-где не прорастали озимые, унавоживание вдруг давало отрицательный результат. Поэтому вместо трехполья сибиряки переходили на переложную систему, 8-10 лет земля обрабатывалась и на 20–30 лет забрасывалась. Зато травы было много, скотоводство процветало всюду. В Енисейском уезде прочным считалось хозяйство, имевшее свыше 4 лошадей. И таких хозяйств было большинство. Стоит подчеркнуть, что и в переселенческой политике правительство строго охраняло интересы коренных жителей. Указы Михаила Федоровича требовали ставить селения только на “порозжих” местах, а “ясачных угодий не имать”. “Сбивати долой” крестьян, поселяющихся на земле, принадлежащей местным племенам, и “бить кнутом нещадно” тех, кто “у ясачных людей угодья пустошает”. И часто лучшие земли, более подходящие для земледелия, оставались у местных — правительство в спорных случаях принимало их сторону. Так что история с покупкой Манхэттена за 24 талера в России никак не прошла бы.

Жизнь в Сибири была нелегкой. Зимой — морозы, летом — гнус. Н.М.Спафарий писал, что “от мошек” без защитной сетки “человек ходить не может и получетверти часа”. Если Западная Сибирь была страной болот, то в Восточной русские попали в край гор, где “дебри непроходимые” и “утесы каменны”. Продолжались набеги калмыков на поселения на Иртыше и Оби, а в бассейне Енисея, кроме них, пытались отстаивать свои интересы киргизские и бурятские князьцы. Зато калмыцкая угроза стала дополнительным фактором, способствующим сближению русских с сибирскими племенами. Им фактически приходилось выбирать — быть поддаными царя или данниками степняков. Выбор при таком раскладе был однозначным.

При городах и ярмарках постепенно росли национальные слободы. Русские, не страдая расовыми предрассудками, заводили близкие отношения с местными. Священники жаловались: “Всяких чинов жилецкие люди живут в татарских юртах с татарами и вместе пьют и едят из одних сосудов и детей приживают”, а служилых и крестьян, в свою очередь, посещают “многие старые друзья и знакомцы” из “инородцев”. Впрочем, эти жалобы касались не вопросов национальной терпимости, а религиозной. “Басурманином” называли не иноплеменника, а иноверца. Однако проблема религии была неоднозначной. Администрация на крещении ясачных не настаивала — они в таком случае становились “русскими” и переставали платить ясак. Но, конечно, и не препятствовали. Поэтому пропаганда веры оставалась только делом Церкви. А с другой стороны, браки были сугубо церковными. И связь с некрещеной могла рассматриваться лишь в качестве “блуда”. Так что при женитьбе русских на местных женщинах их крещение было обязательно. Практиковалось это часто, возникали семьи русско-вогульские, русско-тунгусские. Что же касалось принявших крещение мужчин, то правительство рекомендовало принимать их на службу, и они стали пополнять ряды казаков.

В борьбе за бассейн Енисее союзниками русских стали буряты. Хотя сперва с ними случались стычки, но вскоре отношения стали настолько дружескими, что в документах тех времен их называют не буряты, а “браты”, “братские люди”. Не последнюю роль сыграла в этом гуманная политика Михаила Федоровича и Филарета. Бурятское предание гласит, что их предки, беглецы из Монголии, сказали: “Наш хан провинившимся отсекает головы, а русский царь наказывает розгами. Пойдем отсюда в подданство к белому русскому царю”. На самом деле ситуация была сложнее. С востока разворачивалась экспансия маньчжуров, подчинивших ряд монгольских княжеств, с запада давили калмыки, враги бурят. И они потянулись к русским. Причем симпатии оказались взаимными, лихих бурятских наездников охотно брали на службу, а казаки стали сплошь и рядом жениться на бурятках, предпочитая их женщинам других народов.

На севере процветала Мангазея, ее население достигло 2 тыс. чел, отсюда в год вывозилось до 100 тыс. соболиных шкурок. Но тут возникли свои проблемы. Обнаружилось, что голландские и английские купцы широко занялись контрабандой: встречают в Белом море суда, идущие из Мангазеи, и скупают меха, минуя таможню. В Холмогорах и Архангельске зарубежные моряки настойчиво вызнавали пути в Мангазею. Были зафиксированы и очередные попытки европейцев самим проложить дорогу в Сибирь. Знали ли в Москве о безобразиях голландцев и англичан на Востоке? Наверняка знали. В России постоянно гостили армянские и персидские купцы, которые были в курсе хищничества в Индийском океане. Царь контактировал и с турецким султаном, а он в качестве халифа поддерживал связи со всеми мусульманами вплоть до Индонезии. И правительство приняло может быть слишком жесткое, но логичное решение, чтобы предотвратить проникновение иностранцев в те регионы, которые не могли быть надежно защищены. В 1627 г. пользование Мангазейским морским путем между Архангельском и Сибирью было запрещено под страхом смертной казни. Действующими остались только сухопутные тракты.

