Это сейчас мы можем с лёгкость нажать пару кнопок и оказаться среди океана любимой музыки. Кажется, жизнь меломана ещё никогда не была такой комфортной и беззаботной. А раньше? Раньше было просто по-другому. Нам сложно представить, но отголоски прошлого иногда всё же добираются до эры технологий, пусть даже и в виде таких нелепых фраз, значение которых уже давно потеряло былую актуальность. «Родину продашь!» ― по инерции завершая фразу, говорит нам голос целого поколения. О «музыке толстых» и не совсем, о Родине, ценителях джаза и тех, кто играл его вчера, сегодня и наверняка будет играть завтра, мы бы хотели рассказать поподробнее.
Не услышав в джазе ничего, кроме «оскорбительного хаоса бешеных звуков» в 1928 году Максим Горький напишет совсем неутешительную статью «О музыке толстых». «Нечеловеческий бас ревёт английские слова, оглушает какая-то дикая труба, напоминая крики обозлённого верблюда, грохочет барабан, верещит скверненькая дудочка, раздирая уши, крякает и гнусаво гудит саксофон…», ― именно так писатель воспринял джазовую музыку. Печально сознавать, но и сегодня джаз вызывает похожие ассоциации в умах общества. Разница лишь в том, что теперь эта музыка приобрела ещё парочку штампов ― «старьё», «олдскул»… Для одних джаз ― это что-то из эпохи пластиночных проигрывателей и кружевных занавесок. Другие же по-прежнему ассоциируют его с кучкой собравшихся музыкантов, где каждый играет что-то своё, и весь этот процесс сопровождается неистовой экспрессией. Неизменным остаётся одно ― факт существования джаза и тех, кто посвящал и посвящает жизнь этому искусству. В России джаз имел особую историю развития. Мы же в частности поговорим о джазе в Ленинграде и Петербурге ― заглянем в окно старого дома из нынешней жизни. Главное, не пройти мимо.
Развитие джазовой музыки в Ленинграде происходило в несколько этапов. Постепенно созревая, этот «плод» человеческих судеб и их сплетений всё-таки оказался в наших руках, хотя времени потребовалось немало. Леопольд Теплицкий ― условная фигура отсчёта джазовой истории в Ленинграде. Выпускник дирижерско-хорового факультета Ленинградской консерватории в 1926 году уезжает в Америку. На вопрос, с какой целью советский музыкант отправился на другой континент, история даёт смутные пояснения. Одна из версий гласит, что сам Луначарский просил Теплицкого ознакомиться с джазом, чтобы потом развивать это искусство в СССР. Для «командировки» была выбрана Филадельфия, именно в этом городе родился Сэм Вудинг (один из первых джазовых пианистов ― прим. Ред.), музыкант, с которым Луначарский был знаком лично. По возвращении на Родину, Теплицкий решает собрать свой бэнд «Первый концертный джаз-банд», который уже 28 апреля 1927 выступает в зале Академической капеллы. Репертуар новосозданного коллектива в основном состоял из фокстротов, а также джазовых аранжировок известных в то время композиций. «Программы новейшей американской музыки», ― так обозначали репертуар джаз-банда Теплицкого в афишах. Но ни реклама, ни многообещающие заголовки газет не могли скрыть разочарование зрителей. Дело в том, что коллектив состоял из академических музыкантов, знавших совсем другую манеру исполнения. Привыкшие к залам филармоний, они с точностью исполняли партитуры и придерживались уже знакомых традиций: фраки, бабочки, выправка…Оркестр распался буквально через пару месяцев, а Теплицкий продолжил работать в академической сфере ― возглавил один из симфонических оркестров. После же ― был сослан на Север. Была ли причиной ссылки его командировка на родину джаза или решающую роль сыграли контакты с представителями этой музыки ― остаётся загадкой. Так закончилась история «первого концертного джаз-бэнда» с СССР.