Зато в это время произошел очередной бросок на Восток. И в Мангазее, и в Енисейске уже узнали от тунгусов о реке Лене. И туда отправились две экспедиции. Из Туруханска по Нижней Тунгуске пошли 40 чел. под под руководством промышленника Пенды, а из Енисейска по Ангаре — 40 казаков под командованием атамана Максима Перфильева и Ивана Реброва. В 1628 г. на поиски Лены выступили еще две партии землепроходцев — десятник Василий Бугор с 10 казаками и отряд В. Хрипунова.

В других районах не прекращались столкновения и бои. В 1628 г. “прибежал аялынец Изермет Тоянгулов и из тунгусов Катагул Толгиндеев” с вестью, что на Омь пришли калмыки и грабят их сородичей. “Прибежали” они к ближайшему представителю власти, сыну боярскому Богдану Байкачу, который в это время ездил по тайге, собирая ясак (в одиночку). Он оказался на высоте положения, тут же сформировал отряд из самих ясачных, нанес удар и разгромил грабителей. А на енисейских ясачных и промышленников продолжались нападения с верховий этой реки. Поэтому было решено выдвинуть туда форпост и занять “Аринскую и Качинскую землицу”. С этой целью в 1628 г. выступил отряд из 300 служилых во главе с А. Дубенским и заложил Новый Качинский острог — нынешний Красноярск. В следующем году для обороны русских и ясачных от агрессивных соседей большой отряд тобольских, березовских и мангазейских служилых отправился на Нижнюю Тунгуску. Из его состава была выделена еще одна экспедиция на Лену — 30 чел. под руководством А.Добрынского и М.Васильева пошли через Чону и Вилюй.

Все эти группы землепроходцев натерпелись трудов и лишений. Без дорог форсировали дебри, надрывались на волоках, перетаскивая лодки и грузы, преодолевали речные пороги и стремнины, зимовали в необитаемых местах. Первым достиг Лены Василий Бугор. Он прошел по Ангаре и Илиму, оттуда перебрался в р. Кут и спустился к Лене. Соединился с догнавшей его экспедицией Хрипунова и вместе пошли по реке. С местными жителями они сумели установить неплохие контакты, привести их “под государеву руку” и “объясачить”, и в 1630 г. после двухлетних странствий благополучно вернулись в Енисейск, основав несколько постоянных пунктов для сбора ясака. У устья Куты остались нести службу 2 казака, у р. Киренги — 4. Вот так и возникали новые поселения. Сперва зимовье — обычная курная изба. Потом ее надстраивали, и получалось нечто вроде отдельной крепостной башни. Потом обносили тыном — это был уже острожек. Потом поселение разрасталось, ставили более прочные стены с башнями, и это называлось уже городом.

Сибирские города походили друг на друга. Основой стен служили деревянные срубы-городни. Но в Европейской России их засыпали изнутри землей и камнями, а в Сибири нападавшие не имели стенобитных орудий, и внутренняя часть срубов использовалась под хозяйственные помещения. Непременными принадлежностями города были церковь, съезжая изба (канцелярия воеводы), государевы амбары. А когда город разрастался, возникали 2–3 кольца укреплений, старых не ломали. Селились ремесленники — судя по археологическим раскопкам Мангазеи, там жили искусные корабелы, кузнецы, плотники, мастера прикладного искусства. Устраивались мощеные улицы, лавки, обязательно — торговая площадь. Одним концом она примыкала к крепости, чтобы при опасности люди могли быстро укрыться, другим выходила к реке, главной транспортной магистрали. На торгу располагались таможенная изба, гостиный двор, кабак. Из зимовья, где Бугор оставил 2 казаков, возник г. Усть-Кут, из зимовья на Киренге — Киренск. На Илиме в 1630 г. был построен Илимский острог, на Ангаре — Ленский волок и Братский острог.

Экспедиция Пенды имела главной целью разведку новых мест, делала долгие остановки и по Нижней Тунгуске путешествовала 3 года. До Лены добралась в 1630 г., спустилась вниз по реке, потом поднялась к ее верховьям, степью достигла Ангары и по Енисею возвратилась в Туруханск. Экспедиция Перфильева и Реброва возвращаться пока не собиралась, исследовала Алдан и пошла открывать новые края в низовья Лены. А отряду Добрынского и Васильева не повезло. Он тоже путешествовал по Лене и Алдану, собирая ясак, но с местными племенами отношения испортил и в боях потерял половину личного состава, из 30 чел. вернулось 15. Для Сибири дело было обычное. Бывали и экспедиции, погибшие полностью — такие и для потомков оставались неизвестными. Некому было доложить потом о их составе, маршрутах, открытиях. Только изредка в Приполярье или таежных глубинах обнаруживают их останки.

Западная Сибирь, несмотря на военный быт, приобретала уже вполне “благоустроенные” черты. Немало свособствовало этому назначение тобольским воеводой стольника Алексея Трубецкого, впоследствии видного государственного деятеля и полководца. При нем и сменившем его на воеводстве Юрии Сулешове Тобольск превратился в настоящую сибирскую столицу. Возводились новые стены кремля с 9 башнями, украшенными двуглавыми орлами, строились храмы, палаты, гостиный двор, резиденция архиепископа, купеческие кварталы, по ходатайству архиепископа Киприана открылся богадельный дом для состарившихся и увечных служилых — их содержали на казенный счет. По Западной Сибири была организована ямская служба. И не только на лошадях, как в Европейской России. В некоторых районах зимой она действовала на собаках, летом — по рекам на лодках.

А закрепление земель в Восточной Сибири требовало и нового притока людей. Правительство Филарета предпринимало соответствующие меры, и в 1630 г. воеводе Великого Устюга было приказано провести набор для Енисейска 500 добровольцев-мужиков “на сибирскую службу” и 150 доброволиц-девок “служилым людям и пашенным крестьянам на женитьбу”. Словом, хочешь из крестьянина превратиться в казака или отправиться на край света в надежде выйти замуж за бравого стрельца или сына боярского — пожалуйста! Такие же наборы периодически проводились в Вологде, Перми, Холмогорах, на Пинеге.

И уже разворачивалось освоение Лены. Сразу после возвращения Бугра енисейский воевода С. Шаховской отправил туда казачьего атамана Ивана Галкина, который добрался до земли якутов, сперва встретил сопротивление, но в нескольких боях одолел отряды пяти тойонов и подвел их роды “под государеву руку”. В 1631 г. на смену Галкину прибыл стрелецкий сотник Петр Бекетов с группой из 30 чел. Он оказался прекрасным дипломатом, переговорами сумел привести к присяге много якутских, тунгусских, бурятских родов. И в 1632 г. основал Ленский острог, позже превратившийся в г. Якутск. Бекетов исследовал бассейн Лены, поднимался по притокам. Вскоре сюда вернулся и Галкин — уже с отрядом в 150 чел. Великая река прочно вошла в состав российских владений.

28. “ЛЕТУЧИЕ ГОЛЛАНДЦЫ” И ЛИБЕРАЛЬНЫЕ БРИТАНЦЫ

Маньчжуры угрожали не только Монголии. Они обложили большой данью народы Приамурья, а в 1626 г. развернули наступление на Китай. Силы и ресурсы были в общем-то несопоставимыми. Маньчжуров — 500 тыс. вместе с насильно инкорпорированными племенами, китайцев — 150 млн. Но империю Мин подтачивало внутреннее разложение. Впрочем, пока еще силы у нее были. Генерал Юань Чжун-хунь разгромил вторгшегося врага, основатель маньчжурского государоства Нурхаци получил в битве рану и скончался. Тогда его сын и преемник Абахай (Хуан Тай-цзи) изменил направление удара — на Корею. Тоже ослабленную внутренними дрязгами. Там шла борьба партий, “западной” и “северной”, которые, в свою очередь, делились и почковались. Сперва одолела “большая северная” партия, ее ставленник князь Кванхэ репрессировал противников, в том числе своих братьев и мачеху. Потом его свергли, на престол сел Инчжо из “западной” партии. Пошли казни и ссылки “северных”. Против Иньчжо поднял мятеж Ли Гваль (хотя тоже был из “западной” партии), но потерпел поражение, опять покатились головы. Ну а тут вторглась 30-тысячная маньчжурская армия. Один за другим пали города Нынхансан, Анчжу, Пхеньян, Хванчжу, Пхенсан. Князь Инчжо бежал на остров Канхвадо и согласился на мир — на условиях, что Корея выплатит дань и будет соблюдать нейтралитет в маньчжурско-китайской войне.