В дальнейшем попыток организации джазовых коллективов предпринималось немало. Долгие годы самым джазовым коллективом в Ленинграде считался оркестр Якова Скоморовского, озвучивший такие легендарные ленты, как «Цирк», «Волга-Волга», «Вратарь». В 1936 году в Ленинграде возникает ещё один джаз-оркестр под руководством трубача Алексея Владимировича Семёнова. В это время бэнд много выступает и гастролирует. В результате появляется фокстрот «Ради меня», который считается одной из лучших записей бэнда. В 30-е годы джаз игрался повсеместно ― в кинотеатрах, и ресторанах, на квартирниках и открытых концертах. Тем не менее, уже десятилетием позже проявление любви к джазу было идеологически формализовано как «идолопоклонничество перед западом», «буржуазная жизнь». Тем не менее, судьбоносным периодом в становлении этой музыки являются послевоенные годы, когда с экранов зазвучала музыка Гершвина и Коула Портера, дополняя красивые кадры трофейных фильмов. Но вскоре опустился «железный занавес» и о джазе в его полном понимании не могло быть и речи. Сцену заняли эстрадные коллективы, исполняющие советский репертуар, и наиболее ярким примером служил оркестр Утёсова, к тому времени достигший пика своей популярности. На долгие годы джаз ушёл в подполье.
Можно было бы с упоением рассказывать о закрытых встречах и вечерах, которые в 50-е годы были скорее нормой для ценителей джазовой музыки. Но, пожалуй, поворотной датой во всей истории джаза в Ленинграде можно считать 1958 год, когда в городе появляется первый джаз-клуб «Д-58». В сентябре 1958 дворец культуры им. Горького стал местом, на которое возлагали свои надежды все, кому была не безразлична джазовая музыка.
Но, наверное, история развития джазовой музыки в Ленинграде не была бы полной ещё без двух ярких событий ― создание джаз-клуба «Квадрат», открытие Государственной филармонии джазовой музыки. 31 января 1965 на базе клуба молодёжи Дворца культуры им. Ленсовета проходит первая лекция о джазе. В дальнейшем секция, где проходили подобные мероприятия, будет названа джаз-клубом «Квадрат», президентом которого станет Натан Лейтес. Во многом, именно благодаря клубу начнёт приживаться культура проведения джазовых фестивалей. Впрочем, достижением был и выпуск бюллетеня «Квадрат», где большое внимание уделялось отечественной «джазовой» жизни, не говоря уже об эссе, посвящённых джазу как таковому. Джазовые пароходы ― ещё одна неизменная традиция, идущая от джаз-клуба. Звучащий на палубе джаз, пожалуй, всегда привлекал внимание публики. Из года в год «Квадрат» заказывает небольшие речные теплоходы, где можно услышать всё ― от диксиленда до бибопа. Сегодня джаз-клуб «Квадрат» располагается на площадке Филармонии джазовой музыки, и каждый вторник по традиции проводятся джем-сейшены.
«Филармония Джазовой музыки имеет огромное значение для города, потому что нигде больше нет подобных бюджетных учреждений. Городу повезло, и теперь это учреждение уже не закрыть, даже если бы хотели» ― так Владимир Фейертаг ― известный джазовый критик, музыковед, обозначает статус единственного государственного джазового учреждения. В 1989 году не имевший популярности кинотеатр «Правда» на Загородном проспекте превращается в городской джазовый центр. Давид Голощёкин ― основатель центра, экспериментирует с названием, но в итоге всё сводится к лаконичному «Jazz Philharmonic Hall» или Филармония джазовой музыки. Постоянную работу получили сразу два коллектива: Ленинградский диксиленд и Ансамбль джазовой музыки Голощёкина, а сам Давид Семёнович стал для многих жителей города олицетворением ленинградского джаза. Мультиинструменталист, «отец-основатель» Джазовой филармонии, Давид Голощёкин собирает залы не только в родном городе, но и по всей России, в очередной раз доказывая, что джаз ― искусство, которое заслуживает внимания публики. 1 января 2016 года Санкт-Петербургской Государственной Филармонии джазовой музыки исполнилось 27 лет. Филармония по признанию критиков и музыкантов сегодня входит в элиту лучших джазовых клубов мира и является центром джазовой жизни Санкт-Петербурга.
История показала, что сегодня джаз играют профессионалы, мастера своего дела. Они преданы музыке и, вроде бы никто из них не собирается продавать Родину. А это лишь значит, что джаз продолжает жить и развиваться в нашей стране уже не как музыка «толстых», а как искусство, где есть свои легенды и своя история.
Текст: Аполлинария Корягина
Оценил 1 человек
1 кармы