Глубокий кризис охватил и индийскую империю Великих Моголов. Падишах Джахангир ни мудростью, ни доблестью отца Акбара он не обладал. Целиком попал под каблук вздорной и деспотичной женушки, персиянки Нур Джахан, которая диктовала ему государственную политику, сама казнила и миловала. Завоевательные походы Джахангир свернул, погряз в удовольствиях, пристрастившись к вину и опиуму. Вел пышное строительство, окружал себя поэтами, танцовщицами, художниками. Но все это требовало денег, и падишах ввел систему откупа налогов. Откупщик платил вперед, а потом собирал налог с изрядными процентами в свою пользу. Что вело к разрушению сельского хозяйства. Средств все равно не хватало, и с подачи супруги Джахангир решил взимать часть доходов с земель, розданных феодалам. Чем сразу нажил массу врагов. Начались заговоры и мятежи. Сперва восстал его сын Хусру. Бунт жестоко подавили, но вспыхнул мятеж Усман-хана в Бенгалии, который не могли усмирить 8 лет. А в 1627 г. поднял восстание сын Джахангира Шах-Джахан. Одолел отца, тот бежал в Афганистан, где и умер. Трон достался Шах-Джахану.

К борьбе за “передел мира” в данный период подключилась еще одна держава — Франция. Ришелье, придя к власти, обратил внимание на плачевное состояние флота. Как показала инспекция, в Бресте от портовых складов остались лишь стены, а пушки были негодными. В Касси гарнизон форта состоял из 1 сторожа с 2 фальконетами (1 неисправен), а в Тулоне — из “добряка-начальника”, которому 20 лет не платили жалования, его жены и слуги. Другие порты тоже были в запустении или использовались “джентльменами удачи”. В Кане французские пираты, нанятые испанцами или англичанами, охотились за французскими же кораблями. Впрочем, и голландцы, даже будучи союзниками, заметив французское судно, нападали без колебаний. Военного флота не существовало, большинство французских моряков служили на иностранных судах. Торговлю французской солью и вином на Балтийском и Северном морях монополизировали голландцы. В Средиземном было еще хуже.

Североафриканские турецкие пашалыки, Тунис, Алжир и Триполитания, вели себя обособленно от Стамбула. Паши играли роль скорее послов султана, чем властителей, всей политикой заправляли местные беи и диваны (советы) янычар. А основой этой политики было пиратство. И хотя Франция являлась союзницей Турции, алжирцам и тунисцам было на это глубоко плевать. Они нападали на ее суда, высаживались на незащищенные берега Прованса, увозя жителей. Потому что в Северной Африке огромным весом обладали работорговые компании, еврейские и мусульманские. Зачастую они и финансировали пиратские рейды, велась настоящая охота за рабами. По подсчетам хрониста о. Дана в Алжире при населении 100 тыс. чел. единовременно находилось 25–30 тыс. рабов и 8 тыс. пленников, перешедших в ислам. Существовали организации, выкупавшие рабов — таким посредничеством занимались монахи, францисканцы и доминиканцы. Но они выкупали только католиков, протестантов брать отказывались, даже если их предлагали “в нагрузку”. Впрочем, в Северной Африке активно действовали конторы многих европейских купцов: голландцев, англичан, итальянцев. Как правило, они работали в тесном контакте не с мусульманскими, а с еврейскими компаниями, которые тоже специализировались на посредничестве. Европейцы через них скупали награбленное и продавали пиратам порох, оружие, корабельные снасти. И больше всех страдала при этом Франция.

Ришелье решил исправить положение. Он принял пост главного управляющего коммерции и навигации, начали восстанавливаться порты и укрепления, строиться корабли. Кардинал активизировал французскую заокеанскую политику — он полагал, что иметь колонии требуется для престижа державы. Под его покровительством была создана компания по заселению Карибских островов Сен-Китс (Сен-Кристоф), Барбадоса, Гваделупы, Мартиники. Ришелье сам стал пайщиком, выделил корабль. Предполагалось ввезти рабов из Сенегала, организовать на островах производство сахара. Как и в Англии, с наведением порядка в портах Атлантического побережья в Новый Свет стали перебираться французские пираты. Селились на Сен-Китс, оттуда “самостийно” проникли на о. Тортуга. Кардинал реанимировал и начинание Генриха IV по освоению Канады и Акадии, и возникла компания Новой Франции, которой предоставили 2 корабля и земли “от Флориды на юге до Арктического круга на севере, и от Ньюфаундленда на востоке до Великих Озер на западе” с правом монопольной торговли на 15 лет. Всем, кто пожелал бы ехать в Америку, давались серьезные привилегии и льготы.

Кардинал провел ряд законов, призванных стимулировать французское предпринимательство и мореходство. Дворянам было разрешено заниматься торговлей без потери своего социального статуса. Морякам запрещалось поступать на иностранные суда. Вводились ограничения на импорт, на транзит через зарубежные фирмы. Но… все подобные шаги опять перечеркнула чисто французская специфика. Чиновники, заседавшие в парламентах приморских провинций, получали свою долю от пошлин с ввоза товаров, взятки от иностранцев, и все эти парламенты отказались зарегистрировать протекционистские законы. И как раз там, где такие законы были нужны, они не были введены в действие. Национальную торговлю удалось наладить только с Левантом, когда приструнили африканских пиратов. Но оттуда ввозились лишь предметы роскоши, и не за товары, которых у Франции не было, а за деньги, вызывая их отток из страны. Ришелье говорил, что это “плохая торговля”, но если ее вести через иностранцев, будет еще хуже.

А в колонии французы ехали неохотно. Они традиционно тяготели к Парижу, к королевскому двору — только там во Франции делалась карьера, раздавались подачки и выгоды. И в отличие англичан, устраивавшихся в Америке капитально, французы отправлялись туда на время, чтобы заработать на меховой торговле, вернуться домой и купить чиновничьи должности. Квебек оставался поселком, где жило 107 чел. На привозных продуктах — если корабль из метрополии задержвался, голодали. И все это сказалось в ходе войны с Англией. В то самое время, когда флот Бекингема опозорился у Ла-Рошели, в Америке произошло обратное. В британских колониях насчитывалось уже 20 тыс. жителей, они были лучше организованы. Джервейз Керк создал частную антифранцузскую компанию со своей флотилией, в 1628 г. разрушил поселения на р. Св. Лаврентия, захватил корабли и товары французской компании и разорил Квебек.

В американских водах продолжала пиратство и голландская Вест-Индская компания. В 1628 г. ее главнокомандующему Питу Хейну выпала редкая удача. Возле главной испанской базы, Гаваны, где голландцев никто не ждал, они вдруг напали на “серебряную эскадру”, перевозившую годовую добычу драгоценных металлов, и захватили 9 кораблей. Это немедленно сказалось на ходе Тридцатилетней войны. В Европе упали акции испанских банков, Мадриду оказалось нечем платить солдатам. Задним умом стали укреплять береговую охрану, менять сроки и пути следования конвоев. Нидерланды расширяли влияние и в Индонезии. Их Батавия формально находилась на земле султаната Матарама, и султан Агунг осадил ее, пытаясь вернуть свою собственность. Но с сильной крепостью ничего не смог сделать, и его неудача лишь укрепила авторитет захватчиков. А султан Аче Искандер Муд в 1629 г. потерпел сокрушительное поражение при попытке захватить Малакку. И заключил с голландцами союз, предоставив им за это право 4 года свободно и беспошлинно торговать в его владениях. Нетрудно понять, что четырехлетняя привилегия автоматически превратилась в бессрочную.

Если пахло наживой, нидерландцы и друг с другом не церемонились. Облик этих “цивилизаторов” красноречиво характеризует история, ставшая потом прототипом легенды о “летучем голландце”. Крупнейшее судно Ост-Индской компании “Батавия” в 1629 г. отчалило из Амстердама, имея на борту важные грузы, 200 тыс. гульденов и 600 пассажиров и команды — в колонии ехал отряд солдат, чиновники, купцы, их семьи. Руководил экспедицией фактор Пелсерт. В океане его свалила лихорадка, и капитан судна Якобс с помощником Корнелисом соблазнились завладеть огромной суммой. Решили взбунтовать команду и угнать “Батавию”. В качестве повода для возмущения знатную красавицу Лукрецию Янс, ехавшую к мужу, объявили ведьмой. Выволокли на палубу, хором изнасиловали, вымазали дегтем, но надолго затянулся спор, сразу ее утопить или сперва изрезать бритвой. А больной Пелсерт узнал о случившемся, успел сорганизовать солдат, разогнал бунтовщиков и арестовал главарей. Однако налетела буря, обезглавленная команда не справилась с управлением, и “Батавия” налетела на рифы. Высадились на необитаемом острове. Освобожденные мятежники в суматохе расхватали часть денег и придумали план: Якобс отправится с Пелсертом за помощью, по дороге убьет его и приведет спасательный корабль, а Корнелис с сообщниками будет наготове и захватит его. Но фактор вел себя бдительно, взял с собой в шлюпку нескольких солдат, а вскоре встретили судно “Саардам”, доставившее их в Батавию. Это же судно генерал-губернатор отправил за потерпевшими крушение.

А пока Пелсерт плавал туда-сюда, Корнелис провозгласил себя “императором” и принялся истреблять всех “лишних”. Для них изобретали казни одну страшнее другой, заставляли убивать друг друга, трем мальчикам приказали бороться в воде — кто утопит остальных, останется жить. Беременную принудили валяться в ногах и молить о пощаде, а потом вскрыли живот. Устраивали охоты на людей, выпуская их заросли. В итоге из 500 пассажиров уцелели лишь 40 мальчиков и дам (в том числе Лукреция Янс), используемых для сексуальных надобностей. Оставили в живых и священника, требуя от него служб и проповедей, хотя его старшую дочь зачислили в наложницы, а жену и трех младших после надругательств умертвили. 30 солдат спаслись, перебравшись на соседний островок, они и предупредили появившийся “Саардам” о происходящем. Извергов захватили, 8 чел. повесили, 2 высадили в Австралии — они-то и стали первыми европейцами на этом континенте. Для остальных ограничились телесными наказаниями — пороли, протаскивали под килем. Но в Батавии генерал-губернатор ужесточил приговор. Всех взрослых бандитов вздернули, а несовершеннолетним юнгам велели кидать жребий — кому на виселицу, а кому получить 200 плетей (что тоже было смертельно).

Англичане, погромив Канаду, еще больше укрепили позиции в Америке. У французов они отобрали Акадию, которая стала Новой Шотландией, а Квебек вернули, но на его месте остались только развалины. Эмигрантский Массачусетс стал процветающей колонией. Осваивались Британская Каролина, Багамы, Нью-Хэмпшир. Но заселяли Новый Свет не только беженцы-протестанты. Мэриленд и часть Делавэра Карл I широким жестом подарил своему любимцу лорду Балтимору — в качестве “частной” колонии, предоставив ему права объявлять войну, судить, жаловать титулы вассалам и “подданным”. Если первые переселенцы волей неволей должны были поддерживать приемлемые отношения с индейцами, то по мере роста колоний “бледнолицые” наглели, теснили местных жителей, и война с французами сменилась первой большой войной с индейцами, продолжавшейся 5 лет.

А в самой Англии углублялся внутренний разлад. Кстати, Карл I был далеко не худшим монархом по сравнению с предшественниками. Не отправлял на плаху всех неугодных, как Генрих VIII или Елизавета, не устраивал охоты на ведьм, как Яков. Был человеком мягким, не раз выражал готовность пойти на компромисс с оппозицией. В 1629 г. он созвал третий парламент — предмета прошлых атак, Бекингема, больше не было, и король надеялся, что теперь ничто не помешает договориться. Но уже полным ходом шел тот же процесс, что прежде в Голландии. Разжиревшие олигархи рвались к власти. И как раз из них состояла палата общин (по оценкам специалистов ее депутаты были в среднем втрое богаче пэров). Даже контроль над законодательством и бюджетом их уже не устраивали, хотелось большего.

Идеологическим знаменем оппозиции стал кальвинизм. Ведь согласитесь, что бороться под лозунгами собственной наживы и всевластия не совсем удобно. А кальвинизм с идеей “богоизбранности” богатых придавал таким устремлениям солидную религиозную основу. Британские пуритане ратовали за удешевление церкви. Выступали против икон, алтарей, музыки, крестного знамения, коленопреклонения. Церковные обряды называли “идолопоклонством” и требовали заменить епископов синодами пресвитеров, избираемых паствой. Конечно, из тех же самых самых “избранных”. И этим пресвитерам должен был подчиняться сам король. От французских гугенотов пуритане переняли теории “общественного договора” между властью и народом (т. е. “избранными”). О том, что народ обязан бунтовать, если властитель превратился в “тирана” (не идет на поводу у “избранных”). В Англии эти теории разрабатывали Покет, Спенсер, Бьюкенен, Паркер, Мильтон.

Поднимался лозунг “свободы совести” — но понимавшейся весьма однобоко. Когда Карл I разрешил католические богослужения жене-француженке и иноземным послам, “общественность” объявила это “реставрацией папизма” и подняла такой вой, что королю пришлось не только отменить разрешение, но и выслать на родину католическую свиту супруги. А попытка договориться с парламентом провалилась. Депутаты восприняли ее как признание королем своей слабости и решили совсем сесть ему на шею, выдвинув ультиматум. Что дадут субсидии, если король утвердит “Прошение о правах” с обязательствами не взимать податей без согласия парламента, не заключать по собственному решению в тюрьму видных граждан, не вводить военных судов.

Правда, как это характерно для политиков подобного сорта, парламентарии больше думали о собственных выгодах. И лидер оппозиции Уэнтфорт переметнулся на сторону Карла — сообразив, что оказав помощь в кризисной ситуации, он может занять вакантное место Бекингема. По его совету Карл сперва согласился подписать “Прошение”, но, получив субсидии, распустил парламент. Депутаты проявили неповиновение, силой удержали спикера (без которого заседание было незаконным) — и прежде чем их разогнали, напринимали кучу законов. Постановили: кто вносит “папистские” новшества в англиканскую церковь — враг королевства; кто советует королю взимать пошлины без согласия парламента — враг королевства; а кто платит неутвержденные парламентом налоги — предатель свобод Англии. После такого демарша самых активных из них Карл посадил и решил править вообще без парламента.

Опорой его стали новый фаворит Уэнтфорт — превратившийся в графа Стаффорда, архиепископ Кентерберийский Уильям Лод и наместник в Ирландии Вентворт. Но при этом монарх… остался без денег. И чтобы раздобыть их, придумывались самые разные способы вплоть до пиратства. Под предлогом войны с Испанией король отправил корабль “Морской конек” в Красное море. Якобы с целью захватывать испанские суда. Которых в Красном море ну никак не могло встретиться. И “Морской конек” принялся грабить арабов и индусов. Индийские власти в Сурате особой разницы между английским королем и английской Ост-Индской компанией не видели и выкатили ей внушительный счет, угрожая прикрыть лавочку. Вскоре Портер, постельничий Карла I, организовал экспедицию из 2 кораблей. Один затонул, другой захватил суда, принадлежавшие Великому Моголу. Ост-Индская компания, чтобы снова не расплачиваться, послала против корсара свой корабль “Лебедь”. Пираты после боя выкинули белый флаг, но вернуть награбленное отказались и увезли в Лондон, где дело благополучно замяли.

Единственными европейскими “хозяевами” в Африке пока оставались португальцы. Их чрезвычайно привлекали золотые, медные и железные месторождения, расположенные в империи Розви, восточнее Анголы, их считали “копями царя Соломона”. Но это государство противостояло чужеземцам, не пуская их к себе. Португальцы были упорны, постепенно приближаясь к “африканскому Эльдорадо” опорными пунктами — были построены крепости Сене, Тете. А царя Розви Татси Русере с юга теснила династия Чингамире, правившая в Зимбабве. В результате он стал обращаться к европейцам за помощью. Допустил их миссионеров, а потом согласился отдать в концессию рудники. Португальцы его надули — обещанной за это компенсации царь так и не дождался. Потеряв терпение, Татси Русере начал войну с португальцами. Но было поздно. Колонизаторы успели обзавестись “друзьями” среди его подданных вождей и подняли их против царя. Он лишился власти, а государство стало разваливаться. И вождь Мавура, выдвинутый в номинальные цари, подписал в 1629 г. кабальный договор, по которому европейцы получали монопольное право на разработку рудников. Это был первый (но далеко не последний) в истории Африки документ подобного рода.

А вот на восточном берегу Африки португальцам не повезло. Правителем Момбасы они назначили шейха Юсуфа-бен-Ахмеда, принявшего крещение под именем Иеронима. В 1630 г. он зашел со свитой в гости к коменданту, напал вдруг на него, отобрал ключи от крепости, снял часовых и подал сигнал к восстанию. Из европейцев сохранили жизнь лишь тем, кто согласился перейти в ислам. Несколько человек бежали на о. Пате и оттуда дали знать о случившемся вице-королю в Гоа. Пришла эскадра де Мора, но повстанцы отбили ее артогнем. А когда португальцы прислали более крупные силы, правитель и население сожгли город и ушли вглубь материка. Европейцы возвратили крепость, но покоя им больше не было. Юсуф-бен-Ахмед установил связи с турецким султаном, получал от него помощь и совершал набеги на побережье.

В других районах Африки кипели свои странсти. Усилилось королевство Лунда, основанное народами банту на территории современного Заира, покорило ряд соседних племен от Восточной Анголы до Северо-Западной Замбии, обложило данью княжества Мвата-Ямбо, Бемба, Каземба, Касанже. А древнее царство Мали пало — в 1630 г. восстали племена фульбе и бомбара, осадили столицу, последний царь Магаи бежал, и государство прекратило существование. Ну а Эфиопии дружба с португальцами тоже не пошла впрок. Полвека она была, вроде, выгодной. Императоры покупали артиллерию, что позволяло горцам-христианам подавлять восстания равнинных мусульман и одерживать победы над соседними исламскими народами. Но эфиопское коптское христианство было для католиков столь же “ненастоящим”, как православие. И “в нагрузку” к пушкам прибывали миссионеры-иезуиты. Возник такой же план, как относительно России — преклонить под стопу папы монарха, а через него весь народ. В чем иезуиты и преуспели. Император Социн перешел в католичество.

Обернулось это бедой. Когда он стал прижимать национальную церковь, требуя унии, и склонять к перемене религии подданных, они взбунтовались, и сын Василид вынудил отца отречься от престола. Но и свержение императора многим не понравилось. Против Василида выступили оппозиционные группировки. А междоусобицами воспользовались соседи и подданные-мусульмане. Империя распалась на части, воюющие друг с другом. Причем враждовали жестоко. Эфиопские рисунки и миниатюры живописуют, как перед правителями, восседающими на тронах, палачи выстраивают на коленях десятки нагих мужчин и женщин и лихо сносят им головы кривыми мечами. Тысячи людей продавались в рабство — Эфиопия наряду с Крымом и африканскими пиратами стала одним из главных поставшиков рабов в Османскую империю.

Тем временем в Китае положение ухудшалось. Война с маньчжурами требовала денег. Но чиновная и придворная верхушка, окружавшая императора Чжу Ю-цзяня (Сыцзуна) вовсе не спешила отказываться от строительства роскошных дворцов и прочих удовольствий. Налоги, и без того тяжелые, за 10 лет выросли на 50 %. Мало того, из-за возросших затрат и казнокрадства страна оказалась не в состоянии поддерживать и ремонтировать грандиозные ирригационные системы, считали — как-нибудь продержатся до лучших времен. Однако внезапно грянула полоса стихийных бедствий. Наводнения разрушили дамбы, плотины и каналы. А потом ударила засуха… Никакой помощи пострадавшие районы не получили. В северных провинциях начался голод, доходило до людоедства, половина населения вымерла или ушла куда глаза глядят.

Стихийная катастрофа дополнилась военной. Абахай совершил глубокий рейд через Внутреннюю Монголию — обойдя таким образом и стоявшие по границе войска и голодные области, и впервые маньжуры вторглись в Центральный Китай. Грабя, убивая, угоняя скот и пленных, подступили к Пекину. На помощь столице подоспела пограничная армия Юань Чжун-хуня, побила пришельцев и заставила убраться. Зато китайское крестьянство выпавших на его долю перегрузок уже не выдержало. В провинции Шэньси, наиболее пострадавшей от засухи, вспыхнуло восстание. Выдвинулись вожди — Гао Ин-сян, Чжан Сянь-чжун, Ли Цзы-чэн, Ван Цзи-ин. Сперва они действовали отдельными отрядами, истребляли чиновников и знать, грабили поместья, государственные амбары и склады.

Но правительственные войска ушли против маньчжуров, и отряды беспрепятственно росли, объединялись в большие армии. В 1631 г. они заняли Шаньси. Полководцам императора пришлось сражаться на два фронта — в 1632 г. последовало новое вторжение Абахая. И лишь в следующем году, отразив маньчжуров, удалось разгромить повстанцев, погиб один из их лидеров Ван Цзи-ин. Пошли жестокие расправы. Но уцелевшие крестьянские ополченцы, разбившись на мелкие отряды, растеклись по еще не затронутым мятежом провинциям — Хэнань, Хэбей, Хубей, Сычуань. А окончательно уничтожить их не получилось из-за очередного нападения маньчжуров. Пока еще их набеги удавалось отражать, но они приносили колоссальный урон, только в один из своих рейдов Абахай увел в рабство 220 тыс. чел. и угнал 550 тыс. голов скота. Империя Мин затрещала по швам.

 Продолжение следует

Взрывы в торговых центрах и отделениях банков: пенсионеры под давлением украинских мошенников осуществили серию мини-диверсий в Москве и Санкт-Петербурге

Актуальность вопроса о работе украинских мошенников, которые заставляют россиян совершать диверсионные акты, сегодня получила очередное подтверждение. В Москве и Санкт-Петербурге прогремели нескол...